Самоанализ урока музыки по теме " Что за прелесть эти сказки..."
методическая разработка по музыке (4 класс) на тему
Анализ урока ведется с учетом методической цели.
Методическая цель урока: Формирование УУД с помощью проблемно- диалогического метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения.
В ходе анализа рассматриваются аспекты: 1 - методическая цель и инновации, 2- методическая цель и содержание урока ( структура, форма. методы. приемы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka_muzyki_matyazh_e.v.docx | 18.34 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Анализ урока музыки по теме «Что за прелесть эти сказки….». 4 класс.
УМК : Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Класс: IV, II четверть, урок 6
Раздел: «День, полный событий»
Тип урока: Комбинированный
Методическая цель урока: Формирование УУД с помощью проблемно- диалогического метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения.
Методическая цель и инновации. Рассмотрим особенности технологии проблемного диалога.
В самом определении «проблемный диалог» первая часть означает, что на уроке должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.
Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2. Ситуация «интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
3. Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».
Формы подводящего диалога.
1. Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой.
2. Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии;
- версии фиксируются на доске;
- обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.
Методическая цель и содержание урока. Сопоставление музыкальных образов и литературного произведения с помощью проблемно- диалогического метода позволяет создать содержательные и организационные условия восприятия , осмысления, первичного закрепления учащимися особенностей воплощения литературных образов « Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина в опере Н.А. Римского – Корсакова.
Побуждающий диалог создает условия для развития творческого потенциала детей. Формирует мотивационную направленность на продуктивную музыкально- творческую деятельность. Дети задумываются над тем, зачем мы на серии уроков сопоставляем поэзию А.С. Пушкина и музыку, в которой она отражена. Размышляем над тем , что Пушкин назвал « наперсницей волшебной старины, другом вымыслов , игривых и печальных» . Вспоминаем как начинались сказки литературные и сравниваем с зачином музыкальной сказки. В процессе побуждающего диалога подходим к формулировке темы урока « Сказка Пушкина в музыке» и наконец , пытаемся сформулировать цель урока: может ли музыка без слов рассказать нам сказу так же понятно и интересно как у Пушкина?
Таким образом побуждающий диалог в структуре урока продолжается на следующих этапах: организационно- мотивационном, актуализации знаний, этапе целеполагания.
Далее переходим к диалогу подводящему, он проходит на этапе открытия нового знания, обобщения знаний и этапе связи с ранее изученным. С точки зрения содержания урока подводящий диалог способствует формированию умения устанавливать причинно- следственные связи, умения создавать обобщения, анализировать, строить логические рассуждения. В процессе подводящего диалога ребята конкретизируют знания о средствах музыкальной выразительности и их роли в создании музыкального образа, знакомятся с особенностями инотонационно- образного словаря композитора Н. А. Римского- Корсакова. Подводящий диалог был выстроен в форме фронтальной дискуссии в группах. Ребята слушали музыкальные фрагменты, составляли их словесное описание, опираясь на предложенные карточки, спорили, выбирали, фиксировали свой ответ на доске. После этого шло обсуждение выдвинутых группами версий. Помимо групповой работы использовалась и работа фронтальная ( со всем классом), она осуществлялась во время побуждающего диалога.
Помимо метода проблемного диалога в уроке были использованы и другие ( традиционные) методы: словесные( беседа), наглядные . На этапе групповой работы ребята осуществляли частично- поисковую деятельность( задания на использование известных ученику знаний в измененной ситуации). На разных этапах урока учащиеся демонстрировали следующие категории деятельности: информированность, осознанность, функциональную грамотность.
В процессе обсуждения выдвинутых группами версий, при анализе музыкальных образов, использовался прием пластического интонирования( ребята изображали рукой мелодический рисунок), что способствовало эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения.
Считаю, что использование в уроке метода проблемного диалога способствовало активизации учащихся, повышению познавательной активности, развитию творческих способностей.
Главная цель урока - формирование УУД достигалась на всех этапах урока. Перечень сформированных УУД на каждом этапе подробно прописан в технологической карте урока.
Негативные последствия применения инновации не выявлены.
Применение данного метода возможно в обучении разным предметам и подходит разным возрастным группам учащихся.
В перспективе планирую использовать данный метод на уроках музыки в других классах , применительно к разным типам уроков, без оглядки на уровень обученности класса и возрастные особенности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.
Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин...
Урок и презентация к уроку по литературному чтению для 3 класса коррекционной школы. Обобщение по сказкам.Тема "Что за прелесть эти сказки!"
Статья и конспект урока "Что за прелесть эти сказки!"Презентация к этому уроку....
Урок чтения по теме: "Что за прелесть эти сказки"
Данный урок расширяет знания детей о сказках,формирует у них углубленное смысловое восприятие. Прививает интерес к чтению и математике....
конспект урока 4 класс, 2 четверть. Тема "Что за прелесть эти сказки"
Конспект урока- игры. Цель урока - развитие тембрового слуха, используя метод моделирования творческой деятельности....
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме " Что за прелесть эти сказки..."
Технологическая карта составлена с учетом требований новых ФГОС. Содержит описание методической цели и образовательной цели, учебных задач. В карте описаны этапы урока, деятельность учителя и уч...
Урок музыки в 4 классе по теме «Что за прелесть эти сказки»
Урок музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. В разделе "День, полный событий" это 2 урок,...
Конспект урока по музыке на тему "Что за прелесть эти сказки"
Конспект урока по музыке на тему "Что за прелесть эти сказки" для 5 класса...