4 нче сыйныфта “Музыка ” фәне буенча эш программасы (база дәрәҗәсе)
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Цели и задачи учебной программы «Музыка»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством национального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира; • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4-syynyf_ochen_muzykadan_esh_programmasy.docx | 67.73 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Каралды»
МБ җитәкчесе ________/Таҗиева А.Н./
Беркетмә № 1 август 2015ел. | «Килешенде» Уку-укыту эшләре буенча директор урынбасары ___________/Шәрәфетдинова А.Р./ «__»________________2015ел. | «Расланды» Мәктәп директоры ______/Шәрәфиева Г.Б./ Приказ № о/д «29»август2015ел. |
Татарстан Республикасы Әтнә муниципаль районы
муниципаль бюджет белем бирү учреждениесе
“Шиһабетдин Мәрҗани исемендәге Комыргуҗа урта гомуми белем бирү мәктәбе”
Яңа Җөлби филиалы
I квалификацион категорияле башлангыч сыйныф укытучысы
Гайфуллина Гөлсинә Мәхмүт кызының
4 нче сыйныфта “Музыка ” фәне буенча эш программасы
(база дәрәҗәсе)
“Перспектив башлангыч мәктәп”
2015-2016 уку елы
Аңлатма язуы
4нче сыйныф өчен (Перспектив башлангыч мәктәп) музыка фәненнән эш программасы түбәндәге документларга нигезләнеп төзелде:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»;
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (Приказ МО РФ от 6 октября 2009 г. № 373);
- Письмо Министерства образования и Науки РТ №7699/12 от 23.06.2012 г. “Об учебных планах для I - IX классов школ Республики Татарстан, реализующих основные образовательные программы начального общего образования и основного общего образования в соответствии с ФГОС общего образования»
-Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 июня 2011 г. N 1994 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312"
- Приказ МО и Н РТ от 9 июля 2012 года №4154/12 «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»
- Учебный план МБОУ «Коморгузинская средняя общеобразовательная школа имени Шигабутдина Марджани» Атнинского муниципального района Республики Татарстан на 2015-2016 учебный год ( рассмотрен на педагогическом совете ( Педсовет№1, от 28 августа 2015 года), утверждён приказом № - о/д от 29.08.2015г.
Программа атнага 1 сәгать исәбеннән ел буена 35 сәгатькә төзелгән
Цели и задачи учебной программы «Музыка»
Жизнеспособность программы «Музыка» обусловлена необходимостью приобщения младших школьников к музыкальному искусству, что направлено на достижение следующих целей:
формирование основ музыкальной культуры посредством национального восприятия музыки;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре своего народа и других народов мира; • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
обогащение знаний о музыке, других видах искусства и художественного творчества;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Данные цели достигаются путем решения ключевых задач, отражающих личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие школьников.
Личностное развитие обучающихся направлено на:
реализацию их творческого потенциала;
выработку готовности выражать свое отношение к искусству;
формирование мотивации к художественному познанию окружающей действительности;
проявление ценностно-смысловых ориентации и духовно-нравственных оснований;
становление самосознания, самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма.
Познавательное развитие обучающихся связано с:
активизацией творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии;
формированием целостного представления о музыке, ее истоках и образной природе;
познанием языка музыки, многообразия ее форм и жанров;
осознанием роли музыкального искусства в жизни человека.
Коммуникативное развитие школьников определяет:
умение слушать, уважение к мнению других;
способность встать на позицию другого человека;
готовность вести диалог;
участие в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Социальное развитие растущего человека проявляется:
в формировании у него целостной художественной картины мира;
в воспитание его патриотических чувств;
в сформированное основ гражданской идентичности;
в выработке готовности к толерантным отношениям в поликультурном обществе;
в овладении социальными компетенциями.
Эстетическое развитие учащихся направлено на:
приобщение к эстетическим ценностям;
формирование эстетического отношения к действительности;
развитие эстетических чувств; развитие потребности жить по законам красоты; формирование эстетических идеалов и потребностей; воспитание художественного вкуса;
выработку стремления быть прекрасным во всем6 в мыслях, делах, поступках, внешнем виде.
Основные принципы и ведущие методы реализации учебной программы по курсу «Музыка»
Принцип непрерывного общего развития ребенка:
обеспечивается социальными функциями музыкального искусства: преобразовательной, познавательной, коммуникативной, оценочной (ценностно-ориентированной) и эстетической;
он коррелятивен с принципом связи музыки и жизни — сверхзадачей музыкального воспитания;
проявляется в тематическом построении программного содержания занятий.
