Педагогический проект « Роль внеурочной деятельности по музыке в формировании УУД »
проект по музыке (1 класс) на тему

Вершинина Жанна Викторовна

1.      Аннотация к проекту

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Платон.

 

        Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности и, в частности, во внеурочной деятельности по музыке.

 Актуальность данного проекта состоит ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Практическая значимость.

Практическая значимость состоит в приобщении обучающихся к знаниям музыкальной культуры и приобретение исполнительских навыков. Дети начинают понимать, что каждое музыкальное произведение имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность музыкальных образов, необходимо мобилизовать воображение, наблюдательность, что способствует развитию гармоничной личности ребенка и повышает самореализацию детей в  творческой деятельности.      

На занятиях внеурочной деятельности по музыке у детей происходят положительные личностные изменения и формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые способы отражения мира с помощью специфической модели – художественного образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tit._list_fgos_kak_nado.doc26 КБ
Microsoft Office document icon tekst_proekta_vershinina.doc198.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

высшего образования

«Самарская гуманитарная академия»

филиал в г. Тольятти

Педагогический проект

по дополнительной образовательной программе

«Введение и реализация  Федерального образовательного стандарта начального общего образования»

по теме: « Роль внеурочной деятельности по музыке в формировании УУД »      

               

Автор проекта: Вершинина Ж.В.                                                            (личная подпись)       

                                 

Руководитель:  Сухачёва А.В.                                                                                          

                                                                                                                               (личная подпись)

Тольятти 2014 г.



Предварительный просмотр:

  1. Аннотация к проекту

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Платон.

        Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Успешная реализация вышеперечисленных позиций возможна во внеурочной деятельности и, в частности, во внеурочной деятельности по музыке.

 Актуальность данного проекта состоит ориентировании педагогов и школьников на систематический интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение.

Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания.

Практическая значимость.

Практическая значимость состоит в приобщении обучающихся к знаниям музыкальной культуры и приобретение исполнительских навыков. Дети начинают понимать, что каждое музыкальное произведение имеет свои содержание, характер, образ. Чтобы передать выразительность музыкальных образов, необходимо мобилизовать воображение, наблюдательность, что способствует развитию гармоничной личности ребенка и повышает самореализацию детей в  творческой деятельности.      

На занятиях внеурочной деятельности по музыке у детей происходят положительные личностные изменения и формирование способности к творчеству, в основе которого лежат особые способы отражения мира с помощью специфической модели – художественного образа.

  1. Цель: Определить роль внеурочной деятельности по музыке в формировании УУД в начальной школе.

  1. Задачи проекта
  1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения по организации системы работы по формированию новых форм образовательной деятельности, способствующих реализации и совершенствованию УУД младших школьников во внеурочной деятельности;
  2. Определить типы и виды УУД, необходимые для достижения необходимых результатов во внеурочной деятельности по музыке;
  3. Рассмотреть принципы и критерии организации внеурочной деятельности в школе;
  4. Раскрыть содержание и организацию внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;
  5. Разработать рабочую программу по музыке для реализации занятий во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  6. Эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

  1. Структура реализации проекта:

  1. Изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.

Общеобразовательное учреждение вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определённый вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельности.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в образовательном учреждении может быть использован план внеурочной деятельности. Под планом внеурочной деятельности следует понимать нормативный документ образовательного учреждения, который определяет общий объем внеурочной деятельности обучающихся, состав и структуру направлений внеурочной деятельности по годам обучения или для ступени общего образования.

В рамках ФГОС начального и основного общего образования выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное.

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих образовательных программ ОУ.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь - это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

При организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях целесообразно использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся (экскурсии, кружковые и секционные занятия, клубные заседания, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.), которые отличны от организационных форм в урочной системе обучения.

Несомненно, внеурочная работа тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием детей выступают различные факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной направленности, учебные курсы по выбору. В зависимости от целей и задач, решаемых ими, содержания и методов работы их можно отнести и к той и к другой сфере образовательного процесса.

