Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии (на примере).
статья по логопедии

Ануфриева Евгения Владимировна

Не секрет, что современные дети гораздо более раскованны, непосредственны, импульсивны, чем дети предыдущих поколений. Одни гиперактивны, другие могут быть заторможенными. Процессы возбуждения и торможения у них не уравновешены, часто один и тот же ребёнок может проявлять себя совершенно по-разному в различных ситуациях, то быть «идеальным», то шокировать педагогов своим негативным поведением. Для того, чтобы заинтересовать наших обучающихся, требуются всё более нестандартные подходы. Это может быть яркая, динамичная наглядность, быстрая смена картинок, как в современном кинотеатре или, наоборот, спокойная, тихая подача материала с опорой на эмоции.

Статья о работе с учащимися, имеющими проблемы в развитии на примерах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx67.09 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии (на примере).

Ануфриева Евгения Владимировна

                                                   Санкт-Петербург, 2024 год

Оглавление:

1. Введение

2. Основная часть

2.1. Методы и приёмы изобразительной деятельности.

2.2. Примеры игр с использованием изобразительной деятельности.

2.3. Использование элементов изобразительной деятельности на примере одного      из занятий.

2.4. Использование художественной литературы как средства развития связной     речи.

2.5. Примеры использования художественной литературы как средства развития связной речи.

2.6. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей.

2.7. Пение — уникальное средство для формирования развития ребёнка.

          2.8. Примеры музыкально-вокальных упражнений и игр для развития речи.

3. Заключение.

4. Рекомендуемая литература.

  1. Введение

Не секрет, что современные дети гораздо более раскованны, непосредственны, импульсивны, чем дети предыдущих поколений. Одни гиперактивны, другие могут быть заторможенными. Процессы возбуждения и торможения у них не уравновешены, часто один и тот же ребёнок может проявлять себя совершенно по-разному в различных ситуациях, то быть «идеальным», то шокировать педагогов своим негативным поведением. Для того, чтобы заинтересовать наших обучающихся, требуются всё более нестандартные подходы. Это может быть яркая, динамичная наглядность, быстрая смена картинок, как в современном кинотеатре или, наоборот, спокойная, тихая подача материала с опорой на эмоции.

Резкий рост речевых нарушений, отсутствие в жизни детей сюжетно-ролевых игр связан с отчуждением их от взрослых, которые либо слишком заняты, чтобы заниматься детьми, либо предъявляют к ним завышенные требования, перегружая информацией. Кроме того, повсеместная компьютеризация способствует снижению речевой активности. Это, конечно же, не отменяет её значимости, но компьютер не должен полностью заменять живое общение.

На сегодняшний день редко встречается нарушение какого-то одного компонента речи, как правило, это комплексное нарушение. Дети с общим недоразвитием речи с трудом строят словесные высказывания, часто страдают из-за нарушенного произношения, особенно, если их постоянно исправляют, давят на их самолюбие, а иногда высмеивают, что переходит в речевой негативизм, отказ от коммуникации. Дети с различными нарушениями зачастую испытывают проблемы в общении с окружающими, фобии разного характера. Методы коррекции нарушений речи таких детей должны быть направлены на все ее компоненты, необходимо задействовать все анализаторные системы, развивать эмоциональную сферу ребёнка, стимулируя выразительные средства речи.

Большинству ребят нравится заниматься творчеством. Даже совсем не умея рисовать, дети с огромным удовольствием смешивают краски, окрашивают воду в стаканчиках, выдувают через трубочку из клякс причудливых монстриков. Это вызывает бурю эмоций, которые невозможно описать словами. При этом формируется речевое дыхание, сила выдоха, укрепляются мышцы губ и щёк, что необходимо при наличии гипотонии.

С помощью различных техник рисования можно развивать практически все психические процессы, в том числе мышление и речь.

