Конспект урока музыки "Звучащие картины"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект пробного урока
по музыке
в 3«А» классе студентки группы 135
ГОАУ СПО АПК
Коноплянко Екатерины Ивановны
Урок будет дан « 17» декабря 2014 года
На уроке 1 2 смены
Начало урока в 13 часов 40 минут
Учитель класса:__________________________
Методист: Швец Галина Николаевна
С конспектом ознакомлен: «_____» ___________ 20_____года
К уроку допущен: «_____» ______________ 20____ года
Тема урока: «Звучащие картины»
Цель:
- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию и пониманию музыкальных произведений, к творчеству, образного мышления и творческих способностей.
Задачи:
- развивать умения творческих способностей учащихся видеть и слышать в понимании жизненного смысла произведения;
- воспитывать интерес и бережное отношение к культурному наследию народа;
- уметь определять и сравнивать характер, настроение, средства выразительности в музыкальном произведении.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее,
Начнём сейчас урок!
Здравствуйте, дети! Меня зовут Екатерина Ивановна. И сегодня я проведу у вас урок музыки.
Тема нашего сегодняшнего урока «Звучащие картины».
- Как вы это понимаете? Глядя на картину можно услышать музыку, которая добавила бы нам эмоций при общении с изобразительным искусством.
- А где мы с вами можем увидеть картины?
Давайте представим, что мы с вами отправляемся в картинную галерею.
Слайд №1.Картина №1 – Новогодняя ёлка. О чём же вам рассказывает картина?
- А что такое Новый год?
Слайд №2 слова песни «Что такое Новый год?»
Что такое Новый год мы выяснили.
- Почему именно ёлка является символом Нового года? Почему именно ель стала символом Нового года и Рождества? Красивая старинная легенда рассказывает об этом так:
Когда в Вифлееме родился Младенец Иисус, в небе зажглась новая яркая звезда, словно приветствуя чудесный праздник - Рождество. Многие поняли смысл этого чудесного знамения и устремились на свет Вифлеемской звезды: спешили окрестные пастухи и мудрецы-волхвы, жившие далеко на Востоке; птицы и звери, щебеча и мурлыча, тоже устремились к новорождённому со всех концов света. Даже растения принесли младенцу свои подарки. Одни - волшебный аромат, другие - вкусные сочные плоды, третьи - яркие цветы и мягкие листья. Последней пришла Ель - ведь её путь с Севера был очень далёк! Подошла - и скромно встала в сторонке.
«Почему ты не хочешь войти? » - удивились все. «Я бы хотела, - отвечала Ель, - но боюсь, что мне нечем порадовать Младенца Иисуса. Что у меня есть? Только шишки, твёрдые и невкусные. Да ещё смола - такая липкая, что не отдерёшь. Уж лучше я издали посмотрю на малыша, а то ещё ненароком испугаю его или уколю своими иголками» .
И тогда растения поделились с елью своими дарами. Зарумянились на её ветвях шары яблок, зазвенели колокольчики цветов, одуванчики осыпали колючие иголки серебристым мягким пухом. . .
Обрадовалась Ель, осмелела, подошла к младенцу. Увидев красавицу, улыбнулся маленький Иисус. И Вифлеемская звезда ярко вспыхнула прямо над её верхушкой.
С тех пор, говорит легенда, Ель круглый год остаётся зелёной, а раз в году приходит в каждый дом и радует детей и взрослых своим праздничным нарядом. . .Вот такая легенда. Правда, это всего лишь легенда. А как было на самом деле?
Верования предков
В глубокой древности люди одухотворяли природу, верили, что за каждым предметом и явлением стоит сверхъестественное существо - дух. Такие духи обитали в растениях и деревьях. С увяданием природы осенью и особенно зимой духи лесных деревьев - лесовики, лешие, фавны переселялись на время в тёмные тучи или в вечнозелёные ели. Чтобы зимой эти духи не слишком лютовали, не насылали метели и морозы, позволяли успешно поохотиться в лесу, их обязательно нужно было умилостивить, задобрить. Считалось, что особенно расходилась всякая нечисть в самые длинные ночи, во время зимнего солнцестояния. Тогда-то и надо было приносить наиболее щедрые дары вечнозелёным елям, украшать их, совершать около них обряды и произносить заклинания. Именно эти дни стали много позже предрождественскими.
Какими свойствами обладает ель?
- Что посвящали ёлке? – Что клададут под ёлку?
- Что водили вокруг ёлки? – Почему именно хоровод? – Какую форму имел хоровод? Круг.
Однажды, с ёлочкой случилась забавная история: герои сказок так торопились, что перепутались между собой.
Сейчас мы с вами споем песенку и затем вы ответите на вопрос:
герои каких сказок нас удивили, перепутались? Слайд №6. Песня «В лесу родилась ёлочка…» на новый лад.
Итак, картина, картина изображающая ёлку рассказала нам о празднике, который будет совсем скоро, который любят не только дети но и взрослые.
На весёлых детских ёлках
Чудеса блестят в иголках,
И под ёлкой в Новый год
Каждый что-нибудь найдёт,
Надо лишь заранее
Загадать желание!
Итак, Новый год – это праздник зимний.
А в какой сказке все месяцы для того, чтобы помочь девочке набрать подснежников, нарушили законы природы? «12 месяцев». Какой закон был нарушен? Месяца поменялись местами и помогли девочке.
Вот и мы с вами сегодня нарушим законы и попросим Зимушку немного подождать.
- Какое время года мы с вами пригласим? А чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами посмотрим следующую картину.
Слайд №10 Картина из оперы «Снегурочка».
– Кто изображен на картине? - Из какой сказки? Александр Николаевич Островский «Снегурочка».
- Куда хотела Снегурочка попасть? К людям .Кто родители Снегурочки по сказке? мать –Весна, отец-Дед мороз.
Снегурочка – это дитя природы, сердце у неё холодное, мать с отцом её оберегали и не подпускали к людям. Но она хотела жить среди людей, слушать и петь их песни, и любить как все люди.
И вот, родители отпускают Снегурочку жить к людям во время праздника провода зимы и встречи весны.
Композитор Римский-Корсаков написал музыку к этой сказке и назвал своё произведение – опера.
Музыкальной характеристикой в опере является ария. Что такое ария?
Ария – вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, обычно составная часть оперы, соответствующая драматическому монологу.
Сейчас слушаем арию Снегурочки.
Но сначала я даю вам задание: слушайте внимательно и потом, ответьте на вопросы:
- Какой голос поёт?
- Какой вы увидели Снегурочку?
Прослушивание арии Снегурочки. Затем повтор вопросов учащимся:
- Какой голос поёт? Колоратурное сопрано- Какой вы увидели Снегурочку? Всегда ли одинаково звучит ария? Как звучит вначале?
в середине? в конце?
В первой части мелодия светлая, легкая, игривая, грациозная. Снегурочка резвая, шаловливая, ее манят людские песни.
Во второй части мелодия спокойная, напевная. Героиня поет о том, о чем мечтает: какие песни людей она принесет отцу зимой.
В третьей части закрепляется утверждение первой: у людей Снегурочке будет жить интересней. Она будет общаться с подругами, петь песни.
- С помощью какого музыкального инструмента композитор помогает нам почувствовать это? С помощью флейты.
Итак, картина и музыка рассказали нам о Снегурочке как существе неземном, но стремящемся жить с людьми.
А в какой праздник ушла Снегурочка? Что за праздник проводы зимы и встреча весны? - масленица.
В этот праздник пели песни, пекли блины, катались на санях, жгли чучело зимы, пекли ритуальные печенюшки в виде птичек, которые назывались Птушки. Считалось, что они обладают магическим свойством, они были волшебные.
Зазывали весну песнями, которые назывались закличками.
Слайд № 14,15-весна.
Давайте и мы с вами позовем весну песней-закличкой.
Слайд №16. Закличка.
Итак, картина «Снегурочки» рассказала нам об истории, в которую попала героиня в праздник «Масленицы». А мы своей песней приблизили этот день.
Итог:
- Какие картины мы сегодня услышали? новогодняя елка, Снегурочка.
- Как называется опера? Снегурочка
- А кто композитор? Николай Андреевич Римский-Корсаков.
- Какой представилась вам Снегурочка?
- Как называется голос? Колоратурное сопрано.
- Как называется праздник встречи весны? Масленица.
- Как назывались песни, которыми зазывали весну? Заклички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"
План - конспект урока ИЗО "Картина - портрет"...
Конспект урока по картине И.И. Левитана "Золотая осень"
Конспект урока по картине И.И. Левитана "Золотая осень"...
Конспект урока "Икона. Картина.Фреска"
Урок разработан для 4 класса общеобразовательного учреждения. Использован учебник А. В. Бородина "Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс." М.: Рус...
Конспект урока Исторические картины (этюд гуашью) 3 класс
Цели деятельности учителя: Ознакомление с жанром исторической картины; Представление принципов создания исторических картин.Планируемые результатыПредметные:- воспринимать жанр исторической картины;- ...
Конспект урока музыка «Картины, изображающие музыкальные инструменты». (УМК Школа России 3 класс)
Задачи урока:Образовательные:Получение знаний о музыкальном инструменте – скрипка, истории её создания и особенностях звучания; закрепление имеющихся знаний о музыкальных произведени...
Конспект урока изо "Картины исторические и бытовые" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о жанрах бытовых и исторических картинПланируемые результаты:Предметные:Знать: особенности жанра исторической и бытовой картины; известные картины данных...
Конспект урока ИЗО «Картина- особый мир. Картина-пейзаж» (гуашь) (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине-пейзаже, создание условий для развития умения выполнять картину-пейзаж, поддержка творческого отношения к выполнению работы.Планируемые ...