Тема занятия: «Парные согласные глухие и звонкие звуки» в рамках лексической темы: «Дикие животные».
учебно-методический материал по логопедии
Конспект занятия по развитию речи учащихся с ОВЗ по теме: «Парные согласные глухие и звонкие звуки» в рамках лексической темы: «Дикие животные». В занятие включены задания коррекционно-развивающей направленности для учащихся младшего школьного возраста. Подготовленный лексический материал помогает освоить представления о парных звонких и глухих согласных звуках и закрепить знания о диких животных и их детенышей. Упражнения направлены на развитие речи, восприятия, внимания, памяти и мышления. Данное занятие может быть использовано логопедами, учителями начальных классов, родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parnye_soglasnye.dikie_zhivotnye.docx | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи учащихся с ОВЗ по теме: «Парные согласные глухие и звонкие звуки» в рамках лексической темы: «Дикие животные». В занятие включены задания коррекционно-развивающей направленности для учащихся младшего школьного возраста. Подготовленный лексический материал помогает освоить представления о парных звонких и глухих согласных звуках и закрепить знания о диких животных и их детенышей. Упражнения направлены на развитие речи, восприятия, внимания, памяти и мышления. Данное занятие может быть использовано логопедами, учителями начальных классов, родителями.
Конспект логопедического занятия по теме:
«Парные согласные глухие и звонкие звуки
в рамках лексической темы: «Дикие животные»
Тема: Парные согласные глухие и звонкие звуки, их дифференциация.
Цель: знакомство детей с понятиями парные глухие и звонкие согласные звуки, развитие познавательно-речевой деятельности по лексической теме: «Дикие животные».
Задачи:
- развивать фонематические процессы, слухоречевую память, внимание, мыслительную деятельность;
- формировать умение различать глухие и звонкие согласные звуки на слух и тактильно;
- закреплять навыки определения первого звука в слове по звонкости – глухости;
- активизировать словарь по теме: «Дикие животные»;
- закреплять навыки образования притяжательных прилагательных;
- закреплять навыки употребления имен существительных в родительном падеже с предлогом У;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, картинки или схемы следов диких животных, карточки с наложением контурных изображений диких животных, мяч, карточки желтого и коричневого цвета, предметные картинки с изображением слов-
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуйте, ребята! Вы любите отгадывать загадки? Если вы отгадаете загадки, то вы сможете отгадать тему нашего урока.
Дидактическая игра «Отгадай, кто это?» Дети отгадывают названия животных по словам-признакам. Выбирают картинку с животным и выставляют на доске.
- Злой, голодный, серый … (волк)
- Трусливый, длинноухий, летом серый, а зимой белый … (заяц)
- Хитрая, рыжая, хищная … (лиса)
- Большой, бурый, косолапый … (медведь)
- Маленький, круглый, колючий … (ёж)
- Неуклюжий, длинношерстный, полосатый … (барсук)
- Дикий, клыкастый, хрюкающий … (кабан)
- Рогатый, длинноногий, сильный … (лось)
- Пушистая, маленькая, ловкая … (белка)
2. Сообщение темы
Логопед:
- Кто это? (животные).
- Как их называют? (дикие животные).
- Почему? (потому что они живут на свободе, в лесу и не зависят от человека).
- Правильно, тема нашего урока какая? … («Дикие животные»)
- Послушайте, ребята, стихотворение про диких животных.
Дикие животные с человеком не живут,
Постоянной помощи от него не ждут.
А живут они в лесах, на горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают, сами деток охраняют.
3. Дидактическая игра «Чьи следы» (образование притяжательных прилагательных)
Логопед:
- Сейчас какое время года? (Зима)
Правильно, наступила холодная, морозная зима. Выпал белый, пушистый снег. В лесу можно увидеть следы многих зверей: следы зайца, лисы, волка, кабана, белки. (Логопед выкладывает изображения следов)
Зимой на снегу можно увидеть ЧЬИ следы? (Дети берут картинку, образуют притяжательное прилагательное и соотносят на доске с изображением животного)
Ответы детей: Зимой на снегу можно увидеть …(заячьи следы, лисьи следы, волчьи следы, кабаньи следы, беличьи следы)
Логопед: А чьи следы зимой мы не сможем увидеть? (Ответы детей) Правильно, медвежьи, барсучьи, ежиные. А почему? (Потому что эти животные зимой впадают в спячку).
4. Дидактическая игра «Чьих следов не стало» (закрепление навыка образования притяжательных прилагательных)
Логопед: Вот пошел в лесу снег. А как называется явление в природе, когда падает снег? (Правильно, снегопад) Прошел снегопад, выпало много снега, чьих следов не стало? (Дети закрывают глаза, логопед убирает следы какого-нибудь животного, дети отгадывают) Игра повторяется 3-4 раза.
5. Дидактическая игра «Найди маму» (развитие зрительного внимания, закрепление названий детенышей диких животных, закрепление навыка употребления имен существительных в Родительном падеже с предлогом У)
Дети берут карточки, на которых несколько наложенных контурных изображений «лесных мам», а рядом изображение одного детеныша. Дети обводят и / или раскрашивают изображение той мамы, чей детеныш нарисован на карточке. Дают объяснение: «Лисенок у лисы» и т.д.
6. Динамическая пауза.
