Рабочая программа по предмету «Музыка» УМК "Школа 2100" 2 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (2 класс) по теме
Программа адресована учащимся 1 -4 классов общеобразовательных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 29.64 КБ |
kalendarno-tematicheskoe_planirovanie.docx | 27.8 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1. Роль и место дисциплины | Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. |
2. Адресат | Программа адресована учащимся 1 -4 классов общеобразовательных школ |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа по музыке разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009 г.), программы Л. В. Школяр, В. О. Усачёвой «Музыка» (Образовательная система «Школа 2100»), приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.12.2008 года № 379 (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2009/2010 учебный год). Логика изложения и содержание программы полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по музыке. |
4. Планируемые результаты образования | Разделы: 1 класса «Как можно услышать музыку» представлен 8-ю тематическими блоками; 2 класса «Три кита в музыке – песня, танец, марш», «О чём говорит музыка», «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь»; 3 класса «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки», « Построение (формы) музыки»; 4 класса «Музыка моего народа», « Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» научат обучающихся: • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности; • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России; • воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального (в пении, слове, движении и др.) и народного творчества (в песнях, играх, действах). • соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний; • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки; • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, импровизация и др.); • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов. |
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета | Личностными результатами изучения музыки являются:
Предметными результатами изучения музыки являются:
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
|
6. Целевая установка | Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
|
7. Общая характеристика учебного предмета | Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни. В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. Школьники учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности. Учащиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов. Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации, понимать выразительность и изобразительность в музыке, песенность, танцевальность, маршевость. В процессе изучения предмета осуществляется знакомство с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами, различными составами оркестров (народных инструментов, симфонический, духовой), певческими голосами (детские, женские, мужские), хорами (детский, женский, мужской, смешанный). Обучающиеся получают представление о музыкальной жизни страны, государственной музыкальной символике, музыкальных традициях родного края. Ученики приобретают начальный опыт музыкально-творческой деятельности в процессе слушания музыки, пения и инструментального музицирования, музыкально-пластического движения и драматизации музыкальных произведений. В ходе обучения у школьников формируется личностно окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности. Осуществляется знакомство с произведениями выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский_Корсаков, С.В. Рахманинов, С.С. Прокофьев, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, И.С. Бах, В._А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шопен, Р. Шуман, Э. Григ), сочинениями современных композиторов для детей. Школьники овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками, самостоятельно осуществляют поиск исполнительских средств выразительности для воплощения музыкальных образов в процессе разучивания и исполнения произведений, вокальных импровизаций, приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией на нотную запись. В процессе индивидуального и коллективного музицирования на элементарных музыкальных инструментах идет накопление опыта творческой деятельности: дети разучивают и исполняют произведения, сочиняют мелодии и ритмический аккомпанемент, подбирают по слуху, импровизируют. Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами, осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций, в том числе танцевальных. Учащиеся участвуют в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценируют песни, танцы, создают декорации и костюмы, выражают образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства (декоративно-прикладное творчество, рисунок). В результате освоения предметного содержания курса у школьников накапливаются музыкально-слуховые представления об интонационной природе музыки, обогащается эмоционально-духовная сфера, формируется умение решать учебные, музыкально-творческие задачи. В процессе работы над музыкально-исполнительским замыслом у детей развиваются музыкальная память и воображение, образное и ассоциативное мышление, способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, воспитывается художественный вкус. В ходе обучения музыке школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. |
8. Основные содержательные линии курса | 1. «Как можно услышать музыку» 2. «Три кита в музыке – песня, танец, марш», «О чём говорит музыка», «Куда ведут нас «три кита», «Что такое музыкальная речь»; 3. «Песня, танец и марш перерастают в песенность, танцевальность и маршевость», «Интонация», « Развитие музыки», « Построение (формы) музыки»; 4. «Музыка моего народа», « Между музыкой моего народа и музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» |
9. Содержание учебной программы | Учебный материал 1-го класса знакомит с детским музыкальным фольклором (колыбельная песня, загадки, пословицы, народные игры). Это позволяет естественно вводить учащихся в более сложные художественные явления, например, былину, сказочные фрагменты опер («Руслан и Людмила» М.И. Глинки). Учебный материал 2-го класса раскрывает содержание музыкального искусства через темы «О чём говорит музыка», «Какую роль играет музыка в жизни человека», «Что музыка может выражать (характер, настроение, эмоции) и изображать (движение, покой)». Пониманию единства мысли, речи, характера человека послужит представленная в учебнике «Галерея» портретов русских людей, написанных художниками-передвижниками. Учебный материал 3-го класса играет кульминационную роль, поскольку вводит учащихся в искусство через закономерности музыки. Они получают представление об интонации как носителе смысла музыки, о развитии музыки, о формах её построения и ведущих музыкальных жанрах – от песни, танца, марша до оперы, балета, симфонии, концерта. Учебный материал 4-го класса даёт школьникам представление о композиторской и народной музыке, о музыке народов России, ближнего и дальнего зарубежья. В учебнике найден «ключ» для выявления национальных особенностей, характерных черт музыки того или иного народа (через тождество и контраст, сравнение, сопоставление уклада жизни, природы и пр.). Учебный материал структурирован в соответствии с содержанием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности. |
10. Формы организации учебного процесса |
работа, работа в парах |
11. Итоговый контроль |
|
12. Организация внеурочной деятельности | Внеурочная деятельность направлена на расширение и углубление музыкальной культуры учащихся начальной школы и предполагает такие направления: участие в кружковой работе, проектную деятельность |
13. Материально – техническое обеспечение | Печатные пособия
Экранно-звуковые пособия
|
14. Библиографический список | 1. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 1кл. М.: Баласс, 2011. 2. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 2кл. М.: Баласс, 2011. 3. В. О. Усачёва, Л. В. Школяр. Музыка. Учебник. 3кл. М.: Баласс, 2012. |
|
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
по музыке 2 класс, 34 часа
УМК «Школа 2100»
Учебник: «Музыка.» М.: Баласс, 2011.
