Рабочая программа по музыке для 2 класса. УМК "Начальная школа 21 века"
рабочая программа по музыке (2 класс) на тему
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по музыке для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.doc | 38.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 2-го класса рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, и тематического планирования, предложенного программой образовательных учреждений предмет «Музыка», под руководством Д. Б. Кабалевского, авторы О.Школяр, В.Усачёва.
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретённые при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.
Изучение музыки в начальной школе направлено не достижение следующих целей:
- формирование основ музыкальной культуры посредством эмоционального восприятия музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения музыкального искусства Отечества, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве; овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально – пластическое движение и импровизация).
Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые предоставляются младшему школьнику.
Образовательные, развивающие и воспитательные задачи при обучении музыки решаются целостно при сбалансированном сочетании традиционных и инновационных технологий, в том числе информационных и коммуникационных.
Методы музыкального образования и воспитания:
- метод художественного, нравственно – эстетического познания музыки;
- метод интонационно – стилевого постижения музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод концентричности организации музыкального материала;
- метод забегания вперед и возвращения к пройденному;
- метод игры;
- метод художественного контекста (выходы за пределы музыки).
Формы (приемы) контроля:
- творческие задания;
- анализ музыкальных произведений;
- музыкальные викторины;
- тестирование;
- проектная деятельность.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Целенаправленная организация и планомерное формированием музыкальной учебной деятельности способствуют личностному развитию учащихся: реализация творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего поколения. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.
Художественная эмпатия, эмоционально-эстетический отклик на музыку обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная оценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
К концу обучения во 2классе учащиеся должны:
- Проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения
- Проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
- Знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека
Решать учебные и практические задачи:
- Выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
- Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.)
- Различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метро – ритмические, интонационные особенности;
- Применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
Учебно-тематический план
№ | Содержание учебного материала | Колич. часов | ИКТ | Проект. деятель. | Исслед. деятель. |
1 | «Три кита» в музыке – песня, танец, марш. | 9 | 2 | 3 | 3 |
2 | О чем говорит музыка? | 7 | 1 | 2 | 1 |
3 | Куда ведет нас «Три кита». | 10 | 3 | 3 | 3 |
4 | Что такое музыкальная речь. | 8 | 1 | 2 | 2 |
Итого: | 34 | 7-20,5 % | 10-30 % | 9-21 % |
«”Три кита” в музыке – песня, танец, марш» - 9 часов
( Из чего состоит музыка. Марш, песня, танец. Песня-танец. Песня-марш. Встреча «китов» в музыке).
«О чём говорит музыка?» - 7 часов
(Что выражает музыка; Изобразительность в музыке).
«Куда ведут нас «три кита» - 10 часов
(Куда ведёт нас песня; Куда ведёт нас танец; Куда ведёт нас марш; Куда приводят нас «Киты»).
«Что такое музыкальная речь» - 8 часов
(Регистр; Форма; Характер; Тембр; Музыкальная речь; Симфонический оркестр; Прокофьев «Петя и волк»).
Основное содержание рабочей программы представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основах образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности, Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинение отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор-исполнитель-слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как форма фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека. Музыкальных интонаций, тем художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно- образного содержание произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы звукозаписи.
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, мужской, женский, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
.
Календарно-тематическое планирование
№ урока п/п | Тема урока | Планируемые результаты освоения программы | Универсальные учебные действия | Дата | |
Три кита в музыке – песня, танец, марш(9 ч.) | |||||
1 | Композитор, исполнитель, слушатель | Знать/ понимать: правила поведения на уроке музыки. Правила пения. Смысл понятий «Композитор – исполнитель – слушатель» | Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | 4.09 | |
2 | Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита») | Знать/ понимать: название первичных жанров: песня, танец, марш. Уметь: определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок. Принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности. Уметь: выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша, откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. определять и сравнивать характер,настроение в музыкальных произведениях; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш); эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление. | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные произведения. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве Корректировать собственное исполнение Узнавать изученные музыкальные произведения. Называть их авторов | 11 | |
3 | Марш в жизни. Разнообразие маршей | 19.09 | |||
4 | Признаки, отличающие разные марши | ||||
5 | Танец в жизни. Разнообразие танцев | ||||
6 | Признаки, отличающие разные танцы | ||||
7 | Песня – главный «кит» в музыке. Знакомство с понятием мелодия | ||||
8 | Музыкальная символика – гимн России | ||||
9 | «Киты» встречаются вместе | ||||
О чём говорит музыка (7 ч.) | |||||
10 | Музыка выражает настроение и чувства | Знать/ понимать: закрепление понятий - мелодия и аккомпанемент, значение термина - ритмический рисунок. Уметь: найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения музыкального произведения. Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведения Узнавать изученные музыкальные произведения. Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. Воплощать собственные эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах, импровизация, сочинение) Приобретать опыт музыкально-творческой деятельности через слушание, исполнение и сочинение | ||
11 | Музыка выражает различные черты характера | ||||
12 | Музыка создаёт музыкальные портреты людей, сказочных персонажей | ||||
13 | Музыка изображает различные состояния и картины природы | ||||
14 | Музыка изображает движение | ||||
15 | Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке | ||||
16 | Обобщение по теме «О чём говорит музыка». Знакомство с хоровыми коллективами г. Полярные Зори | ||||
Куда ведут нас «три кита» (10 ч.) | |||||
17 | Введение в тему «Три кита» ведут в большую музыку | Знать/ понимать: определение жанров: опер, симфония, концерт, балет, сходства и различия, названия произведений и их авторов. Уметь: вслушиваться в звучащую музыку и определять характер произведения, выделять характерные интонационные музыкальные особенности музыкального сочинения. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров. | ||
18 | Песня ведёт в оперу | ||||
19 | Песня ведёт в симфонию | ||||
20 | Песня ведёт в концерт | ||||
21 | Танец ведёт в балет | ||||
22 | Марш ведёт в оперу | ||||
23 | Марш ведёт в балет | ||||
24 | «Три кита» ведут в оперу. М. Коваль. Опера «Волк и семеро козлят» | Знать/ понимать: определения: опера, хор, солисты, оркестр. Различать характер музыки: танцевальный, песенный, маршевый. Уметь: назвать понравившееся произведения, дать его характеристику. Уметь сопоставлять, сравнивать, различные жанры музыки | Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера) Соотносить основные образно-эмоциональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров | ||
25 | Профессиональная музыка о родном крае | Знать/ понимать: что все события в жизни человека находят свое отражение в ярких музыкальных и художественных образах. Понимать триединство: композитор – исполнитель – слушатель. Уметь: размышлять о музыке, высказывать собственное отношение к различным музыкальным явлениям, сочинениям, создавать собственные исполнительские интерпретации | Наблюдать за интонационным богатством музыкального мира. Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в музыкально-поэтическом творчестве и корректировать собственное исполнение. | ||
26 | Обобщение по теме «Куда ведут нас «три кита» | ||||
Что такое музыкальная речь (8 ч.) | |||||
27 | Какие бывают музыкальные звуки. Введение в тему | Знать/понимать формы построения музыкального произведения: одно-, двух- и трёхчастные Уметь: различать формы построения музыкального произведения | Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки(одно-, двух- и трёхчастные), Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм Воплощать музыкальное развитие образав собственном исполнении: пении, игре на муз. Инструментах, музыкально-пластическом движении | ||
28 | Музыкальная речь – сочетание различных музыкальных звуков | ||||
29 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Одночастная форма | ||||
30 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Двухчастная форма | ||||
31 | Форма произведения – один из видов музыкальной речи. Трёхчастная форма | ||||
32 | Выразительные возможности русских народных инструментов | Знать/ понимать: название русских народных инструментов – свирель, гусли, рожок и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты Ямала. Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания народных инструментов, исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения. Находить сходства и различия в инструментах разных народов | Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | ||
33 | Выразительные возможности инструментов симфонического оркестра | Знать/ понимать: названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано,скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов. Уметь: распознавать духовые и струнные инструменты, вычленять и показывать (имитация игры) во время звучания инструментов симфонического оркестра Уметь: сопоставлять звучание народных и профессиональных инструментов, выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки | Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных музыкальных инструментов. Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах | ||
34 | Создание музыкальных образов. Детские музыкально-творческие коллективы родного края | Знать/ понимать: что в музыке любого народа отражена любовь к своей родной природе, с каким настроением надо исполнять песни о Родине. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации; названия изученных произведений и их авторов. Уметь: выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине, различать выразительные возможности – скрипки | Размышлять о музыкальных образах Отечества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов. Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и др. |
Информационно – методическое обеспечение:
- Музыка: Методическое пособие для учителя: 2 кл/ Л. В. Школяр, В. А. Школяр, В. О. Усачева. – М.: Вентана-Граф,2012
- В. О. Усачева, Л. В. Школяр. Учебник «Музыка». - М .: «Вентана-Граф», 2012
- Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http//school – collection.edu.ru
- 8.Образовательный портал. – Режим доступа: www.uroki.ru
- 9.Первый мультпортал. – Режим доступа: www.km.ru/education
- 10.Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka. Info/about/193
- 11.Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1 september.ru
12.Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/education
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по музыке 3 класс ОС "Школа 2100"
рабочая программа по музыке 3 клас ОС "Школа 2100"...
ФГОС Рабочая программа по музыке 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по музыке 2 класса , составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Рабочая программа включает разделы: ...
рабочая программа по музыка 3 класс начальная школа 21 века ( ФГОС)
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы «Изобразительное искусс...
Рабочая программа по музыке 1 класс "Начальная школа XXI века"
Преподавание музыки в 1 классе ведётся по авторской программе «Начальная школа 21 века».Руководитель проекта чл. корр. РАО Н.В. Виноградова. Программа утверждена Министерством образования и наук...
Рабочая программа по музыке. 3 класс. "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по музыке разработана на основе· Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, · Концепции духовно-нравственного развития ...
Рабочая программа по музыке 3 класс "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа по музыке 3 класс "Начальная школа XXI века"...
Рабочая программа по музыке 1 класс УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа по ФГОС....