Однако следует помнить о том, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной образовательной программы.

Вместе с тем необходимо учитывать опыт организации образовательного процесса сложившийся в системе дополнительного образования по развитию мотивации личности к познанию и творчеству младших школьников, соблюдать современные требования действующих нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса в рамках, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации в области образования.

При организации... в образовательном учреждении наполняемость каждого класса не должна превышать 25 человек (п. 10.1 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях")

При наличии необходимых условий и средств возможно деление классов на группы.

  1. Определить типы и виды УУД, необходимые для достижения необходимых результатов во внеурочной деятельности по музыке:

Универсальные учебные действия (УУД) широко представлены в музыкальном образовании и воспитании. Необходимо учитывать тот факт, что в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.

 Универсальные учебные действия (УУД) выступают инвариантной (обязательной) основой образовательного и воспитательного процесса в области музыкального образования и воспитания.

Личностные УУД: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.)  в жизни людей, общества, в своей жизни; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности; понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира,  разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах; использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.  

Познавательные УУД: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки в ее связях с другими видами искусства; усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности; прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий,  критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе; знакомство с различными социальными ролями в процессе работы  и защиты исследовательских проектов; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

Информационные УУД: осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека; формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации; расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства; использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, развивающих компьютерных игр, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;  обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки; расширение с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использование информации в проектно-исследовательской деятельности.

  1. Рассмотреть принципы и критерии организации внеурочной деятельности (ВУД) в школе;

Принципы организации ВУД в школе:

  • соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
  • опора на традиции и положительный опыт организации ВУД;
  • опора на ценности воспитательной системы школы;
  • свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.

Критерии готовности образовательного учреждения к введению внеурочной деятельности в начальной школе по требованиям ФГОС:

Критерии

Формальные показатели

1

Разработка нормативной базы ОУ в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).

наличие (проекта) пакета локальных актов

2

Обеспечение кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации ВУД в ОУ соответствии с требованиями ФГОС

фактическая обеспеченность/потребность = коэффициент обеспеченности

3

Требования к кадровому обеспечению:

- профессиональный уровень учителей начальных классов;

- результативность педагогической деятельности учителя;

- укомплектованность педагогическими кадрами;

- готовность учителя работать в системе ФГОС;

- достижения в воспитательном плане (наличие воспитательной программы, ее результативность);

- психологическая составляющая (отсутствие конфликтов с родителями и учениками, умение их эффективно разрешать, отсутствие жалоб на учителя);

- эффективность работы с родителями учащихся.

высшее образование, категория, курсы повышения квалификации;

соответствие новым квалификационным требованиям наличие сертификатов по курсам (в том числе, курсам ИКТ-компетенции);

наличие положительной динамики в образовательных достижениях учащихся, сохранение образовательных достижений класса в основной школе и т.д.;

результативность участия школьников в олимпиадах, конкурса;

коэффициент обеспеченности педагогическими кадрами в начальной школе;

наличие психологической службы/ педагогов-психологов.

4

Требования к материально-техническому обеспечению:

- достаточность материально-технического обеспечения;

- наличие медицинского кабинета;

- организация питания;

- наличие спортивной и игровой площадки;

- наличие здоровьесберегающих условий.

соответствие современным требованиям

 

5

Требования к информационному обеспечению:

- наличие библиотеки и медиацентра как информационного блока работы;

- содержательность сайта школы по вопросам введения ФГОС.

укомплектованность ОУ ПК, интерактивными досками, проекторами и т.д.;

наличие места свободного доступа педагогов в интернет (скорость не менее 256 Кбит/с);

укомплектованность библиотеки

6

Требования к ресурсному обеспечению воспитательной работы:

- наличие условий для проведения внеурочной деятельности.

