Рабочая программа по музыке 4 класс (Алеев)
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 4 класс (Алеев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_aleev4_klass.docx | 91.02 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке:Музыка. 4 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-7 - е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. – 79, 1с.: ил
Данная программа полностью учитывает главные положения:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностного гражданина России.
Одновременно программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования учащихся, сложившиеся в отечественной педагогике. Важной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.
Данная программа составлена на 35часов в соответствии с учебным планом МБНОУ «Гимназия №17», рассчитана на 2014-2015 учебный год обучения и является программой базового уровня.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: литературным чтением, окружающим миром и изобразительным искусством.
Курс предусматривает изучение раздела: «Музыкальное путешествие», в котором школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья – Украины, Белоруссии, Польши, Италии, Австрии, Германии, Норвегии, Франции. Музыкальное путешествие предстает в ориентации на яркие стили:
- стиль выдающихся произведений (В. А. Моцарт. Симфония № 40; Л. Бетховен. Симфония № 5; Ф. Шопен. Этюд, соч. 10 №12 «Революционный»; А.Скрябин. «Прометей»);
-стиль творчества отдельного композитора (В.А. Моцарт, Л. Бетховен, Ф.Шуберт, Ф. Шопен, Дж. Верди, Э Григ);
-стиль музыкального течения («Могучая кучка»);
-стиль направления (венский классицизм).
В изучении данного раздела (по сравнению с авторской программой) внесены следующие изменения:
Наименование раздела | Кол-во часов авторской программы | Кол-во часов рабочей программы | Примечание (описание вносимых изменений с обоснованием их причин) |
«Музыкальное путешествие» | 35 часов | 35 часов | Внесено изменение в содержательное наполнение раздела. В частности выделены часы на изучение регионального компонента творчества композиторов и коллективов Кузбасса. |
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов классиков, охватывающие временный диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательнойнаправленности
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 4 классе является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, которые имеют хорошую базовой подготовки по предмету. В связи с этим приоритетными методами обучения являются:
Метод междисциплинарного взаимодействий-является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.
Стилевой подход нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия музыки
Творческий метод применяется к курсу «Мировая художественная культура», используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.
Системный подход направлен на достижения целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности
Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.
Помимо основных методов, на уроке используются следующие методы: игра, работа с книгой, рассказ, творческое задание, проблемное слово педагога.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие: иллюстративный,объяснительный, проблемный.
Описанные методы, во многом определяют содержание программы и реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который отражает полноценную реализацию учебно-методического комплекса в таких видах практической деятельности, как:
-Слушание музыки: Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
-Пение: Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.
- Инструментальное музицирование: Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
-Музыкально-пластическое движение: Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.
-Драматизация музыкальныхпроизведений: Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.
С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению музыки в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок – игра, урок – экскурсия, урок – путешествие.
К дидактическому оснащению данной программы относятся учебник и методические пособия для учителя (см. список литературы).
Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе ее практической части) по музыке требуется следующие оборудование и технические средства обучения: ПК, магнитофон, телевизор, меловая доска, инструменты (ударные, струнно-смычковые).
Контроль достижения учениками уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в формах собеседование,фронтальный опрос, викторина.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 4класса следующие:
Предметные результаты:
Выпускник научится:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
- распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации
Личностные результаты(Л):
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей.
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- развитие эстетических чувств;
- наличие учебно – познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (Р):
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- установление простых причинно-следственных связей.
