Рабочая программа кружка "Домисолька"
рабочая программа по музыке (2, 3, 4 класс) на тему

Хоровое пение - основа музыкальной культуры русского народа. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.Ппрограмма  написана для учащихся начального звена (8 - 10 лет) на три года  и составлена с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou.docx40.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Согласовано

Зам. директора

________Т. Б Сафронова

                «___»________2015 г.

Утверждаю

 Директора МБОУ

 «Средняя общеобразовательная школа №12»

 города Новочебоксарска

_______ Е. В. Крупышева

«___»__________2015 г.

Приказ №____

Рабочая программа кружка 

«Домисолька»

возраст обучающихся: 8 – 10 лет,

срок реализации : 3 года, 1 год обучения

Разработчик программы:

Смирнова Елена Валентиновна, учитель музыки высшей категории

(Ф.И.О. учителя, предмет, квалификационная категория)

2015 - 2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка «Домисолька» составлена в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», на основе Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, применительно к учебной программе по музыке для общеобразовательных учреждений под руководством Д. Б, Кабалевсго 2006 года издания

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании».
  2. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16).
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
  4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей. (Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).

Введение

         Хоровое пение – основа музыкальной культуры русского народа. Ни один другой вид искусства не может обеспечить такого прямого и доступного пути к сердцу. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Тяга к хоровому пению, как средству самовыражения, известна с древности и заложена у человека на генетическом уровне. Через пение человек выражает свои чувства, мысли, отношение к миру.

        Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Песня – это эффективная форма работы с детьми различного возраста. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность развивать его музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно  привить  любовь к  музыке. Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между урочной и дополнительной музыкальной работой, которая проводится в кружковой работе. Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников  идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому  пению и пению в сольном исполнении, что поможет приобщить ребят к вокальному искусству.

Направленность дополнительной образовательной программы

Художественно-эстетическая – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Новизна

Новизна данной общеобразовательнойпрограммы состоит в том, чтодетям прививается интерес к традициям русской хоровой культуры. Хоровое пение – мощное средство патриотического и нравственного воспитания, поэтому в данной программе важное место занимает тщательный подбор репертуара. Занятия в хоре способствуют развитию определенных черт характера: внимания, усидчивости. Целеустремленности, чувства ответственности. Значимость совместной деятельности, общность целиспособствуют интенстивному развитию личности ребенка.

Хоровое пение положительно влияет на здоровье детей. При овладении вокально - хоровыми навыками используются дыхательные упражнения, мимическая гимнастика, положительно влияющие на здоровье.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время вокально-хоровое пение – наиболее массовая форма активного приобщения к музыке. Петь может каждый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелогоруководителя вокально-хоровое пение – действенное средство музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на молодого человека, как слово и музыка. С их помощью можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе.

      Наблюдения педагогов и специальные исследования убедительно показали, что пение – это одно из эффективных средств физического воспитания и развития детей. В процессе пения: сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.

Педагогическая целесообразность

       Педагогическая целесообразность данной программы проявляется в том, что успешное её освоение даёт учащимся возможность дальнейшего продолжения музыкального образования в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель:

Комплексное эстетическое развитие личности обучающихся посредством изучения основ вокально – хорового искусства, навыков владения певческим голосом.

Задачи:

образовательные:

- сформировать у обучающихся теоретические знания об устройстве голосового аппарата, об охране голоса, 
- сформировать представление о композиторах осваиваемых музыкальных 
произведений и авторах поэтических текстов, об эпохе, в которой они жили; 
- научить детей петь в хоре, слышать себя и других участников коллектива; 
- сформировать умение следить за развитием музыкального образа; 

развивающие:
- развить вокально-хоровые навыки; 
- развить музыкальный слух детей; 
- развить эмоциональную отзывчивость на музыку; 
- развивать музыкальную память; 
- развить музыкально-творческие способности детей; 

воспитательные:
- воспитать любовь к музыке, художественно-эстетический вкус; 
- воспитать исполнительскую и слушательскую культуру; 
- развить в детях творческую активность и самостоятельность. 

Данная программа предусматривает использование в репертуаре национально – региональный компонент (Песня «Анне» В. Селиховой) 

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Программа адресована подросткам 8 – 10 лет. Занятия проводятся по группам и индивидуально. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группе  составляет:  21 человек из 2 - 4 классов.