расчет помещений, оснащенность,

разработанность программ

7

Требования к организационно-управленческому обеспечению:

- наличие профессиональной административно-управленческой команды;

- знание основных нормативных документов по введению ФГОС;

- наличие действенного совета школы (других органов самоуправления);

наличие плана работы с родителями и общественностью по вопросам введения ФГОС.

- оптимальность структуры управления, наличие комплекта инструктивно-методических материалов по ФГОС, наличие положительного опыта работы с родителями.

  1. Раскрыть содержание и организацию внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения;

В организации внеурочной деятельности условно можно выделить три этапа:

  1. проектный, включающий в себя диагностику интересов, увлечений, потребностей детей, запросов их родителей и проектирование на основе ее результатов системы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении и его структурных подразделениях;
  2. организационно-деятельностный, в рамках которого происходит создание и функционирование разработанной системы внеурочной деятельности посредством ее ресурсного обеспечения;
  3. аналитический, в ходе которого осуществляется анализ функционирования созданной системы.

На первом этапе усилия администрации и педагогов направляются сначала на сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители. С этой целью можно использовать методы опроса (беседа, интервью, анкетирование), игровые методики, выполнение творческих заданий. Полученные сведения имеют важное значение для составления индивидуальных маршрутов участия детей во внеурочной деятельности.

Затем следует сосредоточить усилия на формировании проектных представлений о системе внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учреждении.

При ее проектировании необходимо выработать согласованное мнение всех субъектов образовательного процесса (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) о минимальном количестве времени участия каждого школьника во внеурочной деятельности, организуемой в учебном заведении. При согласовании мнений надо иметь в виду замечание Д.В. Григорьева и П.В. Степанова о том, что «время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения».

Целесообразно позаботиться о включении в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие. Не случайно, К.Д. Ушинский подчеркивал: «Деятельность должна быть моя, исходить из души моей». Для младших школьников свойственна неустойчивость интересов и увлечений, поэтому проектируемое многообразие деятельности станет хорошим подспорьем для удовлетворения новых потребностей и интересов, для апробирования своих сил и способностей.

Разумеется, предметом проектирования должна стать не просто разрозненная совокупность видов внеурочной деятельности, а целостная система ее организации. Создание системы предполагает использование системного подхода в учебно-воспитательном процессе. При целенаправленном и корректном его применении формируются воспитательные системы образовательного учреждения и его структурных подразделений, а также индивидуальные системы воспитания конкретных детей.

Внеурочная деятельность в контексте системного построения практики воспитания рассматривается лишь как один из элементов воспитательной системы, который взаимосвязан с другими её компонентами и призван способствовать повышению эффективности и развитию этого целостного воспитательного комплекса. В данной связи целесообразно из всего спектра видов (направлений) деятельности определить, какой из них может стать доминирующим (приоритетным) и выполнить роль системообразующего фактора.

При проектировании системы внеурочной деятельности следует продумать формы и способы ее организации. В Федеральном стандарте рекомендуется использовать такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. То есть предлагается применять известные формы воспитательной работы и дополнительного образования.

Право выбора форм представляется педагогам и их воспитанникам. Чтобы данный выбор оказался обоснованным и способствовал построению эффективной системы внеурочной деятельности, надо опираться на научно-методические разработки. Например, целесообразно учесть замечание Н.Е. Щурковой: «В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием».

Хорошей научно-методической подсказкой педагогам для проектирования и создания системы внеурочной деятельности учащихся могут стать разработанные учеными классификации форм воспитательной работы. В качестве основания для классификации форм исследователи используют такие признаки:

-        количество участников (массовые, групповые, индивидуальные);

-        виды деятельности (формы познавательной, трудовой, художественно-эстетической, игровой, спортивно-оздоровительной, ценностно-ориентационной, коммуникативной деятельности);

-        затраты времени для подготовки (экспромтные и требующие предварительной подготовки);

-        способы передвижения участников (статичные, статично-динамичные, динамично-статичные);

-        характер включения учащихся в деятельность (формы, предусматривающие обязательное участие, и формы, предполагающие добровольное участие);

-        способ организации (организуемые одним человеком, или группой участников, или всеми членами коллектива);

-        взаимодействие с другими коллективами и людьми («открытые», проводимые совместно с другими, и «закрытые», проводимые внутри своего коллектива только его членами);

-        способ влияния педагога (непосредственные и опосредованные);

-        степень сложности (простые, составные, комплексные).

