Рабочая программа по музыке 4 класс Школа России
рабочая программа (4 класс) на тему
Программа по музыке 4 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_4_klass_muzyka.doc | 251.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Немецкий национальный район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Орловская СОШ»
«РАССМОТРЕНО»: На заседании МО и рекомендовано к утверждению Протокол № ___ от «____»____________2014г. ____________ | «СОГЛАСОВАНО»: Заместитель директора ___________ «____»____________2014г. | «УТВЕРЖДАЮ»: Директор школы _________ Приказ № ___ от «___»____2014 г. |
Рабочая программа
учебного курса «Музыка»
начального общего образования,
4 класс
2014–2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе УМК « Школа России»
(Издательство «Просвещение», 2011г)
Программу составила
Журавлёва Н.М. учитель
начальных классов
с. Орлово, 2014г
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по музыке для четвертого класс основывается на Примерной программе общего образования, федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы «Музыка» 1-4 классы Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой и Т. С. Шмагиной.
Содержание программы основывается на закономерностях развития музыкального искусства, на тех базовых категориях и понятиях, которые отражены в Требованиях к содержанию общего начального образования области «Искусства», а также в той или иной мере воплощены в действующей программе по предмету «Музыка». Следует отметить, что принципиальной позицией программы является опора на идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, нашедшей претворение в практической деятельности учителей музыки.
Содержание данной программы определяется согласно Примерной программе общего образования, а авторская программа определяет порядок изучаемых тем. Порядок изучаемых тем в данной программе напрямую связан с праздничным календарем:
- Урок «Музыка ярмарочных гуляний» - к празднику «Покрова;
- Уроки: «Праздников, праздник, торжество из торжеств», «Светлый праздник» - к празднику Пасхи;
- Урок: «праздники русского народа» к празднику «Троица»;
- Урок «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» - к времени года осень;
- Урок «Зимнее утро. Зимний вечер» - к зиме.
Содержание направлено на формирование у обучающихся целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижению музыкальных произведений золотого фонда русской и зарубежной музыкальной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества.
Учебники и тетради имеют свои разделы, в названиях которых выражены художественно-педагогические идеи блока уроков четверти года. Они являются нравственно-эстетическим стержнем уроков музыки.
Тематическое планирование адаптировано к осуществлению данной программы в классно-урочной форме обучения.
Для расширения и углубления знаний на уроках музыки используется следующая типология уроков: комбинированный урок; урок повторения, обобщения, систематизации знаний и умений. Такое выделение уроков исходит из желания учителя сделать процесс обучения более разнообразным и интересным. В связи с этим современная система образования нацеливает педагога на проведение нетрадиционных уроков, которые сквозным развитием переходят во внеурочную музыкально-творческую деятельность. Это: уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-лекции; музыкальная гостиная, детская филармония, уроки-экскурсии, Укори-конференции, защита проектов.
Требования к результатам обучения четко конкретизированы, даны в последовательной системе усложнения, что позволяет спланировать различные виды музыкально-творческой деятельности в их единстве и взаимодействии, позволяя обеспечить усвоения учебного материала на уровне требований Госстандарта.