Пальчиковая гимнастика «Лесное население» (развитие мелкой моторики, координации речи с движением)
Животных следы мы как книгу читаем. В лесу кто живет мы легко отгадаем: Вот лисьи следы, Вот волчьи, лосиные, Кабаньи и заячьи, Медвежьи, ежиные. Вот беличьи, рысьи, А это – оленьи. Какое большое в лесу население! | Ладонями рук дети изображают открытую книгу. Закрывают «книгу». Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных. Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз. |
7. Знакомство с понятием «Звонкие и глухие согласные звуки». (знакомство со способами образования и определения)
Логопед: Давайте вспомним с вами, что такое звук? (то, что мы произносим и слышим) Какие бывают звуки? (гласные и согласные) Какие звуки образуются при работе голоса и преграды, встречающейся на пути у потока воздуха (языка, зубов, губ)? Правильно, согласные звуки.
Согласные могут быть звонкими, когда мы слышим голос. Согласные могут быть глухими, когда голос не работает. Бывают разные способы определения.
Способы определения:
- Произнесение согласного с приложением руки к горлу. Если голосовые связки вибрируют (работают), то звук звонкий. Если нет, то глухой.
2) Закрыть уши ладошками и произнести согласный звук. Что услышали: голос или шум? Если голос – звук звонкий, если шум – глухой.
Дети разными способами произносят сначала глухие парные звуки (С, Ш, П, Ф, К, Т), затем звонкие (З, Ж, Б, В, Г, Д). Логопед демонстрирует схемы: «Колокольчик» - схема звонких согласных звуков, «Колокольчик перечеркнут» - схема глухих согласных звуков.
Логопед: Значит, согласные звуки бывают глухими и звонкими. Есть пары согласных звуков, которые похожи друг на друга, они как будто братцы друг для друга. Эти пары звуков произносятся одинаково, только при произнесении одних горлышко «звенит» - это звонкие звуки, а при произнесении других горлышко молчит – это глухие звуки.
Логопед предлагает детям взять зеркала и произнести глухой звук П, спросить горлышко спит или работает. А потом попросить включить голос и обратить внимание, что звучит звонкий согласный Б. Значит, П – Б это парные согласные звуки. Эти звуки произносятся одинаково, а звучат по - разному. Аналогичная работа проводится с другими парными звуками. Можно здесь попросить детей соотносить карточку с изображением буквы с соответствующей схемой «Колокольчик» или «Колокольчик перечеркнут».
8. Дидактическая игра «Наоборот» (дифференциация звонких и глухих парных согласных звуков)
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет сначала звук, затем слог с глухим звуком, а ребенок возвращает ему мяч, называя звук или слог со звонким звуком. Затем игра проводится, наоборот.
- П - …(Б), С - … (З), и т.д.;
Б - …(П), З - … (С), и т.д.
- ТУ- … (ДУ), ШИ - …(ЖИ), ФЫ - …(ВЫ) и т.д.
ЗА - … (СА), ВУ - … (ФУ), ГО - … (КО) и т.д.
9. Упражнение на дифференциацию звуков по глухости – звонкости в словах.
I вариант
Логопед: Сейчас я буду произносить слова, а вы будете определять первый звук в слове. Если звук глухой, то вы поднимаете карточку желтого цвета, если звонкий – коричневого цвета.
Лексический материал: Дом, забор, тапочки, заяц, шкаф, полка, гуси, книга.
Логопед: Давайте усложним игру. Вы будете определять первый звук в слове. Если он будут глухим, заменять его на парный звонкий и произносить новое слово. (Можно использовать карточки желтого и коричневого цвета, можно поиграть с мячом).
Лексический материал:
а) том – дом, собор – забор, кот- год, почка – бочка, шар – жар, финт – винт.
б) дачка – тачка, зайка – сайка, блещут – плещут, жест – шест, грот – крот, вол – фол.
II вариант
Логопед: Давайте поиграем, я буду произносить слова, а вы будете определять первый звук в слове. Если звук глухой, то вы поднимаете карточку желтого цвета, если звонкий – коричневого цвета.
Логопед называет слово и показывает картинку с изображением этого слова. Ребенок определяет первый звук и показывает картинку соответствующего цвета (желтую или коричневую). Затем логопед просит заменить первый звук на парный согласный и назвать слово. Логопед предъявляет картинку с изображением нового слова.
Лексический материал: Том – дом, собор – забор, почка – бочка, шар – жар, дачка – тачка, зайка – сайка, грот – крот.
10. Итог занятия. Рефлексия
Логопед: Какие согласные звуки бывают? Как мы можем определить звонкость или глухость звука?
Логопед предъявляет детям картинки с изображением диких животных: волка, зайца, барсука, кабана, белки. Предлагает выполнить задание: определить какой первый звук в названии дикого животного звонкий или глухой согласный звук, затем самостоятельно разложить картинки с изображением животных на два поля, одно поле представляет собой лист желтого цвета, а другое лист коричневого цвета.
- Ребята, какое у вас настроение осталось после занятия? Чему вы научились? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"
Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне" по ФГОС. Учителю необходимо дополнить конспект теми упражнениями, которые подходят для его учеников....
Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне."
Презнтация к уроку к уроку русского языка по теме:" Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"....
Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.
Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....
Дидактический материал по теме "Правописание парных согласных (звонких и глухих) во 2-3 классах
Данный материал состоит из 8 наборов словосочетаний с пропущенными парными (звонкими и глухими согласными). Выполняя данные карточки, обучающиеся развивают орфографический навык по данной теме....
Дидактический материал по теме "Правописание парных согласных (звонких и глухих) во 2-3 классах
Дидактический материал состоит из 8 наборов словосочетаний с пропущенными парными (звонкими и глухими согласными). Выполняя данные карточки, обучающиеся развивают орфографический навык правописания па...
технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"
материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодейс...