"Радужная музыка" - программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.
рабочая программа по музыке по теме
Не секрет, что музыка это мощное средство воздействующее на подсознание человека. Определенные виды музыки опасные в нравственном, эмоциональном и духовном отношении, а также побуждают к насилию и антиобщественным поступкам. Тяжелая музыка уничтожает в человеке человеческое: способность понимать прекрасное и создавать прекрасное, способность сострадать и делать добро, но существует и такая музыка, которая обогащает жизнь. Готов ли человек к встрече с музыкой, что предпочтет слушать, а может быть останется безразличным? В одних ситуациях мы вынуждены слушать музыку принудительно, в других она служит лишь фоном в повседневной жизни, но только сознательный выбор тех или иных образцов музыкального искусства свидетельствует о сформированном определенном музыкальном вкусе. Все дело в том, какую музыку предпочитает слушатель, что привлекает его – возможность развлечься, весело провести досуг или потребность испытать высокие эстетические переживания. Позиция, которую займет человек в мире музыки, обладая абсолютной свободой выбора, имеет существенное значение для человека и для общества. Свобода же выбора возможна только тогда, когда человеку дали возможность познакомиться с разными музыкальными жанрами. Как предостеречь подрастающего человека от бездуховной жизни, как наполнить его жизнь возвышенным содержанием? Надо как можно раньше приобщить и научить его понимать язык прекрасного. Именно для этого и создана программа обучения детей «Радужная музыка».
Программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические установки характеризуются рядом особенностей.
Особенности программы 1-го года обучения.
- Форма урока - диалог с главным Персонажем.
В программе обозначен главный объект изучения - звук. Главные признаки звука, которые дают возможность узнать его - это высота, длительность, сила. Они являются «тремя китами» в программе «Радужная музыка».
Звук на уроке музыки становится и главным Персонажем, и основным предметом изучения. Он получил материальное воплощение. Для детей 6-8 лет слова «музыка» и «звук» абстрактны и непонятны. Но, когда перед ними появляется кукольное воплощение звука, которое разговаривает, которое можно погладить, а затем нарисовать его, то звук оживает, становится доступным и понятным.
- Планирование изучаемого материала.
Весь материал делится на 7 основных тем, которые соответствуют семи диатоническим звукам, вводную и заключительную темы.
1. Сентябрь вводная тема
2. Октябрь «До»
3. Ноябрь «Ре»
4. Декабрь «Ми»
5. Январь «Фа»
6. Февраль «Соль»
7. Март «Ля»
8. Апрель «Си»
9. Май Заключительная тема, подведение итогов.
Подбор музыкальных примеров на каждом уроке должен соответствовать указанному звуку, т.е. тональности. Песни, музыка для прослушивания в одинаковой тональности воздействуют на детей с одинаковой силой и формируют у них адекватные слуховые представления.
- Усвоение материала опирается на работу не только слуховых, но и активную
работу зрительных и двигательных анализаторов. Программа названа «Радужная музыка», потому что цвет в ней является основным из вспомогательных средств, активизирующих процесс мышления учащихся.
Каждому звуку соответствует определенный цвет. Об этом дети узнают на уроке. Сочетание звука и цвета усиливает эмоциональное воздействие, приводит в гармонию весь процесс восприятия.
На уроках должны быть использованы наглядные средства: изображения цветных звуков, радуга, цветные карточки, цветная клавиатура. Всем детям необходимо иметь нотные тетради, цветные карандаши. Предполагается, что в классе имеется фортепиано и другие музыкальные инструменты.
Таблица соответствия цветов и звуков.
До - красный
Ре - оранжевый
Ми - желтый
Фа - зеленый
Соль - голубой
Ля - синий
Си - фиолетовый
Положительные эмоции у учащихся вызывает участие в непосредственном воплощении полученных на уроках музыки знаний, т.е. пение и игра на музыкальных инструментах. Очень важно, чтобы каждый ребенок осуществил такую деятельность, т.к. способности развиваются только на практике. И если кто-то в раннем возрасте не получил такую возможность, то это не значит, что у него не было способностей. Это говорит о том, что задатки не получили своего развития. Следовательно, мы не можем говорить о гармонично развитой личности.
Программа «Радужная музыка» - один из кирпичиков в фундаменте программы общеобразовательной школы, способствующей развитию всесторонне образованной личности, которая может творчески осуществлять поставленные перед собой задачи.
