Урок в музыкальной школе по теме: Единство сторон музыкального произведения.
план-конспект занятия по музыке на тему
Урок комбинированный.Дети знакомятся с главными сторонами музыкального произведения,что является основой музыки.Рефлексия урока в виде цветика -семицветика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_edinstvo_storon.doc | 289.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детская музыкальная школа имени А.А.Касьянова»
Открытый урок
«Единство сторон музыкального произведения или чудесная тайна музыки»
Подготовила и провела
Авдеева Ирина Вадимовна,
преподаватель по классу аккордеона
первой квалификационной категории
2014г.
Тип урока: комбинированный урок
Цель урока: сформировать у обучающихся целостность восприятия музыкального произведения на основе анализа и синтеза его музыкально-исполнительских, авторско-биографических и историко-искусствоведческих компонентов.
Задачи:
Обучающая:
- формировать умение слушать и слышать музыку, умение грамотного применения средств музыкальной выразительности.
Развивающие:
- развивать аналитические и синтетические способности обучающихся, образное восприятие.
- совершенствовать музыкальную память, чувство ритма, звукоизвлечение.
Воспитывающие:
- воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
- прививать музыкальную культуру, нравственно-эстетические ценности, любовь к Родине, гражданственность на основе героико-патриотической музыки.
Партитура урока:
- Мотивационно-ориентированная часть
- Исполнительский этап
♫ - пьеса композитора Я.Ванхаля «Allegretto»
♫ - Бах «Органная прелюдия №6»
♫ - Джулианни «Тарантелла»
♫ - Римский-Корсаков «Колыбельная»
♫ - Дога «Вальс»
♫ - Закарпатский народный танец
♫ - Книппер «Полюшко-Поле»
3. Рефлексивно-оценочный этап
Оборудование:
- Компьютер
- Аккордеон
- Содержание партитуры:
- «Тарантелла» Джулианни
- «Allegretto» Я.Ванхаль
- Римский-Корсаков «Колыбельная» из оп. «Садко»
- Закарпатский танец
- Дога «Вальс» из к-ма «Мой ласковый и нежный зверь»
- Книппер «Полюшко-Поле»
- Мультимедийная презентация.
«Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё ещё служить источником новых музыкальных мыслей.»
П. И. Чайковский.
I. Организационный момент. 5 мин.
1. Взаимное приветствие учителя и ученика.
2. Проверка готовности к уроку (рабочее место, внешний вид).
II. Основная часть
1. Мотивационно-ориентированная часть.10 мин.
Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить о музыкальном произведении. О восприятии его целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, порой просто невозможно выделить в его звучании что то одно - мелодию, ритм или тембр, которые были бы выразительны сами по себе. Как почти все в жизни и в искусстве складывается из мелких частиц, вступающих во все более сложные соединения, точно так же и в музыке важны не отдельные средства и приемы, а то неповторимое единство, которое они образуют.
Вопрос ученику: В чем оно проявляется? В биографии композитора? В названии произведения?
Ответ: Отчасти да. И жизнь композитора, и его замыслы, и наименования сочинения – все это помогает нам понять многое в творчестве композитора.
Учитель: Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, у той художественной «материи», в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное свое воплощение. И хотя музыка воздействует целостно, все же она очень разная:
Вопрос ученику: Привести пример
Ответ: В одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других – мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, а в других – в многокрасочное тембровое царство.
Учитель: Да, это естественно. Ведь в каждом произведении господствует свой общий замысел.
Было бы странно, если например образы сказочного мира воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в певучей мелодичности эпических интонаций. Поэтому каждое из чудес жизни, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя в мелодии, что-то в гармонии, а что-то – в особенных динамических средствах. Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, тембры и динамика.
Итак… Сегодня на примере музыкальных произведений мы будем говорить о единстве их сторон.
И.В.Гете: «В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам.»
Приведите пример из жизни, где ритм обнаруживает себя.
Ответ: Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни, ночи.
Ритмично человеческое дыхание и биение сердца
Учитель: Да! Все это говорит, что ритм является одной из первооснов жизни.
А если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится что оно не всегда одинаково. Здесь мы подходим к ещё одному средству ритмической выразительности музыки – её скорости, или темпу. Вопрос ученику: Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов – от медленных до самых стремительных. Приведи, пожалуйста, примеры музыкальных темпов.
Ответ: Например, allegro – аллегро – скоро, presto – престо – быстро, moderato – модерато – умеренно, adagio – адажио – медленно.
2. Исполнительский этап. 25 мин.
Исполняется пьеса «Allegretto» композитора Ванхаль, где в тембровых обозначениях отражены различные оттенки скорости.
