Сценарный план урока музыки для 1 класса по УМК "Перспектива" на тему: "Музыка осени"
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме
Вид урока: урок-экскурсия
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenarnyy_plan_uroka_muzyka_oseni.doc | 33.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Дзюба Е.Н., учитель музыки МБОУ СОШ г. Котовск.
СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УРОКА
Тема: «Музыка осени»
Класс: 1, 1 четверть (авторская программа по музыке «Музыка. Начальная школа», авторов Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной УМК «Перспектива»)
Цели:
1)развитие музыкально-слуховых представлений детей в процессе знакомства со звуками окружающего мира и особенностями языка музыкального искусства;
2)развитие у детей умения анализировать и сравнивать свои эмоциональные состояния, возникающие под воздействием природы и музыки;
3) развитие у детей эстетического восприятия: чувства красоты природы, музыки, поэтического слова;
4)формирование образных музыкально-слуховых представлений о гармонии музыки со звуками и образами природы;
5)развитие творческой фантазии, воображения детей с помощью творческих заданий.
Вид урока: урок-экскурсия
Тип урока: Урок комплексного применения знаний
Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, беседа, сравнение, звуковой и зрительной наглядности.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Технология: интегрирование музыки, живописи, литературы.
Основы музыкальных знаний: Звуки окружающего мира, изобразительность музыки, танцевальная музыка, характер музыки, музыка и природа.
Музыкально-исполнительская деятельность.
Пение: песня « Сарафан надела осень» (музыка Т.Попатенко, слова И.Черницкой). Песня «Здравствуй,осень» (музыка Ю. Слонова, слова В. Малкова, Л. Некрасовой).
Музыкально-пластическая деятельность. Пластическая импровизация
« Листики танцуют» под музыку Ф.Шопена (Вальс №3 ля-минор).
Слушание музыки: «Вальс» ля-минор Ф. Шопена.
Арт-терапевтическая деятельность. Слушание звуков леса, пения птиц. Упражнения: «Прогулка по лесу», «Эхо», «Осенний ветер», «Шорох осенних листьев». Дыхательная гимнастика. Улыбкотерапия.
Музыкально-изобразительная деятельность. Рисунок на тему «Прогулка по осеннему лесу»
(домашнее задание).
Художественно-эстетическое оформление класса: гирлянды из осенних листьев, букет осенних цветов. Выставка осенних пейзажей «Мы рисуем музыку». Репродукции картин с изображением осеннего леса. Карточки «Музыкальной копилки слов».
Методическое оснащение: фортепиано, компьютер, проектор, экран
Используемые ЦОР: Зрительный ряд – компьютерная презентация, музыкальный ряд – аудиозаписи
Х О Д У Р О К А :
Учитель: Когда мы слышим шум дождя и листья опадают,
И стаи перелётных птиц куда-то улетают.
Весёлый шум листвы утих и звук растаял где-то,
Во всём мы этом узнаём осенние приметы.
Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас на прогулку по осеннему лесу в гости к осени. Тема нашего урока: «МУЗЫКА ОСЕНИ». Путешествовать мы будем с помощью воображения, слушать звуки осени, звуки леса, музыку деревьев и песенку дождя, шёпот осенних листьев и голоса птиц. Давайте прочитаем вместе эпиграф нашего урока:
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья хлынули дружно,
Чтоб вдруг отразили бездонные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы. (К.Рыленков).
Давайте сядем поудобнее, руки положим на колени, закроем глаза. Я произнесу «магические слова» и прозвучит волшебная музыка, и вы мысленно перенесётесь в осенний лес на солнечную полянку. Итак, наше путешествие начинается!
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ! НАЧИНАЕМ МЫ ИГРАТЬ!
МЫ В ЗВУКИ МОЖЕМ ПРЕВРАТИТЬСЯ, В ЛЕСУ ОСЕННЕМ ОЧУТИТЬСЯ!
(звучит сказочная музыка)
Учитель: Итак, ребята, мы с вами в осеннем лесу. Вокруг нас красивые осенние листья, целый разноцветный и пышный ковёр, нарядные деревья: золотые берёзки, красные листики рябины и осины. В нашем лесу тёплый и солнечный день. Именно про такой осенний день и написал своё стихотворение «Листопад» русский поэт Иван Бунин:
ЛЕС, ТОЧНО ТЕРЕМ РАСПИСНОЙ, ЛИЛОВЫЙ, ЗОЛОТОЙ, БАГРЯНЫЙ.
ВЕСЁЛОЙ, ПЁСТРОЮ СТЕНОЙ СТОИТ НАД СВЕТЛОЮ ПОЛЯНОЙ.