№/п | Название раздела | Содержание раздела |
Общая характеристика предмета «Музыка» | Музыка играет важную роль в развитии младших школьников, так как наряду с другими видами искусства организует познание ими окружающего мира путем проживания художественных образов, способствует формированию их собственной жизни. Школьный предмет «Музыка» обладает широкими возможностями в индивидуально-личностном развитии ребенка как субъекта культуры. Это обусловлено полифункциональностью музыкального искусства, которое одновременно выполняет познавательную, преобразовательную, коммуникативную, оценочную и эстетическую функции в жизни людей. Формирование музыкальной культуры на основе общения с музыкальными предметами является специфическим путем освоения обучающимися социально-культурного опыта, оказывает влияние и на развитие как эмоционально-чувственной сферы, так и абстрактно-логической сферы личности младшего школьника. это в свою очередь способствует адаптации его в окружающем мире, пониманию и сопереживанию природе и людям, осознанию себя в современном культурном пространстве. Наиболее совершенная система музыкального воспитания школьников была разработана и внедрена в педагогическую практику АПН, композитором Д.Б. Кабалевским. Его концепция музыкального воспитания школьников полностью созвучна ведущим идеям УМК «Школа России» по предмету «Музыка» 1-4 классы составленная и разработанная авторами Е. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, которые в свою очередь, отражают основные положения концепции модернизации российского образования, что и являет основой для составления данной рабочей программы. Это проявляется:
Принципы двух концепций основаны на:
Основные положения музыкально- педагогической концепции Д. Б Кабалевского нашли свое воплощение в стратегии развития отечественного музыкального образования, выраженной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (нового поколения), а также в рекомендованной примерной программе по музыке и данной рабочей программе. Таким образом, данная рабочая программа , основанная на авторской программе «Музыка» 1-4 классов общеобразовательных школ Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной развивает концепцию Д.Б. Кабалевкого массового музыкального воспитания, направленная на выполнение Федерального государственного стандарта начального общего образования (нового поколения) и учитывает рекомендации примерной программы по музыке. | |
Цели и задачи предмета «Музыка» | Цель: «Формирование музыкальной культуры обучающихся, как части их общей духовной культуры». Задачи учебного предмета «Музыка»:
| |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | Цели и задачи отражают личностное, познавательное, коммуникативное, социальное и эстетическое развитие обучающихся. Личностное развитие направлено на:
Познавательное развитие обучающихся связано с:
Коммуникативное развитие обучающихся определяет:
Социальное развитие проявляется:
Эстетическое развитие учащихся направлено на:
Школьники учатся слышать музыкальные и речевые интонации и понимать значение песенности, тенцевальности, маршевости, выразительные и изобразительные особенности музыки; знакомятся с элементами нотной грамоты, музыкальными инструментами. различными составами оркестров, певческими голосами, хорами. Обучающиеся овладевают вокально-хоровыми умениями и навыками Обучающиеся получают представление о музыкально-пластическом движении, учатся выражать характер музыки и особенности ее развития пластическими средствами; осваивают коллективные формы деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизаций в театрализованных формах игровой деятельности. выражать образное содержание музыкального произведения средствами изобразительного искусства. Образовательные. развивающие и воспитательные задачи при обучении музыке решаются целостно. Принципы:
| |
Место учебного предмета в учебном плане | Рабочая программа по музыке рассчитана на 34 учебных часа.
| |
Планируемые результаты изучения предмета | Планируемые результаты освоения программы «Музыка» достигаются в процессе личностных, познавательных, коммуникативных учебных универсальных действий обучающихся. Планируемые результаты освоения программы связаны с развитием интереса обучающихся к музыкальному искусству, эмоционально-нравственного отклика на него, а также с формированием музыкальной грамотности обучающихся.
Содержание программы 4 класса направлено на разработку основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. А также имеет логическое завершение, которое выражается в возвращении к теме «Композитор -Исполнитель-Слушатель», позволяя тем самым, обучающимся накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству. Планируемые результаты:
Критериальный подход к музыкальному развитию обучающихся способствует безотметочному оцениванию промежуточных и итоговых работ по музыке в каждом классе, ибо данный процесс личностно ориентирован и имеет диалектический характер художественного познания мира. | |
Технологии преподавания предмета «Музыка» | Технологии разработаны на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Школа России». В соответствии с концептуальным положением системы используемые технологии на уроках в 4 классе учитывается приобретенный опыт ученика в окружающем его мире в ассоциативно-образной связи между музыкой и жизнью. Деятельностная технология к процессу обучения обеспечивается формированием у обучающихся представлений о взаимодействии человека с окружающим его миром, осознанием у обучающихся роли музыкальной деятельности в развитии общества, формирование универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению музыкальных знаний. Технология формирования певческой культуры обучающихся способствует: самовыражению ребенка в пении. Воплощение им музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла, импровизации. Формирование универсальных учебных действий (УУД), способствующих освоению вокально-хоровых умений и навыков Технология развития и восприятия музыки школьниками направлена на приобретение опыта эмоционально-образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обобщению музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки во всем многообразии ее видов, жанров и форм. Технология детского музицирования направлена на коллективное музицирование на элементарных и электронных инструментах. Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация). Технологии развития процессов восприятия музыки школьниками; Технологии становления ассоциативно-образного мышления обучающихся Технологии использования учебно-методических комплектов в процессе обучения музыке Технологии проектно-исследовательской деятельности Технологии здоровьесбережения обучаемых, арттерапевтической направленности процессов обучения, развития, воспитания; Информационные технологии в преподавании музыки Технологии диагностики успешности развития музыкальной культуры учащихся | |
Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов | Использование интернет ресурсов для получения дополнительной информации
Всё для детей (смотреть разделы «Музыка», «Обучалка») - http://allforchildren.ru/ Детские презентации - http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii | |
Структура тематического планирования | Структура программы раскрывается в рамках трех основных линий:
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека. Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно – образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные, вариации, рондо и др. Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи(CD,DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера и музыкальный язык. В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями России и Подмосковья, в частности. Данные содержательные линии находят свое отражение в тематическом содержании настоящей программы и получили преломления в следующих разделах: Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч. Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата). Звучащие картины. Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч. Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств». Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 3. «День, полный событий» 6 ч. «В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера - романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч. Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 5. «В концертном зале» 5 ч. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С. Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 6. «В музыкальном театре» 6 ч. События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения. Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочей тетради. Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч. Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С. Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи. Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. | |
