Рабочая программа по музыке 1 класс (Алеев)
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Рабочая программа по музыке для 1 класса (Алеев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_aleev_1_klass.docx | 77.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке: Музыка. 1 кл. 2ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 79, 1с.: ил.
Данная программа полностью учитывает главные положения:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностного гражданина России.
Одновременно программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования учащихся, сложившиеся в отечественной педагогике. Важной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.
Данная программа составлена на 33 часа в соответствии с учебным планом МБНОУ «Гимназия №17», рассчитана на 2014-2015 учебный год обучения и является программой базового уровня.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: литературным чтением, окружающим миром и изобразительным искусством.
Курс предусматривает изучение раздела: «Музыка, музыка всюду нам слышна», содержание которого раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка, а также рассказывает о музыке, звучащей повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
В изучении данного раздела (по сравнению с авторской программой) внесены следующие изменения:
Наименование раздела | Кол-во часов авторской программы | Кол-во часов рабочей программы | Примечание (описание вносимых изменений с обоснованием их причин) |
«Музыка, музыка всюду нам слышна». | 33 часа | 33 часа | Внесено изменение в содержательное наполнение раздела. В частности выделены часы на изучение регионального компонента творчества композиторов и коллективов Кузбасса. |
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов классиков, охватывающие временный диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательнойнаправленности.
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 1 классе является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, которые не имеют достаточной базовой подготовки по предмету. В связи с этим приоритетными методами обучения являются:
Метод междисциплинарного взаимодействий – является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.
Стилевой подход нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия музыки
Творческий метод применяется к курсу «Мировая художественная культура», используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.
Системный подход направлен на достижения целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности
Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.
Помимо основных методов, на уроке используются следующие методы: игра, работа с книгой, рассказ, творческое задание.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие: иллюстративный,объяснительный.
Описанные методы, во многом определяют содержание программы и реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который отражает полноценную реализацию учебно-методического комплекса в таких видах практической деятельности, как:
-Слушание музыки: Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
-Пение: Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.
- Инструментальное музицирование: Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
-Музыкально-пластическое движение: Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.
-Драматизация музыкальныхпроизведений: Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.
С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению музыки в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок – игра, урок – экскурсия, урок – путешествие.
К дидактическому оснащению данной программы относятся учебник и методические пособия для учителя (см. список литературы).
Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе ее практической части) по музыке требуется следующие оборудование и технические средства обучения: ПК, магнитофон, телевизор, меловая доска, инструменты (ударные, струнно-смычковые).
Контроль достижения учениками уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в формах собеседование,фронтальный опрос, викторины.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 1класса:
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
- узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты: рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, а также народные инструменты: гармонь, баян, балалайка;
- проявлять навыки вокально – хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
- воспринимать музыку различных жанров;
- эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
- воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро-медленно) динамики (громко-тихо)
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.
• Личностные результаты (Л):
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально-творческих способностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД(Р):
- умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД (П):
- умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.
Коммуникативные УУД (К):
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Учебно-тематическое планирование
1 класс
Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна…»
(1 час в неделю.Всего 33 часов)
№ п/п | Название раздела: | Всего часов | Планируемые результаты | Форма контроля |
| 1 четверть | 9 | - наблюдать за музыкой в жизни человека (П); - рассуждать об истоках возникновения музыки (П); - наблюдать за звучанием природы (П); -осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений (П); - умение сравнивать радостные и грустные настроения в музыке (П); - распозновать динамические отличия в музыке (форте, пьяно)(П); - различать темповые отличия в музыке (быстро, медленно)(П). | - устный опрос |
2 четверть | 7 | - выявлять простые характерные особенности танцевальных жанров – вальса, польки (П); - осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений (П); - определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличие (П); - воплощать первые опыты творческой деятельности – в игре на детских музыкальных инструментах (Л); - распознавать русские народные инструменты по изображению, а также их звучание на слух (П); - выявлять первичные характерные особенности жанра марша (П); - осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни) (Л); - разучивать заклички и прибаутки (Л). | ||
3 четверть | 10 | - устанавливать простые музыкально-изобразительные ассоциации в процессе слушания (Л); - приобретать опыт в постижении нотной грамоты (П); - соотносить характеры образов между музыкальными и живописными произведениям (П); - играть на детских музыкальных инструментах (П); - узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра (П). | ||
4 четверть | 7 | - выражать в жесте настроение музыкального произведения (Л); - выражать в цвете (раскрашивание музыкального рисунка), эмоциональное отношение к музыкальному образу (Л); - находить ассоциации между настроениями человека и настроениями музыки (Л); - узнавать по изображению музыкальные инструменты (П); - определить по тембру голоса своих товарищей в процессе пения (П); - разыгрывать песню (К); - иметь первоначальное представление о понятиях опера, хор, солисты, музыкальный образ (П). | ||
Всего | 33 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна...»