Принцип целостности картины мира связан с формированием эмоционально-нравственного отношения к окружающей действительности на основе художественного пути познания мира (предмет познания — отношение к действительности, инструмент познания — музыкальный образ, способ познания — проживание содержания музыки).
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников коррелятивен с принципами:
увлеченности музыкой, необходимостью развития мотивации учащихся на ее прослушивание и исполнение;
активности, сознательности и самостоятельности, который еспечивается в том числе созданием проблемно-поисковых ситуаций в процессе занятий;
доступности, связанным с отбором музыкального материала (художественная ценность и педагогическая целесообразность) и методами его преподнесения в контексте тематического содержания занятий. А также в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей, со спецификой восприятия ими искусства.
Принцип прочности и наглядности обеспечивается структурой программы по музыке, распределением материала «от простого к сложному»: через рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи. Благодаря реализации данного принципа «погружение» школьников в искусство происходит естественно и логично.
Принцип охраны и укрепления здоровья учеников. Данный принцип реализуется благодаря учету возрастных психологических особенностей школьников, учету специфики восприятия ими музыкального искусства, что положительно влияет на охрану их психического здоровья.
Эмоционально-образное развитие способствует укреплению духовного здоровья школьников. Исполнение музыки (пение, движение под музыку) укрепляет их физическое здоровье, так как оказывает влияние на развитие гортани, голосового аппарата (при пении), костно-мышечной системы (при движении).
Ведущими методами освоения учебной программы являются:
метод музыкально-педагогической драматургии (тематическое построение, выстроенное в системе от «простого к сложному», естественность и логичность «погружения» в искусство, Драматургическая логика развития интриги, связанная со степенью «погруженности» главных героев в музыкальное искусство);
метод забегания вперед и возвращения к пройденному (выстраивание воспитательных и образовательных линий — патриотической, поликультурной, традиционно-календарной, музыкально-теоретической, композиторской, исполнительской; неоднократное возвращение к произведениям одного и того же композитора по разным основаниям и с разными целями, к специальным прикладным понятиям и терминам, к разным жанрам песенного творчества и пр.);
метод проблемно-поисковых ситуаций (создание условий для самостоятельного поиска ответа на поставленный вопрос, для поиска исполнительского плана произведения и конкретных приемов исполнения, для активного творческого участия в музыкальных играх и постановках музыкальных спектаклей).
Содержание тем учебного курса.
Общая характеристика учебного курса «Музыка»
Мир детства и мир искусства очень близки друг другу, потому что одинаково образно откликаются на окружающую действительность, открыты ей, эмоционально отзывчивы на нее. Это делает необходимым общение ребенка с произведениями искусства, вызывает потребность в его художественном творчестве.
Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как (наряду с другими видами искусства) организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственного отношения к жизни.
Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно, как и любой другой вид искусства, выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей.
«Общение» с музыкальными произведениями является специфическим путем освоения ребенком социально-культурного опыта, оказывает влияние как на формирование эмоционально-чувственной, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. Это, в свою очередь, способствует его адаптации в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве.
Наиболее совершенный способ реализации функций музыкального искусства в школьном образовании был разработан и внедрен
в педагогическую практику академиком АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Перспективная начальная школа», которые, в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования. Это созвучие проявляется:
в опоре на жизненный опыт детей;
в формировании у них увлеченного отношения к музыкальному искусству, процессу художественного познания;
в развитии творческого мышления и воображения, музыкально-творческих способностей школьников;
в воспитании их эстетического чувства и музыкального вкуса;
в освоении нравственных основ музыкального искусства и выработке способности к применению освоенного ими опыта эмоционально-ценностных отношений предшествующих поколений людей в собственной жизненной практике.
То есть речь идет о тождественности главных целевых установок проекта «Перспективная начальная школа» и музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского - оптимальном развитии каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности. Соответственно, наблюдается и совпадение принципов данных концепций.