Нормы и критерии оценивания | Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции). Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Оценка « 5 » - если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции); - умение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Оценка « 4 » - если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); - проявление музыкальных способностей и стремление их проявить; - умение пользоваться ключевыми и частными знаниями. Оценка « 3 » - проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей жизненной позиции); - или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями; - или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить. Оценка « 2 » - нет интереса, эмоционального отклика; - неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями; - нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявить. | |
Материально-техническое обеспечение предмета «Музыка» |
| |
11. | Методико - педагогическое обеспечение предмета «Музыка» |
|
Календарно - тематическое планирование
Дата | Темы раздела и уроков ( страницы учебника) Прослушиваемый материал. | Решаемые проблемы. | Планируемые результаты. | |||
Понятия. | Предметные результаты. | УУД | Личностные результаты. | |||
Первая четверть. | ||||||
5.09 12.09 19.09 | «Россия-Родина моя!» ( 3 часа) 1. «Мелодия» ( уч. Стр. 8-11) Прослушивание: С.Рахманинов «Концерт № 3» ( 1 часть) Диск 3-4 к № 12 «Вокализ» (уч. Стр. 12-13) Прослушивание: С.Рахманинов «Вокализ» Диск 3-4 к № 13 2. «Ты откуда, русская, зародилась, музыка?» ( уч. Стр. 14-19) Прослушивание: Народные песни «Березка», «Во кузнице» «Солдатушки, бравы ребятушки» Н.Римский-Корсаков «Колыбельная Волховы» ( оп. «Садко» – фрагмент) Диск 1к1ч -№ 2,11,15 Диск 2к2ч -№ 26 3. «С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» ( уч. Стр. 20-23) Прослушивание: С.Прпокофьев кантата «Александр Невский» -фрагменты. Диск 2к1ч -№ 25 Диск 3-4 к № 14,15 | Дать понятие многообразия жанров народных песен. Познакомить с лирическими образами музыки Рахманинова. Познакомить с тайной рождения русской народной песни. Познакомить с патриотической темой в музыке Прокофьева. | Концерт для ф-но с оркестром, куплетная форма, народная песня, церковная мелодия. Вокализ, звуки: гласный, звучащий, поющий, романс, песня, сопровождение. Песня, жанры русских народных песен, декламация, речитатив. Кантата, меццо-сопрано, хор, оркестр, развитие музыки, главная мелодия, эпилог, финал. | Уметь размышлять о музыкальных произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. Уметь узнавать образы народного музыкального творчества, фольклора и профессиональной музыки. Различать жанры русских народных песен. Различать мелодии народного склада в композиторских произведениях. | Р: Самостоятельно воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество. П: высказывать своё мнение о содержании музыкального произведения. К: выявлять общность истоков народной и профессиональной музыки. Р: Самостоятельно подбирать ассоциативные ряды муз. произведениям. П: выявлять общность истоков и особенности композиторской музыки. К: творческое задание. Р: самостоятельно образцы народно-музыкального творчества. П: выявлять общность истоков народной и композиторской музыки К: исполнение народных песен. Р: самостоятельно эмоционально воспринимать народное и профессиональное композиторское творчество. П: выявлять связь между историческими событиями и музыкальной темой. К: высказывать свое мнение о содержании произведения. | Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения худ.-муз..образов. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность. Гордиться и уважать русские традиции. Гордиться патриотами и историей своей Родины |
26.09 | «О России петь, что стремиться в храм!» ( 1 час) 1. «Святые Земли Русской» ( уч. Стр. 26-29) Прослушивание: Напев Киево-Печерской Лавры «Земле Русская» - стихира всем Святым А.П.Бородин «Богатырская симфония» М.Мусоргский «Богатырские ворота» ( из сюиты «Картинки с выставки») Диск 3-4 к № 16 Диск 1к2ч -№ 3 Диск 2к2ч -№ 2 | Дать понятие: русские святые – кто они? | Стихира, молитва, икона, былина, богатырь, симфония, сюита. | Уметь различать в музыке красоту родной земли и человека. | Р: самостоятельно выявлять истоки возникновения духовного наследия. П: отвечать на вопросы учителя. К: исполнение стихиры. | Уважать память о русских святых. |
