Рабочая программа по музыке 3 класс (Алеев)
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 3 класс (Алеев)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_aleev_3_klass.docx | 73.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
7ттттттоооПояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании авторской программы по музыке для 1-4 кл. (Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.) и учебника по музыке: Музыка. 3 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-9 - е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 79, 1с.: ил.
Данная программа полностью учитывает главные положения:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личностного гражданина России.
Одновременно программа во многом учитывает позитивные традиции в области музыкально-эстетического образования учащихся, сложившиеся в отечественной педагогике. Важной содержательной и концептуальной опорой стали главные положения программы, созданной под научным руководством Д. Б. Кабалевского.
Данная программа составлена на 35часов в соответствии с учебным планом МБНОУ «Гимназия №17», рассчитана на 2014-2015 учебный год обучения и является программой базового уровня.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- привить интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Решаемые задачи позволяют достичь цели курса: Формирование основ духовно - нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: литературным чтением, окружающим миром и изобразительным искусством.
Курс предусматривает изучение раздела: «О чем рассказывает музыка», в котором акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений (музыкально – историческая тема, музыкально – патриотическая тема, духовная музыка). Кроме того, ряд внутренних тем освещает вопросы влияния на музыкальнуюинтонационность, на музыкальные формы (трехчастная, вариации, рондо.) содержание которого углубляется за счет привлечения более широкого контекста
В изучении данного раздела (по сравнению с авторской программой) внесены следующие изменения:
Наименование раздела | Кол-во часов авторской программы | Кол-во часов рабочей программы | Примечание (описание вносимых изменений с обоснованием их причин) |
«О чем рассказывает музыка» | 35 часов | 35 часов | Внесено изменение в содержательное наполнение раздела. В частности выделены часы на изучение регионального компонента творчества композиторов и коллективов Кузбасса. |
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов классиков, охватывающие временный диапазон от эпохи барокко до наших дней, народная музыка России и стран ближнего и дальнего зарубежья, образцы духовной музыки, а также значительно обновленный репертуар композиторов-песенников. Отбор музыкальных произведений осуществлен с учетом доступности, художественной выразительности, очевидной образовательной и воспитательнойнаправленности
Академический материал подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках урочной деятельности
Особенностью организации учебного процесса по данному курсу в 3 классе является то, что он ориентирован на учащихся младшего школьного возраста, которые не имеют достаточной базовой подготовки по предмету. В связи с этим приоритетными методами обучения являются:
Метод междисциплинарного взаимодействий-является важнейшим стратегическим методом данной программы. Его сущность соотносится с понятием межпредметные связи, широко применяемым в области школьной педагогики.
Стилевой подход нацелен на постепенное формирование у учащихся осознанного стилевого восприятия музыки
Творческий метод применяется к курсу «Мировая художественная культура», используется как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно - результативный показатель ее практического воплощения.
Системный подход направлен на достижения целостности и единства всех составляющих компонентов программы - ее тематизма, музыкального и фонового материала, видов практической деятельности
Метод восхождения от частного к общему отражает постоянное развитие компонентов программы по пути все более полного, всестороннего и целостного охвата материала.
Помимо основных методов, на уроке используются следующие методы: игра, работа с книгой, рассказ, творческое задание, проблемное слово педагога.
Возрастные и индивидуальные особенности учащихся данного класса определяют также выбор методов обучения в зависимости от степени познавательной активности детей. К числу таких ведущих методов обучения можно отнести следующие: иллюстративный,объяснительный, проблемный.
Описанные методы, во многом определяют содержание программы и реализуются в учебной деятельности с применением системного подхода, который отражает полноценную реализацию учебно-методического комплекса в таких видах практической деятельности, как:
-Слушание музыки: Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального музыкального искусства различных исторических эпох и стилей. Сравнение исполнительских трактовок. Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью.
-Пение: Хоровое и сольное пение с сопровождением и без сопровождения. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкально-исполнительского замысла и выражения своего отношения к музыкальному произведению.
- Инструментальное музицирование: Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
-Музыкально-пластическое движение: Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей его развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании композиций и импровизации, в том числе танцевальных.
-Драматизация музыкальныхпроизведений: Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев.
С целью формирования устойчивой учебной мотивации и интереса к изучению музыки в рамках данной программы наряду с традиционными уроками объяснения и закрепления нового материала предусмотрены различные нетрадиционные формы, в том числе: урок – игра, урок – экскурсия, урок – путешествие.