Познавательные УУД (П):
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого;
- понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД (К):
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Учебно-тематический план
Музыка
4 класс
( 1 часа в неделю. Всего 35 часов)
№ п/п | Название раздела: | Всего часов | Планируемые результаты | Форма контроля |
1 | 1 четверть | 9 | - работать с текстом учебника (П); - отвечать на поставленные вопросы (Р); - петь слаженно в группе, сольно (К); - сравнивать, сопоставлять, формулировать, собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям (К); - высказывать своё мнение, отвечать на поставленные вопросы (К); - внимательно слушать музыку, сравнивать, анализировать, сопоставлять (Р); - участвовать в коллективном обсуждении проблем (К); - обобщать полученные знания, делать выводы, выделять главное - формулировать своё отношение к изучаемому материалу (Р) - работа в творческих группах, выполнение творческих заданий (К) - формировать интерес к предмету « Музыка». Этот интерес отражается в музыкально-творческом самовыражении (пение в хоре, игра на детских музыкальных инструментах, участие в драматических спектаклях) (П). | - устный опрос; - тестирование; - разгадывание кроссвордов; - решение ребусов. |
2 | 2 четверть | 7 | -уметь высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки (с учетом полученных знаний )(Р) - знать имена композиторов - венских классиков, композиторов- представителей «Могучей кучки», а также И. С. Баха, Ф. Шуберта, Ф .Шопена, Э .Грига, Дж. Верди (П) - знать название различных видов оркестров (П) - участвовать в коллективной деятельности (К) - импровизировать на музыкальных инструментах (Л); - узнавать по изображению группы музыкальных инструментов (П); -анализировать художественно-образное содержание музыкальных произведений в соответствии с критериями, представленными в учебнике (П); | |
3 | 3 четверть | 11 | -выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове (Л); -обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки (Л); Исследовать интонационно- образную природу музыкального искусства (П); -соотносить особенности музыкальной речи разных композиторов (Р); -наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира (П); -исполнять различные по образному содержанию образцы музыкального творчества народов мира (Л); -сравнивать характеры разных произведений в рамках одного жанра (Л); -узнавать по характерным стилевым признакам изученные музыкальные произведения (Р); -импровизировать в соответствии с заданным музыкальным образом (танцевальная импровизация) (Л); | |
4 | 4 четверть | 8 | -воплощать художественно- образное содержание народной музыки в пении (Л); -выявлять характерные свойства музыки И. Баха, Ф. Шуберта, Ф. Шопена (Р); -участвовать в коллективном обсуждении « жизненных -правил для юных музыкантов» (К); -проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений (Л); -наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы (Л); -знать гимн Российской Федерации и участвовать в его хоровом исполнении (П, К); | |
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Тема года: «Музыкальное путешествие»
Дата проведения | № урока | Тема урока | Примечание | |
По плану | По факту | |||
02.09 | 1 | «Россия-любимая наша страна...» С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. 1 часть. Фрагмент (слушание); Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание); Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение) | ||
09.09 | 2 | Великое содружество русских композиторов. М. Мусоргский. Рассвет на Москва-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание); М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание); М.Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение) | ||
16.09 | 3 | Великое содружество русских композиторов. М.Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение) | ||
23.09 | 4 | Тема Востока в творчестве русских композиторов. Н. Римский-корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехаразады; тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); А.Бородин. Половецкая пляска с хором. Из оперы «Князь Игорь» (слушание) | ||
30.09 | 5 | Музыка Украины. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп» М.Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание); Нич яка мисячна. Укр.н.п.(слушание); Н.Лысенко. Элегия (слушание); Ой, в лесу есть калина. (пение) | ||
07.10 | 6 | Музыка Белоруссии. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (пение); Бульба. Белорусская народная песня (слушание, пение)Ж Реченька. Белорусская народная песня (пение) | ||
14.10 | 7 | Музыкант из Желязовой Воли. Ф. Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Фрагменты (слушание); О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение); В. Серебренников, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение) | ||
21.10 | 8 | Блеск и мощь полонеза. М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М.Огинский. Полонез (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, танцевальная импровизация) | ||
28.10 | 9 | Музыкальное путешествие в Италию. М.Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь» (слушание); Санта Лючия. Итальянска народная песня (пение) | ||
11.11 | 10 | Народный композитор Италии Д. Верди. Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание); В путь. Итальянская народная песня (пение) | ||
18.11 | 11 | Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики. И. Гайдн. Квартет ре-минор, соч. 76 №2. (слушание); В.А. Моцарт. Ария Царевны ночи. Из оперы «Волщебная флейта» | ||
25.11 | 12 | Знаменитая Сороковая. В.А. Моцарт. Симфония № 40. 1часть. Экспозиция. (слушание); В.А.Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение) | ||
02.12 | 13 | Героические образы Л. Бетховена. Л.Бетховен.соната №8 «Патетическая» для фортепиано. 1часть. Экспозиция (слушание); Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение) | ||
09.12 | 14 | Песни и танцы Ф. Шуберта. Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла « Прекраснаямельниха» (слушание); Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание); Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа- минор, соя №3 (слушание) Ф. Шуберт, стихи В.Скотта, Аве Мария (пение) | ||
16.12 | 15 | «Не ручей-море ему имя». Хор С. Липового. И. С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа (слушание); И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение); И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение) | ||
23.12 | 16 | Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига. Э. Григ. В пещере горного короля; песня Сольвейг. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание); Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение); Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение); Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение) | ||
13.01 | 17 | Так полюбил я древние дороги. П. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы». 1 часть. Фрагмент (слушание); Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. Весна (пение) | ||
20.01 | 18 | Ноктюрны Ф. Шопена. Ф. Шопен. Этюд до - минор «Революционный», соч. 10 №12 (слушание); А. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (пение) | ||
27.01 | 19 | «Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами». | ||
03.02 | 20 | Арлекин и Пьеро. Р. Шуман. Арлекин; Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание); К. Дебюсси, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение) | ||
10.02 | 21 | В подводном царстве. Н. Римский – Корсаков «Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание); Р. Щедрин. Вариации золотых рыбок. Из балета «Конек-горбунок» (слушание); Г. Фитич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей» (пение) | ||
17.02 | 22 | Цвет и звук: «музыка витража». О. Мессиан. Пастухи (№2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание); Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение) | ||
24.02 | 23 | Вознесение к звёздам. О. Мессиан. Ликование звезд. 5 часть. Из «Турангалилы-симфонии» (слушание); В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение); Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему перселла («Путеводитель по оркестру для молодежи») | ||
03.03 | 24 | Симфонический оркестр. А. Сальери. Втроем как один (пение); Е. Адлер, стихи. В. Семернина. Наш оркестр (пение) | ||
10.03 | 25 | Симфонический оркестр. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса. А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание); Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение) | ||
17.03 | 26 | Поэма огня «Прометей». А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание); Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле. (пение) | ||
24.03 | 27 | «Жизненнее правила для музыкантов» Р. Шуман Музыкальное наследие Р. Шамана (слушать) | ||
07.04 | 28 | Джазовый оркестр. Джаз-клуб «Геликон» Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение); Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение) | ||
14.04 | 29 | Что такое мюзикл? «Седьмое утро» г. Новокузнецк. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из фильма «Звуки музыки» (слушание); В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла « Том Сойер и другие» (пение) | ||