БЕРЁЗЫ ЖЁЛТОЮ РЕЗЬБОЙ БЛЕСТЯТ В ЛАЗУРИ ГОЛУБОЙ.
КАК ВЫШКИ, ЁЛОЧКИ ТЕМНЕЮТ, А МЕЖДУ КЛЁНАМИ СИНЕЮТ
ТО ТАМ, ТО ЗДЕСЬ В ЛИСТВЕ СКВОЗНОЙ ПРОСВЕТЫ В НЕБО, ЧТО ОКОНЦА.
ЛЕС ПАХНЕТ ДУБОМ И СОСНОЙ, ЗА ЛЕТО ВЫСОХ ОН ОТ СОЛНЦА.
И ОСЕНЬ ТИХОЮ ВДОВОЙ ВСТУПАЕТ В ПЁСТРЫЙ ТЕРЕМ СВОЙ.
Зарисовки природы создавались поэтами, художниками, композиторами. Существует так же много музыки, под которую мы можем представлять картины природы, создавать музыкальные образы в своём воображении.
Сегодня мы послушаем замечательную музыку, её написал польский композитор Фридерик Шопен. Ребята, на уроках мы уже слышали музыку Фридерика Шопена? А как называлось это музыкальное произведение?
(МАЗУРКА)
Учитель показывает портрет Ф.Шопена, вместе с детьми они повторяют: «Фридерик Шопен, польский композитор, жил в 19 веке».
Учитель: Да, сегодня мы послушаем ещё одно произведение Фридерика Шопена. Это танец. Я не буду говорить вам, как он называется. Если вы будете внимательно слушать, то ответите на мои вопросы: -Как называется этот танец? -Какие слова мы скажем об этой музыке?
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ : Ф.Шопен «Вальс ля минор »
(Ребята отвечают на вопросы, работают с карточками, подбирают слова о характере музыки: выразительная, мечтательная, изящная, неторопливая, танцевальная, мелодичная).
Учитель: Ребята, а вы на прогулку взяли фотоаппараты? Давайте сфотографируем на память наши слова (фотографируем слова).
Учитель: Ребята, так как же называется этот танец? (ВАЛЬС). А что, если этот вальс мы назовём осенним, представим, как под него кружатся и порхают осенние листочки.
(Учитель раздаёт осенние листочки, под звучание вальса дети выполняют пластическую импровизацию на тему «Листики танцуют»).
Учитель: Молодцы, ребята! Давайте теперь отправимся дальше в лес. А чтобы нам было веселее идти, мы поиграем со звуками. Давайте встанем и пойдем: (идут на месте).
Представьте себе, что вы идёте по лесу вместе со свое собачкой. Давайте покажем, как она лает:
АВ-АВ-АВ! Тропинка привела нас в красивую берёзовую рощу, мы восхищаемся: АХ-АХ-АХ!
Вдруг из-под ног вспорхнула птичка, мы испугались: АЙ-АЙ-АЙ! А кто-то из наших ребят уже заблудился и кричит: АУ-АУ! Давайте поиграем в игру. Сначала одни ребятки споют : АУ! с движением руки вверх; а затем другие ребятки ответят им песенкой АУ! с движением руки вниз.
Первое АУ! прозвучит вопросительно, а второе АУ! прозвучит утвердительно.
(проводится игра: класс делится на две группы; первая поёт АУ! на б3 вверх с движением руки вверх с вопросительной интонацией;
вторая группа детей поёт АУ! на м3 вниз с движением руки с утвердительной интонацией.)
Учитель: Ну вот, ребята, все нашлись и я хочу, чтобы вы послушали звуки осени. Я сейчас включу вам звуковую композицию, а вы скажете мне, что это за звуки.
ЗВУЧИТ ЗВУКОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ «ПЕНИЕ ПТИЦ»
Дети: Это пение птиц.
Учитель: Да, птицы и осенью радуют нас чудесными песнями. Многие птицы уже улетели в тёплые края, но некоторые птицы (синички, скворцы ) ещё щебечут и поют в осеннем лесу.
Кроме пения птиц в лесу живут и другие звуки. Давайте попробуем изобразить ОСЕННИЙ ВЕТЕР.
КЛАСС ДЕЛИТСЯ НА 3 ГРУППЫ: ПЕРВАЯ ПРОИЗНОСИТ ЗВУК «Ч», ВТОРАЯ – ЗВУК «Ш», ТРЕТЬЯ – ЗВУК «Щ». ПОТОМ ПРОБУЕМ ПРОИЗНЕСТИ ВСЕ ЗВУКИ ВМЕСТЕ ПО НАРАСТАНИЮ ОТ ПИАНО К ФОРТЕ И ОПЯТЬ К ПИАНО ПО РУКЕ УЧИТЕЛЯ.