3.10 10.10 17.10 24.10 31.10 14.11 | «День полный событий» ( 6 часа) 1-2. «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья!» ( уч. Стр. 42-47) Прослушивание: П.Чайковский «Осенняя песнь», «У камелька» ( из «Времен года») «Зимнее утро» ( из «Детского альбома») Г.Свиридов «Осень», «Пастораль» ( из муз. зарисовок к повести Пушкина «Метель») В.Шебалин «Зимняя дорога» Диск 3-4к № 19,20,21 Диск 1к1ч -№ 9,27,28 3. «Что за прелесть эти сказки» «Три чуда» ( уч. Стр. 48-51) Прослушивание: Н.Римский-Корсаков «Океан-море синее» ( оп. «Садко») «Три чуда» (из оп. «Сказка о царе Салтане») Диск 3к2ч -№ 13 Диск 3-4к № 22 4. «Ярмарочное гуляние» ( уч. Стр. 52-53) Прослушивание: Г.Свиридов «Пастораль» П.Чайковский фрагменты из оп. «Евгений Онегин» Диск 1к1ч -№ 27 Диск 2к1ч -№ 8 Диск 3-4к № 23 Диск 4к1ч -№ 1 5-6. «Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый»» ( уч. Стр. 54-57) Прослушивание: М.Мусоргский вступление к оп. «Борис Годунов» М.Глинка «Венецианская ночь» Диск 4к1ч -№ 2,3 | Дать понятие о связи поэзии и музыки. Дать понятие о музыкальной живописи. Дать понятие о народных праздниках. Дать понятие духовности в музыке. | Пастораль, лирика в поэзии и музыке, выразительность, изобразительность, музыкальное прочтение стихотворения. Музыкальное прочтение стихотворения, музыкальная живопись, регистр, тембр, опера-сказка Ярмарка, жанры народной музыки, хоровод, пляска, обработка РНП -аранжировка, народные костюмы, народные инструменты. Колокольные звоны, вступление к опере, романс, дуэт, ансамбль. | Уметь распознавать, как развитие мелодии помогает передать настроение стихотворения. Уметь различать образы, воплощенные в музыке. Различать народные песни. Знать русские народные традиции. | Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки и поэзии, и их связи. П: отвечать на вопросы учителя. К:понимать формы построения музыкальных и литературных произведений. Р: самостоятельно распознавать художественный смысл произведения. П: сопоставлять музыкальные образы в звучании различных муз.инструментов. К: выполнение творческого задания. Р: самостоятельно сопоставлять музыкальные образы народных праздников. П: высказывать свое мнение о народных традициях. К: разучивание и исполнение РНП. Р: самостоятельно распознавать духовную музыку. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. | Гордится музыкально-поэтическими образами русских поэтов и композиторов. Гордиться русской поэзией и музыкой. Гордиться и уважать русские традиции. Уважать русские народные традиции. |
Вторая четверть | ||||||
21.11 28.11 5.12 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло» ( 3 часа) 1. «Композитор-имя ему народ. Музыкальные инструменты России» ( уч. Стр. 60-63) Прослушивание: Музыка для ОРНИ Г.Свиридов «Ты воспой жавороночек» М.Глинка «Жаворонок» Н.Римский -Корсаков «Звонче жаворонка пенье» П.Чайковский «Концерт № 1» -фрагм. Диск 1к1ч -№ 3,4 Диск 2к2ч -№ 31,16,19 Диск 3к1ч - № 3 Диск 3к2ч -№ 18 2-3. «Оркестр Русских Народных Инструментов. (ОРНИ) Музыкант- чародей. ( уч. Стр. 64-67) Прослушивание: Народная музыка. Н.Римский -Корсаков «Пляска скоморохов» ( из оп. «Снегурочка») диск 1к1ч -№ 2,10, 11, 13 диск 3к2ч -№ 11 | Расширять представление о народной песни, как об источнике вдохновения. Познакомить с ОРНИ и расширить знания о музыкальных символах русского народа -балалайка, гармонь. | Народная песня, музыка в народном стиле, тембр, народные муз. инструменты, ОРНИ. Балалайка, гармонь, баян, ОРНИ. | Различать тембры и звуки народных инструментов. Различать музыкальные символы России. | Р: самостоятельно определять мелодику народной музыки. П: различать народную и композиторскую. К: выполнение творческого задания. Р: самостоятельно различать тембры народных инструментов входящих в состав ОРНИ. П: знать народные обычаи, обряды. К: исследовать историю создания муз. инструментов. | Уважать народные легенды, мифы и предания. Общаться и взаимодействовать в процессе воплощения различных художественных образов. |
12.12 19.12 26.12 16.01 | «В концертном зале» ( 5 часов) 1. «Музыкальные инструменты» «Вариации на тему Рококо» ( уч. Стр. 74-77) Прослушивание: А.Бородин «Ноктюрн» ( из «Квартета № 2») П.Чайковский «Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром» Диск 4к1ч -№ 4,5 2. М.П.Мусоргский «Старый замок». ( уч. Стр. 78-79) Прослушивание: М.П.Мусоргский «Старый замок» ( из сюиты «Картинки с выставки») Г.Гладков «Бременские музыканты» Диск 4к1ч -№ 6 Диск 1к2ч -№ 15 Видеотека. «Счастье в сирени живет….» ( уч. Стр. 80-81) Прослушивание: С.Рахманинов «Сирень» Диск 4к1ч -№ 6 3. «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» ( уч.стр. 82-85) Прослушивание: Ф.Шопен «Полонез № 3» «Вальс № 10» «Мазурка ля-минор» «Мазурка фа-мажор» «Мазурка си-бемоль мажор» Диск 4к1ч -№ 8-12 Третья четверть. «В концертном зале» (прод) 4. «Патетическая соната. Годы странствий» ( уч. Стр. 86-89) Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8№ («Патетическая») М.Глинка «Венецианская ночь», «Арагонская хота» П.