Выступление на тему: «Формирование слоговой структуры слова у детей с I-II уровнем речевого развития через систему игровых упражнений»
методическая разработка по логопедии

Чуприна  Ольга Константиновна

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку.

Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slogovaya_struktura.doc513 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»

Выступление на тему:

«Формирование слоговой структуры слова у детей с I-II уровнем речевого развития через систему игровых упражнений»

Подготовила и выступила:

учитель начальных классов, учитель-логопед

Чуприна Ольга Константиновна

Зерноград, 2021

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка родному языку.

Особенно необходимым для ребёнка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников.

Среди разнообразных нарушений речи у детей школьного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

Вид нарушения слоговой структуры

Пример

Нарушение количества слогов

1.    Сокращение (пропуск) слога:        

«моток» = «молоток», «вадос» = «водолаз».

2.    Опускание слогообразующей гласной:

«пинино» = «пианино»,

«прасоник» = «поросёнок».

3.    Увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных:

«команата» = «комната», «дупело» = «дупло».

Нарушение последовательности слогов в слове

1.    Перестановка слогов:        

«деворе» = «дерево», «чимхистка» = «химчистка».

2.    Перестановка звуков соседних слогов:        

«гебемот» = «бегемот».

Искажение структуры отдельного слога

1.    Сокращение стечений согласных:        

«тул» = «стул».

2.    Вставки согласных в слог:        

«лимонт» = «лимон».

3. Уподобление      слогов:        

«кококосы» = «абрикосы», «мимидор» = «помидор».

4. Персеверации (циклический    повтор, настойчивое воспроизведение)        

«били…били…билитекарь» = «библиотекарь», «вввво…вововодичка» = «водичка».

5. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими):        

«нананасы» = «ананасы».

6. Контаминации (смешение слов):        

«в холодильнице» = «в хлебнице и холодильнике», «персин» - персик и апельсин, «деволяет» - девочка гуляет).

Особенности несформированности слоговой структуры слова проявляются на разных уровнях общего недоразвития речи.

На первом уровне звуковое оформление речи очень нечетко и нестабильно. Дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют отсутствующие у них. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней. В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5—10 до 25—27 слов.

На втором уровне речевого развития отчетливо выявляются затруднения в воспроизведении слоговых структур. Детям доступно воспроизведение односложных и лишь в некоторых случаях — двухсложных слов, состоящих из прямых слогов. Наибольшие затруднения вызывает произношение одно- и двухсложных слов со стечением согласных в слоге, а также трехсложных. Многосложные структуры часто редуцируются.

Современные подходы к формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР.

В настоящее время существует несколько методик по формированию слоговой структуры слова.

  1. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.
  2. Бабина Г.В., Сафонкина, Н.Ю.Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.
  3. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.
  4. Т.А.Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.
  5. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.
  6. Четверушкина Н. С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.
  7. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

Для своей работы вы можете использовать одну из них.

Основные тезисы методик.

1. Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическими и грамматическими значениями слова.

2. Коррекция фонематического образа слова должна проходить параллельно с уточнением и закреплением его лексического значения.

3. Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную, кинестетическую функции.

  1. Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.

В пособии освещаются особенности коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи. Систематизация и подбор речевого и дидактического материала, лексическая насыщенность занятий помогут учителям-логопедам решать данные проблемы с учетом основных этапов развития речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Материал подобран таким образом, что при работе над автоматизацией одного звука исключается наличие в словах других, трудных для произношения звуков. Приведенный иллюстративный материал направлен на развитие мелкой моторики (картинки могут раскрашиваться или заштриховываться), а порядок его расположения поможет формированию слоговой структуры на этапе звукоподражания.

  1. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие.

В содержании учебно-методического пособия получили отражение материалы исследования неречевых процессов, значимых для формирования слоговой структуры слова: оптико-пространственная ориентация, ритмическая и динамическая организация движений и действий, серийно-последовательная обработка информации.

  1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.

Предложена система логопедических мероприятий по устранению у детей дошкольного и младшего школьного возраста такого сложного для коррекции, специфического вида речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов,— дефекта, ведущего к возникновению дисграфий и дислексии.

  1. Т. А. Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

В практическом пособии раскрываются особенности работы  логопеда над слоговой структурой. Она должна осуществляться в
тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова.

Нарушение слоговой структуры неправомерно относить к дефектам про
изношения, мы предлагаем отвести этой патологии
особое место как при об
следовании дошкольника, так и в процессе коррекции речи.

Одно из важных условий проведения коррекционной работы — формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции.

  1. Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие.

В пособии описываются причины трудностей формирования слоговой структуры слова, виды ошибок. Описывается методика работы. Уделяется внимание развитию таких предпосылок для формирования слоговой структуры, как оптико- и сомато-пространственные представления, ориентация в двухмерном пространстве, динамическая и ритмическая организация движений. Автор предлагает прием мануального подкрепления, облегчающий детям артикуляционные переключения и предотвращающий пропуски и замены слогов. Дается порядок освоения слов со стечениями согласных. Игры каждого этапа содержат речевой материал, подобранный с учетом программ логопедического обучения.

  1. Четверушкина Н. С. Система коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

В книге изложена система специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста.

Предлагаемое пособие рассчитано на два года обучения и может быть использовано в работе с детьми в старшей и подготовительной группе детского сада для детей с нарушениями речи. Книга содержит не только системный дидактический материал по формированию слоговой структуры, но и поможет обогатить словарный запас, усовершенствовать грамматический строй речи, развить фонематическое восприятие ребенка.

  1. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией.

Еще много различных авторов книг и пособий, которые можно использовать в работе над формированием слоговой структуры слова.

Формирование слоговой структуры слова у детей с I-II уровнем речевого развития через систему игровых упражнений

 Если вы ознакомитесь с данными  методиками работы над  слоговой структурой, то найдете в них много интересных игровых упражнений. Вся работа строится по этапам.

Подготовительный этап.

Цель: Создание фонетико-фонематической базы для коррекции нарушений слоговой структуры слова.

        На этом этапе работы большое значение уделяется развитию слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков.

        С детьми проводят такие игры и упражнения:

        - Где позвонили?

        - Скажи (покажи), что ты слышишь?

        - Кто что услышит?

        - Жмурки с голосом?

        - Скажи (покажи), что звучит?

        - Где постучали?

Эти игры и многие другие, во время которых дети учатся на слух узнавать и различать звуки, которые издают различные предметы и музыкальные инструменты.

Логопед на этом этапе проводит большую работу над развитием ритма. Детям предлагаются следующие виды упражнений:

- Слушай и хлопай (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул логопед)

- Считай и хлопай (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке)

- Сравнение ритмов (считаем хлопки и ищем различия)

- Хлопни сильнее – задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка.

Следующий вид работы на подготовительном этапе, который мы используем -  различные упражнения на:

1.развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет (кулак – ребро кулак – ребро – ладонь и различные пальчиковые игры)

2. развитие рецепторной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки)

Уточняется правильное произношение гласных звуков. Проводятся  упражнения:

-произнеси звук А (О, У, И, Э, Ы) столько раз, сколько кружочков на карточке; сколько раз логопед хлопнул в ладоши; сколько раз ударил в бубен или барабан.

-пропеть серию звуков с четкой артикуляцией с опорой на звуковые символы.

-пропеть серию из отдельных звуков А - У- И- О

-пропеть сочетание из двух звуков А – У, И – А, О - А  

-пропеть сочетание из трех звуков А  - И -У, О - А - У

-узнать серию звуков по беззвучной артикуляции логопеда и произнести их голосом.

Работа на уровне слога ведется как на непосредственной образовательной деятельности в индивидуальной форме параллельно с работой по автоматизации и дифференциации нарушенных звуков. В работу включаются следующие  игры и упражнения:

«Слушай и хлопай» - логопед произносит ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па.

«Слушай и считай» - ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнес логопед, показать карточку с соответствующей количеством точек.

«Послушай и назови» - ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов.

«Кто самый внимательный» - дети воспроизводят слоговые ряды:

- из одинаковых гласных и согласных звуков

ПА – ПА – ПА

БА – БА – БА

 - из одинаковых согласных, но разных гласных звуков

ПА – ПУ – ПО

БА – БУ – БО

 - из разных согласных звуков и одинаковых гласных

ПА – ХА – БА

КА – МА – ТА

 - с изменением ударения

ПА – ПА - ПА

БА – БА – БА

КА – КА – КА

В основе работы на уровне слова лежит принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности:

1. Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).

2. Трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).

3. Односложные слова (дом, сок).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (тюльпан, компот).

7. Трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).

8. Трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).

9. Трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягнёнок, половник).

10. Трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).

14. Четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).

Но при работе с детьми среднего возраста на данный период работа ведется по первым четырем типам слоговой структуры и используются следующие игры.

Игры на развитие 1 типа слоговой структуры (двусложные слова из открытых слогов):

Упражнение «Узнай, кто это?»

Цель: Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развивать слуховое внимание и память.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 сюжетных картинок, одновременно проговаривая предложения к ним:

Мама купает Вову.

Папа играет с сыном.

Дядя идет домой.

Во дворе стоит баба из снега.

Няня гуляет с детьми.

А затем предлагает ребенку ответить на вопросы:

        Логопед:                                                      Ребенок:

Кто купает Вову?                                             Мама.

Кто играет с сыном?                                        Папа.

Кто стоит во дворе?                                          Баба.

Кто гуляет с детьми?                                        Няня.

Кто идет домой?                                                Дядя.

Упражнение «Найди и назови».

Цель: Учить произносить слова слоговой структуры 1-ой при образовании имен существительных множественного числа именительного падежа. Учить соотносить слова и картинки. Развивать слуховое и зрительное внимание.

Оборудование: картинки с изображением предметов во множественном числе.

Ход игрового упражнения.

      Логопед раскладывает перед ребенком картинки и предлагает ему поиграть: «Я   назову предмет, а ты найдешь картинку, где таких предметов несколько, и назовешь их».

а) с окончанием -И                                            б) с окончанием -Ы      

   Логопед:         Ребенок:                              Логопед:                 Ребенок:

     муха               мухи                                                 дуб                         дубы

     нога                 ноги                                            кот                          коты

     дыня               дыни                                            нота                        ноты

     конь                кони                                               кит                          киты  

     мак                 маки                                            ива                          ивы

     тень                тени                                            липа                        липы

     ель                  ели                                              хата                         хаты

     дуга                дуги

   (Лексический  материал упражнения можно разделить на 2 занятия).

Упражнение «Выполни команду».

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-ого типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа     настоящего времени. Развивать слуховое внимание.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Вариант 1

Логопед говорит ребенку: «Представь, что я командир и буду отдавать приказы, а ты будешь их выполнять и говорить, что делаешь».

                                                         

   Логопед:                                    Ребенок:

   Иди        .                                Иду.

   Беги.                                Бегу.

   Дуй        .                                Дую.

   Дай мяч.                                     Даю.

   Мой руки.                        Мою.

   Веди Петю.                        Веду.

   Пили.                                    Пилю.

Вариант 2

Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты.  Скажи, что ты делаешь?»

 Ребенок:

                          Я иду.

                          Я бегу.

                          Я дую.

                          Я мою.

                          Я пою.

                          Я пилю.

                          Я веду (Петю).

Упражнение «Чего не стало?»

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа. Развивать зрительное внимание и память.

Оборудование: предметные картинки: бык, мак, дом, кот, кит.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребёнком 5 картинок, предлагает ему внимательно рассмотреть и запомнить предметы, изображенные на них. Затем логопед закрывает одну картинку и обращается к ребёнку с вопросом: «Чего (кого) не стало?»

Ребенок:

Кота, кита, мака, дома, быка

Упражнение «Жадина».

Цель: Учить проговаривать слова слоговой структуры 1-го типа. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «мое», «мои» с именами существительными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки: ива, дыня, муха, вата, губы, ноги, духи, дети, люди, ухо, мыло, лото.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки и уточняет название предметов, изображенных на них. Затем предлагает ребенку отобрать предметы, о которых можно сказать: а) «моя», б) «мои», в) «мое».

Ребенок:                              

моя ива                        мои ноги                           мое ухо          

моя дыня                         мои губы                           мое мыло  

моя муха                        мои духи                           мое лото

 моя вата                          мои дети                           мои люди

Упражнение «Подскажи словечко».

