Тема занятия: «Парные согласные глухие и звонкие звуки» в рамках лексической темы: «Дикие животные».
учебно-методический материал по логопедии

Чернышова Ирина Николаевна

Конспект занятия по развитию речи учащихся с ОВЗ по теме: «Парные согласные глухие и звонкие звуки» в рамках лексической темы: «Дикие животные». В занятие включены задания коррекционно-развивающей направленности для учащихся младшего школьного возраста. Подготовленный лексический материал помогает освоить представления о парных звонких и глухих согласных звуках и закрепить знания о диких животных и их детенышей. Упражнения направлены на развитие речи, восприятия, внимания, памяти и мышления. Данное занятие может быть использовано логопедами, учителями начальных классов, родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye.dikie_zhivotnye.docx26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи учащихся с ОВЗ по теме: «Парные согласные глухие и звонкие звуки» в рамках лексической темы: «Дикие животные». В занятие включены задания коррекционно-развивающей направленности для учащихся младшего школьного возраста. Подготовленный лексический материал помогает освоить представления о парных звонких и глухих согласных звуках и закрепить знания о диких животных и их детенышей. Упражнения направлены на развитие речи, восприятия, внимания, памяти и мышления. Данное занятие может быть использовано логопедами, учителями начальных классов, родителями.

Конспект логопедического занятия по теме:

«Парные согласные глухие и звонкие звуки

в рамках лексической темы: «Дикие животные»

Тема: Парные согласные глухие и звонкие звуки, их дифференциация.

Цель: знакомство детей с понятиями парные глухие и звонкие согласные звуки, развитие познавательно-речевой деятельности по лексической теме: «Дикие животные».

Задачи:

  • развивать фонематические процессы, слухоречевую память, внимание, мыслительную деятельность;
  • формировать умение различать глухие и звонкие согласные звуки на слух и тактильно;
  • закреплять навыки определения первого звука в слове по звонкости – глухости;
  • активизировать словарь по теме: «Дикие животные»;
  • закреплять навыки образования притяжательных прилагательных;
  • закреплять навыки употребления имен существительных в родительном падеже с предлогом У;
  • воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование: предметные картинки с изображением диких животных, картинки или схемы следов диких животных, карточки с наложением контурных изображений диких животных, мяч, карточки желтого и коричневого цвета, предметные картинки с изображением слов-

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Здравствуйте, ребята! Вы любите отгадывать загадки?  Если вы отгадаете загадки, то вы сможете отгадать тему нашего урока.

Дидактическая игра «Отгадай, кто это?» Дети отгадывают названия животных по словам-признакам. Выбирают картинку с животным и выставляют на доске.

  • Злой, голодный, серый … (волк)
  • Трусливый, длинноухий, летом серый, а зимой белый … (заяц)
  • Хитрая, рыжая, хищная … (лиса)
  • Большой, бурый, косолапый … (медведь)
  • Маленький, круглый, колючий … (ёж)
  • Неуклюжий, длинношерстный, полосатый … (барсук)
  • Дикий, клыкастый, хрюкающий … (кабан)
  • Рогатый, длинноногий, сильный … (лось)
  • Пушистая, маленькая, ловкая … (белка)

2. Сообщение темы

  Логопед:

- Кто это? (животные).

- Как их называют?  (дикие животные).

- Почему? (потому что они живут на свободе, в лесу и не зависят от человека).

- Правильно, тема нашего урока какая? … («Дикие животные»)
- Послушайте, ребята, стихотворение про диких животных.

                                 Дикие животные с человеком не живут,

                                 Постоянной помощи от него не ждут.
                               А живут они в лесах,
 на горах, в лугах, степях.

                                Сами пищу добывают, сами деток охраняют.

