Сценарный план урока музыки для 1 класса по УМК "Перспектива" на тему: "Музыка осени"
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме

Дзюба Елена Николаевна

Вид урока: урок-экскурсия

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_plan_uroka_muzyka_oseni.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Дзюба Е.Н., учитель музыки МБОУ СОШ г. Котовск.

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА

Тема: «Музыка осени»

Класс: 1, 1 четверть (авторская программа по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов  Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной  УМК «Перспектива»)

Цели:

1)развитие   музыкально-слуховых представлений детей в процессе знакомства со звуками окружающего мира и особенностями языка музыкального искусства;

2)развитие у детей умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки;

3) развитие у детей эстетического восприятия: чувства красоты природы,  музыки, поэтического слова;

4)формирование образных музыкально-слуховых представлений о гармонии музыки со звуками и образами природы;

5)развитие творческой фантазии, воображения детей с помощью творческих заданий.

Вид урока: урок-экскурсия

Тип урока: Урок комплексного применения знаний

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.

Основы  музыкальных  знаний:  Звуки  окружающего  мира, изобразительность  музыки, танцевальная  музыка, характер  музыки,  музыка  и  природа.

Музыкально-исполнительская  деятельность.   

Пение: песня « Сарафан  надела  осень» (музыка  Т.Попатенко, слова И.Черницкой). Песня «Здравствуй,осень» (музыка  Ю. Слонова, слова  В. Малкова, Л. Некрасовой).

Музыкально-пластическая  деятельность. Пластическая  импровизация

« Листики  танцуют»  под  музыку  Ф.Шопена (Вальс  №3 ля-минор).

Слушание  музыки: «Вальс» ля-минор Ф. Шопена.

Арт-терапевтическая  деятельность. Слушание звуков  леса, пения птиц. Упражнения: «Прогулка  по  лесу», «Эхо»,  «Осенний  ветер», «Шорох  осенних  листьев». Дыхательная  гимнастика. Улыбкотерапия.

Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок  на  тему «Прогулка по осеннему  лесу»

(домашнее  задание).

Художественно-эстетическое  оформление  класса:   гирлянды  из  осенних  листьев, букет  осенних  цветов. Выставка осенних  пейзажей «Мы  рисуем  музыку». Репродукции  картин  с изображением  осеннего  леса. Карточки  «Музыкальной  копилки  слов».

Методическое   оснащение: фортепиано, компьютер, проектор, экран

Используемые ЦОР:    Зрительный ряд – компьютерная презентация, музыкальный ряд – аудиозаписи

Х  О  Д   У  Р  О  К  А :

Учитель:   Когда мы слышим шум дождя и листья опадают,

                   И стаи перелётных птиц куда-то улетают.

                   Весёлый шум листвы утих и звук растаял где-то,

                   Во всём мы этом узнаём осенние приметы.

 Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок.  Я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу в гости  к осени. Тема  нашего  урока:  «МУЗЫКА  ОСЕНИ». Путешествовать мы будем с помощью воображения, слушать звуки осени, звуки леса, музыку деревьев и песенку дождя, шёпот осенних листьев и голоса птиц. Давайте прочитаем вместе   эпиграф нашего урока:

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья хлынули дружно,

Чтоб вдруг отразили бездонные воды

Всю прелесть застенчивой русской природы.       (К.Рыленков).

Давайте сядем поудобнее, руки положим на колени, закроем глаза. Я произнесу «магические слова» и прозвучит волшебная   музыка,  и  вы мысленно перенесётесь в осенний лес на солнечную полянку. Итак, наше путешествие начинается!

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!  НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ!

МЫ В ЗВУКИ МОЖЕМ ПРЕВРАТИТЬСЯ, В ЛЕСУ ОСЕННЕМ ОЧУТИТЬСЯ!

(звучит сказочная музыка)

Учитель: Итак, ребята, мы с вами в осеннем лесу. Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:

ЛЕС,   ТОЧНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ, ЛИЛОВЫЙ, ЗОЛОТОЙ, БАГРЯНЫЙ.

ВЕСЁЛОЙ, ПЁСТРОЮ СТЕНОЙ СТОИТ НАД СВЕТЛОЮ ПОЛЯНОЙ.

БЕРЁЗЫ ЖЁЛТОЮ РЕЗЬБОЙ БЛЕСТЯТ В ЛАЗУРИ ГОЛУБОЙ.

