Рабочая программа по музыке для 1 класса по "Школе России"
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему
Рабочая программа по музыке для 1 класса создана в соответствии с требованиями ФГОС. Предназначена для педагогов, занимающихся по программе "Школа России" по учебникам Критской.Буду рада , если моя программа будет востребована коллегами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_1_kl.doc | 262 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Пихтовская
средняя общеобразовательная школа Колыванского района
633 171 Новосибирская область Колыванский район, с.Пихтовка, ул.Калинина, 3.
Тел.факс 8-383-52-42-142
Согласовано Утверждаю
Зам.директора поУВР ДиректорМБОУ
«Пихтовская СОШ»
« » 2014г. « » 2014г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке
для учащихся 1 класса
(на 2014-2015 учебный год)
Составитель:
Зубкова Лилия Викторовна,
учитель начальной школы
первой квалификационной категории
2014-2015 г.
Рабочая программа по музыке
1 класс
Пояснительная записка
Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно
отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи музыкального образования младших школьников:
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру
младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкальноритмические движения; игра на музыкальных инструментах;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных
- пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др. В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. Занятия в I классе носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство детей с музыкой в широком жизненном контексте. Творческий подход учителя музыки к данной программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I–IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II–IV классах).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений
русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной
рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на
электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения музыки выпускник начальной школы научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии фольклора России, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека»,«Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (33 ч)
МУЗЫКА
Раздел программы | Музыка вокруг нас (16 часов) |
Содержание (I четверти) | И Муза вечная со мной! Хоровод муз. Повсюду музыка слышна. Душа музыки - мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна…. Музыкальная азбука. Обобщающий урок I четверти. |
Содержательные линии(I четверти) | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. |
Содержание (II четверти) | «Садко». Из русского былинного сказа. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок II четверти. |
Содержательные линии(II четверти) | Интонации, как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет. |
Музыкальный материал раздела | «Щелкунчик», фрагменты из балета. П. Чайковский. |
Раздел программы | Музыка и ты (17 часов) |
Содержание (III четверти) | Край, в котором ты живешь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. Обобщающий урок III четверти. |
Содержательные линии(III четверти) | Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины, сказки о воздействующей силе музыки. |
Содержание (IV четверти) | Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. «Ничего на свете лучше нету». Обобщающий урок IV четверти. |
Содержательные линии(IV четверти) | Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. |
Музыкальный материал раздела | Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский. |
Календарно - тематическое планирование
1 час в 1 неделю (33ч)
№ п/п | Тема | Дата | Деятельность учителя | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | Вид контроля | |||||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||||||
Музыка вокруг нас - (16ч) | |||||||||||
1. | И муза вечная со мной! | Истоки возникновения музыки, рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг | Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель | Принятие образа «хорошего ученика»; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Регулятивные УУД Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию. | Понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель», муза. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками. Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике. | Текущий | ||||
2. | Хоровод муз. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. | Знать: понятия: хор, хоровод. Роль и место пляски в жизни разных народов. Плясовые песни | Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Узнавать на слух основную часть музыкальных произведений. Передавать настроение музыки в пении. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Давать определения общего характера музыки. | Текущий | ||||
3. | Повсюду музыка слышна. | Звучание окружающей жизни, природы, настрое-ний, чувств и характера человека. Истоки возник-новения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. | Знать: понятие композитор. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст Ролевая игра «Играем в композитора». | Эстетические потребности, ценности и чувства. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. | Определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. | Текущий | ||||
4. | Душа музыки – мелодия. | Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Мелодия – главная мысль любогомузыкального сочинения, его лицо, его суть, его душа. | Знать: понятия: мелодия, марш, танец, песня Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость. | Регулятивные УУД Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, узнавать и называть объекты окружающей действительности; Познавательные УУД Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Познавательные УУД Вести устный диалог, строить монологическое высказывание. | Выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша. Откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.Определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях. | Текущий | ||||
5. | Музыка осени. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. | Уметь: определять настроение стихотворений, музыкальных произведений. Музыкальные краски: мажор, минор; куплетная форма песни. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы; этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Регулятивные УУД Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника. | Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном | Текущий | ||||
6. | Сочини мелодию. | Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Региональные музыкально – поэтические традиции. | Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент. Уметь: сочинять (импровизировать) мелодию на заданный текст. | Уважительное отношение к иному мнению; эстетические потребности, ценности и чувства. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Различать способ и результат действия, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей; Коммуникативные УУД Аргументировать свою позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Владеть элементами алгоритма сочинения мелодии. Самостоятельно выполнять упражнения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость. | Текущий | ||||
7. | Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. | Знать: понятия: азбука. Разучивание новых и повторение ранее изученных песен. | Знать: понятия: ноты, звуки, звукоряд, нотный стан, или нотоносец, скрипичный ключ | Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | Регулятивные УУД Анализ информации, передача информации устным путем; Познавательные УУД Формулировать и удерживать учебную задачу; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Узнавать изученные произведения. Участвовать в коллективном исполнении ритма, изображении звуковысотности мелодии движением рук. Правильно передавать мелодию песни. | Текущий | ||||
8. | Музыкальная азбука. | Народные музыкальные традиции Отечества. Русские народные музыкальные инструменты. Региональные музыкальные традиции.
| Знать: понятие народная музыка. Уметь: определять на слух звучание свирели, рожка, гуслей Знакомство с народной музыкой и инструментами. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, обобщение полученных знаний; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью. | Сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов. Выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. | Текущий | ||||
9. | Обобщающий урок 1 четверти. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. | Знать: понятия: мелодия, аккомпанемент; композитор, исполнитель, слушатель; звукоряд, нотный стан, скрипичный ключ | Осознание своей этнической принадлежности. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. Создавать собственные интерпретации. Исполнять знакомые песни. | Текущий | ||||
10. | Музыка льные инструменты. | Музыкальные инструменты. Сопоставление звучания народных инструментов со звучанием профессиональных инструментов. | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. Развитие эстетической потребности. | Регулятивные УУД Поиск и выделение необходимой информации из различных источников (музыка, картина, рисунок) Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Воплощения собственных мыслей, чувств | Распознавать духовые и струнные инструменты. Вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов. Исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов. | Текущий | |||||
11. | «Садко». Из русского былинного сказа. |
Наблюдение народного творчества Знакомство с народным былинным сказом “Садко”. | Знать: понятие: музыка авторская (композиторская).Уметь: определять на слух звучание флейты, арфы, фортепиано. Знакомство с понятием профессиональная музыка, с музыкальными инструментами. | Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Уважительное оношение к иному мнению, истории и культуре своего народа. | Регулятивные УУД Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Познавательные УУД Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок. Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию. | Внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах. Определять на слух звучание народных инструментов. | Текущий | ||||
12. | Музыка льные инструменты. | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. | Знать: отличия народной от профессиональной музыки. Уметь:-приводить примеры;-отвечать на проблемные вопросы. Определение «звучания» в картинах народной или профессиональной музыки. Слушание музыки, хоровое пение. | Осознание ответственности человека за общее благополучие. Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД Концентрация воли для преодоления затруднений; применять установленные правила. Коммуникативные УУД Коорденировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка. Узнавать музыкальные инструменты по изображениям. Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты. | Текущий | ||||
13. | Звуча щие картины. | Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении. | Развитие умений и навыков выразительного исполнения детьми песни; составление исполнительского плана песни. | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уважительно относиться к родной культуре. | Регулятивные УУД Анализирование информации. Познавательные УУД Умение оценивать собственную деятельность. Коммуникативные УУД Коорденировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Планировать свою деятельность, выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста. Находить нужный характер звучания. Импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера. | Текущий | ||||
14. | Разы грай песню. | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. | Знать: понятия: народные праздники, рождественские песни. | Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. Социальная компетентность, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Регулятивные УУД Умение строить рассуждения, обобщения. Познавательные УУД Применять установленные правила, использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности. | Соблюдать при пении певческую установку, петь выразительно, слышать себя и товарищей. Вовремя начинать и заканчивать пение. Понимать дирижерские жесты. | Текущий | ||||
15. | Пришло Рождес тво, начинается торжес тво. Родной обычай старины. | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет. | Уметь: выразительно исполнять колядки Сольное и хоровое выразительное исполнение рождественских колядок. | Принятие образа «хорошего ученика»; Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Узнавать освоенные музыкальные произведения. Давать определения общего характера музыки. Принимать участие в играх, танцах, песнях. | Текущий | ||||
16. | Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. | Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Познавательные УУД Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника. | Высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям. Создавать собственные интерпретации. Исполнять знакомые песни. | Фронтальный | ||||
Музыка и ты – (17ч) | |||||||||||
17. | Край, в котором ты живешь. | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Региональные музыкальные традиции. | Знать: понятия: родина, малая родина. Уметь: объяснять их Слушание музыки. Исполнение песен о Родине | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир | Регулятивные УУД Узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию. | Высказывать, какие чувства возникают, когда исполняешь песни о Родине. Различать выразительные возможности – скрипки. | Текущий | ||||
18. | Поэт, художник, композитор. | Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Средства музыкальной выразительности. | Уметь: находить общее в стихотворном, художественном и музыкальном пейзаже Образный анализ картины. Интонационно-образный анализ музыки. Пластический этюд стихотворения. Хоровое пение | Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Воспринимать художественные образы классической музыки. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. Давать определения общего характера музыки. Ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. | Текущий | ||||
19. | Музыка утра. Музыка вечера. | Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. | Уметь: проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения (чувства, характер, настроение) Музыкальный пейзаж. Фортепианное и оркестровое исполнение музыки | Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки , установка на здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания. | По звучавшему фрагменту определять музыкальное произведение, проникнуться чувством сопереживания природе. Находить нужные слова для передачи настроения. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | Текущий | ||||
20. | Музыкальные портреты. | Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. | Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкальных сочинений . Слушание и анализ музыки. Пластическое интонирование «Менуэта» | Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Регулятивные УУД Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, узнавать и называть объекты окружающей действительности; Познавательные УУД Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Познавательные УУД Вести устный диалог, строить монологическое высказывание. | Вслушиваться в музыкальную ткань произведения. На слух определять характер и настроение музыки. Соединять слуховые впечатления детей со зрительными. | Текущий | ||||
21. | Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). | Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации. Развитие музыки в исполнении | Формирование внутренней позиции школьника на основе положительного отношения к школе. Принятие образа «хорошего ученика» | Регулятивные УУД Подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника. | Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения: изобразительные и выразительные. | Текущий | |||||
22. | У каждого свой музыкальный инструмент. | Инструментовка и инсценировка песен. Игровые песни, с ярко выраженным танцевальным характером. Звучание народных музыкальных инструментов. | Музыкальные инструменты. | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уважительно относиться к родной культуре. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Различать способ и результат действия, адекватно воспринимать предложения учителей и товарищей; Коммуникативные УУД Аргументировать свою позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | Текущий | ||||
23. | Музы не молчали. | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. | Знать понятия: солист, хор. Уметь: объяснять понятия: отечество, подвиг, память; выразительно исполнять песни . | Эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Уважительное оношение к иному мнению, истории и культуре своего народа. | Регулятивные УУД Анализ информации, передача информации устным путем; Познавательные УУД Формулировать и удерживать учебную задачу; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. | Определять характер музыки и передавать ее настроение. Описывать образ русских воинов. Сопереживать музыкальному образу, внимательно слушать. | Текущий | ||||
24. | Мамин праздник. | Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. | Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения, имитационными движениями | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов. Развитие эстетической потребности. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, обобщение полученных знаний; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы, обращаться за помощью. | Передавать эмоционально во время хорового исполнения разные по характеру песни, импровизировать. . | Текущий | ||||
25. | Музыкаль ные инструмен ты. | Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. | Музыкальные инструменты. | Осознание ответственности человека за общее благополучие. Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогии, построение рассуждения; Познавательные УУД Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения; использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | Сравнивать звучание музыкальных инструментов. Узнавать музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию. Имитационными движениями изображать игру на музыкальных инструментах. | Текущий | ||||
26. | Чудесная лютня (по алжирской сказке). | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. | Знакомство с музыкальными инструментами, через алжирскую сказку “Чудесная лютня”. | Формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Уважительно относиться к родной культуре. | Регулятивные УУД Поиск и выделение необходимой информации из различных источников (музыка, картина, рисунок) Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Воплощения собственных мыслей, чувств | Размышлять о возможностях музыки в передаче чувств, мыслей человека, силе ее воздействия. Обобщать характеристику музыкальных произведений. Воспринимать художественные образы классической музыки. Расширять словарный запас. Передавать настроение музыки в пластическом движении, пении. | Текущий | ||||
27. | Звучащие картины. Обобщение материала. | Слушание полюбившихся произведений, исполнение любимых песен. | Уметь размышлять о музыке. | Учащиеся могут оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий. Социальная компетентность, устойчивое следование в поведении социальным нормам. | Регулятивные УУД Умение ставить и формулировать проблемы, осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Познавательные УУД Адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок. Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию. | Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. | Текущий | ||||
28. | Музыка в цирке. | Обобщенное представле ние об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности. | Определять жанровую принадлежность музыкальных произведений, песня- танец – марш | Принятие образа «хорошего ученика»; Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Познавательные УУД Концентрация воли для преодоления затруднений; применять установленные правила. Коммуникативные УУД Коорденировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | . Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении. | Текущий | ||||
29. | Дом, который звучит. | Обобщенное представ ление об основных образно-эмоциональ ых сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет | Песенность, танцевальность, маршевость. Музыкальные театры. | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Регулятивные УУД Анализирование информации. Познавательные УУД Умение оценивать собственную деятельность. Коммуникативные УУД Коорденировать и принимать различные позиции во взаимодействии. | Вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения. Выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Текущий | ||||
30. | Опера-сказка. | Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Детальное знакомство с хорами из детских опер. | Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. | Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир | Регулятивные УУД Умение строить рассуждения, обобщения. Познавательные УУД Применять установленные правила, использовать речь для регуляции своего действия. Коммуникативные УУД Договариваться о распределении функций и ролей в совместной творческой деятельности. | Называть понравившееся произведение, давая его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки. | Текущий | ||||
31. | Ничего на свете лучше нету… | Музыка, написанная специально для мультфильмов. Любимые мультфильмы и музыка, которая звучит повседневно в нашей жизни. | Музыка для детей. | Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Через различные формы деятельности систематизировать словарный запас детей. | Текущий | ||||
32. | Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик. | Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. | Афиша музыкального спектакля. | Уважительно относиться к иному мнению. Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки , установка на здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД Анализировать информацию, сравнивать, устанавливать аналогию; Познавательные УУД Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить; Коммуникативные УУД Формулировать собственное мнение и позицию, вести устный диалог, слушать собеседника. | Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника | Текущий | ||||
33. | Музыка и ты. Обобщение материала 4 четверти. | Слушание полюбившихся произведений, заполнение афиши, исполнение любимых песен. | Уметь размышлять о музыке. | Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | Регулятивные УУД Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; Познавательные УУД Использовать речь для регуляции своего действия; Коммуникативные УУД Адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям. Создавать собственные исполнительские интерпретации. | Текущий |
Дополнительные обобщающие материалы
Видеофильмы | Цифровые образовательные ресурсы | Ресурсы Интернета |
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей. Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов. | Образовательный ресурс «Начальная школа» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/3e1e7e1b-1a04-11dd-bd0b-0800200c9a66/ |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
1. Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской 1-4 классы. М: Просвещение, 2011.
2.Учебник: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка.// Учебник 1 класс. М: Просвещение. 2011.
3.Рабочая тетрадь: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка.// // Рабочая тетрадь: 1 класс. М: Просвещение. 2014.
Технические средства обучения:
1.Оборудование рабочего места учителя.
2.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
3. Магнитная доска.
4. Персональный компьютер
5.Мультимедийный проектор.
6. Экспозиционный экран
Оборудование класса:
1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2. Стол учительский
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.
4.Софиты
5.Жалюзи
4
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной, М.
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы. Цели и задачи. Требования к уровню подготовки обучающихся. Методы и формы. Формы контроля уровня достижений обучающих...
Рабочая программа по музыке 1 класс "Школа России" ФГОС
Рабочая программа была проверена в рамках защиты проекта кафедрального инвариантного учебного модуля «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС» и получила по...
Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"
Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"...
Рабочая программа по музыке 1 класс Школа России
рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе авторчкой программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеева...
Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России
Программа по музыке 4 класс Школа России...
Рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России"
В учебном материале предоставлена рабочая программа по музыке 3 класс "Школа России", в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программа по музыке 2 класс "Школа России"
Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного о...