                                      Репертуар

1. «Выше радуги» муз. Ю. Чернавского сл. Л.  Дербенёва

2.«Домовой»  муз. К. Костина  сл. В. Орлова

3. «Шарики воздушные» муз. и сл. А. Петряшовой

4. «Разукрасим все планеты» гр. Барбарики

        5.  «Рыжий кот»   муз.  и сл. А. Петряшовой

        6. «Принцесса» муз. и сл. А Петряшевой

        7.  «Цветик – семицветик» сл. и муз   А. Петряшевой

        8.  «Золотая рыбка» муз. и сл. А. Петряшовой

        9. «Мой папа» сл. и муз.  А. Ермолова

       10. «Ой вставала я ранёшенько» рус. нар. песня

       11. «Дигидоша» муз.  А. Петрова

       12.   «Поросенок» муз и сл. А. Петрова  

       13.   «Край родной»   муз . Е. Гориной  сл. А. Смелиной

   

Сроки и режим реализации дополнительной образовательной программы

Программа рассчитана на 3 года обучения: 34 часа в год по 1 аккадемическому  часу в неделю.    

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу

Всего за год – 34 занятий

Расписание занятий

Дни недели

Время

Вторник

13.30 – 14.30

Формы занятий

Групповая, ансамблевая, индивидуальная

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

      Программа имеет поэтапную структуру. Подобная структура раскрывается в опоре на принципы системности и последовательности (метод “шаг за шагом”).

Первый год обучения. ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос ребенка. Голос звучит из детских песенок, песен из мультфильмов и сказок, русских народных песен и прибауток.

Второй  год обучения. “МОГУ  КРАСИВО  ПЕТЬ  УЖЕ…”. Приобретаются основы вокальных навыков. Репертуар усложняется. Появляются песни с усложненным ритмом и метром. Предполагаются голосовые импровизации, пунктирный ритм.

Третий  год обучения. “ЗВУЧИТ, ПОЕТ МОЯ ДУША!” Обозначается вокальная принадлежность. Голос крепнет и сочнеет. Приобретаются исполнительские навыки. В репертуаре могут появиться  популярные произведения. Обязательной является голосовая импровизация. Бек-вокал вносит определенный колорит в вокальные произведения. Повышается исполнительское мастерство.

        Нужно отметить, что изучение нотной грамоты не определяется как самоцель, пение «по нотам» и не ставится во главу угла. Необходимые теоретические понятия и сведения воплощаются по-разному. Больше внимания уделяется постановке голоса и сценическому искусству, ритмическим  движениям,  движениям под музыку, поведению на сцене. Поэтому программа разнообразна и интересна в применении.

         Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала. Для лучшего понимания и взаимодействия предлагаются полюбившиеся произведения для исполнения, хиты, “легкая” музыка. Все это помогает в незамысловатой работе- игре постичь великий смысл вокального искусства и научиться владеть своим природным инструментом – голосом.

        Данная программа помогает четко организовать работу вокального кружка. Но четкая разграниченность  не должна отражаться на творческих способностях ребенка и педагога, на вокальных занятиях. Допускается творческий, импровизированный подход со стороны детей и педагога, это значит,  что музыкальные произведения могут быть взаимосвязаны и заменять друг- друга. Особое место уделяется концертной деятельности. Необходимо произведения “подгонять” под те или иные праздники и даты. Все это придаёт определённый тематический  смысл занятиям вокального кружка. Теоретическими навыками дети занимаются в процессе обучения в вокальной группе, параллельно  с изучением нового песенного  материала. Теоретический курс по каждой возрастной группе приводится ниже. А песенный репертуар подбирается  в течение года.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 четверть – 8 недель, 8 часов

Разделы

Кол-во

часов

Дата

  1. Вокально-хоровая работа

  1. 1

Организационный момент.

 Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.  

1

8. 09.15 г.

  1. 2

Отработка полученных вокальных навыков.

1

15. 09

  1. 3

Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.

1

22. 09

  1. 4

 Дикция. Артикуляция.

 Сценическая культура и сценический образ.

1

29. 09

  1. 5

Работа над чистотой интонирования. Основы нотной грамоты.

1

6.10

  1. 6

Движения  вокалистов под музыку.

1

13. 10

  1. 7

Вокально-хоровая работа.

1

20. 10

  1. 8

Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.

1

27. 10

Итого: 8 часов.

 Проведено:        

 Учитель:                 /Смирнова Е. В. /

        2 четверть – 8 недель,  8 часов

1

 Распев. Хоровая манера исполнения.

1

10. 11

2

Звуковедение. Использование певческих навыков.

1

17. 11

3

Гигиена певческого голоса.

1

24. 11

4

Дикция.  Вокальные навыки.

1

  1. 12

5

Сценическая культура и сценический образ.

1

  1. 12

6

Распев. Расширение диапазона голоса.

1

15. 12

7

Распевание. Отработка полученных вокальных навыков.

1

22. 12

8

Вокально – хоровая работа в исполнительском мастерстве.

1

29. 12

 Итого: 8 часов

 Проведено:        

 Учитель:                /Смирнова Е. В. /    

 3 четверть – 11 недель,  11 часов

1

Распевание. Хоровая манера исполнения.

1

12. 01

42

Звуковедение.

 Использование певческих навыков.

1

19. 01

3

Работа над чистотой интонирования.

1

26. 01

4

Работа над сценическим образом.

1

2. 02

5

Движения  вокалистов под музыку.

1

  1. 02

6

Дикция. Вокальные навыки.

1

16. 02

7

Работа над собственной манерой исполнения.

Сценическая культура.

1

23. 02

8

Работа над дыханием.

Отработка полученных вокальных навыков.

1

1. 03

9

Вокально-хоровая работа.

1

8. 03

10

Использование элементов ритмики.  Сценическая культура.

1

15. 03

11

Хоровая манера исполнения.

1

22. 03

Итого: 11 часов

Проведено:                          

 Учитель:                  /Смирнова Е. В./      

4 четверть – 7 недель, 7 часов

11.

Звуковедение. Использование певческих навыков.

1

5. 04

22

Знакомство с различной манерой пения.  Дикция. Артикуляция.

1

12. 04

43.

Работа над чистотой интонирования

Работа над сценическим образом.

1

19 .04

4

Вокально-хоровая работа. Использование элементов ритмики. Движения под музыку.  

1

26. 04

5.

Дикция. Вокальные навыки

1

10.  05

6.

Певческая установка. Дыхание.  

1

17. 05

7

Обобщение работы. Прогон концертых номеров

1

24. 05

Всего: 7 часов

Проведено:              

   

Итого за год:  34 часа

Проведено:  

Учитель:      

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ,

ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ

  • выработать повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло, участие в импровизациях, активность в концертной деятельности );
  • увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности;
  • проявлять навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное отдаление и сближение голосов, усложненные вокальные произведения);
  • научаться исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания;
  • усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;
  • участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения на большой сцене, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство. 

Планируемые результаты

  • воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему
  • правильно и красиво петь,ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
  • и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
  • воплощать художественно-образное содержание в пении и своей пластике

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Виды методической продукции:

Сборники песен для младших классов

CD- диски с записями мастеров хорового искусства

 Фонограммы детских хоровых коллективов

Виды дидактических материалов

 Звуковой - аудиозаписи

Материально-техническое обеспечение программы

Хоровой класс №111

DVD-проигрыватель, фортепиано, баян MP-3

Список использованной литературы

Асафьев Б. О хоровом искусстве.— Л. 1980
Музыка в школе: Журнал, 1983—1988
Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1 /Ред.- сост. Л. Баренбойм. — М., 1978; Вып. II.— М., 1985
Музыкальное воспитание в школе. Вып. 1 —17.— М., 1961—1986
Попов В. Русская народная песня в детском хоре.— М., 1985
Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. Вып. 1.— М., 1986
Попов В., Халабузарь П. Хоровой класс: Пособие для детских музыкальных школ и школ исскуств.— М., 1988 (Вступительная статья)
Работа с детским хором: Сб. статей/Под ред. В. Соколова.— М., 1981
Соколов В., Попов В. Школа хорового пения. Вып. 2 (Вступительная статья).—М., 1987



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...