Чайковский «Баркарола» Диск 4к1ч -№ 13-15 Диск 4к1ч -№ 3 | Дать понятие рококо в музыке. Дать расширенное представление о творчестве Мусоргского и старинной музыке. Дать представление о картинах природы в музыке Рахманинова. Познакомить с творчеством польского композитора Фредерика Шопена. Познакомить с жанром - соната и жанрами камерной музыки | Рококо, виолончель, скрипка, струнный квартет, ноктюрн, вариация, штрихи: легато, стаккато, акценты. Рыцарь, трубадур, менестрель, бродячие музыканты, сюита, старинная музыка, пьеса. Песня, романс, вокализ, сопрано, музыкальные жанры. Музыкальный жанр: полонез. Вальс, мазурка, прелюдия, этюд, форма музыки: трёхчастная, куплетная. Соната, музыкальный жанр, романс, баркарола, симфоническая увертюра, стиль-бельканто. | Знать приемы развития музыки: повтор, контраст, вариация, импровизация. Различать понятие старинной музыки и её рисунок. Различать музыкальные жанры и муз. символы родной природы. Знать и уметь распознавать жанры танцевальной музыки. Уметь распознавать и оценивать особенности жанров музыки. | Р: самостоятельно различать тембры музыкальных инструментов. П: овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания и ритмического сопровождения. К: рассуждать о значении преобразующей силы в музыке. Р: самостоятельно выявлять выразительные и изобразительные особенности старинной музыки. П: понимать смысл муз. терминов. К: творческое задание. Р: знать и понимать музыку Рахманинова. П: понимать смысл музыки Рахманинова. К: творческое задание. Р: самостоятельно различать мелодии танцевальной музыки. П: отвечать на вопросы учителя. К: размышлять о муз. произведениях, как способе выражения чувств и мыслей человека. Р: самостоятельно выявлять интонационную линию в музыке. П: узнавать музыкальные жанры. К: понимать смысл терминов. | Осмысленно исполнять сочинения различных жанров и стилей. Расширять музыкальный кругозор. Гордиться русскими композиторами воспевающими Россию Уважать творчество зарубежных композиторов. Расширять музыкальный кругозор. |
23.01 | 5. «Царит гармония оркестра» ( уч. Стр. 90-91) Прослушивание: М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» М.Глинка увертюра из оп. «Руслан и Людмила» М.Моцарт увертюра из оп. «Свадьба Фигаро» диск 2к1ч -№ 1 диск 2к2ч -№ 1,6 | Дать понятие оркестра и роли дирижера в нем. | Симфонический оркестр, дирижер, увертюра, симфония. | Различать группы муз. инструментов входящих в симфонический оркестр. | Р: самостоятельно определять звучание муз. инструментов входящих в состав симфонического оркестра. П: ориентироваться в музыкальных терминах. К: различать и понимать жанры муз. произведения. | Расширять музыкальный кругозор. |
30.01 6.02 13.02 20.02 27.02 6.03 | «В музыкальном театре» ( 6 часов) 1. «М.Глинка опера «Иван Сусанин» ( уч. Стр. 94-97) Прослушивание: М.Глинка фрагменты оперы «Иван Сусанин» Диск 4к1ч -№ 16-20 Диск 3к1ч № 9,10 2. « Сцена в лесу» Опера «Иван Сусанин» -4 действие. ( уч. Стр. 98-99) Прослушивание: Фрагменты оперы М.Глинки «Иван Сусанин» Диск 3к1ч -№ 11,12 3. «М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Исходила младешенька» ( уч. Стр. 100-101) Прослушивание: М.Мусоргский фрагменты оперы « Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке», «Песня Марфы» С.Прокофьев «Прогулка», «Мертвое поле» ( из кантаты «Александр Невский») Диск 2к1ч -№ 1,7 Диск 4к1ч -№ 21, Диск 3-4 № 14 4. «Восточные мотивы в музыке русских композиторов» ( уч. Стр. 102-105) Прослушивание: М.Мусоргский «Пляска персидок» ( из оп. «Хованщина») М.Глинка «Персидский хор» ( из оп. «Руслан и Людмила») А.Хачатурян «Колыбельная» , «Танец с саблями» ( балет «Гаяне») Диск 4к1ч -№ 22,23,24,25 5. «Балет Игоря Стравинского «Петрушка» ( уч. Стр. 106-107) Прослушивание: Фрагменты балета И. Стравинского «Петрушка» Диск 4к2ч -№ 2
6. «Театр музыкальной комедии» ( уч. Стр. 108-109) Прослушивание: И.Штраус «Вальс» ( из оперетты «Летучая мышь») Ф.Лоу «Я танцевать могу» ( из мюзикла «Моя прекрасная леди») Диск 4к2ч -№3 | Познакомить с исторической оперой М.Глинки «Иван Сусанин» Познакомить с интонационным развитием образов в опере . Познакомить с историческими событиями 18 века в России, отраженных в музыке Мусоргского. Дать представление о восточной тематике в музыке русских композиторов. Расширить представление о балете. Познакомить с опереттой и мюзиклом. | Музыкальный образ, полонез, мазурка, музыкальная драматургия, контраст. Ария, речитатив, Плачущие интонации, интонации народной песни Песня-ария, куплетно-вариационная форма, вариантность интонаций. Восточные интонации, вариация, орнамент, контрастные образы, декорация. Музыка в народном стиле, оркестровые тембры. Оперетта, мюзикл. | Различать музыкальные образы разных персонажей оперы. Уметь распознавать и понимать интонационные линии оперы. Знать события отраженные в опере М.