Так, принцип непрерывности общего развития каждого школьника, развернутый в проекте «Перспективная начальная школа», воплощается в тематическом построении содержания образования у Д.Б. Кабалевского, направленном на последовательное и систематическое музыкальное развитие младших школьников. Кроме того, благодаря музыкальному тематизму, выстроенному в системе от «простого к сложному», осуществляется преемственность занятий по музыке в начальной и основной школе. Логика тематического построения содержания занятий обусловлена у Кабалевского существующими априори закономерностями самого музыкального искусства. Следовательно, «погружение» в искусство происходит естественно и логично: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижение закономерности), от ОБЩЕГО, то есть от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, то есть к способу решения конкретной учебной задачи.
1-я четверть — «Музыка моего народа»
Темы: Россия — Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
2-я четверть — «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы — до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России.
3-я четверть — «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
4-я четверть - «Композитор - исполнитель - слушатель»
Темы: Композитор — творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.
Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни - обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они - живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, поморгает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной |"школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С друтой - имеет логическое завершение для школьников данной ' возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор - Исполнитель - Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение Ёж.музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет | школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт \ исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева. Бородина, МИ. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чай-; ковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, |Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Н. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.
Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т.Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, АН. Пахмутова |i др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений - 44. Из них народных песен - 14, композиторских — 22.
Учебно-тематический план
1-я четверть – «Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки.
Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов
Характеристика деятельности обучающихся:
-Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.
-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.
-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.
-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
2-я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы – до самых до окраин».Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.
Характеристика деятельности обучающихся:
-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.
-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.
3-я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.
- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
4-я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.
Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.
Характеристика деятельности обучающихся:
- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.
- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).
- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).
- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.
- Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
Музыкальный материал к темам:
1-я четверть «Музыка моего народа»
«Музыка». Музыка Г. Струве, слова И. Исаковой.
«Русь». Музыка В. Голикова, слова Н. Мухина.
«Как у наших у ворот».Русская народная песня (с сопровождением на ложках и бубне).
«Ходит месяц над лугами». Из альбома фортепьянных пьес «Детская музыка». С. Прокофьев.
«Играй, гармонь». Музыка В. Голикова, слова А. Дитерихса.
«Как в лесу, лесу-лесочке». Русская народная песня.Запись и обработка С. Полонского.
«Осень». Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
«Как во городе стольном киевском». Русская народная песня.
«Первая песня Баяна» из оперы «Руслан и Людмила».М. Глинка.
«Фантазия на темы И. Рябинина» для фортепьяно с оркестром. А. Аренский.
«Вставайте, люди русские!». Хор из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
«Парень с гармошкой». Г. Свиридов.
«Колыбельная» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
Вариации на тему песни«Вниз по матушке по Волге» из скерцо-фантазии «Баба-Яга». А. Даргомыжский.
«Кадриль». Музыка В. Темнова, слова О. Левицкого.
«Воронежские частушки»
«Озорные частушки» музыка Р. Щедрина
«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Исполняет В. Соколик.
«Частушки Бабок-Ежек». Музыка М. Дунаевского, слова Ю. Энтина.
«Тили-бом» из цикла «Три истории для детей» для голоса и фортепьяно на русские народные тексты из собрания сказок А.Н. Афанасьева.
«Сны». Музыка Р. Бойко, слова И. Михайловой.
Фрагментыиз балета «Чиполлино»: «Общий танец», «Танец полицейских и Помидора», «Шествие Лимона», «Груша наигрывает на скрипке», «Строительство домика Тыквы», «Выход Помидора», «Погоня». Музыка К. Хачатуряна. Чтец В. Абдулов.
2-я четверть «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
«Улетели журавли». Музыка Р. Бойко, слова Е. Благининой.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (главная мелодия 1-й части). С. Рахманинов.
Концерт № 3 для фортепьяно с оркестром (фрагмент). С. Рахманинов.
«Исламей». Фантазия для фортепьяно (татарская и кабардинская темы). М. Балакирев.
«Перепелочка» (фортепьянная пьеса на тему белорусской народной песни). А. Эшпай.
«Зима». Музыка Ц. Кюи.
«Здравствуй, русская зима!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова.
«Кто о чем поет?» (в татарском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«На лужке». Марийская народная песня. Русский текст В. Татаринова.
«Колыбельная». Народная песня коми. Русский текст С. Болотина.
«Ой, тайга, ой, пурга». Чукотская народная песня. Русский текст и обработка О. Грачева.
«Уйнапат». Эскимосская народная песня.
«Моя колыбельная». Удыгейская народная песня.
«Сокол». Аварская народная песня.