Цель программы
Развитие творческого потенциала обучающихся на примерах лучших достижений мировой музыкальной культуры
Задачи
Обучающие:
- сформировать знания по теории музыки;
- научить играть на фортепиано.
Воспитательные:
- выработать культуру исполнения и сценического поведения;
- сформировать музыкальный вкус.
Развивающие:
- сформировать устойчивый интерес к лучшим музыкальным образцам и потребность передавать свои знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_i_programma.doc | 127.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе данной программы лежат « Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Министерства просвещения по специальности «музыкальный инструмент» и «Программа для детских музыкальных школ, и школ искусств».
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям, неуклонно растет объем знаний которые нужно им передать, мало того, необходимо чтобы усвоение знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, помочь ориентироваться в безграничном, разнообразном и противоречивом мире музыке, необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них умений и навыков, которые обусловили бы им правильный выбор.
Не секрет, что музыка это мощное средство воздействующее на подсознание человека. Определенные виды музыки опасные в нравственном, эмоциональном и духовном отношении, а также побуждают к насилию и антиобщественным поступкам. Тяжелая музыка уничтожает в человеке человеческое: способность понимать прекрасное и создавать прекрасное, способность сострадать и делать добро, но существует и такая музыка, которая обогащает жизнь. Готов ли человек к встрече с музыкой, что предпочтет слушать, а может быть останется безразличным? В одних ситуациях мы вынуждены слушать музыку принудительно, в других она служит лишь фоном в повседневной жизни, но только сознательный выбор тех или иных образцов музыкального искусства свидетельствует о сформированном определенном музыкальном вкусе. Все дело в том, какую музыку предпочитает слушатель, что привлекает его – возможность развлечься, весело провести досуг или потребность испытать высокие эстетические переживания. Позиция, которую займет человек в мире музыки, обладая абсолютной свободой выбора, имеет существенное значение для человека и для общества. Свобода же выбора возможна только тогда, когда человеку дали возможность познакомиться с разными музыкальными жанрами. Как предостеречь подрастающего человека от бездуховной жизни, как наполнить его жизнь возвышенным содержанием? Надо как можно раньше приобщить и научить его понимать язык прекрасного. Именно для этого и создана программа обучения детей «Радужная музыка».
В музыкальных коллективах учреждений дополнительного образования могут заниматься все дети, желающие научиться играть на музыкальном инструменте. Может возникнуть вопрос: нужно ли каждого ребёнка обучать игре на инструменте? Музыкальная деятельность детей всегда эмоциональна, она активизирует умственное развитие ребёнка, положительно влияет на общую культуру общения и поведения в коллективе, то есть создаются все условия для совершенствования личностных качеств учащегося. Занятия музыкальным искусством формируют универсальные учебные действия, развивают фантазию, творческое воображение, артистичность, интеллект. Все эти умения и качества необходимы в любых сферах деятельности человека.
Основной принцип деятельности педагога музыкального образования - учёт индивидуальных особенностей интересов и склонностей учащихся, развитие их инициативы и творчества. Этому способствует дифференцированный подход обучения.
Программа рассчитана на реализацию в условиях учреждения системы дополнительного образования, ее методические установки характеризуются рядом особенностей.
Особенности программы 1-го года обучения.
- Форма урока - диалог с главным Персонажем.
В программе обозначен главный объект изучения - звук. Главные признаки звука, которые дают возможность узнать его - это высота, длительность, сила. Они являются «тремя китами» в программе «Радужная музыка».
Звук на уроке музыки становится и главным Персонажем, и основным предметом изучения. Он получил материальное воплощение. Для детей 6-8 лет слова «музыка» и «звук» абстрактны и непонятны. Но, когда перед ними появляется кукольное воплощение звука, которое разговаривает, которое можно погладить, а затем нарисовать его, то звук оживает, становится доступным и понятным.
- Планирование изучаемого материала.
Весь материал делится на 7 основных тем, которые соответствуют семи диатоническим звукам, вводную и заключительную темы.
1. Сентябрь вводная тема
2. Октябрь «До»
3. Ноябрь «Ре»
4. Декабрь «Ми»
5. Январь «Фа»
6. Февраль «Соль»
7. Март «Ля»
8. Апрель «Си»
9. Май Заключительная тема, подведение итогов.