3. Дидактическая игра «Чьи следы» (образование притяжательных прилагательных)

Логопед:

- Сейчас какое время года?  (Зима)

    Правильно, наступила холодная, морозная зима. Выпал белый, пушистый снег. В лесу можно увидеть следы многих зверей: следы зайца, лисы, волка, кабана, белки. (Логопед выкладывает изображения следов)

    Зимой на снегу можно увидеть ЧЬИ следы? (Дети берут картинку, образуют притяжательное прилагательное и соотносят на доске с изображением животного)

Ответы детей: Зимой на снегу можно увидеть …(заячьи следы, лисьи следы, волчьи следы, кабаньи следы, беличьи следы)

Логопед: А чьи следы зимой мы не сможем увидеть? (Ответы детей) Правильно, медвежьи, барсучьи, ежиные. А почему? (Потому что эти животные зимой впадают в спячку).

4. Дидактическая игра «Чьих следов не стало» (закрепление навыка образования притяжательных прилагательных)

Логопед: Вот пошел в лесу снег. А как называется явление в природе, когда падает снег? (Правильно, снегопад) Прошел снегопад, выпало много снега, чьих следов не стало? (Дети закрывают глаза, логопед убирает следы какого-нибудь животного, дети отгадывают) Игра повторяется 3-4 раза.

5. Дидактическая игра «Найди маму» (развитие зрительного внимания, закрепление названий детенышей диких животных, закрепление навыка употребления имен существительных в Родительном падеже с предлогом У)

Дети берут карточки, на которых несколько наложенных контурных изображений «лесных мам», а рядом изображение одного детеныша. Дети обводят и / или раскрашивают изображение той мамы, чей детеныш нарисован на карточке. Дают объяснение: «Лисенок у лисы» и т.д.

6. Динамическая пауза.

Пальчиковая гимнастика «Лесное население» (развитие мелкой моторики, координации речи с движением)

Животных следы мы как книгу читаем.

В лесу кто живет мы легко отгадаем:

Вот лисьи следы,

Вот волчьи, лосиные,

Кабаньи и заячьи,

Медвежьи, ежиные.

Вот беличьи, рысьи,

А это – оленьи.

Какое большое в лесу население!

Ладонями рук дети изображают открытую книгу.

Закрывают «книгу».

Загибают пальцы на руках, перечисляя следы животных.

Поднимают руки вверх и опускают их через стороны вниз.

7. Знакомство с понятием «Звонкие и глухие согласные звуки». (знакомство со способами образования и определения)

Логопед: Давайте вспомним с вами, что такое звук?  (то, что мы произносим и слышим) Какие бывают звуки?  (гласные и согласные) Какие звуки образуются при работе голоса и преграды, встречающейся на пути у потока воздуха (языка, зубов, губ)? Правильно, согласные звуки.

Согласные могут быть звонкими, когда мы слышим голос. Согласные могут быть глухими, когда голос не работает. Бывают разные способы определения.

Способы определения:

  1. Произнесение согласного с приложением руки к горлу. Если голосовые связки вибрируют (работают), то звук звонкий. Если нет, то глухой.

2) Закрыть уши ладошками и произнести согласный звук. Что услышали: голос или шум? Если голос – звук звонкий, если шум – глухой.

Дети разными способами произносят сначала глухие парные звуки (С, Ш, П, Ф, К, Т), затем звонкие (З, Ж, Б, В, Г, Д). Логопед демонстрирует схемы: «Колокольчик» - схема звонких согласных звуков, «Колокольчик перечеркнут» - схема глухих согласных звуков.

Логопед: Значит, согласные звуки бывают глухими и звонкими. Есть пары согласных звуков, которые похожи друг на друга, они как будто братцы друг для друга. Эти пары звуков произносятся одинаково, только при произнесении одних горлышко «звенит» - это звонкие звуки, а при произнесении других горлышко молчит – это глухие звуки.

Логопед предлагает детям взять зеркала и произнести глухой звук П, спросить горлышко спит или работает. А потом попросить включить голос и обратить внимание, что звучит звонкий согласный Б. Значит, П – Б это парные согласные звуки. Эти звуки произносятся одинаково, а звучат по - разному. Аналогичная работа проводится с другими парными звуками. Можно здесь попросить детей соотносить карточку с изображением буквы с соответствующей схемой «Колокольчик» или «Колокольчик перечеркнут».