«В каждом ауле песни поют». Черкесская народная песня.
3-я четверть «Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ»
«Бульба». Белорусская народная песня.
«Камертон». Норвежская народная мелодия. Русский текст Я. Серпина.
«Ласточка» (в азербайджанском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Мавриги». Узбекский народный танец-марш (для исполнения с музыкально-ритмическими движениями).
«Полька». Чешская народная песня-танец. Русский текст В.Викторова .
«Люли, люли, моя крошка». Литовская народная песня, русский текст Ю. Григорьева.
«Провожание». Народная песня коми.
«Солдатушки, бравы ребятушки». Русская народная песня.
«Третий танкист». Музыка Т. Попатенко, слова Я. Халецкого.
«Песни и пляски птиц» из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
«Светлячок». Грузинская народная песня.
«Русская песня», «Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома» для фортепьяно. П. Чайковский.
«Маленький негритенок». К. Дебюсси.
«Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс». Д. Гершвин.
«Дело было в Каролине» (в американском стиле). Музыка Р. Бойко, слова В. Викторова.
«Летите, голуби, летите!». Песня из кинофильма «Мы за мир» музыка И. Дунаевского, слова
М. Матусовского
«Вариации на русскую тему». Л. Ван Бетховен.
«Венецианская ночь». М. Глинка.
«Богдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником». 4-я часть симфонической сюиты «Шехеразада» (Allegro). Н.А. Римский-Корсаков.
«Баллада о детях». Музыка Н. Финка, слова З. Ямпольского.
«Пойду ль я, выйду ль я». Русская народная песня (с сопровождением на баяне, ложках, бубне).
«Взял бы я бандуру». Украинская народная песня в исполнении капеллы бандуристов под управлением Г. Кулябы.
«Плясовая» из сюиты для оркестра «Восемь русских народных песен». А. Лядов.
«Лявониха». Белорусский народный танец. Обработка для цимбал с оркестром. Н. Прошко. Солирует на цимбалах А. Славия.
«Это для нас!». Музыка Т. Попатенко, слова М. Лаписовой.
«Ахмаслинца, сметанница». Русская народная песня.
«Февраль (Масленица)» из фортепьянного альбома «Времена года». П. Чайковский.
«Веснянка». Украинская народная песня.
Концерт № 1 для фортепьяно с оркестром (главная тема финала). П. Чайковский.
«Свадьба Солнца и Весны». Музыкальная сказка в стихах. Стихи Поликсены Соловьевой. Музыка М. Кузмина.
4-я четверть «Композитор – исполнитель – слушатель»
«Маленькая двухголосная фуга». И.С. Бах.
Симфония № 40 (соль-минор) (экспозиция 1-й части). В.А. Моцарт.
«Вальс». А. Грибоедов.
Сцена Снегурочки с Морозом и Весною из пролога к опере «Снегурочка». Н.А. Римский-Корсаков.
«Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка». Н. А. Римский-Корсаков.
«Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка» Н. А. Римский-Корсаков.
Фрагменты из оперы «Садко». Н.А. Римский-Корсаков:
(четвертая картина) – «Песня Варяжского гостя» (бас), «Песня Индийского гостя» (тенор), «Песня Веденецкого гостя» (баритон);
(шестая картина) – «Колыбельная Волховы» (сопрано). Исполняет Г. Олейниченко.
«Беловежская пуща». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: ВИА «Песняры»,
А. Макарский, Большой детский хор под упр. В. Попова, Ф. Гойя (гитара).
«До свиданья, Москва!». Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова. Исполняют: Л. Лещенко и
Т. Анциферова; Л. Лещенко и Л. Долина; М. Магамаев; инструментальный ансамбль «Мелодия»; Дмитрий Маликов (инструментальная запись); Ф. Гойя (гитара).
«Поклонимся великим тем годам». Музыка А. Пахмутовой, слова М. Львова. Исполняют: Л. Зыкина, И. Кобзон, Н. Басков, Р. Ибрагимов.
«Дом под крышей голубой». Музыка И. Кирилиной, слова В. Орлова.
«Славься!». Хор из оперы «Жизнь за царя (Иван Сусанин)». М. Глинка.
Укыту-методик комплектлары һәм өстәмә әдәбият:
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя: 4 класс. — М. : Академкнига/Учебник.
Музыка. Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя: 4 класс / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. — М. : Академкнига/Учебник.
Музыка. Фонохрестоматия с монтажными листами :CD для прослушивания / Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. — М.: Академкнига/Учебник.
Список литературы
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Учебник: 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка: Методическое пособие для учителя: 4 класс. — М.: Академкнига/Учебник.
Календарь-тематик планлаштыру
№ п/п | Тема урока | час | Универсальные учебные действия | Дата | |
план | факт | ||||
1 | “Минем халкым музыкасы” Минем Ватаным-Россия | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. Проявлять интерес к музыкальному языку произведений своего народа. | ||
2 | Музыка – тормыш энциклопедиясе. | 1 | |||
3 | Музыка тормыш энциклопедиясе кебек | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Анализировать художественно-образное содержание музыки своего народа. Воспроизводить мелодии по нотам, сольфеджируя их с текстом, ориентируясь на нотную запись. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД Участвовать в инсценировках народных и композиторских музыкальных произведений. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. | ||
4 | «Борынгыдан тапшырылган көйләр». | 1 | 23.09 | ||
5 | «Борынгыдан тапшырылган көйләр».Ныгыту. | 1 | 30.09 | ||
6 | Музыка халык рухында. | 1 | Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира. -Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа. -Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа. | 7.10 | |
7 | Музыка халык рухында Кабатлау. | 1 | 14.10 | ||
8 | Минем халкым музыкасында әкияти образлар. | 1 | 21.10 | ||
9 | 1 | Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов. -Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. | 28.10 | ||
10 | “Минем халкым һәм илемдә яшәүче башка халыклар музыкасы арасында үтә алмаган чикләр юк” Мәскәүдән ерак көнчыгышка кадәр | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. Сопоставлять музыкальные образы произведений в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе сов-х элект-х. | ||
11 | Мәскәүдән ерак көнчыгышка кадәр | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов. | ||
12 | Россиянең төрле халыклары музыкасында җыр сыман, бию сыман әсәрләр | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД Исполнять в составе коллектива различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов, корректировать собственное исполнение, прислушиваясь к исполнению других участников коллективного музицирования. | ||
13 | Россиянең төрле халыклары музыкасында марш сыман әсәрләр | 1 | -Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись. -Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов. -Исполнять различные по образному содержанию образцы проф-го и музыкально-поэтического тв-ва разных народов. | ||
14 | Маша халыклар музыкасындагы интонацион портретлар белән танышалар | 1 | Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений. -Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение. -Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный). | ||
15 | Миша халыклар музыкасындагы интонацион портретлар белән танышалар | 1 | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств. | ||
16 | Маша и Миша халыклар музыкасындагы интонацион портретлар белән танышалар | 1 | |||
17 | “Дөнья халыклары музыкасы арасында үтә алмган чикләр юк” Дөнья халыклары музыкасында сәнгатьлелек чаралары | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. Соотносить интонационно-мелодические особености музыкального творчества своего народа с особенностями музыкальных интонаций народов других стран мира. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | ||
18 | Дөнья халыклары музыкасында сурәтләү чаралары | 1 | |||
19 | Дөньядагы музыкаль интонацияләрдәге үзенчәлек | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Сольмизировать и сольфеджировать мелодии. Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. | ||
20 | Дөньядагы музыкаль интонацияләрдәге үзенчәлекне күрә белү. | 1 | |||
21 | Халыклар дуслашуына музыка ничек булыша? | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. Характеристика деятельности обучающихся: - Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира. - Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран. - Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров. | ||
22 | Халыклар дуслыгында музыканың роле | 1 | |||
23 | Дөнья халыкларында нинди музыка кораллары бар? | 1 | |||
24 | Халык музыка кораллары. | 1 | |||
25 | Дөнья нинди матур! | 1 | Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров. - Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. | ||
26 | Дөнья нинди матур! Кабатлау. | 1 | |||
27 | «Композитор - башкаручы — тыңлаучы» | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении. | ||
28 | Композитор — матурлык тудыручы | 1 | |||
29 | Башкаручылар портреты галереясы | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). | ||
30 | Башкаручылар портреты галереясы. Кабатлау. | 1 | |||
31 | Россия һәм дөнья халыклары музыкасы турында белемнәрен ныгыту. | 1 | ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД Участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности. Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др. | ||
32 | Йомгаклау контроль тикшерү эше. | 1 | - Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов. - Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов. - Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного). - Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая). - Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские). - Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях. - Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.). - Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении. - Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. - Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации. | ||
33 | Хаталар өстендә эш. Тыңла һәм ишетерсең! | 1 | |||
34 35. | Тыңла һәм ишетерсең! Туган ягым матурлыгы җырларда яңгырый. Каенлыкка экскурсия | 1 |
Укучыларның белем һәм күнекмәләренә төп таләпләр
Укучылар өйрәнәчәк:
- музыка жанрларын: җыр, бию, марш
- музыка сәнгатенең төп өч жанрының (җыр, бию, марш) опера, балет, симфония, концерт кебек зур күләмле әсәрләр белән бәйләнештә булуын
- таныш музыка коралларының яңгыраш үзенчәлекләрен
- музыканың төп формаларын һәм музыка сәнгатенең үсеш алымнарын
Укучылар өйрәнергә мөмкинлек алачак:
музыканың характерын билгеләргә
музыкаль снгатьлелек чараларын аерырга
музыканың төп формаларын һәм музыка үсешенең алымнарын билгеләргә
дирижерның төп хәрәкәтләрен : игътибар, сулыш алырга, башы, ахыры.