Подбор музыкальных примеров на каждом уроке должен соответствовать указанному звуку, т.е. тональности. Песни, музыка для прослушивания в одинаковой тональности воздействуют на детей с одинаковой силой и формируют у них адекватные слуховые представления.
- Усвоение материала опирается на работу не только слуховых, но и активную
работу зрительных и двигательных анализаторов. Программа названа «Радужная музыка», потому что цвет в ней является основным из вспомогательных средств, активизирующих процесс мышления учащихся.
Каждому звуку соответствует определенный цвет. Об этом дети узнают на уроке. Сочетание звука и цвета усиливает эмоциональное воздействие, приводит в гармонию весь процесс восприятия.
На уроках должны быть использованы наглядные средства: изображения цветных звуков, радуга, цветные карточки, цветная клавиатура. Всем детям необходимо иметь нотные тетради, цветные карандаши. Предполагается, что в классе имеется фортепиано и другие музыкальные инструменты.
Таблица соответствия цветов и звуков.
До - красный
Ре - оранжевый
Ми - желтый
Фа - зеленый
Соль - голубой
Ля - синий
Си - фиолетовый
Положительные эмоции у учащихся вызывает участие в непосредственном воплощении полученных на уроках музыки знаний, т.е. пение и игра на музыкальных инструментах. Очень важно, чтобы каждый ребенок осуществил такую деятельность, т.к. способности развиваются только на практике. И если кто-то в раннем возрасте не получил такую возможность, то это не значит, что у него не было способностей. Это говорит о том, что задатки не получили своего развития. Следовательно, мы не можем говорить о гармонично развитой личности.
Программа «Радужная музыка» - один из кирпичиков в фундаменте программы общеобразовательной школы, способствующей развитию всесторонне образованной личности, которая может творчески осуществлять поставленные перед собой задачи.
Цель программы
Развитие творческого потенциала обучающихся на примерах лучших достижений мировой музыкальной культуры
Задачи
Обучающие:
- сформировать знания по теории музыки;
- научить играть на фортепиано.
Воспитательные:
- выработать культуру исполнения и сценического поведения;
- сформировать музыкальный вкус.
Развивающие:
- сформировать устойчивый интерес к лучшим музыкальным образцам и потребность передавать свои знания.
Основной период обучения состоит из трёх этапов:
- этап - 1, 2 год обучения - начальное обучение, освоение первоначальных навыков.
- этап – 3, 4 годы обучения - этап основного обучения.
- этап – 5-7 годы обучения - этап музыкального совершенствования,
Период базового обучения - 7 лет. При желании ребёнка обучение может быть продолжено. Возраст учащихся: 6-16 лет.
№ | Название темы | Количество часов в неделю | Всего в год | Весь курс (обуч-я) |
1. | Инструментальное исполнительство (фортепиано) | 1 | 36 | 246 |
Формы контроля успеваемости учащихся
Разнообразные формы контроля соответствуют многостороннему комплексному
обучению учащихся.
В течение учебного года все учащиеся с 1 по 7 класс должны иметь не менее четырёх публичных выступлений, за которые получают оценку:
- Зачёт в конце 1 полугодия.
- Переводной зачёт в конце 2 полугодия
- Технический зачёт.
Зачёты принимает комиссия не менее, чем из трёх преподавателей.
Технический зачёт сдают учащиеся с 3 по 6 класс, исполняя 1 этюд и одну гамму. Технические зачёты целесообразно проводить во время контрольных уроков, в конце 1- й и 3-й четверти.
На отделе в течение учебного года проводятся академические концерты. Прослушивания приравниваются к зачётам, на которых учащиеся получают оценку. При выставлении оценки учитывается качество исполнения, соответствие произведений примерному уровню трудности, предложенному в вариантах программ для каждого года обучения. Учащиеся со слабыми возможностями и медленного темпа продвижения могут исполнить произведения соответствующие уровню предыдущего класса. Все учащиеся играют на классных концертах своих преподавателей.
Выпускной экзамен проводится в 7-м классе. На выпускной экзамен выносится
полная программа, охватывающая весь репертуарный комплекс. Произведения
экзаменационной программы неоднократно обыгрываются на прослушиваниях в течение года.