Интерес для практических работников может представлять недавно сделанное Д.В. Григорьевым и П.В. Степановым дополнение в классификацию форм внеурочной воспитательной работы.

В пособии «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» ими предлагается выделять три типа форм согласно уровням результатов, полученных при их использовании:

  1. формы, содействующие приобретению социальных знаний;
  2. формы, способствующие формированию ценностного отношения к социальной реальности;
  3. формы, содействующие получению опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что эффективность влияния деятельности. на развитие школьников существенно возрастает, если применяются комплексные формы ее организации. Под комплексной формой воспитательного процесса понимается совокупность объединенных в единое целое отдельных форм, приемов и методов, связанных концептуальным замыслом, планом, алгоритмом длительного осуществления деятельности и обладающих благодаря их интеграции возможностями эффективного и разностороннего влияния на развитие детей. Это должно помочь детям освоить социально значимые ценности и роли, научиться планировать, организовывать и анализировать индивидуальную и совместную деятельность, устанавливать доброжелательные отношения со своими одноклассниками и учителями, другими детьми и взрослыми. Программой экспедиции предусматриваются ключевые дела, которые способствуют интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению  и проявлению их индивидуальности.

Субъектам проектирования нельзя забывать и о санитарно-гигиенических требованиях к осуществлению учебно-воспитательного процесса. Включение в образовательную программу внеурочных занятий чаще всего ведет к организации работы учебного заведения в режиме полного дня, увеличению количества групп продленного дня, организации дополнительного питания учащихся.

На втором этапе организации внеурочной деятельности все действия направляются на реализацию разработанного проекта. Их успешность во многом зависит от ресурсного обеспечения.

Первостепенное значение имеет кадровое обеспечение реализации проекта. Субъектами внеурочной деятельности могут и должны стать классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы воспитательной работы с детьми, воспитатели групп продленного дня, педагоги дополнительного образования, специалисты учреждений культуры, спорта и других организаций. Только благодаря интеграции кадровых ресурсов возможно проведение интересной и полезной внеурочной деятельности, удовлетворение потребностей школьников и запросов их родителей.

Администрации образовательного учреждения необходимо позаботиться о финансовом и материально-техническом обеспечении системы внеурочной деятельности. По все вероятности, необходимо оборудовать помещения, специально предназначенные для проведения внеурочных занятий, установить договорные отношения с социальными партнерами по использованию их ресурсов в работе с детьми.

Создание системы внеурочной деятельности трудно представить без информационно-технологического и организационно-управленческого ресурсного обеспечения. Необходимо регулярно проводить работу по освоению педагогами современных  и продуктивных подходов, форм, приемов и методов планирования, организации и анализа внеурочной деятельности. Их арсенал должен пополняться компьютерными информационно-коммуникационными технологиями, без применения которых сложно организовать внеурочную работу по индивидуальным маршрутам учащихся. Наверное, потребуется появление нового элемента организационно-управленческого ресурса – введение должности координатора (диспетчера) внеурочной деятельности, основной обязанностью которого станет координация индивидуальных и коллективных траекторий участия школьников во внеучебных занятиях.

На третьем этапе приоритетную роль играют действия оценочно-аналитического характера.

Предметом анализа и оценки могут стать следующие аспекты:

-        включенность учащихся в систему внеурочной деятельности;

-        соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;

-        ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.

Для осуществления более глубокого и детального анализа включенности учащихся во внеурочную деятельность необходимо обладать достаточной и систематизированной информацией об участии школьников в деятельности во внеурочное время. Как получить такую информацию? Надо определить порядок сбора, обработки и хранения нужных сведений.

