Рабочая программа по музыке 1 класс (Алеев)
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Чепурная Н.Г.

Рабочая программа по музыке для 1 класса (Алеев)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_aleev_1_klass.docx77.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке: Музыка. 1 кл. 2ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 79, 1с.: ил.

        Данная программа полностью учитывает главные положения:    

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностного гражданина России.

Одновременно программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования учащихся, сложившиеся в отечественной педагогике. Важной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.

Данная программа составлена на 33 часа в соответствии с учебным планом МБНОУ «Гимназия №17», рассчитана на 2014-2015 учебный год обучения и является программой базового уровня.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
  • освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
  • развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.

Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: Формирование основ духовно - нравственного  воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре,  как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: литературным чтением, окружающим миром и изобразительным искусством.

Курс предусматривает изучение раздела: «Музыка, музыка всюду нам слышна», содержание которого раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка, а также рассказывает о музыке, звучащей  повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.

В изучении данного раздела  (по сравнению с  авторской программой) внесены следующие изменения:

Наименование раздела

Кол-во часов авторской программы

Кол-во часов рабочей программы

Примечание (описание вносимых изменений с обоснованием их причин)

«Музыка, музыка всюду нам слышна».

33 часа

33 часа

Внесено изменение в содержательное наполнение раздела. В частности выделены часы на изучение регионального компонента творчества композиторов и коллективов Кузбасса.

Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов классиков, охватывающие временный диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательнойнаправленности.

Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности

Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 1 классе является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, которые не имеют достаточной базовой подготовки по предмету. В связи с этим приоритетными методами обучения являются:

Метод междисциплинарного взаимодействий – является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.

Стилевой подход  нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия музыки

Творческий метод применяется к курсу «Мировая художественная культура», используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.

Системный подход направлен на достижения целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности

Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.

Помимо основных методов, на уроке используются следующие методы:  игра,  работа с книгой, рассказ, творческое задание.

        Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие: иллюстративный,объяснительный.

 Описанные методы, во многом определяют содержание программы  и реализуются в учебной деятельности с применением  системного подхода, который  отражает полноценную реализацию учебно-методического комплекса  в таких видах практической деятельности, как:

-Слушание музыки: Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.

-Пение: Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.

- Инструментальное музицирование: Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.

-Музыкально-пластическое движение: Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.

-Драматизация музыкальныхпроизведений: Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.

С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению музыки в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок – игра, урок – экскурсия, урок – путешествие.

К дидактическому оснащению данной программы относятся учебник и методические пособия для учителя (см. список литературы).

Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе ее практической части) по музыке требуется следующие оборудование и технические средства обучения: ПК, магнитофон, телевизор, меловая доска, инструменты (ударные, струнно-смычковые).

Контроль достижения учениками уровня федерального  государственного образовательного стандарта осуществляется в виде  итогового контроля в формах собеседование,фронтальный опрос,  викторины.

 Основные требования к уровню подготовки обучающихся 1класса:

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • определять характер и настроение музыки с учетом терминов и образных определений, представленных в учебнике для 1 класса;
  • узнавать по изображениям некоторые музыкальные инструменты: рояль, пианино, скрипка, флейта, арфа, а также народные инструменты: гармонь, баян, балалайка;
  • проявлять навыки вокально – хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижерский жест).
  • воспринимать музыку различных жанров;
  • эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально творческой деятельности;
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
  • воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть некоторыми основами нотной грамоты: названия нот, темпов (быстро-медленно) динамики (громко-тихо)
  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств.

•  Личностные результаты (Л):

  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  •  наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
  •  реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
  •  позитивная оценка своих музыкально-творческих способностей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД(Р):

  •  умение строить речевые высказывания о музыке (музыкальном произведении) в устной форме (в соответствии с требованиями учебника для 1 класса);
  •  осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
  •  умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные УУД (П):

  •  умение проводить простые сравнения между музыкальными произведениями музыки и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
  •  умение устанавливать простые аналогии (образные, тематические) между произведениями музыки и изобразительного искусства;
  •  осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника.