Тут имеет место имплицитное научение, не осознавая, ребёнок начинает произносить разные слова, строить предложения. Вместе с детьми можно придумывать сказочные истории, комментируя процесс рисования. Рисуя для ребёнка и вместе с ним, можно давать ему образец правильной речи. Сидя рядом, ребенок следит за руками взрослого, за его губами, ему обязательно захочется самому что-то нарисовать и рассказать. Кроме того, в процессе изо-деятельности дети создают свой собственный продукт, что является дополнительным стимулом к обучению, повышает мотивацию.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью - это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале.

           Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

                                                 

                                                  2. Основная часть

2.1. Методы, приемы и средства изобразительной деятельности, используемые на логопедических занятиях.

На логопедических занятиях возможно использовать различные методики, техники и материалы для рисования, в зависимости от возможностей детей и наличия достаточного количества времени и средств.

С маленьким ребенком на начальных этапах работы или при обследовании можно с помощью цветных пятен нарисовать его мечту или сон, а может быть его страх и превратить его во что-то милое и смешное. Детям очень нравится это делать красками. Используем гуашь или акварель, можно делать пятна на предварительно смоченной водой бумаге, тогда они красиво сливаются, образуя множество оттенков. Ребенок любуется результатом, так мы можем помочь ему раскрепоститься, успешно вступить с ним в контакт. Часто даже самые молчаливые малыши начинают пытаться рассказать о своих переживаниях, поделиться самым сокровенным. Очень эффективно применять в такой работе кляксографию.

Также используем цветные карандаши, лучше хорошего качества, фломастеры, масляную пастель или восковые мелки. Во время проведения занятий на улице летом рисуем на асфальте мелками.

Иногда, для разнообразия, делаем небольшие аппликации, вырезая или отрывая кусочки цветной бумаги, вылепливаем из пластилина фигурки.

Используя элементы изобразительной деятельности на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, можно добиваться совершенно разных целей, решать практически любые задачи.

В младшем школьном возрасте дети уже осваивают много новых навыков, но всё также любят рисовать, вырезать, лепить. На уроках логопед тоже может использовать интересные игры с элементами изобразительной деятельности. Это помогает переключиться и расслабиться, с новыми силами приступить к следующему заданию.

2.2. Примеры игр с использованием изобразительной деятельности.

 С помощью совместного рисования лучше автоматизируются поставленные звуки в разных позициях. Например, в игре «Мы художники» рисуем только те предметы, в названиях которых есть звук «р» (забор, конура, розы, дорога, радуга, озеро, корова и т. д.) Потом полезно составить рассказ по картинке, чтобы звук активно включался в связную речь. Формируются предложно-падежные конструкции, внедряются в активную речь предлоги, ранее неиспользуемые детьми (из-за забора, из-под крыльца). Рисуем только то, в названии чего есть звук «с’ (высокая сосна, сугробы, санки, сова). Тут же можно познакомиться с однокоренными словами (снег, снежинки, снегурочка, снегирь). Одновременно развиваются графические навыки, пространственное восприятие, воображение.

В игре «Краски» звук автоматизируется в словосочетании и предложении, развивается грамматический строй речи, учимся согласовывать прилагательное с существительным (звук «л»: голубой плащ, белое облако, жёлтая луна; звук «р»: розовой краской раскрашу розу, красной краской раскрашу помидор). Одновременно мы развиваем и мелкую моторику и цветовое восприятие.

В игре «Следы» дети изображают с помощью штампов и трафаретов следы разных животных и птиц. Затем подбирают картинки, называя: кошачий след, заячий след, медвежий след, вороний след, включая в речь притяжательные прилагательные.

Игра «Нарисуй, что услышал» отлично развивает слуховое восприятие и память. Называется несколько слов и предлагается детям нарисовать по памяти, всё, что они запомнили. Постепенно количество слов увеличивается. Можно устроить соревнование, кто больше слов запомнил.

После того, как дети умеют соединять буквы в слова включаем в занятия игры «Зашифрованное слово», «Тайное послание». Дети изображают в тетради или на отдельных листах разные изображения цветов, бабочек, листочков, птичек, машинок и т. д. Например, нужно нарисовать пять бабочек, но так, чтобы все они были разными (отличались по цвету, форме, размеру). Затем под каждой бабочкой или цветочком предлагается написать одну из предложенных букв. Из букв нужно составить слова и изобразить их с помощью бабочек, вместо буквы — определённая бабочка. После этого дети меняются зашифрованными посланиями и отгадывают слова, используя шифр. Развивается звуко-буквенный анализ и синтез.

Знакомство с антонимами, синонимами, омонимами тоже интересно сочетать с рисованием. Так проще и веселее запоминать новые слова. Антонимы можно научиться подбирать с помощью игры «Расколдуй сказочное королевство». Нужно нарисовать темное королевство злого волшебника на одном листе (это может быть коллективная работа детей), а на другом такую же картинку, но только, с помощью знаний, как по волшебной палочке, превратить её в светлое королевство доброго короля. В процессе игры детям можно предложить подбирать синонимы и вводить новые слова в их лексикон (темный, мрачный, хмурый, беспросветный). Омонимы можно запоминать с помощью игры «Нарисуй всё, что подходит к слову’ («кисть», «ручка», «лук», «кран»).

2.3. Использование элементов изобразительной деятельности на примере одного из занятий.

Тема: Скоро лето.

Цель: Дифференциация сонорных звуков. Автоматизация поставленных звуков в связной речи, развитие лексико-грамматических конструкций.

Оборудование: картинки на тему «Лето», два больших листа бумаги, фломастеры.

Ход занятия:

Организационный момент: Загадка про лето: «Солнце жарко припекает, в саду роза расцветает, над нею бабочка летает, земляника поспевает, скажи, когда это бывает?» (летом) Игра с мячом «Скажи, что бывает летом», дети составляют предложения по образцу-схеме, используя картинки-подсказки (летом светит яркое солнышко, летом расцветают красивые цветы, летом летают разноцветные бабочки, летом поспевает красная земляника, летом купаются весёлые дети).

Основная часть:

Дети делятся на две группы «Пчёлы» (девочки) и «Муравьи» (мальчики). Задание «Нарисуй лето». На больших листах группа «Пчёлы» рисует фломастерами всё, что бывает летом и в названии чего есть звуки «л», «ль’ (лодка, ласточка, клубника, лилия, шмель и т. д.) Группа » Муравьи» всё то, в названии чего есть звуки «р», «рь» (ромашка, роза, стрекоза, комары, гроза и т. д.) Для облегчения задания используем карточки-подсказки. Каждой картине команда придумывает название. Затем группы обмениваются картинами и составляют описательный рассказ. Команды поощряются за создание картины и за рассказ.

Заключительная часть:

Расскажите за что вы любите лето? Какое настроение у вас бывает летом и почему? (весëлое, радостное, прекрасное, иногда грустное). Когда лето закончится, куда вы пойдете? (в школу) Кем вы станете? (школьниками) Что больше всего любят школьники? (каникулы) Какие бывают каникулы? (осенние, зимние, весенние, летние). В конце каждого учебного года наступают самые большие и веселые летние каникулы!

2.4. Использование художественной литературы как средства развития связной речи.

             Коммуникативная функция языка как средства общения делает его могучим орудием развития мысли, и, в свою очередь, развитие мышления влечет за собой развитие устной и письменной речи учащихся, повышает их речевую культуру.

             Весь процесс обучения, если он правильно организован и осуществляется в строгой системе, должен быть в то же время процессом развития логического мышления и речи учащихся.

             В дошкольном возрасте, а отчасти и в школьном язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна:

  • усвоение литературного языка, подчиненного норме,
  • умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов.
  • огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений, усвоенных ранее слов,
  • множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике.

Бывает, что взрослые и даже педагоги недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей.

Нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал - словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.

             Как уже отмечалось выше, использование в процессе развития речи ребенка-дошкольника произведений художественной литературы, способствует развитию правильной и полноценной речи у ребенка.

             Первоначально педагог должен начать с изучения роли художественной литературы во всестороннем воспитании детей. Особенно следует подчеркнуть ее значение для формирования нравственных чувств и оценок, норм нравственного поведения, воспитания эстетического восприятия и эстетических чувств, поэтичности, музыкальности.

             Чтобы полнее реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности и возможности восприятия этого вида искусства дошкольниками.

             Особенности восприятия художественной литературы в процессе развития речи исследуются в трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович, Т. А. Репиной и др.

             Помимо общих особенностей восприятия художественной литературы, необходимо изучить возрастные особенности этого процесса. Обобщенно они представлены Л.М. Гурович.

             Существенное значение при подготовке к занятиям имеет определение задач литературного образования.

Цель ознакомления обучаемых с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

            Рекомендуется тщательно изучить конкретные задачи по возрастным группам, раскрыть содержание принципов отбора художественной литературы, определить круг детского чтения и проследить линии усложнения в отборе литературы по возрастным группам.

           Изучая методику ознакомления с книгой на занятиях, следует тщательно изучить литературу, обратив внимание на такие вопросы:

           – подготовка педагога и детей к занятию по чтению и рассказыванию художественной литературы;

           – подача произведения детям;

           – повторность чтения;

           – сочетание нескольких произведений на одном занятии;

           – структура занятия по ознакомлению с литературным произведением;

           – беседы в связи с чтением;

           – время и место чтения;

           – техника художественного чтения и рассказывания.

При рассмотрении методики заучивания стихотворений надо исходить из того, что стихотворное произведение имеет две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму. Заучивание стихотворения включает в себя восприятие поэтического текста и его художественное воспроизведение, что позволяет использовать дальнейшие эпитеты в собственной речи, чем способствует ее развитию

            На запоминание и воспроизведение стихов оказывают влияние такие факторы:

            – психологические возрастные особенности усвоения и запоминания материала;

            – содержание и форма стихотворения;

            – качество выразительного чтения взрослых;

            – приемы, используемые на занятиях;

            – индивидуальные особенности детей.

            Необходимо наполнить эти положения содержанием, изучая соответствующую литературу. Важно представить себе структуру занятия и особенности методики заучивания стихов в зависимости от возраста детей.

            Для понимания проблемы ознакомления детей с книжной иллюстрацией в целях развития речи дошкольника необходимо подобрать иллюстрации нескольких художников, работающих в этом жанре. Дать анализ их с точки зрения особенностей решения художественных и педагогических задач художником-иллюстратором. Продумать приемы рассматривания иллюстрации.

           Анализ продуктов речи, образцовых текстов учит дошкольников видеть проявление общих групповых закономерностей построения конкретных текстов, наблюдать, как в них отражается специфика типа речи, стиля и жанра. В основе анализа текста лежит понятие или совокупность понятий.

           Понятийно-направленный анализ художественных произведений способствует выделению признаков понятия «текст», общих черт у разных текстов одного и того же типа или стиля речи. Он помогает педагогу организовать работу по обучению детей видеть общее в отдельном, разбирать конкретный текст как один из подобных текстов. С помощью понятийно-направленного анализа воспитатель формирует представление о структуре текста, об общем строении подобных текстов, которыми они могут воспользоваться при создании своего текста, относящегося к этой же группе.

            В соответствии с тем, над каким понятием ведется работа по его усвоению, выделяются три вида анализа:

             – содержательно-композиционный [ведущее понятие текст - его тема, основная мысль, микротема, абзац, план];

             – стилистический [ведущее понятие функциональный стиль - его жанровые разновидности, стилистические ресурсы];

             – типологический [ведущее понятие функционально-смысловой тип речи, или типовой фрагмент текста, - его структура, «данное» и «новое»].

Примерное содержание анализа текста:

            I. Определение задачи речи: рисовал картину, передавая свое отношение к увиденному, или сообщал точные сведения.

            II. Уточнение основной мысли текста, выявление авторского отношения к содержанию речи [уточните название текста так, чтобы в нем отразилась не только тема, но и основная мысль; какие заголовки можно придумать к данному тексту, какой из предложенных вами заголовков точнее, чем он отличается от авторского заголовка и т. п.].

             III. Определение типа речи. Анализ содержания и средств языка.

             Примерные вопросы:

            1] К какому типу речи обращается автор, раскрывая тему и основную мысль, отраженную в заголовке?

            Почему именно к повествованию [описанию, рассуждению]?

            2] Какие действия героя показывает писатель, рисуя его поведение?

            Какие признаки характеризует автор, описывая названный предмет?

            Какой вопрос решает, приводя примеры из его жизни?]

3] Представьте себе, что действия героя автор назвал бы не подробно и точно, а обобщенно. Проделайте этот эксперимент.

             Видим ли мы в таком случае картину так же ясно, как в авторском тексте? Почему?

             Почему именно эти детали описываемого предмета характеризует автор? Представьте себе, что автор только назвал предмет и не дал описания его признаков. Проделайте этот эксперимент: уберите из текста все прилагательные и наречия [слова, отвечающие на вопрос «как?»].

              IV. Анализ структуры текста. Он включает, прежде всего расчленение темы на микротемы, выделение соответствующих абзацев и их оглавление , т. е. составление плана. Кроме этого дети выясняют роль каждой части речи в организации текста.

В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей.

Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений:

            - основными видами тропов [сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой],

            - стилистическими фигурами [градацией синонимов, антитезой и антонимами, риторическими обращениями и вопросами, восклицаниями].

           Литературно-художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образцы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка.

Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка в процессе развития речи:

а] обнаружение в тексте «образных» слов;

            б] объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими детьми или указанных воспитателем;

            в] иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?

            г] использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;

           д] отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;

          е] специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.

          Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.

           Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы в процессе развития речи. Следует стремиться к тому, чтобы работа над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.

          Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Дошкольник приобщается, таким образом к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами. Этим же целям, в сущности служат и другие направления в общей системе словарной работы: обращение внимания детей на синонимы, антонимы, крылатые слова [фразеология], многозначность слов; упражнения на их употребление в речи, рассказе, в собственном рассказе; отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов; специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов, составление загадок и т. п.

        Таким образом, отмечаем, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса последних тем самым, формируя коммуникативную культуру дошкольника.

Развитие связной речи как одной из составляющих процесса подготовки ребенка и обучению в школе, является одним из направлений деятельности педагога по данной программе. Основой данного направления является развитие связной речи средствами развития восприятия произведений художественной культуры, средствами организации взаимодействия между различными участниками образовательного процесса.

            Таким образом, анализ литературы позволил сделать следующий вывод: всестороннее развитие ребенка осуществляется на основе усвоения многовекового опыта человечества лишь благодаря общению ребенка со взрослыми. Взрослые - хранители опыта человечества, его знаний, умений, культуры. Передать этот опыт нельзя иначе как с помощью языка. Язык - важнейшее средство человеческого общения.

2.5. Примеры использования художественной литературы как средства развития связной речи.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных. Одним из важнейших условий развития речи ребенка является использование в данном процессе художественных произведений.

            Становление речевого общения ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы будущей речи, будущего общения с помощью осмысленно произносимых слов.

           Работу по развитию речи детей дошкольного возраста педагог не должен рассматривать как решение задачи предупреждения и исправления в их речи грамматических ошибок, «затверживания» отдельных «трудных» грамматических форм. Речь идет о создании условий для полноценного усвоения ребенком грамматического строя языка на основе спонтанной ориентировочной, поисковой активности в сфере грамматики, использование языковых средств в разных формах общения в процессе знакомства с произведениями художественной культуры.

