Урок в музыкальной школе по теме: Единство сторон музыкального произведения.
план-конспект занятия по музыке на тему

Авдеева Ирина Вадимовна

Урок комбинированный.Дети знакомятся с главными  сторонами  музыкального произведения,что является основой музыки.Рефлексия урока в виде цветика -семицветика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_edinstvo_storon.doc289.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа имени А.А.Касьянова»

Открытый урок

«Единство сторон музыкального произведения или чудесная тайна музыки»

Подготовила и провела

Авдеева Ирина Вадимовна,

преподаватель по классу аккордеона

первой квалификационной категории

2014г.

Тип урока: комбинированный урок

Цель урока: сформировать у обучающихся целостность восприятия музыкального произведения на основе анализа и синтеза его музыкально-исполнительских, авторско-биографических и историко-искусствоведческих компонентов.

Задачи:

Обучающая:

- формировать умение слушать и слышать музыку, умение грамотного применения средств музыкальной выразительности.

Развивающие:

- развивать аналитические  и синтетические способности обучающихся, образное восприятие.

- совершенствовать музыкальную память, чувство ритма, звукоизвлечение.

Воспитывающие:

- воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.

- прививать музыкальную культуру, нравственно-эстетические ценности, любовь к Родине, гражданственность на основе героико-патриотической музыки.

Партитура урока:

  1. Мотивационно-ориентированная часть
  2. Исполнительский этап

♫ - пьеса композитора Я.Ванхаля «Allegretto»

♫ - Бах «Органная прелюдия №6»

♫ - Джулианни «Тарантелла»

♫ - Римский-Корсаков «Колыбельная»

♫ - Дога «Вальс»

♫ - Закарпатский народный танец

♫ - Книппер «Полюшко-Поле»

              3. Рефлексивно-оценочный этап

Оборудование:

  1. Компьютер
  2. Аккордеон
  3. Содержание партитуры:
  1. «Тарантелла» Джулианни
  2. «Allegretto» Я.Ванхаль
  3. Римский-Корсаков «Колыбельная» из оп. «Садко»
  4. Закарпатский танец
  5. Дога «Вальс» из к-ма «Мой ласковый и нежный зверь»
  6. Книппер «Полюшко-Поле»
  1. Мультимедийная презентация.

«Музыкальный материал, то есть мелодия, гармония и ритм, безусловно, неисчерпаем. Пройдут миллионы лет, и если музыка в нашем смысле будет еще существовать, то те же семь основных тонов нашей гаммы, в их мелодических и гармонических комбинациях, оживляемые ритмом, будут всё         ещё служить источником новых музыкальных мыслей.»

П. И. Чайковский.

I. Организационный момент. 5 мин.

1. Взаимное приветствие учителя и ученика.

2. Проверка готовности к уроку (рабочее место, внешний вид).

II. Основная часть

1. Мотивационно-ориентированная часть.10 мин.

Учитель: Сегодня мы продолжаем говорить о музыкальном произведении. О восприятии его целиком, в единстве всего, из чего оно состоит. Трудно, порой просто невозможно выделить в его звучании что то одно - мелодию, ритм или тембр, которые были бы выразительны сами по себе. Как почти все в жизни и в искусстве складывается из мелких частиц, вступающих во все более сложные соединения, точно так же и в музыке важны не отдельные средства и приемы, а то неповторимое единство, которое они образуют.

Вопрос ученику: В чем оно проявляется? В биографии композитора? В названии произведения?

Ответ: Отчасти да. И жизнь композитора, и его замыслы, и наименования сочинения – все это помогает нам понять многое в творчестве композитора.

Учитель: Но понимать музыку следует учиться у самой музыки, у той художественной «материи», в которой фантазия, вдохновение, понимание мира нашли самое полное свое воплощение. И хотя музыка воздействует целостно, все же она очень разная:

Вопрос ученику: Привести пример

Ответ: В одних случаях в такой целостности солирует ритм, а в других – мелодия, в одних мы погружаемся в волшебный мир гармонии, а в других – в многокрасочное тембровое царство.

Учитель: Да, это естественно. Ведь в каждом произведении господствует свой общий замысел.

Было бы странно, если например образы сказочного мира воплотились бы в угловатых, острых ритмах, а не в певучей мелодичности эпических интонаций. Поэтому каждое из чудес жизни, каждое чувство, переживание и характер имеют своих музыкальных «представителей». Что-то выражает себя в мелодии, что-то в гармонии, а что-то – в особенных динамических средствах. Вот почему понимание музыки требует обращения к тому, что называется средствами музыкальной выразительности. Эти средства образуются такими сторонами музыки, как ритм, мелодия, гармония, полифония, тембры и динамика.

Итак… Сегодня на примере музыкальных произведений мы будем говорить о единстве их сторон.

И.В.Гете: «В ритме есть нечто волшебное, он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам.»

Приведите пример из жизни, где ритм обнаруживает себя.

Ответ: Ритмично чередуются времена года, месяцы, недели, дни, ночи.

Ритмично человеческое дыхание и биение сердца

Учитель: Да! Все это говорит, что ритм является одной из первооснов жизни.

А если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится что оно не всегда одинаково. Здесь мы подходим к ещё одному средству ритмической выразительности музыки – её скорости, или темпу. Вопрос ученику: Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов – от медленных до самых стремительных. Приведи, пожалуйста, примеры музыкальных темпов.

Ответ: Например, allegro – аллегро – скоро, presto – престо – быстро, moderato – модерато – умеренно, adagio – адажио – медленно.

         

2. Исполнительский этап. 25 мин.

Исполняется  пьеса «Allegretto» композитора Ванхаль, где в тембровых обозначениях отражены различные оттенки скорости.

