Развитие через фольклор -доклад.
статья по музыке по теме

Данная работа предназначена для проведения уроков музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_cherez_folklor.doc105.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Развитие интереса к урокам музыки через фольклор»

учителя музыки

высшей категории

МОУ СОШ № 21 с углубленным изучением отдельных  предметов

Ворошиловского района г. Волгограда

Ширяевой Татьяны Михайловны

Волгоград 2014г.

Справочно-информационные сведения об опыте

  1. Разновидность опыта (исследовательского). Соединить материал урока «Музыка» с внеурочной деятельностью, основанной на традициях народного творчества. Развитие интереса к урокам, используя народное творчество.
  2. Какими материалами предоставлен опыт:

– описание опыта;

– тематическое планирование в уроках музыки;

– разработка урока;

– тематическое планирование в уроках музыки;

– разработка урока;

– тематическая разработка игры «Голубчик мой, Ванюшка»;

– разработка внеклассного мероприятия;

– музыкальные прим еры разные видов русских народных песен.

  1. Технологические сведения об опыте

Цели и задачи:

– знакомство с термином «Что такое интерес?»;

– развитие творческих способностей учащихся;

– умение самовыражать себя в обрядах и обычаях;

– умение использовать данные полученные знания в жизни.


Формирование музыкой духовности ребенка – основа урока, его содержание, которое всегда будет иметь бесконечное разнообразие художественно-педагогического воплощения как бесконечное разнообразие в искусстве и в жизни. Это особенно важно сейчас, когда в стране идет процесс возрождения общечеловеческих ценностей, в котором центральное место занимает гуманизм как критерий поступательного развития общества.

Большую роль в музыкальном воспитании современного школьника играет фольклор, народные традиции.

Фольклор в переводе с английского – народная мудрость, а развитие духовности немыслимо без ощущения себя как части своего народа, его культуры.

Имея в запасе роскошный образовательный материал народного музыкального творчества, было бы крайне нерасчетливо не использовать его на пользу школы, на пользу образования народа.

Как же сделать так, чтобы культурное наследие своего народа стало полноправной частью духовного опыта наших школьников?

Как воспитать интерес к урокам музыки, используя народное творчество (фольклор).

Я продумываю различные темы и их логичную последовательность, что активизирует интерес ребят к произведениям, к творчеству композитов – это способствует развитию музыкального восприятия и воображения учащихся.

В нашей школе разработаны ступеньки освоения фольклорного материала:

I. Начальная школа – уроки, внеурочная деятельность (праздники, творческие коллективы).

II. Среднее звено – фольклорный ансамбль (театрализованные обрядовые традиции).

Надо использовать различные виды работы, чтобы вызывать интерес. Например, выбрав, которую мы будем разучивать на уроке, мы с ребятами устанавливаем  жанровую принадлежность песни, условия ее бытования. Исполняю ее эмоционально, ярко, пытаясь петь а капелла.

Русская народная песня «А я по лугу»:

а) определить – повторяется мелодия или нет;

б) найти одинаковые и различные образы;

в) выложить на фланелеграфе мелодию нотами-кружочками (долгие звуки – кружочки большие, а самый долгий звук, который надо протянуть – другим цветом, привлекающим к себе внимание);

г) при наглядном представлении определить дыхание;

д) для достижения и закрепления «чистого» интонирования мелодии первой фразы – это разучивание на металлофоне;

е) наметить исполнительский план песни и т.д.

разучивание начинаю с проговаривания поэтического текста. Если в народе песня исполняется с определенными движениями, то пытаюсь добиться в процессе разучивания естественного соединения слов и движения.

Это все способствует активному усвоению и выразительному исполнению. Народной песни. Работа становится для ребят интересной и увлекательной. В конечном счете, все это развивает интерес младших школьников к урокам музыки.

Дети начальной школы – это тот возраст, когда дети от природы воспринимают окружающий мир как целое, а все в этом мире как одушевленное, живое.

Мы наблюдаем, как повсеместно возрождается интерес к русской национальной культуре, обрядовым русским праздникам, народным преданиям. Это происходит в семье, близки к этой тематике учительство и дети. Все-таки современные дети мало знают свою историю, быт и культуру.