  1. Разработать рабочую программу по музыке для реализации занятий во внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;

Рабочая программа по внеурочной деятельности по музыке разрабатывается в соответствии с требованиями, предъявляемыми к составлению программ дополнительного образования детей. Она обсуждается на заседании педагогического или научно-методического совета и после принятого положительного решения утверждается директором образовательного учреждения.

Основными структурными элементами программы являются следующие:

1)     титульный лист;

2)     пояснительная записка или введение;

3)     учебно-тематический план;

4)     содержание изучаемого курса;

5)     методическое обеспечение;

6)     список литературы.

Рассмотрим содержательные аспекты каждого структурного элемента.

Титульный лист программы, как правило, содержит следующую информацию:

-        наименование образовательного учреждения;

-        где, когда и кем утверждена данная программа (здесь же ставятся подпись руководителя образовательного учреждения и печать учебного заведения);

-        название программы;

-        возраст детей, на которых рассчитана составленная программа;

-        сроки ее реализации (общая продолжительность, этапы);

-        Ф.И.О., должность её автора (авторов);

-        название населенного пункта, в котором реализуется программа;

-        год разработки программы.

В пояснительной записке или во введении целесообразно раскрыть:

-        направленность программы;

-        её актуальность;

-        цель и задачи программы;

-        возраст детей, участвующих в реализации программы;

-        сроки её реализации (общая продолжительность, этапы);

-        формы и режим занятий (дел);

-        ожидаемые результаты и способы их проверки;

-        Виды используемых УУД;

-        формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.).

Учебно-тематический план чаще всего представляется в форме таблицы. В нем указываются:

-        перечень разделов, тем программы;

-        количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

Содержание изучаемого курса отражается через краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы.

Раздел «Методическое обеспечение» может включать описание:

-        форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.);

-        приемов и методов организации внеурочной деятельности, технического её оснащения.

Список литературы состоит из перечня публикаций и электронных источников, в которых содержится важная, полезная и интересная информация как для педагога, организующего внеурочную деятельность учащихся, так и для детей, участвующих в реализации избранной ими программы.

  1. Прогнозируемые результаты по проекту:

•        развитие и поддержка устойчивого интереса у детей  к музыкальному искусству и творчеству;

•        освоение техники эстрадного пения;

•        формирование навыков как сольного, так и ансамблевого исполнения;

•        приобретение навыков умения свободному ориентированию в работе с техническими атрибутами (микрофон, фонограмма, музыкальная аппаратура).

•        развитие артистических способностей в процессе обучения.

•        воспитать любовь к песенному  творчеству;

•        формирование  гражданской позиции, патриотизма, любви к родному краю;

•        ориентирование  одарённых детей на выбор профессии в области

искусства.

Одним из важных элементов работы  является отслеживание результатов. Для этого разрабатываются критерии оценивания, и дети настраиваются на анализ собственных результатов. Завершив работу или ее этап, ребенок сам дает оценку, эту же работу оценивает педагог, затем сравниваем эти оценки, обсуждаем и обосновываем их.

Целью обучения детей по данной программе ставится не просто организация досуга,  а формирование у них культурной преемственности, профессиональной ориентации, эстетического, художественного и нравственного воспитания. В этой связи существует необходимость контроля за результатами обучения. Способы и методики определения результативности образовательного и воспитательного процесса   разнообразны и направлены на изучение степени развития творческих способностей и личностных качеств каждого ребенка.

Особое внимание при освоении программы уделяется работе с семьей, в связи, с чем предусмотрены следующие мероприятия: знакомство с родителями, индивидуальные беседы, посещение занятий для качественной работы с детьми дома, участие родителей в праздниках.

Кроме того, рассмотрим ожидаемые результаты в рамках стандартов нового поколения ФГОС в начальной школе:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в результате внеурочной деятельности по музыке:

•        чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края, освоение основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

•        целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

•        ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

•        уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им;

•          компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам;

•        коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

•        участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

•        признание ценностей жизни во всех ее проявлениях и  необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•         принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•        эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД), проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:

•        умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

•        умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•        умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

•        владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной  и познавательной деятельности;

•        умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

•        смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

•        умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•        умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например, в художественном проекте; взаимодействовать и работать в группе;

•        формирование и развитие компетентностей в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

•        сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры;

•        сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой художественной культуры;

•        развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха),а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

•        сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

•        воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в разнообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

•        расширение общего и музыкального кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

•        овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

•        приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

•        сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решении различных музыкально-творческих задач.

Динамика развития форм достижения необходимых результатов

в процессе внеурочной деятельности по музыке:

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Уровень результатов

Приобретение
социальных знаний

Формирование
ценностного отношения к социальной
реальности

Получение опыта
самостоятельного
общественного
действия

1

2

3

4

1 класс

Музыкально-ритмические игры.

Групповые хоровые занятия

Музыкальные викторины

Концертные выступления

2 класс

Музыкально-ритмические игры.

Эвристические беседы.

Групповые хоровые занятия

Музыкальные викторины.

Музыкальные афиши

Концертные выступления.

Участие в творческих конкурсах на школьном уровне

3 класс

Самостоятельное выполнение творческих проектов

Эвристические беседы.

Музыкально-ритмические игры.

Групповые хоровые занятия.

Групповые ансамблевые занятия

Аукцион творческих идей.

Музыкальная гостиная.

Музыкальные афиши

Участие в творческих конкурсах на школьном и муниципальном уровнях.

Концертные выступления.

Школьные музыкальные фестивали.

Творческие проекты

4 класс

Самостоятельное выполнение творческих проектов

Эвристические беседы.

Групповые хоровые занятия.

Аукцион творческих идей.

Музыкальная гостиная.

Участие в творческих конкурсах на муниципальном и региональном уровнях.

Групповые ансамблевые занятия.

Музыкально-ритмические игры.

Театрализация музыкальных произведений

Музыкальные афиши

Концертные выступления.

Музыкальные спектакли.

Школьные музыкальные фестивали.

Творческие проекты

Механизм оценки результатов. 

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь

(1-2 класс)

Школьник ценит общественную жизнь 

(3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

(4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания. 

  1. Участники реализации педагогического проекта:

Участниками реализации данного проекта могут являться преподаватели МБУ лицея № 60, учащиеся начальной школы и их родители, администрация школы, учреждения дополнительного образования.

  1. Риски, трудности и проблемы в реализации проекта.

Среди основных факторов, способных повлиять на организацию введения Проекта ФГОС можно выделить следующие:

Фактор риска

Возможные пути разрешения

отсутствие достаточного финансирования

привлечение средств внебюджетных средств

низкая мотивация педагогов из-за отсутствия материальной поддержки

мониторинговое изучение мотивов деятельности педагогов и активное использование нематериальных стимулов и ресурсов стимулирующего ФОТ

отсутствие или недостаточное количество в школе необходимых специалистов

привлечение специалистов дополнительного образования

дефицит учебно-методических пособий

Использование ресурсов Интернет-пространства

недостаточная методическая подготовка педагогов

проведение методических занятий, участие в форуме апробации ФГОС, связи с другими участниками апробации, прохождение курсовой подготовки

  1. Выводы:

Приобщение детей к творчеству немыслимо без создания особой атмосферы увлеченности. Чтобы создать такую атмосферу и обеспечить общий жизнерадостный настрой всех участников учебного процесса, вводится установка на здоровую конкуренцию и коллективизм.

Для того чтобы занятия не были утомительными, для детей проводятся игровые и тематические перемены, на которых дети могут лучше познакомиться друг с другом, со своими сверстниками из других творческих объединений, поделиться своими впечатлениями и просто заняться подвижными играми.        

Обучение  музыкальному искусству обеспечивает личностное, регулятивное, познавательное, коммуникативное формирование УУД у обучающихся. У детей обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление; стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных  событиях региона. Комплекс здоровьесберегающих упражнений является профилактикой заболеваний органов дыхания.

При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами, учителями музыки – научить детей самостоятельно и творчески мыслить, развивать свои способности.

Основным средством и способом реализации проекта является четкое планирование каждого занятия за счет сбалансированности поставленной конкретной цели и ожидаемого результата. Руководствуясь основным педагогическим принципом доступности, необходимо избегать постановки нереальных, заведомо сложных задач. Та или иная цель как результат, в данном случае, для каждого ребенка ставиться индивидуально. Такой подход обеспечивает постоянное, пошаговое приобретение всех знаний, умений и навыков в необходимом ритме для каждого ребенка. Организация внеурочной деятельности осуществляется в соответствии с возрастными психологическими особенностями. Для младшего возраста детей  характерны любознательность, восприимчивость, эмоциональность. Дети стремятся быть хорошими учениками, получают удовлетворение даже от незначительных успехов, радуются самому процессу познания.

И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчеркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодежь принимать активную гражданскую позицию. А также школа должна ребенка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

  1. Материально-техническое оснащение проекта:

  1. Нормативно-правовая база:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
  2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова, 2-е изд. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
  3. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
  4. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).
  5. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией  А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.

2)   Используемая учебно-методическая литература.

  1. «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
  3. «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.
  4. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
  5. «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А. 1997 г.
  6. Бьется в тесной печурке огонь: песни, рожденные Великой Отечественной войной – составитель Г.А. Егорова. – М.: Профиздат, 1995.
  7. Елецкий Э.В. Лучше нет родного края. – Волгоград, 2005
  8. Ножкин М.И. Люблю тебя, Россия! – М.: Музыка, 1986
  9. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. М.: Владос, 2000
  10.  «Мир вокального искусства» 1-4 классы - программы, разработки  
  11. занятий, методические рекомендации. Автор-составитель Г.А. Суязова.  
  12. – Волгоград: Учитель, 2009.
  13. 2. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей
  14. школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители:  
  15. Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
  16. 3. «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных  
  17. классов детских музыкальных школ и школ искусств. – Автор:  
  18. Домогацкая И.Е., 2003г.
  19. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г.
  20. «Развитие музыкальных способностей детей», автор: Михайлова М.А.  
  21. 1997 г.
  22. Адулов Н.А. Руководство по постановке певческого и разговорного  
  23. голоса. – Липецк, 1996.
  24. Апраксина О. «Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними» / Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 10. – М., 1992.
  25. Давыдова Е.  «Методика преподавания сольфеджио». – М., 1986.
  26. Добровольская Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М., 1987.
  27. Дополнительное образование. 2000, № 3; 2001, № 10; 2004, № 11.
  28. Кочнева И., Яковлева А. Вокальный словарь. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1988.
  29. Кульневич С.В., Иванченко В.Н. Дополнительное образование детей: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов и специалистов по дополнительному образованию детей, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК.- Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.
  30.  Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. –      
  31. Ярославль, «Академия развития», 1997.
  32. Теплов Б. Психология музыкальных способностей// Проблемы индивидуальных различий.- М., 1996.
  33. «Комплексные занятия по развитию творческих способностей школьников»: Методическое пособие. Авторы-составители: Корчаловская Н.В., Посевина Г.Д., 2004г.
  34. «Первые уроки музыки» - Учебное пособие для подготовительных классов детских музыкальных школ и школ искусств. – Автор: Домогацкая И.Е., 2003г.
  35. «Музыкальные игры для детей», автор: Образцова Т.Н., 2005 г
  36. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т.2. – 3-е изд., перер. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1992.
  37. Абелян Л. Как Рыжик научился петь / Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1989.
  38. Конорова Е., Андреева М. Первые шаги в музыке. – М.: «Советский композитор», 1991.
  39. Поёт детская хоровая студия «Веснянка»: песни для детей младшего, среднего и старшего возраста: Учебно-методическое пособие/ Авторы-составители Л.П. Дугакова, Л.В. Алдакова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.
  40. Струве Г. Хоровое сольфеджио: методическое пособие для детских хоровых студий и коллективов. – М., 1988.
  41.  Крайнова Г. Путешествие по Музыкальной стране. – Саратов, «Научная книга», 1996.
  42. Басина Н.Э., Суслова О.А. «С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997.

3) Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методическое пособие для учителя, аудиозаписи, видеозаписи, фонохрестоматии по музыке).

Фонотека:

  • Диски с детскими песнями советских и зарубежных исполнителей;
  • Диски с плюсовыми и минусовыми фонограммами детских песен;
  • Диски с классической музыкой советских и зарубежных композиторов.
  • Презентации детских песен.

Медиаресурсы

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. ID COMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиа Паблишинг. 2007.

4. Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd 1997.

5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки». Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года». Обучающе-развивающая  программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

12. Шедевры музыки.  «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

  1. Печатные пособия: комплект портретов композиторов, демонстрационный материал: музыкальные инструменты, комплект пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. Нотный материал – песенный, иллюстративный, лучшие образцы отечественной и мировой музыкальной культуры. Наглядный, иллюстративный материал – как средство повышения эмоциональной отзывчивости на музыку.
  2. Аудиозапись - предназначена не только для восприятия музыки, но и для разных видов исполнительства и творчества – музыкально - движений, игры на ритмических детских музыкальных инструментах.

  1. Детские музыкальные инструменты – средство для проявления творческого самовыражении   ребёнка при постижении им музыкального произведения, его музыкального языка.                                                       

  1. Инфомационно-коммуникативные средства: Антология русской симфонической музыки (10 СД) Большая энциклопедия России1 СД, мультимедийная энциклопедия Шедевры музыки Кирила и Мефодия (1СД). Энциклопедия классической музыки. (Композиторы и их произведения, исполнители, инструменты, жанры и стили музыки, экскурсии, анимация, хронология, словарь терминов и    викторина).
  2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран проекционный,  принтер, сканер, ДВД, музыкальный центр, микрофоны.

  1. Учебно-практическое оборудование: музыкальный инструмент, синтезатор, аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстративного материал.

  1. Интернет-ресурсы:
  1. 1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
  2.  Детские электронные книги и презентации [электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://viki.rdf.ru/cat/musika/
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов  [электронный ресурс]. – Режим доступа:   http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
  4. Классическая музыка [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://classic.chubrik.ru
  5. Музыкальный энциклопедический словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.music-dic.ru
  6. Музыкальный словарь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://academic.ru/cjntents.nsf/dic_music
  7. Погружение в классику [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://intoclassics.net/news/1-0-1
  8. Российский общеобразовательный портал [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
  9. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [электронный ресурс]. Режим доступа:   http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%20OO/mi/4.13/p/page.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. Организация внеурочной деятельности . Программа для учащихся 1-4 классов «С чего начинается Родина?»

      Одним из главных вопросов на сегодняшний день является переход образовательных учреждений на федеральные государственные стандарты (ФГОС)....

Роль внеурочной деятельности в формировании системы ценностей младшего школьника

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном об...

Педагогический проект:Программа внеурочной деятельности «Умелые руки»

Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народно...

Доклад:"Роль внеурочной деятельности в формировании творческого развития личности ребенка"

Локлад:"РОЛЬ ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ФОРМИРОВАНИи ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА"...

Выступление на ШМО «Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования в формировании личностного результата»

В моём выступлении рассказывается как в ходе внеурочной деятельности добится развития личностных результатов у учащихся, какие направления и формы организации можно использовать. Прилагается презентац...

Педагогический проект. Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сложные вопросы русского языка". 3 класс

Программа рассчитана на учеников 3 класса, желающих изучать более сложные вопросы по русскому языку, которые не входят в программу школьного курса. Она помогает подготовить учащихся к олимпиадам по ру...