Коммуникативные УУД (К):

  •  наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении музыкально – творческих задач;
  •  участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Учебно-тематическое планирование

1 класс

Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна…»

(1 час в неделю.Всего 33 часов)

п/п

Название раздела:

Всего

часов

Планируемые результаты

Форма контроля

        

1 четверть

9

- наблюдать за музыкой в жизни человека (П);

- рассуждать об истоках возникновения музыки (П);

- наблюдать за звучанием природы (П);

-осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений (П);

- умение сравнивать радостные и грустные настроения в музыке (П);

- распозновать динамические отличия в музыке (форте, пьяно)(П);

- различать темповые отличия в музыке (быстро, медленно)(П).

- устный опрос

2 четверть

7

- выявлять простые характерные особенности танцевальных жанров – вальса, польки (П);

- осуществлять первые опыты музыкально-ритмических, игровых движений (П);

- определять характерные особенности русской народной пляски и хоровода, а также их отличие (П);

- воплощать первые опыты творческой деятельности – в игре на детских музыкальных инструментах (Л);

- распознавать русские народные инструменты по изображению, а также их звучание на слух (П);

- выявлять первичные характерные особенности жанра марша (П);

- осуществлять первые опыты сочинения (слова в запеве песни) (Л);

- разучивать заклички и прибаутки (Л).

3 четверть

10

- устанавливать простые музыкально-изобразительные ассоциации в процессе слушания (Л);

- приобретать опыт в постижении нотной грамоты (П);

- соотносить характеры образов между музыкальными и живописными произведениям (П);

- играть на детских музыкальных инструментах (П);

- узнавать по изображению представителей состава детского музыкального театра (П).

4 четверть

7

- выражать в жесте настроение музыкального произведения (Л);

- выражать в цвете (раскрашивание музыкального рисунка), эмоциональное отношение к музыкальному образу (Л);

- находить ассоциации между настроениями человека и настроениями музыки (Л);

- узнавать по изображению музыкальные инструменты (П);

- определить по тембру голоса своих товарищей в процессе пения (П);

- разыгрывать песню (К);

- иметь первоначальное представление о понятиях опера, хор, солисты, музыкальный образ (П).

Всего

33

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна...»

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

1

03.09

Нас в школу приглашают задорные звонки.

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики (пение);

2

10.09

Музыка всюду нам слышна. Г.Струве, стихи В.Викторова. Веселая песенка (пение);

3

17.09

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

 Г. Струве, стихи Н.Соловьевой. Так уж получилось (пение);

4

24.09

Краски осени. Песни Г. Ребровой. В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение)

5

01.10

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19. №4 Фрагмент (слушание);

В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения).

6

08.10

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19 №4 Фрагмент (слушание);

В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения).

7

15.10

Музыкальное эхо.

Е. Поплянова, стихи Н.Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация);

Е. Поплянова, стихи В. Татаринова.

Камышинка-дудочка (пение, импровизация).

8

22.10

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся).

9

12.11

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

М. Мусорский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся).

10

19.11

Встанем скорее с друзьями в круг - пора танцевать. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп». Д. Шостакович. Вальс-шутка (слушание); А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца «Добрый жук» (слушание).

11

26.11

Ноги сами в пляс пустились Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Во поле береза стояла. Русская народная песня

(в сольном исполнении, слушание);

Ах вы, сени. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

12

03.12

Русские народные музыкальные инструменты.

Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Во поле береза стояла. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Коробейники. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах).

13

10.12

Марш деревянных солдатиков.

П. Чайковский. Марш деревянных  солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Семернина. Маленькая мама (пение, импровизация).

14

17.12

«Детский альбом» П.И. Чайковского (слушание)

15

24.12

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание);

Г. Струве, стихи И. Соловьевой. Пестрый колпачок (пение, музыкально-ритмические движения);

Р. Шуман. Дед Мороз. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание);

Г. Вихарева. Елочка любимая (пение).

16

14.01

Новый год! Закружился хоровод.

П. Чайковский. Вариация №2. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание);

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Новогодний хоровод (пение, музыкально-ритмические движения);

Г. Вихарева. Дед мороз (пение, музыкально-ритмические движения).

17

21.01

Зимние игры.

П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев.

Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент (слушание);

18

28.01

Зимние игры. Песни Г. Ребровой.

Н. Перунов. Белый пух; Мороз, мороз.