Долгое время считалось, будто народные обряды имеют прямую связь с религией, а в необходимости борьбы с религиозными верованиями никто не сомневался. Теперь мы понимаем, что обряд может быть явлением духовной жизни народа, средством передачи чувств и настроений.

Мы в классе с детьми в течение длительного времени обсуждали и вспоминали, читали и спорили, что такое обряд, какие русские обрядовые праздники мы знаем. Быстро усвоили, что обряд – это передача одного поколения другому культурных традиций, норм поведения, ценностей и чувств народа.

В подобранном УК уроку материале содержатся богатейшие образцы народного творчества, имеющие воспитательную и познавательную ценность. Истоки духовного возрождения России и, прежде всего, родного края, начинаются в школе, а значит, и система образования должна быть национально сориентирована. Знакомство с отечественным и зарубежным опытом построения воспитательных систем убедило нас в том, что самым надежным стержнем учебно-воспитательного процесса может стать идея воспитания учащихся на русских традициях, на исторических судьбах русского народа, прошлом, настоящем и будущем Родины.

Традиции русской культуры входят в жизнь также через работу разнообразных предметных кружков и кружков дополнительного образования. У нас фольклор, на уроках труда изучается русская вышивка, на уроках музыки мы используем элементы русской народной музыки.

У меня самый главный вопрос, который интересовал и интересует сейчас – это развитие интереса к урокам музыки и внеклассной работе, использование народного творчества.

Ну, во-первых, чтобы во всем этом разобраться и понять, нужно знать, что такое интерес? В толковом словаре русского языка слово интерес происходит от латинского слова внимание, возбужденное по отношению к чему-то значительному, важному, полезному.

Интерес – это познавательная направленность человека на предметы и явления действительности, связанные с положительными, эмоциональными переживаниями. В обиходной речи слово интерес употребляется шире – как обозначение любой направленности на значительный для человека предмет или вид деятельности. Интерес людей имеет различное содержание, объем, глубину и устойчивость. Интерес побуждает ученика к активным поискам объектов, которые могли бы удовлетворить их. Интерес играет важную роль в осуществлении любой деятельности. Особое место он занимает в усвоении знаний.

Задача воспитания состоит в том, чтобы сформировать у ребенка по мере его развития все более расширяющийся круг устойчивых и положительных интересов. Для этого учитель знакомит ребят с новыми для них видами деятельности, подбирая соответствующие им посильные и интересные задания. Для развития интереса большое значение имеет:

  1. Поощрение ребенка, что формирует интерес на уроках музыки и превращает его в важный стимул деятельности учащегося.
  2. Раскрытие мысли и значение изучаемого материала.
  3. Использование прошлого опыта и ранее усвоенных знаний.
  4. Тесная связь обучения с жизнью.
  5. Подведение к осознанию целостной системы знаний.

Именно в начальной школе надо осуществлять у ребят развитие интереса к урокам музыки, используя народное творчество.

Потому что:

  1. Именно в этом возрасте можно легче развить художественно-образное мышление.
  2. Необходимо в младшем возрасте развивать внутренний слух.
  3. Развивать внутреннее зрение.
  4. Развивать творческое воображение.
  5. Развивать чувство ритма, такта.

Для того, чтобы развивать интерес к предмету (к музыке), используя народное творчество, нужно знать основные методы музыкального воспитания:

  1. Словесный метод.
  2. Наглядно-слуховой метод.
  3. Метод анализа и сравнения.
  4. Метод обобщения.
  5. Метод эмоциональной драматургии.
  6. Метод «забегания вперед» и «возвращения» к пройденному.

На уроках использовать русское музыкальное искусство:

  1. Музыкальный фольклор, как отражение жизни народа, его истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку. Взаимодействие музыкальных фольклорных образов со средой их бытования, народными праздниками, обрядами, традициями, танцами, народным декоративно-прикладным искусством.
  2. Изустная и письменная традиция бытовой музыки. Музыка народная и профессиональная.
  3. Основные жанры русской народной песни: хороводные, плясовые, трудовые, протяжные, исторические, обрядовые.
  4. Народные истоки в творчестве русских композиторов.
  5. Своеобразие творчества наиболее выдающихся представителей русского классического и современного музыкального искусства.
  6. Духовная музыка русского православия как часть музыкального наследия русского народа. Значение музыки в русском православном храме, ее взаимосвязь с другими видами искусства – словом, иконописью, архитектурой.