Цель: Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры, употребляя имя существительное «кот» в разных падежах.  Развивать слуховое внимание.

Ход игрового упражнения.

Логопед читает стихотворение А. Грачева, ребенок добавляет слово «кот», изменяя его по смыслу.

   Логопед:                                                         Ребенок:      

    У норы добычи ждет

    Притаившись, серый                                                   кот.

    Мышь осталась без хвоста,

    Убегает от                                                                     кота,

    А теперь и за версту

    Не  приблизится к                                                        коту.

    Крыса старая, и та,

    Видя грозного                                                               кота,

    Убежит скорее в дом,

    Чтоб не встретиться с котом.

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о                                                                     коте.        

        (Аналогично проводится   работа со словом «вода».)

Грязнулю всегда выручает                                              вода.

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…                                                     воды.

Гусь в любую непогоду

Торопится забраться в…                                                  воду.  

 

Всегда и везде

Вечная слава…                                                                  воде.                

Трехсложные слова с открытым слогом.

(2 тип слоговой структуры).

Упражнение «Какое слово получилось?»

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. Упражнять в слоговом синтезе. Расширять словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 Логопед, бросая мяч ребенку, произносит начало или конец слова.  Ребенок, возвращая мяч, заканчивают или начинают его, затем называет слово полностью.

        Логопед:                                          Ребенок:

          Побе                                                 победа

          Пома                                        Да     помада

          Пого                                                  погода

          Логопед:                                          Ребенок:

            лено                                                  полено

            лина                                                  Полина

            ляна                                                   поляна

            беда                                           ПО  победа

            года                                                   погода

            мада                                                   помада                                  

Упражнение  «Игра с мячом».

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при образовании имен существительных множественного числа       именительного падежа. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет существительное в единственном числе. Ребенок, возвращая мяч, произносит слово во множественном числе.

а). С окончанием « - Ы».

Логопед:        Ребенок:                      Логопед:              Ребенок:  

Панама          панамы                          Филин                 филины

Минута          минуты                             Кабан                   кабаны

Ягода             ягоды                            Пион                     пионы  

Поляна           поляны                            Канава            канавы                              

Батон              батоны                       Вагон              вагоны                          

Бутон              бутоны                       Банан              бананы                                        Диван                     диваны                Букет               букеты                            

Билет              билеты                            Томат               томаты         

б). С окончанием « -И».

Логопед:         Ребенок:                      Логопед:              Ребенок:  

Кубик                     кубики                  Веник                     веник

Паук                       пауки                   Петух               петухи                             Тюлень                    тюлени                Педаль              педали                              Олень                       олени                  Медаль             медали                             Лебедь                      лебеди                Домик               домики                      

в) с окончанием «-Я».

Тополь               тополя

 (Лексический материал упражнения рекомендуется разделить на два занятия).

Упражнение «Кто у кого?»

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай».

Логопед:                  Ребенок:

У кошки -                 котята.

У утки -                 утята.

У коровы -                 телята.

У гусыни -                гусята.*

*При отсутствии нарушений звукопроизношения [c’]

Упражнение «Закончи предложение»

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. Упражнять в образовании, различении и употреблении приставочных глаголов. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: сюжетные картинки, вода и различная посуда.

Ход игрового упражнения.

а). Образование глаголов по демонстрации действия. Логопед демонстрирует действие и произносит начало фразы, ребенок дополняет предложение словом, подходящим по смыслу.

Логопед:                                             Ребенок:

Воду в чашку . . .                                     налили.

Воду из  чашки . . .                                  вылили.

Цветы водой  . . .                                      полили.

Упражнение «Покажи и назови».

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа. Упражнять в различении и практическом употреблении глаголов единственного и множественного числа прошедшего времени. Расширять и активизировать словарный запас.

Оборудование: парные сюжетные картинки.

Ход игрового упражнения.

Логопед показывает парные сюжетные картинки и предлагает, о какой из них идет речь. Затем просит ребенка назвать действие, изображенное на другой картинке.

             Логопед:                 Ребенок:                

             Бегала -                     бегали.

             Лепила -                    лепили.

           Ходила -                         ходили.

           Копала -                         копали

           Болела -                         болели

             Катала -                         катали

             Давала -                         давали

          Гуляла -                         гуляли

Односложные слова из закрытого слова.

                                   (3-ий тип слоговой структуры).

Упражнение «Назови предмет».

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа при  образовании имен существительных в форме единственного числа от множественного числа.  Развивать слуховое внимание.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

Логопед, бросая мяч ребенку, называет имя существительное во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, называет это слово в единственном числе.

Логопед:            Ребенок:                         Логопед:            Ребенок:

Коты –                    кот                                 Киты –                    кит        

дома -                    дом                                  пни -                  пень

Быки –                    бык                                меха -                мех

Дубы –                    дуб                                тени -                тень

Кони –                    конь                                    дни -                  день        

                                 Упражнение «Что ты запомнил(а)?»

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. Развивать зрительную память и внимание.

Оборудование: предметные картинки: бак, люк, дым, мох, мед, лев.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком с начало 2 картинки (затем доходим до 4 картинок) и говорит: «Рассмотри предметы, запомни  их, а потом назови то, что ты запомнил(а)».        

Упражнение «Узнай по описанию».

Цель: Учить четко проговаривать слова слоговой структуры 3-го типа. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям. Развивать логическое мышление и слуховое внимание.

Оборудование:  предметные картинки: ель, дом, лев, ком, бык, пух.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком предметные картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит отгадать и сказать, о каком предмете идет речь.

Логопед:                                                                  Ребенок:

Ветвистая, высокая, зеленая, колючая                  ель.

Старый, кирпичный, двухэтажный                       дом.

Грозный, большой, с лохматой гривой                 лев.

Большой, круглый, снежный                                 ком.

Белый, легкий, птичий                                            пух.

Двусложные слова с закрытым слогом (4 тип слоговой структуры)

Упражнение  «Добавь звук».

Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. Формировать навыки звукового синтеза. Развивать слуховое внимание.

Уточнять и активизировать словарный запас.

Оборудование: мяч.

Ход игрового упражнения.

 Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью, если ребенок пока не может сказать слово, логопед говорит за ребенка и просит его повторить это слово.

Логопед:    Ребенок:

Като     каток  

              Бубе_(н)                        

Комо _(к)

   Лимо _(н)

Вени _(к)

  Бато _(н)

Доми _(к)

Бана _(н)

Пау _(к)

Дива _(н)

Тюби _(к)

Ваго _(н)

Гама _(к)

Бегу _(н)

Куби _(к)

          Хомя(к)

Мото _(к)

          Ива(н)

Упражнение «Кто как передвигается?».

Цель: Учит четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас.

Оборудование: предметные картинки: удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тюлень, пудель, удод.

Ход игрового упражнения.

Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать».

     Логопед:                   Ребенок:

    Ползает (кто?)              удав, паук.

Летает  (кто?)              филин, лебедь, удод.

Ходит (кто?)                олень, кабан, хомяк, енот, пудель.

Плавает (кто?)             окунь, тюлень.

Таким образом,

  • Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова.
  •  Нарушение слоговой структуры – одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи.
  •  Самым распространенным дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков.
  •  Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции.

Список литературы:

1.        Курдвановская Н.В., Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания.

2.        Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Б 12 Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005. Серия «Логопедические технологии». - 96 с.

3.        Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.

4.        Т.А.Ткаченко. Коррекция нарушений слоговой структуры слова.

5. Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.; . Издательство ГНОМ и Д. 2001 г.

6.        Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. — М.: ТЦ Сфера, 2006. — 32 с. («Конфетка»)

7. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова. Москва: Гном и Д, 2001.

8.        Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

"Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей".

Практический материал, который поможет построить коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей....

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Обобщение опыта "Формы работы по формированию слоговой структуры слова у детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющие общее недоразвитие речи. Виды коррекционной работы".

Практика моей логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имею...

Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений

Развитие фонематического слуха через систему игровых упражнений....

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется  трудностями в произношении слов  сложного  слогового  состава: нарушение порядка в слове, пропуски, добавление новых слогов или ...

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является...