За успешное исполнение программных произведений ставится зачёт. В случае незачёта ученику назначается время для повторной сдачи. Итоговая оценка учитывает успехи, продвижение учащегося в течение всего периода обучения в школе. Вся работа над репертуаром фиксируется в индивидуальном плане ученика.
Дополнительные формы работы - коллективные посещения концертов, музыкального лектория, тематических экскурсий.
В целях повышения эффективности образовательно - воспитательной работы в коллективе проводятся:
конкурсы на лучшее исполнение самостоятельно выученного произведения или сочинений определённого жанра (пьеса, полифония, этюд), на лучший ансамбль; в подобные конкурсы вовлекаются все учащиеся, как в качестве исполнителей, так и в роли судей;
семейные встречи - родительские собрания с концертом, музыкально-литературные лектории.
Содержание программы
1-й год обучения
Цели программы:
- обучение основам музыкального исполнительства;
- формирование музыкальной культуры ученика;
Задачи программы:
- развитие базовых музыкальных способностей ребёнка (память, ритм, слух);
- обучение основам техники исполнения (освоение двигательных навыков);
- формирование понятий звуковысотной и ритмической организации музыки;
- расширение кругозора детей в области музыкального искусства.
Знания и умения 1-го года обучения
В течение учебного года учащийся должен пройти большое количество мелких произведений (свыше 30), не задерживаясь подолгу на каждом из них, рекомендуется включить в репертуар 8-10 несложных этюдов, исполнение гамм в одну октаву разными штрихами, отдельно каждой рукой, по возможности исполнение аккордов.
Коллективное музицирование «Ансамбль»
Теория: ансамбль, составы ансамблей, фактура, фактурные функции.
Практика: развитие навыков группового исполнительства, становление чувства ритма, умение слышать партнёра, развитие полифонического слуха.
Учебно - тематический план
1 год обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Всего (год) |
1. | Инструментальное исполнительство (фортепиано) | 36 | 246 |
2-й год обучения.
Цели программы:
- развитие творческих и музыкальных способностей учащихся;
- обучение основным принципам музыкального исполнительства.
Задачи программы:
- формирование первоначальных навыков исполнения пятипальцевых позиционных последовательностей;
- обучение основам техники исполнения (овладение различными исполнительскими штрихами и динамическими градациями);
- воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;
Знания и умения 2-го года обучения
В течение учебного года рекомендуется включить в репертуарный план 8-12 произведений, из них 2-4 этюда, гаммы (мажор, минор) двумя руками в пределах 2 октав, аккорды - тонические трезвучия с обращениями по 3 звука, каждой рукой отдельно. Репертуарный комплекс: полифония, крупная форма, пьеса, ансамбль.
Коллективное музицирование «Ансамбль»
Развитие навыков группового исполнительства, знакомство с навыками игры на различных музыкальных инструментах: металлофон, шейкер, синтезатор, малый барабан, кастаньеты, маракасы.
Учебно - тематический план.
2 год обучения.
№ п/п | Название темы | Количество часов | Всего (год) |
1. | Инструментальное исполнительство (фортепиано) | 36 | 246 |
Групповые занятия
Основы музыкальной грамоты, учебно - тренировочный материал
Теория: Музыкальная форма (простая двух частная, канон, сонатина, вариация)
Мажорная и минорная гаммы: аппликатура гамм, аккордов, понятие тональности.
Музыкальный синтаксис (мотив, фраза, предложение), кульминация, темп.
Практика: работа с нотным материалом, игра и пение гамм.
Индивидуальные занятия
Работа над репертуаром
Теория: разбор нотного текста (звуковысотное строение мелодии, ритмический рисунок, аппликатура, штрихи, ладовая окраска, динамический план)
Практика: развитие игровых навыков, воспитание слухового контроля, работа с нотным материалом.
Коллективное музицирование «Игра в ансамбле»
Теория: составы ансамблей, фактура, фактурные функции, знакомство с партитурой.
Практика: игра на шумовых инструментах, групповое исполнительство несложных произведений, смешанные типы ансамблей.
Зачёты, экзамены, концертные выступления
Теория: беседы о внешнем облике и поведении исполнителя на сцене, его эмоциональном настрое, психологическая подготовка к выступлению.
Практика:
Групповые: сдача зачётов в 1 и 2 полугодии, концертное исполнение 2-4
произведений в виде ансамблевого музицирования.
Индивидуальные: Академические выступления
В целях стимулирования технического продвижения учащихся, со второго класса должны проводиться технические зачёты. Формой проведения технического зачёта должны стать контрольные уроки, проводимые в конце каждой четверти. Оценивать их должна комиссия не менее;, чем из двух преподавателей. В течение 1 этапа обучения учащийся должен показать на зачётах гаммы, учитывая классификацию по тональностям (мажорные, минорные, диезные, бемольные). В конце учебного года на академическом концерте учащийся должен публично исполнить программу охватывающую весь репертуарный комплекс: пьесу, полифоническое произведение и лёгкую сонатину. Учащимся со средними музыкальными способностями рекомендуется замена одной из пьес исполнением ансамбля совместно с преподавателем.
Примерные варианты программ
(репертуарные комплексы) рекомендуемые для исполнения учащимися.
Ансамбли:
- А. Бодренкова «Будем пальчики считать»
- И. Берлин « День рождения»
- Н. Карлинский «Воздушные шарики»
- Н. Карлинский « Мышонок Тарасик»
- С. Баневич « У лесной дорожки»
- Р. Шуман « Солдатский марш»
- М. Шмиц « Микки Маус»
- И. Берлин «Марширующие поросята»
- Г. Бадаев «Горный ручей»
Индивидуальные занятия:
Варианты программ рекомендуемые для исполнения учащимися на академических концертах в течение года.
1 класс.
1 Вариант
- К. Черни «Этюд» C-dur.
- Н. Кореневская «Дождик»
- Г. Галынин «Медведь»
2 Вариант
- Л. Шитте 25 «Этюд», соч. 108, № 13
- Л. Бетховен «Немецкий танец» C-dur.
- Г. Галынин «Два петуха»
2 класс.
1 Вариант
- К. Черни - Гермер. 1 часть, «Этюд» № 16
- Г. Пёрселл «Ария a-moll»
- Т. Хасленгер «Сонатина» C-dur.
- Г. Томази «На детской площадке»
2 Вариант
- К. Черни-Гермер. 1часть, «Этюд» № 17
- И. Бах. « Менуэт» d- moll.
- Л. Бетховен «Сонатина» 2 часть, G-dur.
- Н. Мордасов «Старый мотив»
3- 4 год обучения.
Цели программы:
- освоение навыков самостоятельной работы учащихся над несложными произведениями;
- свободно ориентироваться в нотном тексте, читать с листа;
- составлять исполнительский план
Задачи программы:
- формирование понятий звуковысотной и ритмической организации музыки;
- освоение средств музыкальной выразительности;
- формирование у учащихся навыков самостоятельной работы
Знания и умения 3-го года обучения
В течение учебного года рекомендуется включить в репертуарный план 8-12 произведений; из них 2-4 этюда, гаммы в 2 октавы двумя руками (гаммы с симметричной аппликатурой 2 руками в противоположном движении), аккорды-тонические трезвучия с обращениями по три звука, отдельно каждой рукой, короткие арпеджио- отдельно каждой рукой, хроматическая гамма- отдельно каждой рукой. Для развития навыка чтения нотного текста следует обратиться как к сольным, так и ансамблевым произведениям, различным переложениям и популярным пьесам. Рекомендуемый уровень трудности - на 2 класса ниже.
Знания и умения 4-го года обучения
В течение учебного года рекомендуется включить в репертуарный план
10-12 произведений, из них 4-5 этюдов на различные виды техники, 2-3 ансамбля.
Гаммы в четыре октавы двумя руками, в прямом и противоположном движении,
аккорды, короткие арпеджио-двумя руками, ломанные - отдельно каждой рукой, хроматическая гамма - двумя руками.
Учебно - тематический план.
3 год обучения.
№ п/п | Название | Количество | Всего (год) |
1. | Инструментальное исполнительство (фортепиано) | 36 | 246 |
Групповые занятия
«Основы музыкальной грамоты, учебно - тренировочный материал»
Теория; ноты контроктавы, большой, третьей, четвёртой октав, знаки альтерации (дубль - диез, дубль бемоль), различные виды синкоп, сложные и переменные размеры. Структуры музыкальных построений (период, каденция), подголосочная полифония, контрастная, имитационная. Музыкальные жанры и формы (сложная двух - трёхчастная форма, соната, виды вариаций).
Практика: закрепление навыков, полученных на 2-3 году обучения, исполнение сложных в фактурном отношении ансамблей, развёрнутых аккомпанементов, подбор на слух мелодий последующей нотной записью.