В подобранном к уроку материале содержатся богатейшие образцы народного творчества:

  1. Познакомиться с лучшими образцами русского музыкального фольклора.
  2. Петь 2-3 русские народные песни (по выбору) в любом жанре; исполнить простой ритмический аккомпанемент к песне-пляске; подобрать характерные танцевальные движении для народной плясовой.
  3. Научиться использовать приемы игры на простейших детских музыкальных инструментах в процессе исполнения фольклорных образцов (ложки, трещотки, свистульки).
  4. Получить первичные представления об использовании музыкального фольклора на русских народных праздниках и обрядах.
  5. Знать имена и конкретные произведения русских композиторов-классиков, использовавших русские народные мелодии в своих произведениях.
  6. Узнавать на слух некоторые фрагменты из произведений русских композиторов-классиков (золотой фонд); размышлять об их содержании, характере, настроении, особенностях средств выразительности.
  7. Познакомиться с несколькими примерами музыки Русской православной церкви.


Приложение № 1

Разработка урока

2 класс

Тема: Русская народная песня

Цель и задачи:

а) образовательная – дать представление о русской народной песне;

б) развивающая – подвести ребят к выводу, что народная песня – это душа и жизнь народа;

в) воспитывающая – вызвать эмоциональный отклик, любовь и патриотизм к народной песне.

Русская народная песня – обостряет в людях чувство любви к Родине, формирует патриотические начала. Когда человек от души поет или слушает музыку, песню родного края, он не мыслит себя в отрыве от своей малой Родины и от своего Отечества.

Песня! Русская песня!

Как же ты хороша!

Песня! Русская песня!

Жизни нашей душа.

Русская песня. Веселая и грустная, задорная и лирическая, она сопровождает человека на протяжении всей жизни.

С песней и работа легче спорится. В песне человек может выразить радость, рассказать о своем горе. Под песню рубятся из сосновых  бревен избы по всей Руси, под песню мечутся из рук в руки кирпичи. Под народные песни пеленают детей, женятся и умирают.

Простые русские, искренние, задушевные песни словно отражали широту души русского человека, его любовь к родной земле, русской природе.

Сегодня мы попытаемся дать ответ, что такое русская песня? Что она значит для человека в жизни?

На прошлом занятии я просила вас найти стихи о русской песне, попытаться ответить на вопросы, что значит для тебя русская песня? Моя любимая русская песня.

Русская народная песня сопровождает нас с самого рождения и всю нашу жизнь, отсюда большое разнообразие видов русских народных песен. Это и колыбельные, величальные, солдатские, хороводные, лирические, трудовые, свадебные и многие другие.

На уроке мы попытаемся поговорить и вспомнить все виды русской народной песни.

Ребята, что входит в нашу жизнь с раннего детства и навсегда. Мы так привыкаем к его постоянному присутствии., что даже не замечаем, как не замечаем воздуха, которым дышим – просто протягиваем руки и берем с тарелки. Да. Это хлеб.

Ю. Конотов «Калачи»

– Вы откуда, калачи?

– Как откуда? Из печи!

– И куда же вы идете?

– К тем, кто в поле на раблоте!

Пусть-ка вдоволь поедят,

А лентяи поглядят!

В сознании народа хлеб, как молитва, как песня, как понятие о добре и зле, относится к вечным духовым ценностям.

И не только потому, что символизирует собой жизнь, земное плодородие, это еще и символ самого тяжелого, самого древнего и созидательного труда, извечного единения человека с землей-кормилицей. Хлеб, пашня, колос – для каждого народа это святые понятия. Народная мудролсть гласит:

Всем знакомы слова

Хлеб всему голова»

Счастлив край, весел край,

Где обильный урожай!

В нашем репертуаре есть песня-величание, хвала хлебу.

Давайте ее исполним.

Исполнение песни «Хвала хлебу».

А мы эту песню хлебу поем.

        Слава!

Хлебу поем, да небу честь воздаем.

        Слава!

Старым людям потешенье.

        Слава!

Да, еще мы знаем песню «За горою у колодца»:

За горою у колодца,

Где студеная вода,

Вслед за жнейкою вязала

Снопы девка молодая.

                Ой, вязала, песни пела,

                Что на свете любо жить,

                Если честно делать дело,

                Если труд свой полюбить.

Эх, могуча наша сила,

Широки у нас поля.

Изобильная, родная

Славься русская земля!

Много песен о труде, и не просто – они созданы для того, чтобы их петь во время работы. Это песни-помощники. Их мелодии, ритмы приспособлены к движению человека во время того или иного труда.

Звучит песня русская народная.

Посылала меня мать

Яровое жито жать.

A я жито не жала,

В борозденке лежала.

                Борозденка узенька

                Не поместилася.

                Летня ночка коротка

                Я не выспалася.

А я ночь укорочу,

Да еще день прихвачу.

Разучивание этой песни, показ, работа над дикцией, мелодией.

Песни нужны не только в труде, но и на отдыхе вечером, после работы, либо на больших праздниках и гуляниях. Мы уже знаем хороводные и плясовые песни, вспомним и исполним одну из них «На горе, горе».

Ребята водят хоровод, работа над исполнительским планом хоровода.

Лирические песни действуют и на нас не столько словом, сколько распевом, протяжной долгой мелодией. Недаром в народе говорят, что для такой песни нужна большая душа.

Исполняю сама песню «Ой, то не вечер» – старинная русская песня.

Слушая песню, с гордостью думаешь, что только у певучего доброго народа могли родиться такие песни.

Песня – душа народа.

Она как человек живет.

Народным песням нет забвенья.

Ее любя передает народ

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз – покоя нет!

Всю жизнь с такою будешь вместе.

Тебе от роду 10 лет,

А песне 100, а может 200.

Вопросы для закрепления:

  1. Что такое русская песня?
  2. Какие виды русской песни вы знаете теперь?
  3. Где звучали эти песни, с чем они были связаны?

Приложение № 2

Мероприятие посвящено проводу Зимы и встрече Весны. Длится этот праздник 7 дней, а в конце праздника сжигали чучело – Масленицу, как символ долгой зимы, с которой прощались до следующего года.

Когда проходят такие мероприятия, то на них решаются следующие цели и задачи. Прежде всего, приобщение учащихся к народным традициям, раскрывается содержание обрядов, обычаев русского народа, воспитывается чувство коллективизма.

В этом мероприятии участвуют разные классы, которые показывают свою подготовленную программу, вписывается все в один общий сценарий масленичных гуляний. Все готовят друг другу подарки, угощения, сюрпризы.

Это мероприятие, конечно, развивает у ребят творчество, воображение, умение двигаться свободно на сцене, а сейчас именно для наших ребят раскомплексованность на сцене является одной из важных задач.

Каждый класс показывает вокально-хоровые возможности, умение сыграть песню, зажечь эмоциональным выразительным исполнением других. Главная задача – вовлечь еще и родителей в эти мероприятия.

Перед праздником проводятся ярмарки, где продаются поделки, сделанные руками детей, родителей, различные конкурсы. Тут же пекутся блины по лучшим рецептам ребят. Дети вместе с родителями с увлечением участвуют в этом празднике. Готовятся к этому мероприятию заранее и с большим удовольствием.

Прощай, Масленица!

– Здравствуйте, люди добрые!

– Здравствуйте, гости дорогие!

– Добры молодцы и красны девицы!

– Люди мудрые, пожилые!

– Люди знатные, молодые!

– Бабушки и дедушки!

– Внучки и внучата!

– Соседи и соседушки!

– Парни и девчата!

Все слушайте!

– Что за славный денек,

Собирайся, народ,

На опушке на лесной.

– Не стихали до темна

Песни, смех и кутерьма.

И неслось над бурным хором

– Прощай, Зимушка-зима!

Прощай, Масленица!

А сейчас все отличившиеся на празднике молодцы и девицы вместе с почетными гостями образуют первый хороводный круг. Все пляшут вокруг чучела.

– Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

(бросает в костер блин)

– Гори, блин,

Гори Масленица.

(вступает в пение хор)

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай,

Наша широкая!

Ты не в среду пришла

И не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром,

С хмельным пивом и вином,

С блинами, с пирогами

Да с оладьями.

Мы каталися с горы

От зори и до зори.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончится веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

Хороводы водятся до тех пор, пока горит костер. Потом каждый разгребает золу, разбрасывает ее в сторону (по преданию пепел и зола, разбросанные по снегу, одарят людей большими урожаями, золотистым душистым хлебом).