Попевки (пение, импровизация);

М. Красев, стихи С. Вышеславцевой. Зимняя песенка (пение).

19

04.02

Водят ноты хоровод.

В. Герчик, стихи Н. Франкель. Нотный хоровод (пение);

А. Островский, стихи З. Петровой. До, ре, ми, фа, соль…(пение).

20

18.02

Кто-то в теремочке живёт.

Теремок. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

21

25.02

Весёлый праздник Масленица.

И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение);

Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация);

Перед весной. Р.н.п. (пение).

22

Весёлый праздник Масленица.

 И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение);

Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация);

Перед весной. Р.н.п. (пение).

23

Где живут ноты?

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Песенка о гамме (пение).

24

Весенний вальс.

А. Филиппенко.  Весенний вальс (пение);

Е.Соколова. Сегодня мамин день (пение).

25

Природа просыпается.

П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание);

Ой, бежит ручьем вода. Украинская народная песня, обработка К. Волоскова (пение, игра на детских музыкальных инструментах);

Веснянка. Украинская народная песня (пение).

26

В детском музыкальном театре. И. Стравинский. У Петрушки. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

И. Брамс. Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация).

27

Мелодии и краски весны.

И. Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная» (слушание)

П. Чайковский. Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. Песня ручья (пение);

Я. Дубравин, стихи Е. Руженцева. Капли и море (пение).

28

Мелодии дня.

Р. Шурман. Май милый май, скоро ты вновь настанешь! Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание);

В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.  Колыбельная (слушание);

С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание);

Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Песенка про двух утят (пение).

29

Музыкальные инструменты. Тембры - краски.

С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание);

К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание);

Н. Римский-Корсаков. Тема Шехерезады. Из симфонической сюиты «Шехерезада» (соло скрипки, слушание);

Г. Левокдимов, стихи Э. Костиновой. Веселые  инструменты  (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

30

Легко ли стать музыкальным исполнителем.

М. Завалишина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация);

Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте.

31

На концерте. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса.

Р. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычайный концерт (пение).

32

Но на свете почему-то торжествует доброта, (музыка в мультфильмах);

А. Шнитке. Rondo. Из «Concertogrosso» №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карусель»). Фрагмент (слушание);

Б. Савельев, стихи А. Хайта. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание);

В. Шаинский, стихи Э. Успенкого. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение);

Ю.Тугаринов. Добрые волшебники (пение).

33

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполино и его друзей.

В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация);

В. Алеев, стихи С. Маршака. Песня синьора Помидора. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация);

В. Алеев, стихи С. Маршака. Я веселый Чиполино (пение);

Заключительный хор. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание, пение, театрализация).

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна...»

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

1

04.09

Нас в школу приглашают задорные звонки.

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики (пение);

2

11.09

Музыка всюду нам слышна. Г.Струве, стихи В.Викторова. Веселая песенка (пение);

3

18.09

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

 Г. Струве, стихи Н.Соловьевой. Так уж получилось (пение);

4

25.09

Краски осени. Песни Г. Ребровой. В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение)

5

02.10

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19. №4 Фрагмент (слушание);

В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения).

6

09.10

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19 №4 Фрагмент (слушание);

В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения).

7

16.10

Музыкальное эхо.

Е. Поплянова, стихи Н.Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация);

Е. Поплянова, стихи В. Татаринова.

Камышинка-дудочка (пение, импровизация).

8

23.10

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся).

9

13.11

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

М. Мусорский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся).

10

20.11

Встанем скорее с друзьями в круг - пора танцевать. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп». Д. Шостакович. Вальс-шутка (слушание); А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца «Добрый жук» (слушание).

11

27.11

Ноги сами в пляс пустились Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Во поле береза стояла. Русская народная песня

(в сольном исполнении, слушание);

Ах вы, сени. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

12

04.12

Русские народные музыкальные инструменты.

Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Во поле береза стояла. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Коробейники. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах).

13

11.12

Марш деревянных солдатиков.

П. Чайковский. Марш деревянных  солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Семернина. Маленькая мама (пение, импровизация).

14

18.12

«Детский альбом» П.И. Чайковского (слушание)

15

25.12

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание);

Г. Струве, стихи И. Соловьевой. Пестрый колпачок (пение, музыкально-ритмические движения);

Р. Шуман. Дед Мороз. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание);

Г. Вихарева. Елочка любимая (пение).

16

15.01

Новый год! Закружился хоровод.

П. Чайковский. Вариация №2. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание);

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Новогодний хоровод (пение, музыкально-ритмические движения);

Г. Вихарева. Дед мороз (пение, музыкально-ритмические движения).

17

22.01

Зимние игры.

П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев.

Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент (слушание);

18

29.01

Зимние игры. Песни Г. Ребровой.

Н. Перунов. Белый пух; Мороз, мороз.

Попевки (пение, импровизация);

М. Красев, стихи С. Вышеславцевой. Зимняя песенка (пение).

19

05.02

Водят ноты хоровод.

В. Герчик, стихи Н. Франкель. Нотный хоровод (пение);

А. Островский, стихи З. Петровой. До, ре, ми, фа, соль…(пение).

20

20.02

Кто-то в теремочке живёт.

Теремок. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

21

26.02

Весёлый праздник Масленица.

И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение);

Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация);

Перед весной. Р.н.п. (пение).

22

Весёлый праздник Масленица.

 И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение);

Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация);

Перед весной. Р.н.п. (пение).

23

Где живут ноты?

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Песенка о гамме (пение).

24

Весенний вальс.

А. Филиппенко.  Весенний вальс (пение);

Е.Соколова. Сегодня мамин день (пение).

25

Природа просыпается.

П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание);

Ой, бежит ручьем вода. Украинская народная песня, обработка К. Волоскова (пение, игра на детских музыкальных инструментах);

Веснянка. Украинская народная песня (пение).

26

В детском музыкальном театре. И. Стравинский. У Петрушки. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

И. Брамс. Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация).

27

Мелодии и краски весны.

И. Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная» (слушание)

П. Чайковский. Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. Песня ручья (пение);

Я. Дубравин, стихи Е. Руженцева. Капли и море (пение).

28

Мелодии дня.

Р. Шурман. Май милый май, скоро ты вновь настанешь! Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание);

В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.  Колыбельная (слушание);

С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание);

Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Песенка про двух утят (пение).

29

Музыкальные инструменты. Тембры - краски.

С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание);

К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание);

Н. Римский-Корсаков. Тема Шехерезады. Из симфонической сюиты «Шехерезада» (соло скрипки, слушание);

Г. Левокдимов, стихи Э. Костиновой. Веселые  инструменты  (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

30

Легко ли стать музыкальным исполнителем.

М. Завалишина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация);

Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте.

31

На концерте. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса.

Р. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычайный концерт (пение).

32

Но на свете почему-то торжествует доброта, (музыка в мультфильмах);

А. Шнитке. Rondo. Из «Concertogrosso» №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карусель»). Фрагмент (слушание);

Б. Савельев, стихи А. Хайта. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание);

В. Шаинский, стихи Э. Успенкого. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение);

Ю.Тугаринов. Добрые волшебники (пение).

33

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполино и его друзей.

В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация);

В. Алеев, стихи С. Маршака. Песня синьора Помидора. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация);

В. Алеев, стихи С. Маршака. Я веселый Чиполино (пение);

Заключительный хор. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание, пение, театрализация).

Календарно-тематическое планирование

1 класс

Тема года: «Музыка, музыка всюду нам слышна...»

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Примечание

По плану

По факту

1

05.09

Нас в школу приглашают задорные звонки.

Г. Струве, стихи К. Ибряева. Мы теперь ученики (пение);

2

12.09

Музыка всюду нам слышна. Г.Струве, стихи В.Викторова. Веселая песенка (пение);

3

19.09

Я хочу увидеть музыку, я хочу услышать музыку.

 Г. Струве, стихи Н.Соловьевой. Так уж получилось (пение);

4

26.09

Краски осени. Песни Г. Ребровой. В. Иванников, стихи Т. Башмаковой. Осенняя сказка (пение)

5

03.10

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19. №4 Фрагмент (слушание);

В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения).

6

10.10

Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?

П. Чайковский. Ноктюрн, соч.19 №4 Фрагмент (слушание);

В.Николаев, стихи И. Сусидко. Песенка об осеннем солнышке (пение, музыкально – ритмические движения);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. На прогулку под дождем (пение, музыкально-ритмические движения).

7

17.10

Музыкальное эхо.

Е. Поплянова, стихи Н.Пикулевой. Эхо (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация);

Е. Поплянова, стихи В. Татаринова.

Камышинка-дудочка (пение, импровизация).

8

24.10

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

М. Мусоргский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся).

9

14.11

«Мои первые в жизни каникулы: будем веселиться!»

М. Мусорский. Балет невылупившихся птенцов. Из фортепианного цикла «Картинки с выставки» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Викторова. Переменка учителя (учащихся).

10

21.11

Встанем скорее с друзьями в круг - пора танцевать. Губернаторский театр танца «Сибирский калейдоскоп». Д. Шостакович. Вальс-шутка (слушание); А. Спадавеккиа, стихи Е. Шварца «Добрый жук» (слушание).

11

28.11

Ноги сами в пляс пустились Камаринская (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Во поле береза стояла. Русская народная песня

(в сольном исполнении, слушание);

Ах вы, сени. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

12

05.12

Русские народные музыкальные инструменты.

Светит месяц. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Во поле береза стояла. Русская народная песня (в исполнении оркестра русских народных инструментов, слушание);

Коробейники. Русская народная песня (игра на детских музыкальных инструментах).

13

12.12

Марш деревянных солдатиков.

П. Чайковский. Марш деревянных  солдатиков. Из «Детского альбома» (слушание);

Г. Струве, стихи В. Семернина. Маленькая мама (пение, импровизация).

14

19.12

«Детский альбом» П.И. Чайковского (слушание)

15

26.12

Волшебная страна звуков. В гостях у сказки.

А. Лядов. Музыкальная табакерка (слушание);

Г. Струве, стихи И. Соловьевой. Пестрый колпачок (пение, музыкально-ритмические движения);

Р. Шуман. Дед Мороз. Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание);

Г. Вихарева. Елочка любимая (пение).

16

16.01

Новый год! Закружился хоровод.

П. Чайковский. Вариация №2. Из балета «Щелкунчик». Фрагмент (слушание);

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Новогодний хоровод (пение, музыкально-ритмические движения);

Г. Вихарева. Дед мороз (пение, музыкально-ритмические движения).

17

23.01

Зимние игры.

П. Чайковский. Вальс снежных хлопьев.

Из балета “Щелкунчик”. Фрагмент (слушание);

18

30.01

Зимние игры. Песни Г. Ребровой.

Н. Перунов. Белый пух; Мороз, мороз.

Попевки (пение, импровизация);

М. Красев, стихи С. Вышеславцевой. Зимняя песенка (пение).

19

06.02

Водят ноты хоровод.

В. Герчик, стихи Н. Франкель. Нотный хоровод (пение);

А. Островский, стихи З. Петровой. До, ре, ми, фа, соль…(пение).

20

20.02

Кто-то в теремочке живёт.

Теремок. Русская народная песня, обработка В. Агофонникова (игра на детских музыкальных инструментах).

21

27.02

Весёлый праздник Масленица.

И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение);

Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация);

Перед весной. Р.н.п. (пение).

22

06.03

Весёлый праздник Масленица.

 И. Стравинский. Русская. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

Едет Масленица дорогая. Русская народная песня (пение);

Мы давно блинов не ели. Попевка (пение, импровизация);

Перед весной. Р.н.п. (пение).

23

13.03

Где живут ноты?

Г. Струве, стихи Н. Соловьевой. Песенка о гамме (пение).

24

20.03

Весенний вальс.

А. Филиппенко.  Весенний вальс (пение);

Е.Соколова. Сегодня мамин день (пение).

25

03.04

Природа просыпается.

П. Чайковский. Песня жаворонка. Из «Детского альбома» (слушание);

Ой, бежит ручьем вода. Украинская народная песня, обработка К. Волоскова (пение, игра на детских музыкальных инструментах);

Веснянка. Украинская народная песня (пение).

26

10.04

В детском музыкальном театре. И. Стравинский. У Петрушки. Из балета «Петрушка». Фрагмент (слушание);

И. Брамс. Петрушка (пение, игра на детских музыкальных инструментах, театрализация).

27

17.04

Мелодии и краски весны.

И. Стравинский. Тема «весеннего произрастания». Из балета «Весна священная» (слушание)

П. Чайковский. Старинная французская песенка. Из «Детского альбома» (слушание);

В. Николаев, стихи Н. Алпаровой. Песня ручья (пение);

Я. Дубравин, стихи Е. Руженцева. Капли и море (пение).

28

24.04

Мелодии дня.

Р. Шурман. Май милый май, скоро ты вновь настанешь! Из фортепианного цикла «Альбом для юношества». Фрагмент (слушание);

В. А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.  Колыбельная (слушание);

С. Прокофьев. Ходит месяц над лугами. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание);

Е. Поплянова, стихи Н. Пикулевой. Песенка про двух утят (пение).

29

01.05

Музыкальные инструменты. Тембры - краски.

С. Прокофьев. Тема птички. Из симфонической сказки «Петя и волк» (соло флейты, слушание);

К. Дебюсси. Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». Фрагмент (соло арфы, слушание);

Н. Римский-Корсаков. Тема Шехерезады. Из симфонической сюиты «Шехерезада» (соло скрипки, слушание);

Г. Левокдимов, стихи Э. Костиновой. Веселые  инструменты  (пение, игра на детских музыкальных инструментах).

30

08.05

Легко ли стать музыкальным исполнителем.

М. Завалишина, стихи И. Андреевой. Музыкальная семья (пение, театрализация);

Что такое концерт. Участники концерта. Правила поведения на концерте.

31

15.05

На концерте. Губернаторский симфонический оркестр Кузбасса.

Р. Дементьев, стихи И. Векшегоновой. Необычайный концерт (пение).

32

22.05

Но на свете почему-то торжествует доброта, (музыка в мультфильмах);

А. Шнитке. Rondo. Из «Concertogrosso» №1 для двух скрипок, клавесина, препарированного фортепиано и струнного оркестра (звучит в мультфильме «Карусель»). Фрагмент (слушание);

Б. Савельев, стихи А. Хайта. Неприятность эту мы переживем. Из мультфильма «Лето кота Леопольда» (слушание);

В. Шаинский, стихи Э. Успенкого. Голубой вагон. Из мультфильма «Старуха Шапокляк» (пение);

Ю.Тугаринов. Добрые волшебники (пение).

33

29.05

«Давайте сочиним оперу», или Музыкальная история про Чиполино и его друзей.

В. Алеев, стихи неизвестного автора. Песня графа Вишенки. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация);

В. Алеев, стихи С. Маршака. Песня синьора Помидора. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание или пение, театрализация);

В. Алеев, стихи С. Маршака. Я веселый Чиполино (пение);

Заключительный хор. Из детского спектакля «Чиполино» (слушание, пение, театрализация).

Список литературы для учащихся:

Музыка. 1 кл. 2ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-11-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 79, 1с.: ил.

Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.

Михеева, Л. В; Словарь юного музыканта / Л. Михеева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 333, 3с.

Ушакова, О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника - СПб.: Издательство Дом «Литера», 2008. – 96 с.: ил.

Бирюков, Ю. Е.  Всегда на страже. Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1990.

Васина-Гроссман, В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: дет. Литература, 1986.

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа; http://ru.wikipedia.org/wiki

Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://classic.chubrik.ru

Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru

Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music

Список литературы для учителя:

(Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.)

Алеев, В. В. Музыка 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90с.

Зильберквит, Марк. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.

Слово о музыке: Рус. Композиторы 19 в.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. –  319 с.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.

Дмитриева, Л. Г. Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.

Безбородова, Л. А. Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

Абдуллин Э.Б, «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

Аржаникова, Л. Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001г.

Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». – М.: Академия, 2002.

Абдуллин, Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». – М.: Просвещение, 1983.

Аржаникова, Л. Г. «Профессия – учитель музыки». – М.: Просвещение, 1985.

Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания». – Санкт-Петербург, 2002.

Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001. Дмитриева, Л. Г, Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.

Цыпин, Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпакс, 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по музыке (4 класс, В.В.Алеев и др.)

Пояснительная запискаРабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования, Концепции духовн...

Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак

Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...

Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)

Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)...

Рабочая программа по музыке, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Алеев)

Рабочая программа по музыке, 4 класс, УМК РИТМ, 4 класс, (Алеев), 2016-17 уч. год...