21.04 | 30 | Под небом Парижа. Я ни о чем не жалею; Под небом Парижа; Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание); В. Косма. Иузыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание); Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание); КадэРуссель. Фр.н.п. (пение); Пастушка. Фр.н.п. (пение) | ||
28.04 | 31 | Петербург. Белые ночи. П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи. (пение) | ||
05.05 | 32 | «Москва! Как много в этом звуке...». П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание); О. Газманов. Москва (слушание); А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я шагаю по Москве (слушание); Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о иоскве (пение); М. Ройтерштейн, стихи И.Бурсова. У кремлевской стены (пение) | ||
12.05 | 33 | «Россия - священная наша держава». А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн российской федерации (слушание) Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение); С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение) | ||
19.05 | 34 | «Россия - любимая наша страна». Песни Г. Ребровой. С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение) | ||
35 | Итоговое обобщение Мировое наследие. (слушание) |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Тема года: «Музыкальное путешествие»
Дата проведения | № урока | Тема урока | Примечание | |
По плану | По факту | |||
03.09 | 1 | «Россия-любимая наша страна...» С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. 1 часть. Фрагмент (слушание); Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание); Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение) | ||
10.09 | 2 | Великое содружество русских композиторов. М. Мусоргский. Рассвет на Москва-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание); М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание); М. Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение) | ||
17.09 | 3 | Великое содружество русских композиторов. М.Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение) | ||
24.09 | 4 | Тема Востока в творчестве русских композиторов. Н. Римский-корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехаразады; тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); А.Бородин. Половецкая пляска с хором. Из оперы «Князь Игорь» (слушание) | ||
01.10 | 5 | Музыка Украины. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп» М.Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание); Нич яка мисячна. Укр.н.п.(слушание); Н.Лысенко. Элегия (слушание); Ой, в лесу есть калина. (пение) | ||
08.10 | 6 | Музыка Белоруссии. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (пение); Бульба. Белорусская народная песня (слушание, пение)Ж Реченька. Белорусская народная песня (пение) | ||
15.10 | 7 | Музыкант из Желязовой Воли. Ф. Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Фрагменты (слушание); О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение); В. Серебренников, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение) | ||
22.10 | 8 | Блеск и мощь полонеза. М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Огинский. Полонез (слушание); Г.Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, танцевальная импровизация) | ||
29.10 | 9 | Музыкальное путешествие в Италию. М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь» (слушание); Санта Лючия. Итальянска народная песня (пение) | ||
12.11 | 10 | Народный композитор Италии Д. Верди. Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание); В путь. Итальянская народная песня (пение) | ||
19.11 | 11 | Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики. И. Гайдн. Квартет ре-минор, соч. 76 №2. (слушание); В.А. Моцарт. Ария Царевны ночи. Из оперы «Волщебная флейта» | ||
26.11 | 12 | Знаменитая Сороковая. В.А. Моцарт. Симфония № 40. 1часть. Экспозиция. (слушание); В.А.Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение) | ||
03.12 | 13 | Героические образы Л. Бетховена. Л. Бетховен.соната №8 «Патетическая» для фортепиано. 1часть. Экспозиция (слушание); Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение) | ||
10.12 | 14 | Песни и танцы Ф. Шуберта. Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла « Прекраснаямельниха» (слушание); Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание); Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа- минор, соя №3 (слушание) Ф. Шуберт, стихи В.Скотта, Аве Мария (пение) | ||