Индивидуальные занятия
«Работа над репертуаром»
Теория: анализ нотного текста, формы произведения, штрихи как средство создания музыкально-художественного образа. Стилевые, жанровые особенности исполняемых произведений.
Практика: развитие пальцевой техники при использовании мелких длительностей и разнообразной фактуры. Педализация: (педаль прямая и запаздывающая). Отработка сложных ритмических фигур. Овладение исполнительскими штрихами, формирование умений в области регуляции звучания.
Коллективное музицирование «Ансамбль»
Теория: основные ладовые функций, подбор аккомпанемента, буквенное обозначение звукоряда, логика гармонического развития
Практика: исполнение более сложных в фактурном исполнении ансамблей, развёрнутых аккомпанементов, применение оркестровки и аранжировки.
Зачёты, экзамены, концертные выступления.
В течение учебного года учащиеся обязаны исполнить выученную с педагогом программу, в котором представлен весь репертуарный комплекс. Выбор музыкальных форм, для каждого выступления, а так же форма (по нотам, наизусть) определяются преподавателем в зависимости от возможностей учащегося.
Учащиеся со слабыми данными могут распределить цоказ программы,
охватывающий весь репертуарный, комплекс, в течение учебного года. Например:
этюд и полифония исполняются на зачётах 1-го полугодия, крупная форма и пьеса
или ансамбль - на переводном экзамене.
Учащиеся среднего уровня способностей в течение учебного года исполняют пьесы или ансамбли на прослушиваниях к концертам.
Программа выдвигает общее требование ко всем учащимся: на переводном зачёте (академическом концерте) должно быть исполнено не менее двух произведений.
Освободившееся время преподаватель должен употребить на систематическую работу по ознакомлению с новыми произведениями. В ходе этой работы, при условии её регулярности, формируется навык разбора и чтения нотного текста, необходимый для самостоятельной творческой деятельности учащегося, как во время обучения, так и после окончания школы. На ознакомление с каждым новым произведением рекомендуется отводить время на 2-4-х уроках, в зависимости от уровня сложности произведения. После того, как учащийся сможет по нотам, в спокойном темпе, с пониманием характера проигрывать произведение, нужно приступать к ознакомлению со следующим. При выборе
произведений для ознакомления, преподаватель должен учитывать пожелания
учащихся.
В целях стимулирования технического продвижения учащихся, должны проводиться технические зачёты. Формой проведения технического зачёта должны стать контрольные уроки, проводимые в конце каждой четверти. Оценивать их должна комиссия не менее, чем из двух преподавателей. В течение 2-го этапа : обучения учащийся должен показать на зачётах гаммы, учитывая классификацию по тональностям (мажорные, минорные, диезные, бемольные), исполнение аккордов и арпеджио по группам, согласно аппликатурному принципу. На зачёте исполняется гамма, 1-2 этюда.
Примерные варианты программ (репертуарные комплексы) рекомендуемые для исполнения учащимися.
Ансамбли:
- С. Бойко « Медведь»
- В. Герчик «Подснежник»
- Э. Капуе « Моё солнце»
- Т. Смирнова « Солдатики»
- Т. Смирнова « Петрушка засыпает»
- С. Майкопар «Бирюльки»
- Э. Сигмейстер «Блюз»
- В. Азарашвили «Сентиментальное танго»
- М. Глинка « Марш Черномора»
- Х. Родригес « Кумпарсита»
Варианты программ рекомендуемые для исполнения учащимися на академических концертах в течение года.
- класс.
Вариант № 1
- К. Черни- Гермер. 1 часть, «Этюд» №50
- И. Бах «Маленькая прелюдия» С- dur, из 1 тетради
- Р. Глиэр.«Рондо» G-dur.
- Э. Макдауэл «Шиповник»
Вариант № 2
- Л. Лемуан «Этюд», соч. 37
- И. Бах «Менуэт», g – moll
- Л. Бетховен « Сонатина» F- dur.
- С. Росин «Сказочка»
- класс.
Вариант № 1
- Л. Лемуан « Этюд» № 20, соч. 37
- Д. Цшшоли « Фугетта», е – moll
- Й. Гайдн «Сонатина» D - dur.