Ученик приводит пример: (разбор произведения по темпу)
Учитель: Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты мира, являет собой царство медленных и величественных темпов. Например, органные хоральные прелюдии И.С.Баха (учитель исполняет Органную прелюдию№6)
«Прекрасное должно быть величаво» – эти слова А.Пушкина в полной мере относятся к данной области музыкального искусства – к полифонии.
Чем характеризуется мир полифонии, чье господство в музыке длилось свыше 5 столетий (с XII по XVII век)?
Ответ ученика: Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который по словам И.С.Баха должен восприниматься как беседа голосов. Вот почему такая музыка называется полифонией.
Учитель: Совсем по-иному звучат быстрые темпы – это мир живых и радостных эмоций. Приведи, пожалуйста, пример.
Ответ: Один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев в Италии – тарантелла.
Учитель: Однако следует отметить, что единый темп редко сохраняется на протяжении всего произведения. Это ярко видно в «Тарантелле» композитора Джулианни.
Ученик исполняет это произведение.
Учитель: Если ритм присутствует везде и в природе, и в искусстве, то мелодия всецело принадлежит музыке.
П.И.Чайковский – великий создатель мелодии, говорил: «Мелодия – душа музыки», ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья.
Великий музыкальный сказочник Римский-Корсаков создал целую галерею причудливых сказочных персонажей, образов, пейзажей. Их воздействие связано с особенностями музыкального воплощения – красочностью гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий.
Ученик исполняет Колыбельную из оперы «Садко» Римского-Корсакова.
Учитель: Мы можем сделать вывод из услышанного, что мелодия – это язык, который близок и понятен всем.
Ученик исполняет Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитора Дога.
Учитель: Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. В переводе означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире на примере Закарпатского народного танца. Мы услышим всю красоту динамических оттенков.
Ученик исполняет Закарпатский народный танец.
Учитель: В динамике заключен огромный мир выразительного музыкального движения. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому и неповторима сила каждого музыкального звука.
Книппер «Полюшко-Поле» - исполняют учитель и ученик.
III. Заключение
3. Рефлексивно-оценочная часть.5 мин.
Учитель: Так в чём же состоит великая тайна музыки? Почему музыкальные произведения на протяжение веков неизменно волнуют человеческую душу? Что даёт музыке такую власть над людьми, в чём её животворная сила?
Сегодня мы узнали, что, музыкальное произведение – это сложный, живой организм. Как благодатный дождь слагается из отдельных капелек, так и музыкальное произведение выражает себя и в мелодии, и в ритме, в динамике и гармонии, и в полифонии и в тембрах.
Вопрос ученику. А можно ли выделить главное из этих средств музыкальной выразительности? Можно ли установить, какое из них первое, какое последнее?...
(Ученик самостоятельно делает вывод о единстве и равной важности каждого из средств музыкальной выразительности.)
Педагог и ученик совместно оформляют композицию – бумажный цветок, середина которого символизирует «музыкальное произведение». А шесть одинаковых, симметрично наклеиваемых лепестков содержат надписи: "мелодия", "ритм", "динамика", "гармония", "полифония", "тембр".
Учитель: Подошел к концу наш урок. Вслушиваясь в музыкальные произведения, мы постарались осмыслить не только то, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем выразительна каждая сторона. И все же открывая для себя мир музыки, мы одновременно понимаем, что она всё равно полна тайн. Так что же такое музыка?
Ответ ученика: В этой тайне есть одна мудрость. Она состоит в простой истине, что не все вопросы в жизни предполагают ответ, и что есть нечто такое, перед чем человеку надлежит преклониться: ее величеству Музыке.
Педагог оценивает работу ученика на уроке и благодарит за совместную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по УМК "Школа России". Тема: "Животноводство"
Цель этого урока ознакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства - животноводством, узнать особенности развитияи содержания домашних животных....
Урок математики в 3 классе. Тема: «Свойство сторон прямоугольника»
Конспект урока математики в 3 классе по программе "Школа России"...
Окружающий мир 3 класс. УМК "Школа России". Тема:" Две стороны экономики""
Тип урока: закрепление и совершенствование знанийЦель: Познакомить с двумя сторонами экономики, влияние экономики на окружающую среду.Задачи:Повторить с учащимися главные задачи экономики и экологии; ...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...
Конспект урока по литературному чтению по теме: Закрепление изученного по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».
Данный конспект урока позволяет учителю с помощью разнообразных игровых форм закрепить полученные знания по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...
Открытый урок по математике в 4 классе . "Школа России".Тема:"Умножение числа на произведение"
Урок – исслед...
Конспект урока по русскому языку и самоанализ урока 2класс (УМК "Школа России") Тема: "Что такое глагол?"
Конспект урока по русскому языкуи самоанализ урока 2класс (УМК "Школа России")Тема: "Что такое глагол?"...