17.12 | 15 | «Не ручей-море ему имя». Хор С. Липового. И. С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа (слушание); И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение); И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение) | ||
24.12 | 16 | Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига. Э. Григ. В пещере горного короля; песня Сольвейг. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание); Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение); Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение); Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение) | ||
14.01 | 17 | Так полюбил я древние дороги. П. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы». 1 часть. Фрагмент (слушание); Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. Весна (пение) | ||
21.01 | 18 | Ноктюрны Ф. Шопена. Ф. Шопен. Этюд до - минор «Революционный», соч. 10 №12 (слушание); А. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (пение) | ||
28.01 | 19 | «Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами». | ||
04.02 | 20 | Арлекин и Пьеро. Р. Шуман. Арлекин; Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание); К. Дебюсси, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение) | ||
11.02 | 21 | В подводном царстве. Н. Римский – Корсаков «Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание); Р. Щедрин. Вариации золотых рыбок. Из балета «Конек-горбунок» (слушание); Г. Фитич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей» (пение) | ||
18.02 | 22 | Цвет и звук: «музыка витража». О. Мессиан. Пастухи (№2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание); Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение) | ||
25.02 | 23 | Вознесение к звёздам. О. Мессиан. Ликование звезд. 5 часть. Из «Турангалилы-симфонии» (слушание); В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение); Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему перселла («Путеводитель по оркестру для молодежи») | ||
04.03 | 24 | Симфонический оркестр. А. Сальери. Втроем как один (пение); Е. Адлер, стихи. В. Семернина. Наш оркестр (пение) | ||
11.03 | 25 | Симфонический оркестр. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса. А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание); Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение) | ||
18.03 | 26 | Поэма огня «Прометей». А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание); Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле. (пение) | ||
25.03 | 27 | «Жизненнее правила для музыкантов» Р. Шуман Музыкальное наследие Р. Шамана (слушать) | ||
08.04 | 28 | Джазовый оркестр. Джаз-клуб «Геликон» Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение); Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение) | ||
15.04 | 29 | Что такое мюзикл? «Седьмое утро» г. Новокузнецк. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из фильма «Звуки музыки» (слушание); В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла « Том Сойер и другие» (пение) | ||
22.04 | 30 | Под небом Парижа. Я ни о чем не жалею; Под небом Парижа; Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание); В. Косма. Иузыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание); Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание); КадэРуссель. Фр.н.п. (пение); Пастушка. Фр.н.п. (пение) | ||
29.04 | 31 | Петербург. Белые ночи. П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи. (пение) | ||
06.05 | 32 | «Москва! Как много в этом звуке...». П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание); О. Газманов. Москва (слушание); А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я шагаю по Москве (слушание); Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о иоскве (пение); М. Ройтерштейн, стихи И.Бурсова. У кремлевской стены (пение) | ||
13.05 | 33 | «Россия - священная наша держава». А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн российской федерации (слушание) Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение); С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение) | ||
20.05 | 34 | «Россия - любимая наша страна». Песни Г. Ребровой. С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение) | ||
35 | Итоговое обобщение Мировое наследие. (слушание) |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
Тема года: «Музыкальное путешествие»
Дата проведения | № урока | Тема урока | Примечание | |
По плану | По факту | |||
04.09 | 1 | «Россия-любимая наша страна...» С. Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. 1 часть. Фрагмент (слушание); Д. Тухманов, стихи М. Ножкина. Россия (слушание); Е. Тиличеева, стихи Л. Шибицкой. Родина моя (пение) | ||