- С. Прокофьев «Сказочка»
Вариант № 2
- Д. Бертини « Этюд» № 8, соч. 29
- И. Бах « Маленькая прелюдия» С – dur. из 2-й тетради
- М. Клементи «Сонатина» № 3, соч.36, С – dur.
- В. Азарашвили « Ноктюрн»
- год обучения
Цели программы:
- развитие творческих способностей музыканта исполнителя;
- формирование музыкальной культуры ребёнка как части общей культуры личности;
Задачи программы:
- расширение кругозора детей в области музыкального искусства (знакомство с музыкальными жанрами, основными формами, сведениями о творчестве композиторов - классиков изучение лучших цроизведений современных авторов);
- воспитание культуры исполнения и культуры сценического поведения;
- формирование устойчивого интереса и любви к музыке, потребности в активном общении с музыкальным искусством;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, музыкально - эстетического вкуса, эмоциональной культуры учащегося.
Знания и умения 5-го года обучения:
В течение учебного года рекомендуется включить в репертуарный план 7-8 музыкальных произведений, из них 2-3 этюда, на различные виды техники, 1-2 ансамбля, гамма в четыре октавы двумя руками вместе в прямом и противоположном движении, аккорды - двумя руками, арпеджио короткие и ломанные каждой рукой отдельно или вместе, арпеджио длинные - отдельно каждой рукой, хроматическая гамма- двумя руками вместе в прямом движении, расходящаяся от «ре» и «соль диез».
Знания и умения 6-го года обучения:
В течение учебного года рекомендуется включить в репертуарный план 8-9 музыкальных произведений, из них 3-4 этюда на разные виды техники, предпочтение аккордовой, октавной фактуре изложения. Гаммы двумя руками в прямом и противоположном движении, в терцию, дециМу; аккорды двумя руками вместе, арпеджио короткие, длинные, ломанные - двумя руками вместе, хроматическая гамма двумя руками в прямом движении, в противоположном- от1 «ре» и «соль диез».
Учебно- тематический план
№ | Название темы | Количество часов | Всего (год) |
1. | Инструментальное исполнительство (фортепиано) | 36 | 246 |
Групповые занятия
«Основы музыкальной грамоты, учебно - тренировочный материал»
Теория: понятие о стиле, жанре; стилевые особенности творчества композиторов - классиков. Гармонический анализ произведений, анализ мелодического движения, фактуры, формы, секвенции.
Практика: закрепление знаний полученных на предыдущих этапах обучения. Исполнение аккомпанемента ансамблем с учащимися младшего класса.
Индивидуальные занятия «Работа над репертуаром».
Теория: анализ и предварительный разбор нотного текста, формы, фактуры произведения. Стилевые, жанровые особенности исполняемых произведений.
Практика: развитие самостоятельности при разучивании музыкальных произведений, развитие крупной (аккордовой, октавной) пальцевой техники, освоение мелизмов. Работа над осознанной художественной интерпретацией музыкального образа.
Коллективное музицирование «Ансамбль»
Практика: совершенствование навыков исполнения ансамблем переложений оперной, балетной, симфонической Музыки; исполнение ансамблей в виде коллективного музицирования с учащимися младших классов.
Зачёты, экзамены, концертные выступления.
Контрольные уроки, проводимые в конце 1-й четверти. На контрольный урок учащийся представляет список произведений, с которыми он ознакомился в течение четверти. По заданию комиссии он исполняет 2 фрагмента из них ( можно по нотам), в среднем, темпе отвечает на вопросы о характере сочинения, тональности или тональном плане. На этом уроке осуществляется проверка музыкальных терминов, гармонический анализ, анализ мелодического движения, фактуры и формы произведения. Возможно проведение контрольного урока в виде тестирования.
Выпускные экзамены проводятся в (7) классе.
На выпускной экзамен выносится полная программа, охватывающая весь репертуарный комплекс, состоящая не менее, чем из четырёх произведений. В некоторых случаях может быть разрешено исполнение программы по нотам.
Произведения экзаменационной программы неоднократно обыгрываются на
прослушиваниях в течение года. За успешное исполнение ученику ставится зачёт.
В случае незачёта ему назначается время для повторного прослушивания.
Помимо работы над выпускной программой учащийся должен знакомиться с
другими сочинениями, показать их на контрольном уроке в 1 -м полугодии и
публично исполнить минимум одно произведение, которое не входит в экзаменационную программу. Возможно исполнение ансамбля, как с преподавателем, так и с другим учеником.
