Конспект урока по музыке на тему "Что за прелесть эти сказки"
план-конспект урока по музыке
Конспект урока по музыке на тему "Что за прелесть эти сказки" для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_za_prelest_eti_skazki.docx | 17.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
"Что за прелесть эти сказки!"
Цели урока:
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;
Развивающие: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
Воспитательные: Воспитание музыкальной «слушательской» культуры
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи урока: музыка, литература
Методы:
Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Музыкальный материал:
- Н.Римский – Корсаков “Три чуда” из оперы “Сказка о царе Салтане” (фрагмент),
- Н.Римский – Корсаков «Шехеразада» симфоническая сюита (4-я часть сюиты);
- М. Минков «Дорога добра» - вокально – хоровая работа.
На доске: тема, эпиграф урока, портрет композитора Н.А. Римского – Корсакова.
Ход урока
I. Вход в кабинет: «Дорога добра»
Музыкальное приветствие (распевка).
Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопрос: «Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?»» (вопрос прописан на учебной доске)
- Попробуйте догадаться, в каком жанре литературы мы сегодня встретим музыку?
Произнести (с подсказками детей)
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том;
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит.
- Любите ли Вы сказки?
- Сегодня мы будем слушать и анализировать не простые сказки, а музыкальные – в которых музыка также является главным действующим героем.
II. Итак, тема нашего урока звучит так: «Что за прелесть эти сказки!»
- Кто является автором этого сказочного высказывания?
В доме Пушкиных часто проходили музыкально – литературные вечера, на которых звучало много различной музыки, а также литературные мелодичные сказки А.Пушкина. Дело в том, что в строчках его сказок ощущалась музыкальность, особая литературная мелодичность. Недаром все сказки А.Пушкина нашли свое продолжение в музыке композиторов – сказочников…
- Как вы думаете, каких? Назовите этих композиторов (П.И. Чайковский, Н.А. Римский – Корсаков).
- Как Вы думаете, что же добавляли композиторы в литературный сюжет сказок, где и так было все понятно?
- На этот вопрос пусть поможет Вам найти ответ уже знакомая музыка к сказке А.С. Пушкина.
Слушаем Н.Римский – Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» (фрагмент)
III. Анализ
- Обращаясь к литературным источникам, композиторы часто создают на их основе инструментальные произведения. Эти произведения называются программной музыкой. Часто они имеют название литературного произведения или сопровождаются литературной программой, которая раскрывает их содержание.
По мотивам известных арабских сказок Н.А. Римский-Корсаков сочинил симфоническую сюиту «Шехеразада», которая напоминает симфонию, состоящую их 4-х частей.
Композитор приложил к партитуре программу: (учебник стр. 21)
«Султан Шахриар, убежденный в коварстве и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и, наконец, совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ»
Слушание 4-ой части сюиты.
Задание:
1 группа во время слушания создает иллюстрации
2 группа – литературный сказочный сюжет
Пожелание учителя: создавая иллюстрацию и сочиняя сказку, слушайте музыку, которая Вам поможет.
IV. Анализ работ и музыки.
- Чему учит эта сказка?
- Вспомните знаменитое высказывание А.Пушкина по этому поводу: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцам урок» (учитель произносит выражение с помощью ребят)
Вокально-хоровая работа «Дорога добра»
V. Обобщение
- Что же объединило сегодня на уроке музыку и литературу?
- Нужна ли сказка музыке, а музыка сказке?
- Что они дают друг другу?
- Что такое «программная музыка»?
Выход из кабинета: «Дорога добра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок чтения по теме: "Что за прелесть эти сказки"
Данный урок расширяет знания детей о сказках,формирует у них углубленное смысловое восприятие. Прививает интерес к чтению и математике....
«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс
Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...
презентация к конспекту урока по музыке "Расскажи сказку"
Конспект урока и презентация к нему...
конспект урока по музыке "Расскажи сказку"
конспект урока и самоанализ урока...
Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Сказка-опера «Три медведя»
Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Сказка-опера «Три медведя»...
Конспект урока по музыке. Тема: «Симфоническая сказка Петя и волк» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».Планируемые результаты...
Конспект урока по музыке «Симфоническая сказка» 2кл
Цель: Знакомство с симфонической сказкой «Петя и волк».Планируемые результаты: Метапредметные: формируются умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; выполняют учебные...