11.09 | 2 | Великое содружество русских композиторов. М. Мусоргский. Рассвет на Москва-реке. Вступление к опере «Хованщина» (слушание); М. Мусоргский. С няней. Из вокального цикла «Детская» (слушание); М.Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение) | ||
18.09 | 3 | Великое содружество русских композиторов. М .Мусоргский, стихи А. Плещеева. Вечерняя песня (пение) | ||
25.09 | 4 | Тема Востока в творчестве русских композиторов. Н. Римский-корсаков. Тема Шахриара; Тема Шехаразады; тема моря. Из симфонической сюиты «Шехеразада» (слушание); А.Бородин. Половецкая пляска с хором. Из оперы «Князь Игорь» (слушание) | ||
02.10 | 5 | Музыка Украины. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп» М. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка» (слушание); Нич яка мисячна. Укр.н.п.(слушание); Н.Лысенко. Элегия (слушание); Ой, в лесу есть калина. (пение) | ||
09.10 | 6 | Музыка Белоруссии. А. Пахмутова, стихи Н. Добронравова. Белоруссия (пение); Бульба. Белорусская народная песня (слушание, пение); Реченька. Белорусская народная песня (пение) | ||
16.10 | 7 | Музыкант из Желязовой Воли. Ф. Шопен. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Фрагменты (слушание); О. Девочкина, стихи Г. Якуниной. Осень (пение); В. Серебренников, стихи В. Степанова. Осенней песенки слова (пение) | ||
23.10 | 8 | Блеск и мощь полонеза. М. Глинка. Полонез. Из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М .Огинский. Полонез (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Полонез дружбы (пение, танцевальная импровизация) | ||
30.10 | 9 | Музыкальное путешествие в Италию. М. Глинка, стихи И. Козлова. Венецианская ночь» (слушание); Санта Лючия. Итальянска народная песня (пение) | ||
13.11 | 10 | Народный композитор Италии Д. Верди. Дж. Верди. Марш. Из оперы «Аида» (слушание); В путь. Итальянская народная песня (пение) | ||
20.11 | 11 | Музыкальная Австрия. Венские музыкальные классики. И. Гайдн. Квартет ре-минор, соч. 76 №2. (слушание); В.А.Моцарт. Ария Царевны ночи. Из оперы «Волщебная флейта» | ||
27.11 | 12 | Знаменитая Сороковая. В.А. Моцарт. Симфония № 40. 1часть. Экспозиция. (слушание); В.А.Моцарт. Хор «Послушай, как звуки хрустально чисты». Из оперы «Волшебная флейта» (слушание, пение) | ||
04.12 | 13 | Героические образы Л. Бетховена. Л.Бетховен. Соната №8 «Патетическая» для фортепиано. 1часть. Экспозиция (слушание); Л. Бетховен, стихи Г. Пфеффель. Свободный человек (пение) | ||
11.12 | 14 | Песни и танцы Ф. Шуберта. Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла « Прекраснаямельниха» (слушание); Ф. Шуберт. Два вальса для фортепиано (слушание); Ф. Шуберт. Музыкальный момент фа- минор, соя №3 (слушание) Ф. Шуберт, стихи В.Скотта, Аве Мария (пение) | ||
18.12 | 15 | «Не ручей-море ему имя». Хор С. Липового. И. С. Бах. Токката ре минор. Из цикла «Токката и фуга» для органа (слушание); И.С. Бах, стихи Т. Комарницкой. Осень (пение); И. С. Бах, русский текст М. Ивенсен. Зима (пение) | ||
25.12 | 16 | Суровая красота Норвегии. Музыка Э. Грига. Э. Григ. В пещере горного короля; песня Сольвейг. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт» (слушание); Э. Григ, стихи А. Мунка. Заход солнца (пение); Волшебный смычок. Норвежская народная песня (пение); Камертон. Норвежская народная песня, обработка Г. Струве (пение) | ||
15.01 | 17 | Так полюбил я древние дороги. П. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы». 1 часть. Фрагмент (слушание); Ф. Шопен, стихи С. Витвицкого. Весна (пение) | ||
22.01 | 18 | Ноктюрны Ф. Шопена. Ф. Шопен. Этюд до - минор «Революционный», соч. 10 №12 (слушание); А. Броневицкий, стихи В. Беккера. Сердце Шопена (пение) | ||
29.01 | 19 | «Музыка Шопена-это пушки, прикрытые цветами». | ||
05.02 | 20 | Арлекин и Пьеро. Р. Шуман. Арлекин; Пьеро. Из фортепианного цикла «Карнавал» (слушание); К. Дебюсси, стихи В. Куксова. Песня о цирке (пение) | ||
12.02 | 21 | В подводном царстве. Н. Римский – Корсаков «Шествие чуд морских. Из оперы «Садко» (слушание); Р. Щедрин. Вариации золотых рыбок. Из балета «Конек-горбунок» (слушание); Г. Фитич, стихи Е. Чеповецкого. Песня о названиях кораблей» (пение) | ||
19.02 | 22 | Цвет и звук: «музыка витража». О. Мессиан. Пастухи (№2). Из органного цикла «Рождество Господне» (слушание); Г. Фрид, стихи А. Бродского. Ветер (пение) | ||
26.02 | 23 | Вознесение к звёздам. О. Мессиан. Ликование звезд. 5 часть. Из «Турангалилы-симфонии» (слушание); В. Шаинский, стихи С. Козлова. Облака (пение); Б. Бриттен. Вариации и фуга на тему перселла («Путеводитель по оркестру для молодежи») | ||
05.03 | 24 | Симфонический оркестр. А. Сальери. Втроем как один (пение); Е. Адлер, стихи. В. Семернина. Наш оркестр (пение) | ||
12.03 | 25 | Симфонический оркестр. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса. А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание); Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле (пение) | ||
19.03 | 26 | Поэма огня «Прометей». А. Скрябин. Прометей. Кода (слушание); Г. Струве, стихи В. Орлова. Учитесь держаться в седле. (пение) | ||
26.03 | 27 | «Жизненнее правила для музыкантов» Р. Шуман Музыкальное наследие Р. Шамана (слушать) | ||
09.04 | 28 | Джазовый оркестр. Джаз-клуб «Геликон» Дж. Гершвин. Вступление; Песня Порги. Из оперы «Порги и Бесс» (слушание); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Джаз (пение); Р. Бойко, стихи В. Викторова. Дело было в Каролине (пение) | ||
16.04 | 29 | Что такое мюзикл? «Седьмое утро» г. Новокузнецк. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной. Музыкальные фрагменты из фильма «Звуки музыки» (слушание); В. Семенов. Когда я стану миллионером. Из мюзикла « Том Сойер и другие» (пение) | ||
23.04 | 30 | Под небом Парижа. Я ни о чем не жалею; Под небом Парижа; Гимн любви. Песни из репертуара Э. Пиаф (слушание); В. Косма. Иузыка к кинофильмам «Игрушка», «Папаши» (слушание); Э. Морриконе. Музыка к кинофильму «Профессионал» (слушание); КадэРуссель. Фр.н.п. (пение); Пастушка. Фр.н.п. (пение) | ||
30.04 | 31 | Петербург. Белые ночи. П. Чайковский. Май. Белые ночи. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Г. Портнов, стихи Е. Гвоздева. Белые ночи. (пение) | ||
07.05 | 32 | «Москва! Как много в этом звуке...». П.Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год». Фрагмент (слушание); О. Газманов. Москва (слушание); А. Петров, стихи Г. Шпаликова. Я шагаю по Москве (слушание); Г. Свиридов, стихи А. Барто. Песня о иоскве (пение); М. Ройтерштейн, стихи И.Бурсова. У кремлевской стены (пение) | ||
14.05 | 33 | «Россия - священная наша держава». А. Александров, стихи С. Михалкова. Государственный гимн российской федерации (слушание) Р. Тульбович, стихи Л. Глазковой. Детям мира (пение); С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение) | ||
21.05 | 34 | «Россия - любимая наша страна». Песни Г. Ребровой. С. Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой (пение) | ||
35 | Итоговое обобщение Мировое наследие. (слушание) |
Список литературы для учащихся:
Учебник по музыке:Музыка. 4 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-7 - е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2013. – 79, 1с.: ил.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.
Михеева, Л. В; Словарь юного музыканта / Л. Михеева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 333, 3с.
Ушакова, О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника - СПб.: Издательство Дом «Литера», 2008. – 96 с.: ил.
Бирюков, Ю. Е. Всегда на страже. Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1990.
Васина-Гроссман, В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: дет. Литература, 1986.
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа; http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music
Список литературы для учителя:
(Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.)
Алеев, В. В. Музыка 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90с.
Зильберквит, Марк. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.
Слово о музыке: Рус. Композиторы 19 в.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.
Дмитриева, Л. Г. Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
Безбородова, Л. А. Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б, «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова, Л. Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001г.
Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». – М.: Академия, 2002.
Абдуллин, Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». – М.: Просвещение, 1983.
Аржаникова, Л. Г. «Профессия – учитель музыки». – М.: Просвещение, 1985.
Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания». – Санкт-Петербург, 2002.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.
Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
Цыпин, Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпакс, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке (4 класс, В.В.Алеев и др.)
Пояснительная запискаРабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовн...
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 1 класс (Алеев)
Рабочая программа по музыке для 1 класса (Алеев)...
Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)
Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)...