Ученик приводит пример: (разбор произведения по темпу)

Учитель: Духовная музыка, просветленная, свободная от суеты мира, являет собой царство медленных и величественных темпов. Например, органные хоральные прелюдии И.С.Баха (учитель исполняет Органную прелюдию№6)

«Прекрасное должно быть величаво» – эти слова А.Пушкина в полной мере относятся к данной области музыкального искусства – к полифонии.

Чем характеризуется мир полифонии, чье господство в музыке длилось свыше 5 столетий (с XII по XVII век)?

Ответ ученика: Полифония – особый способ изложения музыкальной мысли, который по словам И.С.Баха должен восприниматься как беседа голосов. Вот почему такая музыка называется полифонией.

Учитель: Совсем по-иному звучат быстрые темпы – это мир живых и радостных эмоций. Приведи, пожалуйста, пример.

Ответ: Один из самых жизнерадостных и зажигательных народных танцев в Италии – тарантелла.

Учитель: Однако следует отметить, что единый темп редко сохраняется на протяжении всего произведения. Это ярко видно в «Тарантелле» композитора Джулианни.

Ученик исполняет это произведение.

Учитель: Если ритм присутствует везде и в природе, и в искусстве, то мелодия всецело принадлежит музыке.

П.И.Чайковский – великий создатель мелодии, говорил: «Мелодия – душа музыки», ибо где, как не в ней – то светлой и радостной, то тревожной и сумрачной – слышатся нам человеческие надежды, печали, тревоги, раздумья.

Великий музыкальный сказочник Римский-Корсаков создал целую галерею причудливых сказочных персонажей, образов, пейзажей. Их воздействие связано с особенностями музыкального воплощения – красочностью гармоний и тембров, выразительностью ритмов и мелодий.

Ученик исполняет Колыбельную из оперы «Садко» Римского-Корсакова.

Учитель:  Мы можем сделать вывод из услышанного, что мелодия – это язык, который близок и понятен всем.

Ученик исполняет Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» композитора Дога.

Учитель: Музыкальная динамика снова возвращает нас к первоистокам музыки. В переводе означает «сила». Эта сила, подразумевающая громкость звучания, может быть понята и шире на примере Закарпатского народного танца. Мы услышим всю красоту динамических оттенков.

Ученик исполняет  Закарпатский народный танец.

Учитель: В динамике заключен огромный мир выразительного музыкального движения. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому и неповторима сила каждого музыкального звука.

Книппер «Полюшко-Поле» - исполняют учитель и ученик.

III. Заключение

          3. Рефлексивно-оценочная часть.5 мин.

Учитель: Так в чём же состоит великая тайна музыки? Почему музыкальные произведения на протяжение веков неизменно волнуют человеческую душу? Что даёт музыке такую власть над людьми, в чём её животворная сила?

Сегодня мы узнали,  что, музыкальное произведение – это сложный, живой организм. Как благодатный дождь слагается из отдельных капелек, так и музыкальное произведение выражает себя и в мелодии, и в ритме, в динамике и гармонии, и в полифонии и в тембрах.

Вопрос ученику. А можно ли выделить главное из этих средств музыкальной выразительности? Можно ли установить, какое из них первое, какое последнее?...

(Ученик самостоятельно делает вывод о единстве и равной важности каждого из средств музыкальной выразительности.)

Педагог и ученик совместно оформляют композицию – бумажный цветок, середина которого символизирует «музыкальное произведение». А шесть одинаковых, симметрично наклеиваемых лепестков содержат надписи: "мелодия", "ритм", "динамика", "гармония", "полифония", "тембр".

Учитель: Подошел к концу наш урок. Вслушиваясь в музыкальные произведения, мы постарались осмыслить не только то, что музыка слагается из различных сторон своего звучания, но и то, чем выразительна каждая сторона. И все же открывая для себя мир музыки, мы одновременно понимаем, что она всё равно полна тайн. Так что же такое музыка?

Ответ ученика: В этой тайне есть одна мудрость. Она состоит в простой истине, что не все вопросы в жизни предполагают ответ, и что есть нечто такое, перед чем человеку надлежит преклониться: ее величеству Музыке.

Педагог оценивает работу ученика на уроке и благодарит за совместную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по УМК "Школа России". Тема: "Животноводство"

Цель этого урока ознакомить учащихся с отраслью сельского хозяйства - животноводством, узнать особенности развитияи содержания домашних животных....

Урок математики в 3 классе. Тема: «Свойство сторон прямоугольника»

Конспект урока математики в 3 классе по программе "Школа России"...

Окружающий мир 3 класс. УМК "Школа России". Тема:" Две стороны экономики""

Тип урока: закрепление и совершенствование знанийЦель: Познакомить с двумя сторонами экономики, влияние экономики на окружающую среду.Задачи:Повторить с учащимися главные задачи экономики и экологии; ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова и в произведениях живописи А. Куинджи" 2 класс "Перспектива"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т. Белозерова о весне; учить анализировать произведения, восприн...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Закрепление изученного по произведению Р. Киплинга «Рикки-Тикки-Тави». «Храбрость, страха не знает, но страх делает нас слабыми, а бесстрашие – сильными в бою».

Данный конспект урока позволяет учителю с помощью разнообразных игровых форм закрепить полученные знания по произведению Р. Киплинга "Рикки-Тикки-Тави"...

Конспект урока по русскому языку и самоанализ урока 2класс (УМК "Школа России") Тема: "Что такое глагол?"

Конспект   урока по русскому языкуи самоанализ урока  2класс (УМК "Школа России")Тема: "Что такое глагол?"...