Рабочая программа предмета "Музыка" 1 класс
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РАХМАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ИМ. Е.Ф.КОШЕНКОВА
ПАВЛОВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ Рахмановская средняя школа
_______________Кубырикова О.А.
29.08.2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА»
1 КЛАСС
СОСТАВИТЕЛ: Волчкова Оксана Владимировна
учитель начальных классов первой квалификационной категории
2014 -2015 уч.г.
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Рахмановская средняя общеобразовательная школа им. Е.Ф. Кошенкова, утвержденная приказом №155 от 03.06.2013 г. и календарным учебным графиком на 2015-2016 учебный год.
Программа соответствует уровню развития обучающихся, целям, задачам обучения и миссии школы.
Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 2 теста.
Цели:
- формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви и Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Общая характеристика учебного предмета
Программа по музыке разработана с учётом специфики данного предмета, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Музыка является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.
Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Постижение музыкального искусства обучающимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности обучающихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с Учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 1 класса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение обучающихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства обучающиеся понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе музыкальных;
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.
Метапредметные результаты:
- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни группы, класса, школы, города, региона;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- развитие художественного восприятия, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, энтической. региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
Обучающиеся научатся:
- основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);
- узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы; рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
- связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
- владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
- различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
- выразительно двигаться под музыку, выражая ее настроение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
- использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
- исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
- выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
- воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
- выполнять творческие музыкально-композиционные задания.
Содержание учебного предмета
Музыка вокруг нас (16 часов)
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор — исполнитель — слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Музыка и ты (17 часов)
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова — краски — звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.
Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.
Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности обучающихся
№ урока | Наименование разделов и тем | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме | Планируемые сроки прохождения темы | Фактические сроки (и/или коррекция) |
1.1 | Динамическая пауза | 01.09.15 – 04.09.15 | ||
2.2 | Динамическая пауза | 07.09.15 – 11.09.15 | ||
3.3 | Динамическая пауза | 14.09.15 – 18.09.15 | ||
4.4 | Динамическая пауза | 21.09.15 – 25.09.15 | ||
5.5 | Динамическая пауза | 28.09.15 -02.10.15 | ||
6.6 | Динамическая пауза | 05.10.16 – 09.10.15 | ||
7.7 | Динамическая пауза | 12.10.15 – 16.10.15 | ||
8.8 | Динамическая пауза | 19.10.15 – 23.10.15 | ||
9.9 | Динамическая пауза | 26.10.15 – 30.10.15 | ||
1.Музыка вокруг нас (16 часов) | ||||
10.1 | «И муза вечная со мной» Хоровод муз | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских элементарных музыкальных инструментах (и ансамбле, в оркестре). Сравнивать музыкальные и речевые интонации определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения и пении, игре, пластике. Знакомиться с элементами нотной записи. | 09.11.15 – 13.11.15 | |
11.2 | Повсюду музыка слышна Душа музыки – мелодия | 16.11.15 – 20.11.15 | ||
12.3 | Музыка осени | 23.11.15 – 27.11.15 | ||
13.4 | Сочини мелодию | 30.11.15 – 04.12.15 | ||
14.5 | «Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука | 07.12.15 – 11.12.15 | ||
15.6 | Музыкальные инструменты. «Садко». Из русского былинного сказа | 14.12.15.- 18.12.15 | ||
16.7 | Музыкальные инструменты. Звучащие картины. | 21.12.15 – 25.12.15 | ||
17.8 | Разыграй песню | 11.01.2016 – 15.01.2016 | ||
18.9 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины Добрый праздник среди зимы | 18.01.2016 – 22.01.2016 | ||
19.10 | Обобщающий урок «Музыка вокруг нас». Тест №1 | 25.01.2016 – 29.01.2016 | ||
Музыка и ты (17 часов) | ||||
20.1 | Край, в котором ты живешь | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов. | 01.02.2016 – 05.02.2016 | |
21.2 | Художник, поэт, композитор Музыка утра | 08.02.2016 – 12.02.2016 | ||
22.3 | Музыка вечера Музыкальные портреты | 29.02.2016 – 04.03.2016 | ||
23.4 | Разыграй сказку. (Баба – Яга. Русская народная сказка) | 14.03.2016 – 18.03.2016 | ||
24.5 | «Музы не молчали ...» Музыкальные инструменты | 28.03.16 - 01.04.16 | ||
25.6 | Мамин праздник | 04.04.2016 – 08.04.2016 | ||
26.7 | Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке) | 11.04.2016 – 15.04.2016 | ||
27.8 | Звучащие картины. Музыка в цирке | 18.04.2016 – 22.04.2016 | ||
28.9 | Дом, который звучит Опера-сказка | 25.04.2016 – 29.04.2016 | ||
29.10 | «Ничего на свете лучше нету...» Афиша. Программа. Музыкальный словарик. | 10.05.2016 – 13.05.2016 | ||
30.11 | Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. | 16.05.2016 – 20.05.2016 | ||
31.12 | Музыка и ты. Обобщающий урок. Тест №2 | 23.05.2016 – 25.05.2016 | ||
32.13 | Резерв | |||
33.14 | Резерв | |||
ИТОГО 33 часа |
Описание учебно - методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Музыка: 1 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.: Просвещение, 2014.
2. Уроки музыки. Поурочные разработки. 1-4 классы/ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – М.: Просвещение, 2014 г.
3. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке для 1 класса
4. Ноутбук
5. Экран
6. Мультимедиа проектор
СОГЛАСОВАНО
На заседании творческой группы №1
от 28.08.2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР__________ Миронова Н.И.
от 28.08.2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 3 класс окружающий мир по программе "Начальная школа XXI века"
Пояснительная записка , календано-тематическое планирование....
рабочая программа 1 класс ФГОС 2 поколения по программе Перспектива
Разработана рабочая программа по математике по программе Перспектива, авторы Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова. Офис 2007...
Рабочая программа. 1 класс. По программе "Школа 21 века"
Рабочая программа для 1 класса по программе "Школа 21 века" разработана мною в соответствии с требованиями новых стандартов....
Рабочая программа 2 класс по программе "Школа России" ФГОС
При составлении программы, я руководствовалась рекомендациями ФГОС. Здесь представлено календарно-тематическое планирование по предметам: русский язык, литер...
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"
Рабочая программа 3 класс по программе "Школа России"...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...