К дидактическому оснащению данной программы относятся учебник и методические пособия для учителя (см. список литературы).
Для эффективной реализации рабочей программы (в том числе ее практической части) по музыке требуется следующие оборудование и технические средства обучения: ПК, магнитофон, телевизор, меловая доска, инструменты (ударные, струнно-смычковые).
Контроль достижения учениками уровня федерального государственного образовательного стандарта осуществляется в виде итогового контроля в формах собеседование,фронтальный опрос, викторина.
Основные требования к уровню подготовки обучающихся 3класса следующие: Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- демонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- проявлять личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- выражать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- знать имена выдающихся зарубежных и отечественных композиторов (П.Чайковский, В.Моцарт, А.Бородин, Н.Римский- Корсаков, М.Глинка);
- уметь соотносить простые образы народной и профессиональной музыки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- знание музыкальных инструментов, входящих в группы струнных смычковых и деревянных инструментов;
- умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки и несложные элементы двухголосия;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
Личностные результаты(Л): изучения курса «Музыка» в 3-м классе является формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. Так и окружающих людей;
- наличие эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
- выражение чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями мировой и отечественной музыкальной культуры;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД (Р):
- умение строить речевые высказывания в устной и письменной форме (в соответствии с требованиями учебника для 3-го класса);
- умение ориентироваться на разнообразие способов решения смысловых и художественно-творческих задач;
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника.
Познавательные УУД (П):
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 3-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление простых обобщений между отдельными произведениями искусства на основе выявления сущностной связи;
- осуществление элементов синтеза как составление целого.
Коммуникативные УУД (К):
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально-творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса (школы, города).
Учебно-тематический план
Музыка. 3 класс
Тема года: «О чем рассказывает музыка»
( 1 часа в неделю.Всего 35 часов)
№ п/п | Название раздела | Всего часов | Планируемые результаты | Форма контроля |
| 1 четверть | 9 | - наблюдать за звучанием природы (Л); - различать настроения и чувства, выраженные в музыке(Л) - выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу в пластическом движении (Л) -применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения (П) - распознавать художественный смысл трехчастной формы (П); - импровизировать в форме театрализации в соответствии с заданным музыкальном образом (Л) - распознавать художественный смысл вариционной формы(П) -применять знания основных средств музыкальной выразительности (П) -размышлять, рассуждать об отечественной музыке и многообразии фольклора (Р); -обнаруживать общность истоков народной профессиональной музыки (Р) | - устный опрос; - тестирование; - разгадывание кроссвордов; - решение ребусов. |
2 четверть | 7 | - исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства (П) - импровизировать в соответствии с заданными критериями (исполнять ритм барабанной дроби или сигнала) (Л) - распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл (П) - сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия (Р) - ориентироваться в нотном письме, как графическом изображении музыкальной речи (П) - определять жизненную основу музыкальных интонаций (П) - воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях (Л); - обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки (П) - выражать свое эмоциональное отношение к образам исторического в рисунке (Л) | ||
3 четверть | 11 | - выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, пении (Л) - рассуждать об отечественной музыке с учетом критериев, приведенных в учебнике (Р) - обнаруживать общность истоков в народной и профессиональной музыке (П); - участвовать в коллективноммузицировании на детских музыкальных инструментах (К) - рассуждать об отечественной музыке и музыкальном фольклоре России (Р); - выявлять по жанровым признакам различные музыкальные интонации (Р) - определять полифоническую форму в музыке (П) - узнавать по изображению музыкальные инструменты: лютню, виолу, гитару, а также узнавать на слух звучание лютни и гитары (П) | ||
4 четверть | 8 | - узнавать по изображению музыкальные инструменты, входящие в группу струнных, смычковых; определять их выразительные особенности (П); - определять на слух звучание струнного ансамбля (П) - узнавать по изображению инструменты, составляющие группу деревянных духовых, а также некоторые ударные инструменты: большой барабан, литавры; определять на слух их тембровую окраску (П) - различать маршевость в музыке (П) - размышлять о роли музыки в жизни человека (Л) - участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов (Л); - узнавать по звучанию и называть выдающихся отечественных музыкальных исполнителей(П) - определять жанровые особенности инструментального концерта в соответствии с критериями, представленными в учебнике (П) | ||
Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
Тема года: «О чём рассказывает музыка»
Дата проведения | № урока | Тема урока | Примечание | |
План | Факт | |||
02.09 | 1 | Картины природы в музыке. К.Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи, И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синяковского. Родная песенка (пение). | ||
09.09 | 2 | Может ли музыка «нарисовать» портрет? К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» Фрагмент (слушание); Кукушка. Швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. Барто Любитель-рыболов (пение). | ||
16.09 | 3 | В сказочной стране гномов Э.Григ. Шествие гномов (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация). | ||
23.09 | 4 | Многообразие в единстве: вариации. П. Чайковский. Симфония№4. IV часть. Фрагмент (слушание); В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение). | ||
30.09 | 5 | «Дела давно минувших дней...» М.Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение) | ||
07.10 | 6 | «Там русский дух..,там Русью пахнет!» Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония№2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. Родные места (пение). | ||
14.10 | 7 | «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» С. Прокофьев. Ледовое побоище; Вставайте, Люди русские! Из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю.Энтина. Край, в котором ты живешь (слушание). | ||
21.10 | 8 | Бег по кругу: рондо. Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша. Фрагмент (слушание); | ||
28.10 | 9 | Бег по кругу: рондо. М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); А. Алеев, стихи Т.Науменко. Веселое рондо (пение, театрализация). | ||
11.11 | 10 | Какими бывают музыкальные интонации. Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание); В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. IIчасть (слушание). | ||
18.11 | 11 | Какими бывают музыкальные интонации. М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферма. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах). | ||
25.11 | 12 | Какими бывают музыкальные интонации. Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение). | ||
02.12 | 13 | Знаки препинания в музыке. Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7(слушание); Л. Бетховен. Симфония №5, I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. Счастье (пение). | ||
09.12 | 14 | «Мороз и солнце, день чудесный...». П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Кабы не было зимы (пение, импровизация). | ||
16.12 | 15 | «Рождество, Твое, Христе Боже наш...» А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (слушание); Н. Римский-Корсаков. Колядка девчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». 1 действие (слушание); В. Алеев, стихи Т. Накменко. Если дети верят в чудо. Из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкие, стихи В. Степанова. Художник дед Мороз (пение). | ||
23.12 | 16 | «Рождество, Твое, Христе Боже наш...» (хор С. Липового). Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Песенка о снежинке (пение). | ||
13.01 | 17 | Колокольные звоны на Руси. Ростовские колокольные звоны (слушание); Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание); Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного английского автора (пение); Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение). | ||
20.01 | 18 | Музыка в храме. М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание); П. Чайковский. В церкви. «Из детского альбома» (слушание); Небо и земля. Народное песнопение (пение). | ||