Мусоргского «Хованщина» Уметь распознавать мелодику восточной интонации от русской. Формирование основ музыкальной культуры.( балет) Уметь распознавать оперетту и мюзикл. | Р: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам. П: рассказывать либретто муз. произведения. К: выявлять особенности развития образов. Р: самостоятельно выявлять особенности развития образов. П: отвечать на вопросы учителя. К: сопоставлять средства муз. выразительности. Р: самостоятельно определять куплетно-выриационную форму в музыке. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. Р: самостоятельно выявлять особенности развития муз. образов. П: знать муз. термины. К: творческое задание. Р: самостоятельно определять тембры муз. инструментов симф. оркестра. П: логически анализировать и выявлять жанровую линию. К: ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности. Р: самостоятельно определять интонационную линию в музыке. П: знать основные закономерности построения оперетты и мюзикла. К: творческое задание. | Гордиться патриотами нашей Родины. Гордиться патриотами нашей Родины. Знать историю своей Родины. Формировать представление о роли музыки в жизни человека. Развивать музыкально-эстетический вкус. Уважительно относиться к муз. культуре других народов. |
13.03 20.03 3.04 10.04 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 4 часа) 1. «Прелюдия» ( уч. Стр. 112-113) Прослушивание С.Рахманинов «Прелюдия до-диез минор» Диск 4к2ч -№ 5 2. «Исповедь души» ( уч. Стр. 114-117) Прослушивание: Ф.Шопен «Прелюдия № 7» «Прелюдия № 20», «Этюд № 12» Диск 4к2ч -№ 6,7,8 Четвертая четверть. 3. «Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек» ( уч. Стр. 118-121) Прослушивание: Л.Бетховен «Соната № 8» («Патетическая») Вариации на тему РНП «Тонкая рябина» И.Бах «Шутка» Э.Григ «Утро», «Песня Сольвейг» Диск 4к2ч -№ 9,10 Диск 1к1ч -№ 17,19 Диск 3к2ч -№ 23 4. «Музыкальные инструменты. Гитара.» (уч. Стр.122-123) Прослушивание: Авторские песни. Музыка для гитары. Романс «Что ты клонишь над водами» И.Бах «Чакона»для гитары. К.Жако «Джазовая импровизация» Диск 4к2ч -№ 11,12,13 | Дать представление о музыкальном жанре -прелюдия. Познакомить с жизнью и творчеством польского композитора Ф.Шопена. Познакомить с многообразием жанров музыки. Познакомить с музыкальным инструментом -гитарой. | Прелюдия, форма в музыке -трехчастная. Музыкальный жанр, этюд, развитие музыкального образа. Жанры музыки, композитор, исполнитель, слушатель, интонационная выразительность муз. речи. Гитара, обработка, переложение, импровизация, авторская песня, романс, бард. | Уметь распознавать трехчастную форму в музыке. Уметь различать муз. образы воплощенные в музыке Уметь различать многообразие жанров музыки. Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, ИЗО, кино, театром. | Р: определять и сопоставлять различные по смыслу интонации. П:распознавать художественный смысл различных музыкальных форм. К: соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки. Р: самостоятельно оценивать и соотносить содержание и муз. язык произведения. П: определять особенности взаимодействия развития муз. образов. К: Творческое задание. Р: самостоятельно уметь распознавать жанры музыки. П: знать музыкальные термины. К: Творческое задание. Р: самостоятельно называть имена известных бардов. П: уметь распознавать худ. смысл муз. произведений для гитары. К:Творческое задание. | Осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе муз. произведений русских композиторов. Расширять музыкальный кругозор. Ориентироваться в культурном многообразии музыкальных жанров. Личностно оценивать музыку на уроке и вне школы. |
17.04 24.04 8.05 | «О Росси петь, что стремиться в храм» ( 3 часа) 1. «Праздников праздник, торжество из торжеств» ( уч. Стр. 32-35) Прослушивание: П.Чесноков «Ангел вопияше» С.Рахманинов «Богородице Дево, радуйся» ( из «Всенощного бдения») Ф.Шуберт «Аве, Мария» Диск 3-4 к № 17 2. «Светлый праздник» ( уч. Стр. 36-39) Прослушивание: Праздничный трезвон С.Рахманинов «Светлый праздник» Диск 2к1ч -№ 23, Диск 3-4 -№ 18 3. «Кирилл и Мефодий» ( уч. Стр. 30-31) Прослушивание: Напев Киево-Печерской Лавры -«Земле Русская» - стихира всем святым. В.Гаврилин «Вечерняя музыка» ( из симф. действа «Перезвоны») Диск 3-4 № 16 Диск 1к2ч -№ 1 «Народные праздники. Троица» ( уч. Стр. 68-71) Прослушивание: Троицкие песни, РНП «Березка» П.