Ой, гульба

– Пришло время зиму провожать,

Весну-девицу встречать.

– Весна, весна красная,

Приди весна с радостью!

– Ах, ты, зима, холодная зима,

Ступай за моря!

– Надоела нам, надоскучила.

– Рученьки приморозила.

– Все суставчики перезнобила.

– Метель глазки все повыхватила.

– Метель-вьюга все повымела.

Все: Ты прощай, прощай, наша Масленица!

Как провожали зиму? Со смехом! Румяные, как солнце блицы, длинные хороводы, катание с гор, бесконечные песни – вот они, главные приметы – проводы зимы, широкой Масленицы. Веселье целую неделю, а потом пост, сосредоточенная молитва, во всем воздержание. Пируй, пока масленица, а потом о посте вспоминай без маслица!

– Ой, Масленица, распляшись!

За белую березу зацепись!

Сказали: Масленице семь годков,

В нашей Масленице семь деньков.

Каждый день Масленицы имел свое название.

Понедельник – встреча Масленицы. Все на улице, радость-то какая! Но, где же Масленица, что не идет?)

Дети поют знакомую закличку.

Звал, зазывал честный семик (Масленица считалась племянницей Сварога) широкую Масленицу во двор. Душа моя, Масленица, переплетеные твои косточки, бумажное тело твое, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка, ты моя перепелочка!

Приезжай ко мне на тесовый двор душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!

Раздаются крики.

– Да, вот же она, вот!

Появляется Масленица (она с блинами).

Все: Сегодня к нам на праздник русский спешите все, спешите все!

– Очень древнего рода рождения

Весна и Масленица нынче вас ждут во всей своей красе.

– Дорогая наша гостья – Масленица.

Масленица

Я гуляла с вами,

Теперь села в сани.

По лесам гуляла

Больно я устала.

Кончилось веселье,

А со мной проститеся

Блинами угоститеся!

 

Целую неделю гуляет Масленица. И каждый ее день – новое название.

Второй день – заигрыш.

Веселая, частушечного характера песня.

Разучивание песни особых трудностей не представляет. В наиболее подготовленных классах можно разучить с группой ребят высокий подголосок, что очень украсит общее звучание песни. Подголосок разучивается отдельно и впоследствии соединяется с основной мелодией.

Третий день – лакомка.

– Масленица! Честная, широкая, веселая.

Семикова племянница!

Объедуха, сырная неделя!

Справляется за семь недель до Пасхи.

Четвертый день – разгул.

Пятый день – тещины вечера.

Шестой день – золовкины посиделки.

Седьмой день – сожжение Масленицы на костре.

Частушки ребят

  1. Кому холодно в тужурке

Тулупчик надевай.

Кому хочется подраться,

Тот поскакивай давай.

  1. Ты играй, гармошка наша.

Мы чужую разорвем.

Кулаки вострей наточим

Да под боки надаем.

  1. Восемь месяцев не дрались.

Кулаки заржавели.

Будем петь да шутить,

Да весну веселить.

– Гей! Веселый собирайся народ!

Нынче песня по планете идет.

– Все приготовлено на славу.

Вас представленье ждет по праву.

– Здесь всем командует сама

Ее величество – Весна.

– Масленица, прощай!

А на тот год приезжай!

(бросает в костер блин)

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица!

Ты прощай, прощай,

Наша широкая!

Ты не в среду пришла

И не в пятницу,

Ты пришла в воскресенье,

Всю неделюшку веселье.

Ты пришла с добром,

С хмельным пивом и вином,

С блинами, с пирогами

Да с оладьями.

Мы каталися с горы

От зори и до зори.

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончится веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица!

На этом праздник заканчивается. Желаем всем здоровья, богатства и счастливых дней. Вот и перелистали мы с вами все семь листков короткого масленичного календаря.

Прошла неделя.

Отгуляла честная Масленица. А завтра? Завтра первый день поста – чистый понедельник… Вспоминается тут поговорка: «Не все коту масленица, будет и Великий пост».


Приложение № 3

Дыхание

Чтобы легче ощутить работу дыхательных мышц, нудно найти правильное положение тела.

Все создает интерес к урокам музыки, все зависит от необычных фактов:

  1. Создание эффекта удивления.
  2. Создание ситуации успеха (поощряя детей, учитель создает ситуацию успеха, а переживание радости придает им силы, уверенность в преодолении трудностей помогает поднять эмоциональный тонус в работе над исполнением любой песни).
  3. Создание игровых ситуаций (игровые ситуации применяются в работе с младшими школьниками). В игровых ситуациях легче организовать песенное творчество инсценировки, драматизации. Например:

Я даю детям куклу и прошу уложить ее спать и спеть колыбельную, при этом разбираю с ребятами, как должна звучать колыбельная песня и как ее надо исполнять.

Играя в охотников и зайцев, одна часть ребят – смелые охотники, другая половина – крадущиеся зайцы.

Вот такая игровая ситуация помогает поддерживать интерес детей к уроку и сделать эмоциональную разрядку и предупредить переутомление.

Для этого существуют упражнения:

Дыхание

Встать, ссутулиться, расслабить мышцы спины и плеч. Теперь, как бы приподнять свое тело, и, толкнув его назад и вниз, «надеть» на позвоночник, как пальто на вешалку.

Спина стала крепкой, прямой, а руки, шея, плечи – свободными, легкими.

Цветочный магазин

(момент вздоха)

Представим себе, что мы в цветочном магазине. Воздух наполнен ароматами разных цветов. Мы вдыхаем этот воздух – спокойно, глубоко. Бесшумно вливается воздух. При спокойном и глубоком вдохе воздух как бы идет в голову и задерживается там на секунду.

Дикция

«Жало» – высунуть язык наружу «жалом», т.е. придать языку заостренную форму, затем вернуть в исходное положение.

«Маятник» – напряженный язык высунуть, опустить к подбородку, поднять к носу. Движение напряженного языка вправо, влево.

«Вкусное» – медленное облизывание губ кончиком языка по кругу вправо и влево.

Тембр и диапазон

Здесь надо опираться на желание и умение детей перевоплощаться в герое сказок, животных. Увлекаясь созданием образов, дети находят звук, нужную окраску.


Приложение № 4

1 класс

  1. «Савка и Гришка»
  2. «Не летай соловей»
  3. «На горе»
  4. «Заиньк» – песня-игра
  5. Потешка «Девки»
  6. «Коляда-коляда»
  7. «Как на тоненький ледок»
  8. «А я в сень»
  9. «Ах, вы, сени!»
  10. «Блины»
  11. «А я по лугу»
  12. «Воробей»
  13. «Березонька»

2 класс

  1. «Как у наших у ворот»
  2. «Как на речке, речке»
  3. «Служил я хозяину»
  4. «Ой, вставала я ранешенько»
  5. «Здравствуй, гостья зима»
  6. «Частушки»
  7. «А мы Масленицу дожидаемся»
  8. «Прощай, Масленица»
  9. «Весна красна»
  10. «Жаворонки прилетели»

3 класс

  1. «Дождик, дождик, поливай» (летняя закличка дождя)
  2. «Ты живи, баба, подоле»
  3. «На море утушка купалася»
  4. «Нив, моя нива»
  5. «Жаворонушки, прилетите-ка!»
  6. «Сеяли, сеяли, посевали»
  7. «Ой, коляда, коляда»
  8. «Масленичные песни»
  9. «Дубинушка»
  10. Где был, Иванушка»

Приложение № 5

Игра «Голубчик мой, Ванюшка»

Может проводиться в любой классной комнате, а в качестве атрибутов народного быта можно использовать мешок.

Один из играющих изображает Ванюшку, он садится на стул. Его спрашивают:

– Голубчик, мой Ванюшка!

Куда ж едешь ты?

Он отвечает:

– Не скажу.

– Скажи, разлюбезный,

Ваня размилой.

Он отвечает:

– На базар.

– Голубчик мой, Ванюшка!

Возьми ж меня с собой!

– Не возьму!

– Возьми разлюбезный,

Ваня размилой.

– Садись, да на край.

– Голубчик мой, Ванюшка!

Что у тебя в мешке?

– Не скажу.

– Скажи, разлюбезный,

Ваня размилой.

– Яблоки!

– Голубчик мой, Ванюшка!

Дай мне хоть один!

– Не дам!

– Дай мне, разлюбезный,

Ваня размилой!

– Возьми, да гнилой!

– Ванюшка, голубчик мой!

Как мне ж его есть?

– Не знаю.

– Скажи, разлюбезный,

Ваня размилой!

– Свежий срежь, а гнилой съешь.

Все поют, а Ваня отвечает.

Все смеются, хватают Ванюшу, отнимают у него яблоки и кружатся в хороводе, дразня Ванюшку яблоками, которые у него отняли, едят сами и угощают неразговорчивого и «жадненького» Ванюшку.

 

Можно использовать любую мелодию в инструментальном сопровождении плясового характера. Так как народная игра всегда повторяется несколько раз, то роль Ванюши могут исполнить несколько человек, а в качестве сопровождении пляски прозвучат разные плясовые мелодии.


Приложение № 6

Шуточная колыбельная песня

«На улице дождь, дождь»

На улице дождь, дождь.

На широкой сильный.

        Ой, лешеньки, лели,

        На широкой сильный.

Не ситчиком сеет,

Ведром поливает.

        Ой, лешеньки, лели,

        Ведром поливает.

Ведром поливает,

Землю пробивает.

        Ой, лешеньки, лели,

        Землю пробивает.

А братец сестрицу

В зыбочке качает.

        Ой, лешеньки, лели,

        В зыбочке качает.

В зыбочке качает,

Еще величает:

«Сестрица родная,

Расти поскорее,

Расти поскорее

Да будь поумнее.

        Ой, лешеньки, лели,

        Да будь поумнее!


Приложение № 7

Девичьи хороводы

На горе, горе петухи поют, да,

        Ой, ладо, ладо, петухи поют, да!

Под горой, горой озеро с водой, да,

        Ой, ладо, ладо, озеро с водой, да!

Озеро с водой всколыхалося, да.

        Ой, ладо, ладо, всколыхалося, да!

Красны девушки разыгралися, разыгралися, да.

        Ой, ладо, ладо разыгралися !

                        О-ой…

(девушки ходят по кругу)

Выбрав себе по дереву, девушки украшали березку лентами, цветами, цветными нитками – «завивали».

Березка – символ богини красоты, юности, девичества.

Парней от таких хороводов гоняли, они ждали девушек у околицы.


Приложение № 8

Припевка-коротушка «Заинька»

– Заиньк, погуляй, серенький, погуляй!

Вот так, вот так погуляй!

Вот так, эдак погуляй!

– Заинька, топни ножкой, серенький, топни ножкой!

Вот так, вот так топни ножкой!

Вот так, эдак топни ножкой!

– Заинька, поскачи, серенький, поскачи!

Вот так, вот так поскачи!

Вот так, эдак поскачи!

– Заинька, сорви цвет, серенький, сорви цвет!

Вот так, вот так сорви цвет!

Вот так, эдак сорви цвет!

– Заинька, свей венок, серенький, свей венок!

Вот так, вот так свей венок!

Вот так, эдак свей венок!

– Заинька, надевай, серенький, надевай!

Вот так, вот так надевай!

Вот так, эдак надевай!

Кто «заинькой» в кругу ходит, все покажет – и ножкой топнет, и поскачет, а как споют «надевай», так он подойдет к кому-нибудь и сделает вид, что ему венок на голову одевает, в круг его выведет, а сам на его место встанет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учебной деятельности обучающихся и обеспечения условий для её развития через кружок "Юный эколог"."

Статья о мотивации учебной деятельности обучающихся и обеспечении условий для её развития во внеклассной и внеурочной деятельности....

Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности (доклад на МО учителей начальных классов).

Данный методический материал можно использовать на заседаниях МО учителей начальных классов и педагогических советах.Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школь...

Воспитание толлерантности через фольклор.

Одним из средств развития не только речи, но и толлерантности у детей является устное народное творчество, вмещающий широкий спектр знаний. Фольклор составляет часть ситемы культуры, которая в целом в...

Доклад на тему: « Формирование нравственных представлений и поступков у детей с проблемами в развитии через игровую деятельность»

Проблема включения детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире.        Одной из...

Выступление на тему: «Формирование слоговой структуры слова у детей с I-II уровнем речевого развития через систему игровых упражнений»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка...