Семинар «Взаимодействие дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями города по организации внеурочной деятельности»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Акишина Валентина Васильевна

    C 2009 г.  в “Центре дополнительного образования детей” работает объединение “Юный шахматист”.  В этом учебном году здесь обучаются 82 человека от 6 до 10 лет. Занятия проводятся на базе ЦДОД, детсада №21 и средней школы №5 в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности. Срок реализации программы: три года обучения (по три занятия в неделю). Направление деятельности: научно-техническое.  Цель программы: целенаправленное формирование способности «действовать в уме» через специально организованную игровую деятельность, привитие интереса к шахматам.

  Образовательная программа «Юный шахматист» составлена на основе программ: «Шахматы – школе» (авт.  И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования РФ и «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий» (авт. Ю.С.Разуваев, И.Г.Сухин, С.П.Абрамов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx81.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

Семинар «Взаимодействие дополнительного образования с общеобразовательными учреждениями города по организации внеурочной деятельности» 

Успешность овладения учащимися программы «Юный шахматист»

                                               

                                                   

                                       Автор:  Акишина Валентина Васильевна,

 МБОУ гимназия им. А.И.Яковлева

г.Урай, ХМАО – Югра,

 Учитель шахмат

         

 

 

  

 2019г.

Содержание

          Введение 

  1. Теоретическая часть

           1.1. Актуальность программы «Шахматы – школе».

           1.2. Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы «Юный шахматист».  

  1. Практическая часть

2.1.  Влияние шахмат на развитие интеллекта учащихся.   

2.2. Зависимость повышения успеваемости в школе с игрой в шахматы.

2.3. Шахматы и математика.

     Заключение

Библиография

 

Введение

    C 2009 г.  в “Центре дополнительного образования детей” работает объединение “Юный шахматист”.  В этом учебном году здесь обучаются 82 человека от 6 до 10 лет. Занятия проводятся на базе ЦДОД, детсада №21 и средней школы №5 в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности. Срок реализации программы: три года обучения (по три занятия в неделю). Направление деятельности: научно-техническое.  Цель программы: целенаправленное формирование способности «действовать в уме» через специально организованную игровую деятельность, привитие интереса к шахматам.

  Образовательная программа «Юный шахматист» составлена на основе программ: «Шахматы – школе» (авт.  И.Г.Сухин), рекомендованной Министерством образования РФ и «Обучение шахматам с использованием компьютерных технологий» (авт. Ю.С.Разуваев, И.Г.Сухин, С.П.Абрамов).

  Курс “Шахматы - школе” базируется на теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и трудах Я.А.Пономарева об этапах развития способности действовать в уме. Необходимость проведения шахматных  занятий  связана с тем, что ни один предмет школьной и дошкольной программы целенаправленно не развивает эту фундаментальную способность, без которой ученик не может быть успешен в школе. Поэтому шахматы  - уникальная надпредметная дисциплина, которая решает вековую задачу – учит детей учиться!  

1.1. Актуальность программы «Шахматы – школе».

   Данная программа позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков, где на первый план выходит развивающая функция обучения. Стержневым моментом уроков становится деятельность самих  ребят, которые учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать, делать выводы и обобщения, выявлять закономерности. Широкое использование занимательного материала (например, чтение и инсценировка дидактических сказок), создание на  занятиях игровых ситуаций позволяют превратить знакомство с шахматами и – с их помощью – с современными компьютерными технологиями в увлекательный процесс, сделать обучение радостным, поддерживать у детей устойчивый интерес к знаниям.

  Шахматы   положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и способствуют развитию таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Примерно к 5-7 годам ребенок овладевает знаковой системой родного языка и начинает осваивать следующий чрезвычайно важный процесс т.н. умственных действий, результат которых проявляется сразу в мыслях, вне движения или слова. В норме умение совершать действия в уме формируется в 5-10 лет, и шахматы  являются почти идеальной моделью для успешного развития этих способностей.

  Шахматы – достаточно простая игра с четко определенными правилами, в том числе и правилами корректного поведения во время игры. Нарушать их нельзя, поскольку любое подобное нарушение (в отличие, например, от игровых видов спорта) приводит к немедленному прекращению игры. Таким образом, у детей с самого раннего возраста формируется уважительное отношение к правилам, нормам поведения, а ведь в основе морали, нравственности как раз и лежит осознанное добровольное соблюдение общепризнанных норм поведения.  

  Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен дошколятам и младшим школьникам. Важное значение  при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на  занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций. Часть заданий учащимся предстоит решить на компьютере, благодаря чему они постепенно и без особых затруднений начинают привыкать к современной оргтехнике.  Вообще, шахматы и компьютер прекрасно дополняют друг друга.

   Представление компьютерных обучающих программ: «Динозавры учат шахматам», «Шахматная школа», «Лего-шахматы».

    Компьютерный век стремительно меняет образ жизни людей, идет переоценка ценностей. Наша древняя игра оказалась сродни новой ментальности, и первыми это почувствовали дети. Во многих странах шахматы вводят сейчас в школьную программу в качестве основного или дополнительного предмета.

1.2. Формирование личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы «Юный шахматист».  

  Результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов  предметные, личностные и метапредметные – универсальные учебные действия,  обеспечивающие школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.  

  Новые социальные запросы выдвигают на первый план следующую задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных (регулятивных), познавательных и коммуникативных проблем. В связи с этим особое внимание  ФГОС уделено метапредметным результатам.

   К числу планируемых результатов освоения   программы «Юный шахматист» отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;  

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения  предмета опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

СТЕПЕНЬ  СФОРМИРОВАННОСТИ  КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ШАХМАТИСТ»

 Определяется по следующим показателям и критериям

Компитентности

Показатель

Критерий

Социально - личностные

Интуиция, способность ориентироваться на плоскости, терпеливость, изобретательность, самостоятельность в формировании суждений и умозаключений, усидчивость, внимательность, рациональное использование времени.

Уровни: В – высокий,

С – средний,

Н – низкий    

Коммуникативные

Уважительное отношение к другим людям, готовность к взаимодействию и сотрудничеству, предвидение результатов своей деятельности, креативность,

Уровни: В – высокий,

С – средний,

Н – низкий    

Информационные

Сформированность: аналитико – синтетической деятельности, умения запоминать, сравнивать, обобщать,   преобразовывать информацию; владение компьютером.

Уровни: В – высокий,

С – средний,

Н – низкий    

Учебно – познавательные  

Сформированность: способности

«ДЕЙСТВОВАТЬ В УМЕ»,

умения учиться (использование знаний и получение новых),  прогнозирования.

Уровни: В – высокий,

С – средний,

Н – низкий    

Общекультурные  

Сформированность моральных и нравственных качеств, культуры поведения и дисциплины; творческое мышление, толерантность.

Уровни: В – высокий,         С – средний,

Н – низкий    

  1. Практическая часть

1. Шахматы в развитии интеллектуальных способностей учащихся начальных классов

   Было  проведено анкетирование  «Популярность шахмат среди  второклассников» во 2- а классе средней школы №5.

                                       

                                                     Анкета.

  1. Имя, фамилия ____________________________________
  2. Умеешь ли ты играть в шахматы?  ___.Где этому учишься?___________________
  3. А хотел бы научиться?

ДА               НЕТ              НЕ ЗНАЮ.

  1. Умеют ли играть в шахматы твои родители?

ДА               НЕТ              НЕ ЗНАЮ.

  1. Что, по твоему мнению, развивают шахматы в человеке? (подчеркни)

СИЛУ, ЗДОРОВЬЕ,  УМ, МЫШЛЕНИЕ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ, ИЛИ ЕЩЕ ЧТО-ТО   ________________

  1. Как закончил 2 четверть в школе:

сколько троек _____  предмет _______________

сколько четверок ____ предмет _______________

сколько пятерок ____ предмет _______________

  1. Какие еще кружки, секции посещаешь? _____________

 

    Выяснилось, что в классе играют в шахматы 13 человек. Научились этому ребята, посещая шахматный кружок ЦДОД. Из них до этого умели играть двое.   С.Петрова научил отец, а Влад Конарев посещал  шахматный клуб «Темп».

  На вопрос: «Хотел бы ты научиться играть в шахматы?» из 24 опрошенных только четверо не хотят совсем,  шестеро  ответили – не знаю.  

  Видно, что популярность шахмат среди второклассников велика.  

  Ученики-шахматисты не имеют за четверть «троек» по математике. Ведь  в шахматах тоже приходится строить различные комбинации и находить новые решения задач.

     2.     Шахматы и математика

  Практически всё, происходящее в нашей жизни, так или иначе, связано с  поиском нужного варианта. В шахматах, как и в математике, тоже приходится строить различные комбинации и находить новые решения.

    а)  Ферзь – самая сильная фигура -  ходит по вертикалям, горизонталям и диагоналям. На занятии нам задали: расставить на доске 8 мирных  ферзей так, чтобы ни один из них не угрожал другому. Правильные варианты нашли только трое человек.  А вообще это можно было сделать 92-мя способами!

     б) Предлагаю  поиграть. Вы видите три горизонтальных ряда из 1, 2, 3 пешек (на демонстрационной доске). По условиям игры за один ход можно брать любое количество пешек из  любого горизонтального ряда. Мы берём по очереди. Кто возьмёт последнюю пешку – тот и проиграл. Попробуйте разгадать здесь секрет!

     в) И я предлагаю Вам ещё одно упражнение. Отведите локти в стороны, сожмите  кулачки и «поздоровайтесь» выпрямленными указательными пальцами. А теперь покажите правой рукой движения вперёд, остановились. Левой кружим назад. И теперь одновременно – правой рукой вперёд, а левой назад.

  Психолог школы №5 Кузнецова Наталья Васильевна провела диагностику  на развитие логики.

  Подвели итоги: результаты испытаний доказали, что группа ребят-шахматистов лучше справляется с логическими задачами, сравнением, анализом и обобщением в предложенных заданиях. Их показатели выше. Шахматисты набрали 124 балла, остальные ученики - 90 баллов. А Конарев Влад, который занимался еще и в шахматном клубе «Темп», набрал больше всего баллов (23). Значит, игра в шахматы - занятие весьма полезное.

Заключение

    Польза от занятий шахматами очевидна и доказана примерами и результатами  исследований как в России, так и за рубежом.   Обучение игре в шахматы способствует лучшему усвоению программного материала начальной школы.

  Учитывая желание ребят заниматься шахматами, мне очень хотелось бы, чтобы в  школе продолжилось преподавание шахмат, но - для большего количества учащихся. Чтобы  в  школе №5 нашлось просторное помещение для шахматных занятий. И тогда участников и победителей различных олимпиад и конкурсов будет больше, а успеваемость по всем предметам  станет гораздо выше.

Литература

1. Балаян Э.Н.1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике.-3-е изд.-Ростов н/Д: Феникс, 2008.-364.

2. И.Л.Майзелис и М.М.Юдович:Учебник шахматной игры.государственное издательство физкультура и спорт Москва/1948 год.

3. Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 73.

4. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления. — М., 1981. — С. 147.278

Интернет-ссылки

 Гертруда Рыбакова.  © 2000—2010 ООО Продюсерский центр «Роббер». Опубликовано 01.10.2009 в рубрике «Обучение», Максим Наумов, GAMBITER.RU


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:"Организация внеурочной деятельности. Преемственность начальной школы и дополнительного образования."

Выступление на круглом столе в МОУ школа № 8 г.о. Жуковский. Тема круглого стола:  "Функционирование воспитательной системы в ОУ в процессе реализации основных направлений образовательной програм...

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

Методические материалы по организации внеурочнойдеятельности в образовательных учреждениях, реализующихобщеобразовательные программы начального общегообразования...

"Радужная музыка" - программы для учреждений дополнительного образования и общеобразовательных школ.

В основе данной программы  лежат « Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Министерства просвещения по специальности «музыкальный инструмент» и «Программа для детск...

Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования станции юных техников города Ейска муниципального образования Ейский район Якименко Марины Геннадиевны

В обобщении опыта работы говорится о различных направлениях педагогической деятельности, поиске решений для разнообразия деятельности объединения начального технического моделирования "Мастерилка", о ...

Педагогический опыт Ахматдиновой Ильсияр Раисовны, педагога дополнительного образования муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Межшкольный учебный комбинат п. Пионерский»

В своей профессиональной деятельности я столкнулась с рядом проблем:1. Низкая экологическая культура школьников. Отношение к окружающей среде несознательное, эгоистичное.2.Недостаточная мотивация крае...