27.01 | 19 | М. И. Глинка – основоположник русской классической музыки. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи В. Забилы. Ты, соловушка, умолкни (пение); М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра. Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
03.02 | 20 | Что такое патриотизм? Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. Патриотическая песня (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озера синие (пение). | ||
10.02 | 21 | Русский национальный герой Иван Сусанин. М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы « Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах) | ||
17.02 | 22 | Прощай, Масленица! Ансамбль «Комарики», г. Новокузнецк. Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. Проводы зимы (пение); Перед весной. Р.н.п, обработка В. Попова (пение). | ||
24.02 | 23 | Музыкальная имитация. С. Ляховицкая. Дразнилка (слушание); В. Шаинский. Веселая фуга (слушание); Со вьюном я хожу. Р.н.п. (пение). | ||
03.03 | 24 | Музыкальная имитация. Со вьюном я хожу. Р.н.п. (пение). | ||
10.03 | 25 | Композиторы детям. ( Г. Реброва) С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам» (слушание); В.А. Моцарт. Детские игры (пение). | ||
17.03 | 26 | Картины, изображающие музыкальные инструменты. Г. Ф. Гендель, из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание); Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре (слушание); Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение). | ||
24.03 | 27 | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. Много песен мы споем. Венгерская народная песня (пение). | ||
07.04 | 28 | Струнные смычковые инструменты. Н. А. Римский-корсаков. Полет шмеля. Из оперы «сказка о царе Салтане» (слушание); А.Дворжак. Мелодия (слушание); Е.Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и добрый зверь» (слушание); Р.Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение). | ||
14.04 | 29 | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение). | ||
21.04 | 30 | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание). | ||
28.04 | 31 | Вечная память героям. День Победы. Р. Шуман.Грезы.Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. День Победы (слушание); Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аист на крыше (пение); Солдатушки, браво ребятушки. Р.н.п. (слушание). | ||
05.05 | 32 | Легко ли быть музыкальным исполнителем? М. Минков, стихи Ю. Энтина. Да здравствует сюрприз! (пение); А. Зацепин, стихи А. Дербенева. Волшебник (пение). | ||
12.05 | 33 | Выдающиеся музыканты- исполнители. С. Рахманинов. Прелюдия си- бемоль мажор, соч. 23 №2,(слушание); К. Сен-Санс. Рондо-капрччиозо для скрипки и оркестра». Фрагмент (слушание); Музыканты. Нем. н. песня (пение). | ||
19.05 | 34 | Концертные залы мира. Театр-мюзикл «Седьмое утро» П. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3часть, кода (слушание). | ||
26.05 | 35 | Итоговое обобщение. Музыка П. Чайковского, С. Прокофьева, С. Рахманинова. |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
Тема года: «О чём рассказывает музыка»
Дата проведения | № урока | Тема урока | Примечание | |
План | Факт | |||
03.09 | 1 | Картины природы в музыке. К.Дебюсси. Прелюдии «Ветер на равнине», «Паруса» (в синтезаторной обработке, слушание); М. Славкин, стихи, И. Пивоваровой. Волшебная палочка (пение); К. Певзнер, стихи А. Арканова, Г. Горина. Оранжевая песенка (пение); Ю. Чичков, стихи П. Синяковского. Родная песенка (пение). | ||
10.09 | 2 | Может ли музыка «нарисовать» портрет? К. Дакен. Кукушка (слушание); С. Прокофьев. Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта» Фрагмент (слушание); Кукушка. Швейцарская народная песня (пение); М. Старокадомский, стихи А. Барто Любитель-рыболов (пение). | ||
17.09 | 3 | В сказочной стране гномов Э.Григ. Шествие гномов (слушание); Г. Гладков, стихи из норвежской народной поэзии. Тролли (пение); А. Журбин, стихи П. Синявского. Смешной человечек (пение, импровизация). | ||
24.09 | 4 | Многообразие в единстве: вариации. П. Чайковский. Симфония№4. IV часть. Фрагмент (слушание); В сыром бору тропина. Русская народная песня (пение). | ||
01.10 | 5 | «Дела давно минувших дней...» М.Глинка. Запев Баяна; Ария Руслана. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); Е. Птичкин, стихи М. Пляцковского. Русская изба (пение) | ||
08.10 | 6 | «Там русский дух..,там Русью пахнет!» Т. Чудова. Протяжная. Из цикла «Четыре пьесы для фортепиано» (слушание); А. Бородин. Симфония№2 «Богатырская». I часть. Фрагмент (слушание); Ю. Антонов, стихи М. Пляцковского. Родные места (пение). | ||
15.10 | 7 | «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу...» С. Прокофьев. Ледовое побоище; Вставайте, Люди русские! Из кантаты «Александр Невский» (слушание); Г. Гладков, стихи Ю.Энтина. Край, в котором ты живешь (слушание). | ||
22.10 | 8 | Бег по кругу: рондо. Л. Бетховен. Ярость из-за потерянного гроша. Фрагмент (слушание); | ||
29.10 | 9 | Бег по кругу: рондо. М. Глинка. Рондо Фарлафа. Из оперы «Руслан и Людмила» (слушание); А. Алеев, стихи Т.Науменко. Веселое рондо (пение, театрализация). | ||
12.11 | 10 | Какими бывают музыкальные интонации. Л. Бетховен. Гремят барабаны (слушание); В. А. Моцарт. Концерт № 21 для фортепиано с оркестром. IIчасть (слушание). | ||
19.11 | 11 | Какими бывают музыкальные интонации. М. Мусоргский. С куклой. Из вокального цикла «Детская» (слушание); Л. Лядова, стихи И. Шаферма. Барабан (пение, игра на детских музыкальных инструментах). | ||
26.11 | 12 | Какими бывают музыкальные интонации. Ц. Кюи, стихи Е. Баратынского. Зима (пение); Я. Дубравин, стихи В. Суслова. Добрый день! (пение). | ||
03.12 | 13 | Знаки препинания в музыке. Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7(слушание); Л. Бетховен. Симфония №5, I часть, главная партия (слушание); Г. Телеман, стихи Д. Штопле. Счастье (пение). | ||
10.12 | 14 | «Мороз и солнце, день чудесный...». П. Чайковский. Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание); Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Кабы не было зимы (пение, импровизация). | ||
17.12 | 15 | «Рождество, Твое, Христе Боже наш...» А. Лядов. «Рождество Твое, Христе Боже наш…» (слушание); Н. Римский-Корсаков. Колядка девчат. Из оперы «Ночь перед Рождеством». 1 действие (слушание); В. Алеев, стихи Т. Накменко. Если дети верят в чудо. Из детского спектакля «Щелкунчик» (пение); Е. Птичкие, стихи В. Степанова. Художник дед Мороз (пение). | ||
24.12 | 16 | «Рождество, Твое, Христе Боже наш...» (хор С. Липового). Е. Крылатов, стихи Л. Дербенева. Песенка о снежинке (пение). | ||
14.01 | 17 | Колокольные звоны на Руси. Ростовские колокольные звоны (слушание); Н. Римский-Корсаков. Вхождение в невидимый град. Из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (слушание); Колокольный звон. Музыка и стихи неизвестного английского автора (пение); Д. Тухманов, стихи Ю. Энтина. Колокольчик мой хрустальный (пение). | ||
21.01 | 18 | Музыка в храме. М. Мусоргский. Пролог. Из оперы «Борис Годунов». Фрагмент (слушание); П. Чайковский. В церкви. «Из детского альбома» (слушание); Небо и земля. Народное песнопение (пение). | ||
28.01 | 19 | М. И. Глинка – основоположник русской классической музыки. М. Глинка. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент (слушание); М. Глинка, стихи В. Забилы. Ты, соловушка, умолкни (пение); М. Глинка. Арагонская хота. Обработка для детского оркестра. Т. Бейдер. Фрагмент (игра на детских музыкальных инструментах). | ||
04.02 | 20 | Что такое патриотизм? Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня Садко «Ой ты, темная дубравушка». Из оперы «Садко» (слушание); М. Глинка, стихи А. Машистого. Патриотическая песня (слушание); Л. Афанасьев, стихи И. Шаферана. Гляжу в озера синие (пение). | ||
11.02 | 21 | Русский национальный герой Иван Сусанин. М. Глинка. Ария Ивана Сусанина; Хор «Славься». Из оперы «Жизнь за царя» (слушание); М. Глинка. Хор «Славься». Из оперы « Жизнь за царя». Обработка для детского оркестра Н. Ветлугиной (игра на детских музыкальных инструментах) | ||
18.02 | 22 | Прощай, Масленица! Ансамбль «Комарики», г. Новокузнецк. Н. Римский-Корсаков. Хор «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка» (слушание); Н. Римский-Корсаков, стихи И. Устюжанина. Проводы зимы (пение); Перед весной. Р.н.п, обработка В. Попова (пение). | ||
25.02 | 23 | Музыкальная имитация. С. Ляховицкая. Дразнилка (слушание); В. Шаинский. Веселая фуга (слушание); Со вьюном я хожу. Р.н.п. (пение). | ||
04.03 | 24 | Музыкальная имитация. Со вьюном я хожу. Р.н.п. (пение). | ||
11.03 | 25 | Композиторы детям. ( Г. Реброва) С. Прокофьев. Пятнашки. Из фортепианного цикла «Детская музыка» (слушание); С.Прокофьев. Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам» (слушание); В.А. Моцарт. Детские игры (пение). | ||
18.03 | 26 | Картины, изображающие музыкальные инструменты. Г. Ф. Гендель, из сонаты для флейты, виолончели и клавесина фа мажор (слушание); Ф. Таррега. Воспоминания об Альгамбре (слушание); Б. Окуджава. Музыкант (слушание, пение). | ||
25.03 | 27 | «Жизненные правила для музыкантов» Р. Шумана. Много песен мы споем. Венгерская народная песня (пение). | ||