8. Дидактическая игра «Наоборот» (дифференциация звонких и глухих парных согласных звуков)

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет сначала звук, затем слог   с глухим звуком, а ребенок возвращает ему мяч, называя звук или слог со звонким звуком. Затем игра проводится, наоборот.

  1. П - …(Б), С - … (З), и т.д.;

Б - …(П), З - … (С), и т.д.

  1. ТУ- … (ДУ), ШИ - …(ЖИ), ФЫ - …(ВЫ) и т.д.

          ЗА - … (СА), ВУ - … (ФУ), ГО - … (КО) и т.д.

9. Упражнение на дифференциацию звуков по глухости – звонкости в словах.

I вариант

Логопед: Сейчас я буду произносить слова, а вы будете определять первый звук в слове. Если звук глухой, то вы поднимаете карточку желтого цвета, если звонкий – коричневого цвета.

Лексический материал: Дом, забор, тапочки, заяц, шкаф, полка, гуси, книга.

Логопед: Давайте усложним игру. Вы будете определять первый звук в слове. Если он будут глухим, заменять его на парный звонкий и произносить новое слово. (Можно использовать карточки желтого и коричневого цвета, можно поиграть с мячом).

Лексический материал:

а) том – дом, собор – забор, кот- год, почка – бочка, шар – жар, финт – винт.

б) дачка – тачка, зайка – сайка, блещут – плещут, жест – шест, грот – крот, вол – фол.

II вариант

Логопед: Давайте поиграем, я буду произносить слова, а вы будете определять первый звук в слове. Если звук глухой, то вы поднимаете карточку желтого цвета, если звонкий – коричневого цвета.

Логопед называет слово и показывает картинку с изображением этого слова. Ребенок определяет первый звук и показывает картинку соответствующего цвета (желтую или коричневую). Затем логопед просит заменить первый звук на парный согласный и назвать слово. Логопед предъявляет картинку с изображением нового слова.

Лексический материал: Том – дом, собор – забор, почка – бочка, шар – жар, дачка – тачка, зайка – сайка, грот – крот.

10. Итог занятия. Рефлексия

Логопед: Какие согласные звуки бывают?  Как мы можем определить звонкость или глухость звука?

Логопед предъявляет детям картинки с изображением диких животных: волка, зайца, барсука, кабана, белки. Предлагает выполнить задание: определить какой первый звук в названии дикого животного звонкий или глухой согласный звук, затем самостоятельно разложить картинки с изображением животных на два поля, одно поле представляет собой лист желтого цвета, а другое лист коричневого цвета.

- Ребята, какое у вас настроение осталось после занятия? Чему вы научились? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"

Введение темы "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне" по ФГОС. Учителю необходимо дополнить конспект теми упражнениями, которые подходят для его учеников....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне."

Презнтация к уроку к уроку русского языка по теме:" Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне"....

Карточки по русскому языку на тему: « Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне и на конце слова» для индивидуальной работы в 3 классе.

Данные карточки с заданиями помогут вам организовать как индивидуальную работу на уроке, так и работу в парах. Задания помогут закрепить материал по данной теме....

Дидактический материал по теме "Правописание парных согласных (звонких и глухих) во 2-3 классах

Данный материал состоит из 8 наборов словосочетаний с пропущенными парными (звонкими и глухими согласными). Выполняя данные карточки, обучающиеся развивают орфографический навык по данной теме....

Дидактический материал по теме "Правописание парных согласных (звонких и глухих) во 2-3 классах

Дидактический материал состоит из 8 наборов словосочетаний с пропущенными парными (звонкими и глухими согласными). Выполняя данные карточки, обучающиеся развивают орфографический навык правописания па...

технологическая карта к логопедическому занятию по теме "Дифференциация согласных звуков Г-К. Лексическая тема "Обувь"

материал подобран для детей 2-3 классов коррекционных школ для детей с интеллектуальными нарушениями, вариант 1, на развитие фонематического слуха, слуховой и речевой памяти, межполушарного взаимодейс...