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание | |
По плану | По факту | |||
1 | 03.09 | Нас в школу приглашают задорные звонки. Г. Струве, стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики (пение); | ||
2 | 10.09 | Музыка всюду нам слышна. Г.Струве, стихи В.Викторова. Веселая песенка (пение); | ||
3 | 17.09 | Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. Г. Струве, стихи Н.Соловьевой. Так уж получилось (пение); | ||
4 | 24.09 | Краски осени. Песни Г. Ребровой. В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение) | ||
5 | 01.10 | Что ты рано в гости, осень, к нам пришла? П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19. №4 Фрагмент (слушание); В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения). | ||
6 | 08.10 | Что ты рано в гости, осень, к нам пришла? П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19 №4 Фрагмент (слушание); В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения). | ||
7 | 15.10 | Музыкальное эхо. Е. Поплянова, стихи Н.Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация); Е. Поплянова, стихи В. Татаринова. Камышинка-дудочка (пение, импровизация). | ||
8 | 22.10 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся). | ||
9 | 12.11 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» М. Мусорский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся). | ||
10 | 19.11 | Встанем скорее с друзьями в круг - пора танцевать. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп». Д. Шостакович. Вальс-шутка (слушание); А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца «Добрый жук» (слушание). | ||
11 | 26.11 | Ноги сами в пляс пустились Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Во поле береза стояла. Русская народная песня (в сольном исполнении, слушание); Ах вы, сени. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
12 | 03.12 | Русские народные музыкальные инструменты. Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Во поле береза стояла. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Коробейники. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
13 | 10.12 | Марш деревянных солдатиков. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание); Г. Струве, стихи В. Семернина. Маленькая мама (пение, импровизация). | ||
14 | 17.12 | «Детский альбом» П.И. Чайковского (слушание) | ||
15 | 24.12 | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание); Г. Струве, стихи И. Соловьевой. Пестрый колпачок (пение, музыкально-ритмические движения); Р. Шуман. Дед Мороз. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание); Г. Вихарева. Елочка любимая (пение). | ||
16 | 14.01 | Новый год! Закружился хоровод. П. Чайковский. Вариация №2. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Новогодний хоровод (пение, музыкально-ритмические движения); Г. Вихарева. Дед мороз (пение, музыкально-ритмические движения). | ||
17 | 21.01 | Зимние игры. П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев. Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент (слушание); | ||
18 | 28.01 | Зимние игры. Песни Г. Ребровой. Н. Перунов. Белый пух; Мороз, мороз. Попевки (пение, импровизация); М. Красев, стихи С. Вышеславцевой. Зимняя песенка (пение). | ||
19 | 04.02 | Водят ноты хоровод. В. Герчик, стихи Н. Франкель. Нотный хоровод (пение); А. Островский, стихи З. Петровой. До, ре, ми, фа, соль…(пение). | ||
20 | 18.02 | Кто-то в теремочке живёт. Теремок. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
21 | 25.02 | Весёлый праздник Масленица. И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение); Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация); Перед весной. Р.н.п. (пение). | ||
22 | Весёлый праздник Масленица. И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение); Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация); Перед весной. Р.н.п. (пение). | |||
23 | Где живут ноты? Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Песенка о гамме (пение). | |||
24 | Весенний вальс. А. Филиппенко. Весенний вальс (пение); Е.Соколова. Сегодня мамин день (пение). | |||
25 | Природа просыпается. П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание); Ой, бежит ручьем вода. Украинская народная песня, обработка К. Волоскова (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Веснянка. Украинская народная песня (пение). | |||
26 | В детском музыкальном театре. И. Стравинский. У Петрушки. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); И. Брамс. Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация). | |||
27 | Мелодии и краски весны. И. Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная» (слушание) П. Чайковский. Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. Песня ручья (пение); Я. Дубравин, стихи Е. Руженцева. Капли и море (пение). | |||
28 | Мелодии дня. Р. Шурман. Май милый май, скоро ты вновь настанешь! Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание); В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Колыбельная (слушание); С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Песенка про двух утят (пение). | |||
29 | Музыкальные инструменты. Тембры - краски. С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание); К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание); Н. Римский-Корсаков. Тема Шехерезады. Из симфонической сюиты «Шехерезада» (соло скрипки, слушание); Г. Левокдимов, стихи Э. Костиновой. Веселые инструменты (пение, игра на детских музыкальных инструментах). | |||
30 | Легко ли стать музыкальным исполнителем. М. Завалишина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация); Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте. | |||
31 | На концерте. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса. Р. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычайный концерт (пение). | |||
32 | Но на свете почему-то торжествует доброта, (музыка в мультфильмах); А. Шнитке. Rondo. Из «Concertogrosso» №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карусель»). Фрагмент (слушание); Б. Савельев, стихи А. Хайта. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание); В. Шаинский, стихи Э. Успенкого. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение); Ю.Тугаринов. Добрые волшебники (пение). | |||
33 | «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполино и его друзей. В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация); В. Алеев, стихи С. Маршака. Песня синьора Помидора. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация); В. Алеев, стихи С. Маршака. Я веселый Чиполино (пение); Заключительный хор. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание, пение, театрализация). |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна...»
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание | |
По плану | По факту | |||
1 | 04.09 | Нас в школу приглашают задорные звонки. Г. Струве, стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики (пение); | ||
2 | 11.09 | Музыка всюду нам слышна. Г.Струве, стихи В.Викторова. Веселая песенка (пение); | ||
3 | 18.09 | Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. Г. Струве, стихи Н.Соловьевой. Так уж получилось (пение); | ||
4 | 25.09 | Краски осени. Песни Г. Ребровой. В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение) | ||
5 | 02.10 | Что ты рано в гости, осень, к нам пришла? П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19. №4 Фрагмент (слушание); В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения). | ||
6 | 09.10 | Что ты рано в гости, осень, к нам пришла? П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19 №4 Фрагмент (слушание); В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения). | ||
7 | 16.10 | Музыкальное эхо. Е. Поплянова, стихи Н.Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация); Е. Поплянова, стихи В. Татаринова. Камышинка-дудочка (пение, импровизация). | ||
8 | 23.10 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся). | ||
9 | 13.11 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» М. Мусорский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся). | ||
10 | 20.11 | Встанем скорее с друзьями в круг - пора танцевать. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп». Д. Шостакович. Вальс-шутка (слушание); А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца «Добрый жук» (слушание). | ||
11 | 27.11 | Ноги сами в пляс пустились Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Во поле береза стояла. Русская народная песня (в сольном исполнении, слушание); Ах вы, сени. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
12 | 04.12 | Русские народные музыкальные инструменты. Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Во поле береза стояла. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Коробейники. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
13 | 11.12 | Марш деревянных солдатиков. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание); Г. Струве, стихи В. Семернина. Маленькая мама (пение, импровизация). | ||
14 | 18.12 | «Детский альбом» П.И. Чайковского (слушание) | ||
15 | 25.12 | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание); Г. Струве, стихи И. Соловьевой. Пестрый колпачок (пение, музыкально-ритмические движения); Р. Шуман. Дед Мороз. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание); Г. Вихарева. Елочка любимая (пение). | ||
16 | 15.01 | Новый год! Закружился хоровод. П. Чайковский. Вариация №2. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Новогодний хоровод (пение, музыкально-ритмические движения); Г. Вихарева. Дед мороз (пение, музыкально-ритмические движения). | ||
17 | 22.01 | Зимние игры. П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев. Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент (слушание); | ||
18 | 29.01 | Зимние игры. Песни Г. Ребровой. Н. Перунов. Белый пух; Мороз, мороз. Попевки (пение, импровизация); М. Красев, стихи С. Вышеславцевой. Зимняя песенка (пение). | ||
19 | 05.02 | Водят ноты хоровод. В. Герчик, стихи Н. Франкель. Нотный хоровод (пение); А. Островский, стихи З. Петровой. До, ре, ми, фа, соль…(пение). | ||
20 | 20.02 | Кто-то в теремочке живёт. Теремок. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
21 | 26.02 | Весёлый праздник Масленица. И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение); Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация); Перед весной. Р.н.п. (пение). | ||
22 | Весёлый праздник Масленица. И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение); Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация); Перед весной. Р.н.п. (пение). | |||
23 | Где живут ноты? Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Песенка о гамме (пение). | |||
24 | Весенний вальс. А. Филиппенко. Весенний вальс (пение); Е.Соколова. Сегодня мамин день (пение). | |||
25 | Природа просыпается. П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание); Ой, бежит ручьем вода. Украинская народная песня, обработка К. Волоскова (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Веснянка. Украинская народная песня (пение). | |||
26 | В детском музыкальном театре. И. Стравинский. У Петрушки. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); И. Брамс. Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация). | |||
27 | Мелодии и краски весны. И. Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная» (слушание) П. Чайковский. Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. Песня ручья (пение); Я. Дубравин, стихи Е. Руженцева. Капли и море (пение). | |||
28 | Мелодии дня. Р. Шурман. Май милый май, скоро ты вновь настанешь! Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание); В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Колыбельная (слушание); С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Песенка про двух утят (пение). | |||
29 | Музыкальные инструменты. Тембры - краски. С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание); К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание); Н. Римский-Корсаков. Тема Шехерезады. Из симфонической сюиты «Шехерезада» (соло скрипки, слушание); Г. Левокдимов, стихи Э. Костиновой. Веселые инструменты (пение, игра на детских музыкальных инструментах). | |||
30 | Легко ли стать музыкальным исполнителем. М. Завалишина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация); Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте. | |||
31 | На концерте. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса. Р. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычайный концерт (пение). | |||
32 | Но на свете почему-то торжествует доброта, (музыка в мультфильмах); А. Шнитке. Rondo. Из «Concertogrosso» №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карусель»). Фрагмент (слушание); Б. Савельев, стихи А. Хайта. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание); В. Шаинский, стихи Э. Успенкого. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение); Ю.Тугаринов. Добрые волшебники (пение). | |||
33 | «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполино и его друзей. В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация); В. Алеев, стихи С. Маршака. Песня синьора Помидора. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация); В. Алеев, стихи С. Маршака. Я веселый Чиполино (пение); Заключительный хор. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание, пение, театрализация). |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна...»
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Примечание | |
По плану | По факту | |||
1 | 05.09 | Нас в школу приглашают задорные звонки. Г. Струве, стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики (пение); | ||
2 | 12.09 | Музыка всюду нам слышна. Г.Струве, стихи В.Викторова. Веселая песенка (пение); | ||
3 | 19.09 | Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку. Г. Струве, стихи Н.Соловьевой. Так уж получилось (пение); | ||
4 | 26.09 | Краски осени. Песни Г. Ребровой. В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение) | ||
5 | 03.10 | Что ты рано в гости, осень, к нам пришла? П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19. №4 Фрагмент (слушание); В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения). | ||
6 | 10.10 | Что ты рано в гости, осень, к нам пришла? П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19 №4 Фрагмент (слушание); В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения). | ||
7 | 17.10 | Музыкальное эхо. Е. Поплянова, стихи Н.Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация); Е. Поплянова, стихи В. Татаринова. Камышинка-дудочка (пение, импровизация). | ||
8 | 24.10 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся). | ||
9 | 14.11 | «Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!» М. Мусорский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание); Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся). | ||
10 | 21.11 | Встанем скорее с друзьями в круг - пора танцевать. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп». Д. Шостакович. Вальс-шутка (слушание); А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца «Добрый жук» (слушание). | ||
11 | 28.11 | Ноги сами в пляс пустились Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Во поле береза стояла. Русская народная песня (в сольном исполнении, слушание); Ах вы, сени. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
12 | 05.12 | Русские народные музыкальные инструменты. Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Во поле береза стояла. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание); Коробейники. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
13 | 12.12 | Марш деревянных солдатиков. П. Чайковский. Марш деревянных солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание); Г. Струве, стихи В. Семернина. Маленькая мама (пение, импровизация). | ||
14 | 19.12 | «Детский альбом» П.И. Чайковского (слушание) | ||
15 | 26.12 | Волшебная страна звуков. В гостях у сказки. А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание); Г. Струве, стихи И. Соловьевой. Пестрый колпачок (пение, музыкально-ритмические движения); Р. Шуман. Дед Мороз. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание); Г. Вихарева. Елочка любимая (пение). | ||
16 | 16.01 | Новый год! Закружился хоровод. П. Чайковский. Вариация №2. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание); Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Новогодний хоровод (пение, музыкально-ритмические движения); Г. Вихарева. Дед мороз (пение, музыкально-ритмические движения). | ||
17 | 23.01 | Зимние игры. П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев. Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент (слушание); | ||
18 | 30.01 | Зимние игры. Песни Г. Ребровой. Н. Перунов. Белый пух; Мороз, мороз. Попевки (пение, импровизация); М. Красев, стихи С. Вышеславцевой. Зимняя песенка (пение). | ||
19 | 06.02 | Водят ноты хоровод. В. Герчик, стихи Н. Франкель. Нотный хоровод (пение); А. Островский, стихи З. Петровой. До, ре, ми, фа, соль…(пение). | ||
20 | 20.02 | Кто-то в теремочке живёт. Теремок. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
21 | 27.02 | Весёлый праздник Масленица. И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение); Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация); Перед весной. Р.н.п. (пение). | ||
22 | 06.03 | Весёлый праздник Масленица. И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение); Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация); Перед весной. Р.н.п. (пение). | ||
23 | 13.03 | Где живут ноты? Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Песенка о гамме (пение). | ||
24 | 20.03 | Весенний вальс. А. Филиппенко. Весенний вальс (пение); Е.Соколова. Сегодня мамин день (пение). | ||
25 | 03.04 | Природа просыпается. П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание); Ой, бежит ручьем вода. Украинская народная песня, обработка К. Волоскова (пение, игра на детских музыкальных инструментах); Веснянка. Украинская народная песня (пение). | ||
26 | 10.04 | В детском музыкальном театре. И. Стравинский. У Петрушки. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание); И. Брамс. Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация). | ||
27 | 17.04 | Мелодии и краски весны. И. Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная» (слушание) П. Чайковский. Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание); В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. Песня ручья (пение); Я. Дубравин, стихи Е. Руженцева. Капли и море (пение). | ||
28 | 24.04 | Мелодии дня. Р. Шурман. Май милый май, скоро ты вновь настанешь! Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание); В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко. Колыбельная (слушание); С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Песенка про двух утят (пение). | ||
29 | 01.05 | Музыкальные инструменты. Тембры - краски. С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание); К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание); Н. Римский-Корсаков. Тема Шехерезады. Из симфонической сюиты «Шехерезада» (соло скрипки, слушание); Г. Левокдимов, стихи Э. Костиновой. Веселые инструменты (пение, игра на детских музыкальных инструментах). | ||
30 | 08.05 | Легко ли стать музыкальным исполнителем. М. Завалишина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация); Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте. | ||
31 | 15.05 | На концерте. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса. Р. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычайный концерт (пение). | ||
32 | 22.05 | Но на свете почему-то торжествует доброта, (музыка в мультфильмах); А. Шнитке. Rondo. Из «Concertogrosso» №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карусель»). Фрагмент (слушание); Б. Савельев, стихи А. Хайта. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание); В. Шаинский, стихи Э. Успенкого. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение); Ю.Тугаринов. Добрые волшебники (пение). | ||
33 | 29.05 | «Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполино и его друзей. В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация); В. Алеев, стихи С. Маршака. Песня синьора Помидора. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация); В. Алеев, стихи С. Маршака. Я веселый Чиполино (пение); Заключительный хор. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание, пение, театрализация). |
Список литературы для учащихся:
Музыка. 1 кл. 2ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 79, 1с.: ил.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.
Михеева, Л. В; Словарь юного музыканта / Л. Михеева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 333, 3с.
Ушакова, О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника - СПб.: Издательство Дом «Литера», 2008. – 96 с.: ил.
Бирюков, Ю. Е. Всегда на страже. Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1990.
Васина-Гроссман, В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: дет. Литература, 1986.
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа; http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music
Список литературы для учителя:
(Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.)
Алеев, В. В. Музыка 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90с.
Зильберквит, Марк. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.
Слово о музыке: Рус. Композиторы 19 в.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.
Дмитриева, Л. Г. Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
Безбородова, Л. А. Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б, «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова, Л. Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001г.
Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». – М.: Академия, 2002.
Абдуллин, Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». – М.: Просвещение, 1983.
Аржаникова, Л. Г. «Профессия – учитель музыки». – М.: Просвещение, 1985.
Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания». – Санкт-Петербург, 2002.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001. Дмитриева, Л. Г, Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
Цыпин, Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпакс, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке (4 класс, В.В.Алеев и др.)
Пояснительная запискаРабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовн...
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)
Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)...
Рабочая программа по музыке, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Алеев)
Рабочая программа по музыке, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Алеев), 2016-17 уч. год...