Итоговая оценка учитывает успехи, продвижение учащегося в течение всего
периода обучения в школе.
Учащиеся, поступающие в профессиональные учебные заведения, готовят программу и в течение года обыгрывают её на зачётах, концертах и классных вечерах. Учащиеся должны выступить в течение года не менее двух раз, публично исполнив 4-5 произведений различных жанров. Подбор программы осуществляется по желанию преподавателя и учащегося.
Примерные варианты программ
(репертуарные комплексы), рекомендуемые для исполнения учащимися.
- класс.
Вариант № 1
- К. Лешгорн «Этюд» №31, соч. 65
- Д. Грациолли «Соната», 1 часть, G-dnr.
- Г. Гендль «Сарабанда с вариациями», d – moll
- А. Хачатурян «Подражание народному»
Вариант № 2
- К. Черни Гермер «Этюд»№ 27
- И. Бах «Двухголосная инвенция» а – moll
- В. Моцарт «Сонатина» № 6, 1 часть
- А. Грибоедов «Вальс»
Вариант № 3
- К. Лешгорн «Этюд» № 4, соч. 66
- И. Бах «Двухголосная инвенция» е – moll
- М. Клементи «Сонатина», № 1, соч.37
- К. Дебюсси «Маленький негритёнок»
6 класс.
- К. Черни « Этюд» № 3, соч. 299
- И. Бах «Двухголосная инвенция» С - dur.
- В. Моцарт «Сонатина», 1 часть, С - dur.
- Р. Шуберт «Скерцо»
7 класс.
Вариант № 1
- К. Черни « Этюд» № 12, соч.299
- Д. Фишер «Прелюдия и фуга», а - moll.
- Л. Бетховен «Соната»№ 19,2 часть
- Д. Фильд «Ноктюрн»
Вариант № 2
- Ф. Бургмюллер «Этюд» №1, С - dur.
- И. Бах «Трёхголосная инвенция», D - dur.
- Й. Гайдн «Соната» D - dur.
- Ф. Мендельсов «Песня без слов», № 9, Е-dur.
Список используемой литературы
1. Амонашвили Ш. А. «Гуманная педагогика»: Актуальные вопросы воспитания и развития личности. М. Амрита - Русь, 2010
2. Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.: Музыка
3. Коган К. «У врат мастерства» М.: Музыка, 1969
4. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры»: Записки педагога. М.: Классика - XXI, 1999
5. Левин Э.А., Прокофьева СХИ. «Самообразование детей в школе»: Новаторская методика. Р-на-Д: Феникс, 2008
6. Литвиненко Ю.А. «Роль публичных выступлений в процессе обучения музыке» М.: «Педагогика искусства» №1, 2010
7. Михайленко Н.П. «Методология исполнительского мастерства гитариста» К: Ровно, 2009
8. Петрушин В.И. «Музыкальная психология»: Учеб. Пособие для студентов и преподавателей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997
9. Селевко Г.К. «Энциклопедия образовательных технологий»: в 2-х томах. М.: НИИ школьных технологий, 2006
10. Цагарелли Ю.А. «Психология музыкально-исполнительской деятельности»: Учебное пособие. С-Петербург: Композитор, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Управление развитием системы дополнительного образования в общеобразовательной школе.
Цель работы: разработка рекомендаций по управлению системой дополнительного образования в реальных условиях общеобразовательной школы. Объект исследования: система дополнительного обр...
Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Гиагинского района "Средняя общеобразовательная школа № 3"
Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Основная образовательная программа начального общего образования реализуется обще...
Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны
В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...
Семинар «Взаимодействие дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями города по организации внеурочной деятельности»
C 2009 г. в “Центре дополнительного образования детей” работает объединение “Юный шахматист”. В этом учебном году здесь обучаются 82 человека от 6 до ...
Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»
В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...
Взаимодействие детского сада и учреждения дополнительного образования в рамках реализации сетевых программ (из опыта работы по дополнительной программе "Знайка")
В статье расматриваются вопросы организации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных учреждениях и школах. Представлены формы мероприятий, п...
Общеобразовательная программа дополнительного образования для начальной школы изо-студии "Клякса"
Программа «Краски» для детей 7-11 лет составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1. Распоряжение №1676-р Критерии оценк...