Чайковский «Симфония № 4»-фрагм. Диск 1к1ч –№2 Диск 1к2ч -№ 16 | Познакомить с православными церковными праздниками. Расширить представление о русских церковных праздниках. Дать представление о жизни Кирилла и Мефодия – создателей славянской письменности. Расширить представление о народных праздниках -поклонение Матушке-природе. | Икона, тропарь, молитва, величание. Тропарь, волочебники, Колокольные звоны: набат, трезвон, благовест. Кириллица, азбука, икона, святой, стихира, гимн, величание, фреска. Народный праздник, обычай, обряд, вторая жизнь народной песни, икона, троица, песня-хоровод. | Знать историю возникновения праздника Пасхи. Уметь распознавать значение колокольных звонов. Знать создателей славянской азбуки. Различать народный праздник от религиозного. | Р: самостоятельно различать жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. П: иметь представление о религиозных праздниках народов России и их традициях. К: творческое задание. Р: самостоятельно определять жанры церковной музыки: тропарь, молитва, величание. П: иметь представление о традициях православных праздников. К: выполнение творческого задания. Р: сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников. П: свободно ориентироваться в терминах: икона, фреска, молитва, стихира. К: рассуждать о значении азбуки в наши дни. Р: самостоятельно отличать главный признак народного праздника от религиозного. П: знать историю создания иконы А.Рублева «Троица» К: Объяснять смысл народного праздника. | Уважительное отношение к праздникам русской православной церкви. Хранить шедевры православного наследия. Почитать создателей славянской азбуки. Хранить и почитать культурное наследие России. |
15.05 22.05 29.05 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» ( 4 часа) 1. «Музыкальный сказочник» ( уч. Стр. 124-125) Прослушивание: Н.Римский-Корсаков симф. сюита «Шехерезада» -1 часть Диск 4к2ч -№ 14 2. «Рассвет на Москве-реке» ( уч. Стр. 126-127) Прослушивание: М.Мусоргский опера «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» Диск 2к1ч - № 1 3. «Мир композитора» Прослушивание: Музыка П.Чайковского. Ф.Шопена, М.Мусоргского, М.Глинки, С.Рахманинова. Доп. Муз материал. «Обобщение» Прослушивание: Музыка использованная в течении года. | Познакомить с музыкой Н.Римского -Корсакова. Образ Родины в музыке Мусоргского. Закрепить понятия о музыкальных образах России, на основе музыки разных композиторов. Формирование общего представления о музыкальной картине мира. | Опера, симфоническая сюита, музыкальная сказка, музыкальная живопись. Симфоническая картина, гимн, величие, торжество, благовест. Россия-Родина моя, вся Россия просится в песню, Музыкальная природа России. Колокольные звоны, опера, балет, сюита, музыкальная живопись, мюзикл, оперетта, народные праздники, хоровод, симфоническая картина, кантата, хор, оркестр, дирижер. | Уметь образно ориентироваться в музыкальной живописи. Различать изобразительность в музыке. Формирование представления о роли музыки в жизни человека. Развитие музыкально-эстетического чувства. | Р: самостоятельно пересказывать сюжет музыкальной сказки. П: ориентироваться в музыкальных сюжетах главных героев . К: творческое задание. Р: самостоятельно выделять интонации помогающие услышать рассвет. П: отвечать на вопросы учителя. К: творческое задание. Р: самостоятельно уметь воспринимать музыку и выражать своё отношение. П: ориентироваться в муз. терминах. К: различать жанры музыки. Р: самостоятельно овладевать муз. навыками П: ориентироваться в музыкальных терминах. К: знать основы музыкальной культуры Родины и родного края. | Гордиться культурным наследием . Уважать и помнить историю России. Расширять интерес к музыке. Развивать художественный вкус и интерес к музыке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке - 1класс ("Школа России")
МУЗЫКА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (33 ч)Программа: Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С. Музыка.// Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Крит...
Рабочая программа по музыке Критская "Школа России"
Программа для 1- 4 классов...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 1 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 2 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 3 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России" 4 класс
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской. При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методичес...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа России"
Рабочая программа по музыке для 3-го класса разработана и составлена в соответствии с основными Положениями ФГОС второго поколения, концепцией духовно-нравственного...