КАК ВЫШКИ, ЁЛОЧКИ ТЕМНЕЮТ, А МЕЖДУ КЛЁНАМИ СИНЕЮТ

ТО ТАМ, ТО ЗДЕСЬ В ЛИСТВЕ СКВОЗНОЙ ПРОСВЕТЫ В НЕБО, ЧТО ОКОНЦА.

ЛЕС ПАХНЕТ ДУБОМ И СОСНОЙ, ЗА ЛЕТО ВЫСОХ ОН ОТ СОЛНЦА.

И ОСЕНЬ ТИХОЮ ВДОВОЙ ВСТУПАЕТ В ПЁСТРЫЙ ТЕРЕМ СВОЙ.

Зарисовки природы создавались поэтами, художниками, композиторами. Существует так же много музыки, под которую мы можем представлять картины природы, создавать музыкальные образы в своём воображении.

Сегодня мы послушаем замечательную музыку, её написал польский композитор Фридерик Шопен. Ребята, на уроках мы уже слышали музыку Фридерика Шопена? А как называлось это музыкальное произведение?

(МАЗУРКА)

Учитель показывает портрет Ф.Шопена, вместе с детьми они повторяют: «Фридерик Шопен, польский композитор, жил в 19 веке».

Учитель: Да, сегодня мы послушаем ещё одно произведение Фридерика Шопена. Это танец. Я не буду говорить вам, как  он называется. Если вы будете внимательно слушать, то ответите на мои вопросы:  -Как называется этот танец?  -Какие слова мы скажем об этой музыке?

СЛУШАНИЕ  МУЗЫКИ : Ф.Шопен «Вальс ля минор »

(Ребята отвечают на вопросы, работают с карточками, подбирают  слова  о  характере  музыки: выразительная, мечтательная, изящная, неторопливая, танцевальная, мелодичная).

Учитель: Ребята, а вы на прогулку взяли фотоаппараты? Давайте сфотографируем на память наши слова (фотографируем слова).

Учитель: Ребята, так как же называется этот танец? (ВАЛЬС). А что, если этот вальс мы назовём осенним, представим, как под него кружатся и порхают осенние листочки.

(Учитель раздаёт осенние листочки, под звучание вальса дети выполняют пластическую импровизацию на тему «Листики танцуют»).

Учитель: Молодцы, ребята! Давайте теперь отправимся дальше в лес. А чтобы нам было веселее идти, мы поиграем со звуками. Давайте встанем и пойдем: (идут на месте).

Представьте себе, что вы идёте по лесу вместе со свое собачкой. Давайте покажем, как она лает:

АВ-АВ-АВ!  Тропинка привела нас в красивую берёзовую рощу, мы восхищаемся: АХ-АХ-АХ!

Вдруг из-под ног вспорхнула птичка, мы испугались:    АЙ-АЙ-АЙ!  А кто-то из наших ребят уже заблудился и кричит:  АУ-АУ!    Давайте поиграем в игру. Сначала одни ребятки споют : АУ! с движением руки вверх; а затем другие ребятки ответят им песенкой  АУ! с движением руки вниз.

Первое АУ! прозвучит вопросительно, а второе АУ! прозвучит утвердительно.

(проводится игра: класс делится на две группы; первая поёт АУ!  на  б3 вверх с движением руки вверх с вопросительной интонацией;

вторая группа детей поёт АУ! на м3 вниз с движением руки с утвердительной интонацией.)

Учитель: Ну вот, ребята, все нашлись   и я хочу, чтобы вы послушали  звуки осени.  Я сейчас включу вам звуковую композицию, а вы скажете мне, что это за звуки.

ЗВУЧИТ ЗВУКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ПЕНИЕ   ПТИЦ»

Дети:   Это пение птиц.

Учитель: Да, птицы и осенью радуют нас чудесными песнями. Многие птицы уже улетели в тёплые края, но некоторые птицы (синички, скворцы ) ещё щебечут и поют в осеннем лесу.

Кроме пения птиц в лесу живут и другие звуки. Давайте попробуем изобразить ОСЕННИЙ  ВЕТЕР.