музыка кораллрының аерым группалары белән кызыксынырга
музыкада тасвирлау һәм сурәтләү чараларын, музыкаль интонацияне сиземләргә
төрле озынлык, төрле ритмда , төрле паузалар белән язылган көйләрне кулланырга
төп җыр күнекмәләрен җырларга
тын алу ысулларын белергә
музыкаль ритмик хәрәкәтләрне башкарырга
төрле бәрмә музыка коралларында уйнарга.
Нормы и критерии оценивания
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 5 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 4 »
- если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
- умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Оценка « 3 »
- проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции);
- или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
- или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Оценка « 2 »
- нет интереса, эмоционального отклика;
- неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
- нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
4 нче сыйныфта “Татар теле” фәне буенча эш программасы (база дәрәҗәсе)
Татар телен укытуда укучыларга танып белүгә этәргеч бирү, уку эшчәнлегендә мөстәкыйльлек, иҗатка омтылыш тәрбияләү, хезмәттәшлекне оештыра,эшне планлаштыра, уку хезмәтендә максат кабул итү,аңа ирешү ө...
4 нче сыйныфта “Әйләнә-тирә дөнья” фәне буенча эш программасы (база дәрәҗәсе)
Әйләнә-тирә фәненнән эш программасы “Перспектив башлангыч мәктәп” концепциясе һәм икенче буын гомуми белем бирү федераль дәүләт стандартлары таләпләренә туры килә. ...
4 нче сыйныфта “Математика” фәне буенча эш программасы (база дәрәҗәсе)
Математика фәненнән эш программасы “Перспективалы башлангыч мәктәп” концепциясе һәм икенче буын гомуми белем бирү федераль дәүләт стандартлары таләпләренә туры килә...
3 нче сыйныфта “Технология” фәне буенча эш программасы (база дәрәҗәсе)
Технология- осталык, сәнгать, күнекмәләргә өйрәнү турындагы фән. Технологияләр искиткеч күптөрле. Иң гадиеннән башлап, катлаулы технологияләр дә эшләнгән. Башлангыч сыйныфларда укытылган технологиянең...
4 нче сыйныфта “Технология” фәне буенча эш программасы (база дәрәҗәсе)
Технология- осталык, сәнгать, күнекмәләргә өйрәнү турындагы фән. Технологияләр искиткеч күптөрле. Иң гадиеннән башлап, катлаулы технологияләр дә эшләнгән. Башлангыч сыйныфларда укытылган технологиянең...
4 нче сыйныфта “Әдәби уку” фәне буенча эш программасы (база дәрәҗәсе)
Әдәби уку - башлангыч мәктәптә төп предметларның берсе. Бу фән аша кече яшьтәге мәктәп баласына һәрьяклы белем бирелә. Укучының аңы дөньяны - әдәби әсәрләрне генә түгел, безне чолгап алган тирәл...
4 нче сыйныфта “ Россия халыкларының дини мәдәнияты һәм дөньяви этика нигезләре “ фәне буенча эш программасы (база дәрәҗәсе)
“Россия халыкларының дини мәдәнияты һәм дөньяви этика нигезләре” курсын укытуның максаты: -Россиядәге традицион диннәрнең барлыкка килүе һәм үсеше, аларның әхлакый идеаллары,гореф-гадәтләр...