08.04 | 28 | Струнные смычковые инструменты. Н. А. Римский-корсаков. Полет шмеля. Из оперы «сказка о царе Салтане» (слушание); А.Дворжак. Мелодия (слушание); Е.Дога. Вальс. Из кинофильма «мой ласковый и добрый зверь» (слушание); Р.Бойко, стихи И. Михайловой. Скрипка (пение). | ||
15.04 | 29 | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание); В. Шаинский, стихи Ю. Энтина. В мире много сказок (пение). | ||
22.04 | 30 | С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк». С. Прокофьев. Петя и волк. Симфоническая сказка (слушание). | ||
29.04 | 31 | Вечная память героям. День Победы. Р. Шуман.Грезы.Из фортепианного цикла «Детские сцены» (слушание); Д. Тухманов, стихи В. Харитонова. День Победы (слушание); Д. Тухманов, стихи А. Поперечного. Аист на крыше (пение); Солдатушки, браво ребятушки. Р.н.п. (слушание). | ||
06.05 | 32 | Легко ли быть музыкальным исполнителем? М. Минков, стихи Ю. Энтина. Да здравствует сюрприз! (пение); А. Зацепин, стихи А. Дербенева. Волшебник (пение). | ||
13.05 | 33 | Выдающиеся музыканты- исполнители. С. Рахманинов. Прелюдия си- бемоль мажор, соч. 23 №2,(слушание); К. Сен-Санс. Рондо-капрччиозо для скрипки и оркестра». Фрагмент (слушание); Музыканты. Нем. н. песня (пение). | ||
20.05 | 34 | Концертные залы мира. Театр-мюзикл «Седьмое утро» П. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3часть, кода (слушание). | ||
27.05 | 35 | Итоговое обобщение. Музыка П. Чайковского, С. Прокофьева, С. Рахманинова. |
Список литературы для учащихся:
Учебник по музыке: Музыка. 3 кл. 2 ч: учебник/ В.В. Алеев, Т.Н. Кичак.-9 - е изд.,стереотип.- М.: Дрофа, 2014. – 79, 1с.: ил.
Кабалевский Д. Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. М.: Дет. Литература, 1970.
Михеева, Л. В; Словарь юного музыканта / Л. Михеева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2009. – 333, 3с.
Ушакова, О. Д. Великие композиторы: Справочник школьника - СПб.: Издательство Дом «Литера», 2008. – 96 с.: ил.
Бирюков, Ю. Е. Всегда на страже. Рассказы о песнях. – М.: Просвещение, 1990.
Васина-Гроссман, В. А. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: дет. Литература, 1986.
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа; http://ru.wikipedia.org/wiki
Классическая музыка [Электронный ресурс]. - Режим доступа :http://classic.chubrik.ru
Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.music-dic.ru
Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru/con-tents.nsf/dic_music
Список литературы для учителя:
(Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – М.: Дрофа, 2013. – 107, [5] с.)
Алеев, В. В. Музыка 1 – 4 кл., 5 – 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Кичак. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 90с.
Зильберквит, Марк. Мир музыки. – М.: Детская литература, 1988.
Слово о музыке: Рус. Композиторы 19 в.: Хрестоматия. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.
Дмитриева, Л. Г. Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
Безбородова, Л. А. Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
Абдуллин Э.Б, «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
Аржаникова, Л. Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. М.: Академия, 2001г.
Безбородова, Л. А., Алиев, Ю. Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях». – М.: Академия, 2002.
Абдуллин, Э. Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе». – М.: Просвещение, 1983.
Аржаникова, Л. Г. «Профессия – учитель музыки». – М.: Просвещение, 1985.
Халазбурь, П., Попов, В. «Теория и методика музыкального воспитания». – Санкт-Петербург, 2002.
Школяр, Л. В. Музыкальное образование в школе. – М.: Академия, 2001.
Дмитриева, Л. Г., Черноиваненко, Н. М. Методика музыкального воспитания в школе. – М.: Академия, 2000.
Цыпин, Г.М. психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. – М.: Интерпакс, 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке (4 класс, В.В.Алеев и др.)
Пояснительная запискаРабочая программа по музыке для 4 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовн...
Рабочая программа по музыке 1 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке по программе "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 2 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 2 класс."Музыка" - программа В.В.Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 3 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак
Рабочая программа по музыке 4 класс. Программа "Музыка" В.В. Алеев, Т.Н. Кичак...
Рабочая программа по музыке 1 класс (Алеев)
Рабочая программа по музыке для 1 класса (Алеев)...
Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)
Рабочая программа по музыке 2 класс (Алеев)...