Рабочая программа кружка "Домисолька"
рабочая программа по музыке (2, 3, 4 класс) на тему
Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.Ппрограмма написана для учащихся начального звена (8 - 10 лет) на три года и составлена с учетом требований ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbou.docx | 40.13 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Согласовано Зам. директора ________Т. Б Сафронова «___»________2015 г. | Утверждаю Директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» города Новочебоксарска _______ Е. В. Крупышева «___»__________2015 г. Приказ №____ |
Рабочая программа кружка
«Домисолька»
возраст обучающихся: 8 – 10 лет,
срок реализации : 3 года, 1 год обучения
Разработчик программы:
Смирнова Елена Валентиновна, учитель музыки высшей категории
(Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория)
2015 - 2018 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Домисолька» составлена в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», на основе Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д. Б, Кабалевсго 2006 года издания
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
Введение
Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно привить любовь к музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.
Направленность дополнительной образовательной программы
Художественно-эстетическая – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Новизна
Новизна данной общеобразовательнойпрограммы состоит в том, чтодетям прививается интерес к традициям русской хоровой культуры. Хоровое пение – мощное средство патриотического и нравственного воспитания, поэтому в данной программе важное место занимает тщательный подбор репертуара. Занятия в хоре способствуют развитию определенных черт характера: внимания, усидчивости. Целеустремленности, чувства ответственности. Значимость совместной деятельности, общность целиспособствуют интенстивному развитию личности ребенка.
Хоровое пение положительно влияет на здоровье детей. При овладении вокально - хоровыми навыками используются дыхательные упражнения, мимическая гимнастика, положительно влияющие на здоровье.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелогоруководителя вокально-хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.
Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения: сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность данной программы проявляется в том, что успешное её освоение даёт учащимся возможность дальнейшего продолжения музыкального образования в средних и высших музыкальных учебных заведениях.
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель:
Комплексное эстетическое развитие личности обучающихся посредством изучения основ вокально – хорового искусства, навыков владения певческим голосом.
Задачи:
образовательные:
- сформировать у обучающихся теоретические знания об устройстве голосового аппарата, об охране голоса,
- сформировать представление о композиторах осваиваемых музыкальных
произведений и авторах поэтических текстов, об эпохе, в которой они жили;
- научить детей петь в хоре, слышать себя и других участников коллектива;
- сформировать умение следить за развитием музыкального образа;
развивающие:
- развить вокально-хоровые навыки;
- развить музыкальный слух детей;
- развить эмоциональную отзывчивость на музыку;
- развивать музыкальную память;
- развить музыкально-творческие способности детей;
воспитательные:
- воспитать любовь к музыке, художественно-эстетический вкус;
- воспитать исполнительскую и слушательскую культуру;
- развить в детях творческую активность и самостоятельность.
Данная программа предусматривает использование в репертуаре национально – региональный компонент (Песня «Анне» В. Селиховой)
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Программа адресована подросткам 8 – 10 лет. Занятия проводятся по группам и индивидуально. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группе составляет: 21 человек из 2 - 4 классов.
Репертуар
1. «Выше радуги» муз. Ю. Чернавского сл. Л. Дербенёва
2.«Домовой» муз. К. Костина сл. В. Орлова
3. «Шарики воздушные» муз. и сл. А. Петряшовой
4. «Разукрасим все планеты» гр. Барбарики
5. «Рыжий кот» муз. и сл. А. Петряшовой
6. «Принцесса» муз. и сл. А Петряшевой
7. «Цветик – семицветик» сл. и муз А. Петряшевой
8. «Золотая рыбка» муз. и сл. А. Петряшовой
9. «Мой папа» сл. и муз. А. Ермолова
10. «Ой вставала я ранёшенько» рус. нар. песня
11. «Дигидоша» муз. А. Петрова
12. «Поросенок» муз и сл. А. Петрова
13. «Край родной» муз . Е. Гориной сл. А. Смелиной
Сроки и режим реализации дополнительной образовательной программы
Программа рассчитана на 3 года обучения: 34 часа в год по 1 аккадемическому часу в неделю.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу
Всего за год – 34 занятий
Расписание занятий
Дни недели | Время |
Вторник | 13.30 – 14.30 |
Формы занятий
Групповая, ансамблевая, индивидуальная
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).
Первый год обучения. “ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.
Второй год обучения. “МОГУ КРАСИВО ПЕТЬ УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.
Третий год обучения. “ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.
Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение «по нотам» и не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим движениям, движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.
Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает в незамысловатой работе- игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.
Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но четкая разграниченность не должна отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, это значит, что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг- друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический смысл занятиям вокального кружка. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в вокальной группе, параллельно с изучением нового песенного материала. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается в течение года.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 четверть – 8 недель, 8 часов
№ | Разделы | Кол-во часов | Дата |
| |||
| Организационный момент. Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. | 1 | 8. 09.15 г. |
| Отработка полученных вокальных навыков. | 1 | 15. 09 |
| Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения. | 1 | 22. 09 |
| Дикция. Артикуляция. Сценическая культура и сценический образ. | 1 | 29. 09 |
| Работа над чистотой интонирования. Основы нотной грамоты. | 1 | 6.10 |
| Движения вокалистов под музыку. | 1 | 13. 10 |
| Вокально-хоровая работа. | 1 | 20. 10 |
| Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. | 1 | 27. 10 |
Итого: 8 часов.
Проведено:
Учитель: /Смирнова Е. В. /
2 четверть – 8 недель, 8 часов
1 | Распев. Хоровая манера исполнения. | 1 | 10. 11 |
2 | Звуковедение. Использование певческих навыков. | 1 | 17. 11 |
3 | Гигиена певческого голоса. | 1 | 24. 11 |
4 | Дикция. Вокальные навыки. | 1 |
|
5 | Сценическая культура и сценический образ. | 1 |
|
6 | Распев. Расширение диапазона голоса. | 1 | 15. 12 |
7 | Распевание. Отработка полученных вокальных навыков. | 1 | 22. 12 |
8 | Вокально – хоровая работа в исполнительском мастерстве. | 1 | 29. 12 |
Итого: 8 часов
Проведено:
Учитель: /Смирнова Е. В. /
3 четверть – 11 недель, 11 часов
1 | Распевание. Хоровая манера исполнения. | 1 | 12. 01 |
42 | Звуковедение. Использование певческих навыков. | 1 | 19. 01 |
3 | Работа над чистотой интонирования. | 1 | 26. 01 |
4 | Работа над сценическим образом. | 1 | 2. 02 |
5 | Движения вокалистов под музыку. | 1 |
|
6 | Дикция. Вокальные навыки. | 1 | 16. 02 |
7 | Работа над собственной манерой исполнения. Сценическая культура. | 1 | 23. 02 |
8 | Работа над дыханием. Отработка полученных вокальных навыков. | 1 | 1. 03 |
9 | Вокально-хоровая работа. | 1 | 8. 03 |
10 | Использование элементов ритмики. Сценическая культура. | 1 | 15. 03 |
11 | Хоровая манера исполнения. | 1 | 22. 03 |
Итого: 11 часов
Проведено:
Учитель: /Смирнова Е. В./
4 четверть – 7 недель, 7 часов
11. | Звуковедение. Использование певческих навыков. | 1 | 5. 04 |
22 | Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция. | 1 | 12. 04 |
43. | Работа над чистотой интонирования Работа над сценическим образом. | 1 | 19 .04 |
4 | Вокально-хоровая работа. Использование элементов ритмики. Движения под музыку. | 1 | 26. 04 |
5. | Дикция. Вокальные навыки | 1 | 10. 05 |
6. | Певческая установка. Дыхание. | 1 | 17. 05 |
7 | Обобщение работы. Прогон концертых номеров | 1 | 24. 05 |
Всего: 7 часов
Проведено:
Итого за год: 34 часа
Проведено:
Учитель:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ
- выработать повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в концертной деятельности );
- увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
- проявлять навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложненные вокальные произведения);
- научаться исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
- усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
- участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Планируемые результаты
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему
- правильно и красиво петь,ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
- и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание в пении и своей пластике
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Виды методической продукции:
Сборники песен для младших классов
CD- диски с записями мастеров хорового искусства
Фонограммы детских хоровых коллективов
Виды дидактических материалов
Звуковой - аудиозаписи
Материально-техническое обеспечение программы
Хоровой класс №111
DVD-проигрыватель, фортепиано, баян MP-3
Список использованной литературы
Асафьев Б. О хоровом искусстве.— Л. 1980
Музыка в школе: Журнал, 1983—1988
Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1 /Ред.- сост. Л. Баренбойм. — М., 1978; Вып. II.— М., 1985
Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 —17.— М., 1961—1986
Попов В. Русская народная песня в детском хоре.— М., 1985
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1.— М., 1986
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: Пособие для детских музыкальных школ и школ исскуств.— М., 1988 (Вступительная статья)
Работа с детским хором: Сб. статей/Под ред. В. Соколова.— М., 1981
Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2 (Вступительная статья).—М., 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...