Авторы: В. О. Усачёва, Л. В. Школяр.
1час в неделю:
№ п/п | Дата | Раздел, Тема урока (страницы учебника, тетради) | Кол-во часов | №стр | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Виды деятельности | |
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Три кита в музыке – песня, танец, марш. | 9 | Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель». | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | беседа, диалог, импровизации, наблюдение, сравнение, слушание музыки; разучивание песен, пение; игра на детских музыкальных инструментах | |||
1 | Композитор, исполнитель, слушатель | 1 | |||||
2 | Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита») | 1 | Знать/ понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш. Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Уметь: выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. определять и сравнивать характер,настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов | |||
3 | Марш в жизни. Разнообразие маршей | 1 | |||||
4 | Признаки, отличающие разные марши | 1 | |||||
5 | Танец в жизни. Разнообразие танцев | 1 | |||||
6 | Признаки, отличающие разные танцы | 1 | |||||
7 | Песня – главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия | 1 | |||||
8 | Музыкальная символика – гимн России | 1 | |||||
9 | «Киты» встречаются вместе | 1 | |||||
О чём говорит музыка. | 7 | Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок. Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение) Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение | ||||
10 | Музыка выражает настроение и чувства | 1 | |||||
11 | Музыка выражает различные черты характера | 1 | |||||
12 | Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей | 1 | |||||
13 | Музыка изображает различные состояния и картины природы | 1 | |||||
14 | Музыка изображает движение | 1 | |||||
15 | Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке | 1 | |||||
16 | Обобщение по теме «О чём говорит музыка». Знакомство с хоровыми коллективами г. Полярные Зори | 1 | |||||
Куда ведут нас «три кита». | 10 | Знать/ понимать: определение жанров: опер, симфония, концерт, балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов. Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. | ||||
17 | Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку | 1 | |||||
18 | Песня ведёт в оперу | 1 | |||||
19 | Песня ведёт в симфонию | 1 | |||||
20 | Песня ведёт в концерт | 1 | |||||
21 | Танец ведёт в балет | 1 | |||||
22 | Марш ведёт в оперу | 1 | |||||
23 | Марш ведёт в балет | 1 | |||||
24 | «Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят» | 1 | Знать/ понимать: определения: опера, хор, солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый. Уметь: назвать понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров | |||
25 | Профессиональная музыка о родном крае | 1 | Знать/ понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель. Уметь: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации | Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. | |||
26 | Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита» | 1 | |||||
Что такое музыкальная речь. | 8 | Знать/понимать формы построения музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные Уметь: различать формы построения музыкального произведения | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки(одно-, двух- и трёхчастные), Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм Воплощать музыкальное развитие образав собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении | ||||
27 | Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему | 1 | |||||
28 | Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков | 1 | |||||
29 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма | 1 | |||||
30 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма | 1 | |||||
31 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма | 1 | |||||
32 | Выразительные возможности русских народных инструментов | 1 | Знать/ понимать: название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала. Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | |||
33 | Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра | 1 | Знать/ понимать: названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано,скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов. Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания инструментов симфонического оркестра Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | |||
34 | Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы родного края | 1 | Знать/ понимать: что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки | Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Музыка" для 1 класса В.О.Усачевой, Л.В. Школяр
Рабочая программа по музыке для 1 класса по программе Усачевой Школяр...
Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина
Календарно-тематическое планирование по "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...
Рабочая программа по предмету музыка для 2 класса
Рабочая учебная программа по музыке для 2-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго...
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 1 класса
Рабочая программа по предмету «Музыка» для первого класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравстве...
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 2 класса
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Примерной программы н...
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 3 класса
Рабочая программа учебного предмета музыка для 3 -го класса (далее рабочая программа) составлена в соответствии ФГОС на основе примерной программы начального общего образования по музыкальному и...
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 4 класса
Рабочая программа по музыке создана на основе: федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству; примерной программы начального общего образова...