Второе упражнение - ШОРОХ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ.
Проговариваем стихотворение:
В ТИШИНЕ ЛЕСНОЙ ГЛУШИ ШЁПОТ К ШОРОХУ СПЕШИТ.
ШЁПОТ К ШОРОХУ СПЕШИТ, ШЁПОТ ПО ЛЕСУ ШУРШИТ.
ШУ-ШУ-ШУ ДА ШИ-ШИ-ШИ. ТИШЕ, ШОРОХ НЕ ШУРШИ,
НАВОСТРИ-КА УШИ, ТИШИНУ ПОСЛУШАЙ!
Второй раз стихотворение проговорить шёпотом, утрируя шипящие звуки.
Учитель: Ну вот, ребята, мы послушали звуки осени, музыку осени, изобразили сами некоторые звуки, а теперь давайте устроим настоящий лесной концерт: изобразим звуки осени в песне.
Но для того, чтобы сохранить хорошую физическую форму, необходимую в туристическом походе, давайте выполним несколько дыхательно-оздоровительных упражнений.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
Учитель предлагает ребятам спеть распевку «Паровоз».
Учитель: А сейчас мы с вами разучим новую песню «Сарафан надела осень». Эта песня подходит для нашей прогулки. Она изображает красивую и нарядную осень.
РАЗУЧИВАЕТСЯ ПЕСНЯ «САРАФАН НАДЕЛА ОСЕНЬ» музыка Т. Попатенко слова И.Черницкой
Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами совершили интересную прогулку по лесу, а сейчас нам пора возвращаться обратно в класс. Давайте правильно сядем, закроем глазки, а я произнесу наши «магические слова» и сыграю волшебную музыку.
РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, РЯТЬ, МЫ ЗАКОНЧИЛИ ИГРАТЬ.
МЫ В РЕБЯТ ВСЕ ПРЕВРАТИЛИСЬ, В ШКОЛЬНОМ КЛАССЕ ОЧУТИЛИСЬ!
(Звучит волшебная музыка).
Учитель: Ну вот, ребята, мы и вернулись в наш школьный класс. Понравилась вам наша прогулка?
А чем понравилась больше всего?
Дети отвечают.
Учитель: У меня для вас есть сюрприз, Это осенние звуки, которые превратились в нотки, в каждой нотке вы сможете услышать осень и нотки придумали для вас домашнее задание.
Дома вы внимательно посмотрите на нотки и вспомните всё, что мы увидели и услышали на осенней прогулке и нарисуйте рисунок «ПРОГУЛКА ПО ОСЕННЕМУ ЛЕСУ».
А сейчас в заключение нашего урока давайте подарим себе и нашим гостям песню «ЗДРАВСТВУЙ, ОСЕНЬ!» (муз. Ю. Слонова, сл. В. Малкова, Л. Некрасовой).
Исполняется песня, ребятам раздаются листочки и под музыку они выходят из класса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: Просвещение, 2013.
2.. Фонохрестоматия для 1 класса (mp 3), М., Просвещение, 2013 г.
3.Учебник «Музыка.1 класс», М., Просвещение, 2013 г.
4.Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2010 г.
5.Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г
6.Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
7.Короткова Л.Д. "Арт-терапия для дошкольников и младшего школьного возраста". СПб.: Речь -2001.
8.Нестерова Н.Ф., Селивестрова Н.Б. Песенки малышам. Времена года.СПб, Композитор 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарный план праздника "Прощай, начальная школа!"
Сценарный план праздника "Прощай, начальная школа!"...
Сценарный план урока во 2 классе "Турнир знатоков английского языка"
Данный материал будет полезен учителям английского языка, работающим во 2 классе по УМК «Английский язык»2 («Spotlight» 2), возможно, какие-то элементы моей разработки помогут сделать ваши уроки...
Урок музыки по теме «Музыка осени».
Урок музыки по теме "Музыка осени" для детей 1 класса....
Сценарный план урока по русскому языку УУМ"ШколаXXI века" "Части слова", 2-3 класс (план, презентация, пояснительная записка)
Урок автоматизации знаний по теме "Части слова". Презентацию можно использовать и на уроках УУМК "Школа России", т.к.материал позволяет закрепить знаний обучающихся. Также, можно использов...
Урок музыки в 1-ом классе по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская)
Урок музыки в 1-ом классе по теме «Музыка осени» (Е. Д. Критская) Цели урока: образовательные: познакомить с вариантами осенних мелодий; обогащение знаний о музыкальном искусстве; овл...
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"
Конспект урока физической культуры1 класс Тема: ""Подвижные игры"...