КЛАСС ДЕЛИТСЯ НА 3 ГРУППЫ: ПЕРВАЯ ПРОИЗНОСИТ ЗВУК  «Ч», ВТОРАЯ – ЗВУК «Ш», ТРЕТЬЯ – ЗВУК «Щ».  ПОТОМ ПРОБУЕМ ПРОИЗНЕСТИ ВСЕ ЗВУКИ ВМЕСТЕ ПО НАРАСТАНИЮ ОТ ПИАНО К ФОРТЕ И ОПЯТЬ К ПИАНО ПО РУКЕ УЧИТЕЛЯ.

Второе упражнение   - ШОРОХ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ.

Проговариваем стихотворение:

В ТИШИНЕ ЛЕСНОЙ ГЛУШИ  ШЁПОТ К ШОРОХУ СПЕШИТ.

ШЁПОТ К ШОРОХУ СПЕШИТ, ШЁПОТ ПО ЛЕСУ ШУРШИТ.

ШУ-ШУ-ШУ  ДА  ШИ-ШИ-ШИ.  ТИШЕ, ШОРОХ НЕ ШУРШИ,

НАВОСТРИ-КА УШИ, ТИШИНУ ПОСЛУШАЙ!

Второй раз стихотворение проговорить шёпотом, утрируя шипящие звуки.

Учитель: Ну вот, ребята,  мы послушали звуки осени, музыку осени, изобразили сами некоторые звуки, а теперь давайте устроим  настоящий лесной концерт: изобразим звуки осени в песне.

Но для того, чтобы сохранить хорошую физическую форму, необходимую в туристическом походе, давайте выполним несколько дыхательно-оздоровительных упражнений.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ  ГИМНАСТИКА

Учитель предлагает ребятам спеть распевку  «Паровоз».

Учитель: А сейчас мы с вами разучим новую песню «Сарафан надела осень». Эта песня подходит для нашей прогулки. Она изображает красивую и нарядную осень.

РАЗУЧИВАЕТСЯ ПЕСНЯ «САРАФАН  НАДЕЛА ОСЕНЬ» музыка Т. Попатенко слова  И.Черницкой

Учитель:  Ребята! Сегодня мы с вами совершили интересную прогулку по лесу,  а сейчас нам пора возвращаться обратно в класс. Давайте правильно сядем, закроем глазки, а я произнесу наши «магические  слова» и сыграю волшебную  музыку.

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, РЯТЬ, МЫ ЗАКОНЧИЛИ ИГРАТЬ.

МЫ В РЕБЯТ ВСЕ ПРЕВРАТИЛИСЬ, В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ ОЧУТИЛИСЬ!

(Звучит волшебная музыка).

Учитель: Ну вот, ребята, мы и вернулись в наш школьный класс. Понравилась вам наша прогулка?

А чем понравилась больше всего?

Дети отвечают.

Учитель: У меня для вас есть сюрприз, Это осенние звуки, которые превратились в нотки, в каждой нотке вы сможете услышать осень и нотки придумали для вас домашнее задание.

Дома вы внимательно посмотрите на нотки и вспомните всё, что мы увидели и услышали на осенней прогулке и нарисуйте рисунок  «ПРОГУЛКА ПО ОСЕННЕМУ ЛЕСУ».

 А сейчас в заключение нашего урока давайте подарим себе и нашим гостям песню   «ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ!»  (муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова, Л. Некрасовой).

Исполняется песня, ребятам раздаются листочки и под музыку они выходят из класса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: Просвещение, 2013.

2.. Фонохрестоматия для 1 класса   (mp 3), М., Просвещение, 2013 г.

3.Учебник «Музыка.1   класс», М.,  Просвещение, 2013 г.

4.Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2010 г.

5.Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г

6.Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.

7.Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.

8.Нестерова Н.Ф., Селивестрова Н.Б.  Песенки малышам. Времена года.СПб, Композитор 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарный план праздника "Прощай, начальная школа!"

Сценарный план праздника "Прощай, начальная школа!"...

Сценарный план урока во 2 классе "Турнир знатоков английского языка"

Данный материал будет полезен учителям английского языка, работающим во 2 классе по УМК «Английский язык»2 («Spotlight» 2), возможно, какие-то элементы моей разработки помогут сделать ваши уроки...

Урок музыки по теме «Музыка осени».

Урок музыки по теме "Музыка осени" для детей 1 класса....

Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)

Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать  и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал  позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...

Урок музыки в 1-ом классе по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская)

Урок музыки в 1-ом классе по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская) Цели урока: образовательные: познакомить с вариантами осенних мелодий; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овл...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...

Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"

Конспект урока физической культуры1 класс Тема: ""Подвижные игры"...