  Занятие: Снегурочка

Предварительная работа: чтение русской народной сказки “Снегурочка”, наблюдения, беседы о весне, дидактические игры: “Придумай сказку”, “Составь предложение”, “Гласный – согласный”.

Оборудование:

            кукла – Снегурочка,

            геометрические фигуры – модели,

            мини – фланелеграфы,

            конверты с фишками на каждого ребенка,

            схемы предложений, предметные картинки.

Ход занятия:

            Педагог предлагает детям поиграть в пальчиковую игру “Цветочек”:

Утром рано он закрыт [кисти рук в сомкнутом состоянии]

Но к полудню ближе [ладони отходят друг от друга]

Раскрывает лепестки,

Красоту их вижу [пальцы плавно расходятся]

К вечеру цветок опять

            Закрывает венчик [пальцы сомкнуты]

            И теперь он будет спать [исходное положение рук]

            До утра как птенчик [имитация сна].

Педагог: А теперь цветочки проснулись, и мы улыбнулись друг другу. И в это весеннее утро, надеюсь, у всех хорошее настроение. Моё настроение сегодня похоже на белоснежное легкое облако на тихом, спокойном, голубом небе. А на что похоже ваше настроение?

Игра “На что похоже ваше настроение?” [с мячом].

            Дети стоят в кругу, передают мяч друг другу. Тот, у кого мяч, описывает свое настроение.

            Педагог: Молодцы, я очень рада, что у всех хорошее, веселое настроение.

            Вот с таким настроением начинаем наше занятие.

            Педагог проводит с детьми артикуляционную гимнастику: “Наконец зиме конец – летит весны гонец скворец!” [дети произносят чистоговорку в разном темпе и с разной силой голоса].

Игра “Подбери слово”.

            Дети стоят по кругу, педагог в центре. Педагог называет слова мужского, женского, среднего рода и бросает мяч детям. Тот, кто поймает мяч, должен назвать соответствующие существительные к данному прилагательному. Например, весенний [снег], весенняя [капель], весеннее [солнце] и т.д.

[слышится плач]

Педагог: Ребята, слышите, кто-то плачет. Пойду, посмотрю [приносит куклу – Снегурочку].

Педагог: Что стряслось, Снегурочка, почему ты плачешь?

Снегурочка: Я заблудилась….

Педагог: Заблудилась? Не расстраивайся, Снегурочка, мы тебе постараемся помочь.

Педагог: Смотри, какая красивая корзина [показывает корзину, украшенную подснежниками]. Эта корзина непростая, в ней – слова. Снегурочка, мы хотим тебе подарить корзину с весенними словами.

Игра “Назови слово”.

Педагог передает корзину детям по кругу, дети называют любое слово, которое подходит по теме “Весна”. Например, подснежник, капель, скворец, проталина и т.д.

Педагог: Полную корзину с весенними словами подарим Снегурочке.

            [дети садятся за столы].

            Педагог: А сейчас поможем Снегурочке вернуться в ее сказку. Может ты из такой сказки?

            Пересказ сказки [дети с помощью моделей - геометрических фигур разного цвета, на фланелеграфе выкладывают персонажи сказки, обозначающиеся любой геометрической фигурой].

Педагог: В этой сказке Снегурочка растаяла. Ничего страшного! Ведь Снегурочка превратилась в облако, а из облака пойдет дождь и Снегурочка снова вернется домой. Правда, Снегурочка?

Снегурочка: Большое спасибо, ребята! Я вспомнила свою сказку. За вашу доброту, за вашу помощь, я приглашаю вас в весенний лес!

Физкультминутка

            Распускаются листочки, [сложенные вместе ладони “раскрыть” в правую и в левую стороны]

Появляются цветочки, [присесть и медленно встать]

Головой кивают, [кивок головой]

Солнышко встречают [поднять руки кверху, показать солнышко]

Педагог: Снегурочка, а еще мы умеем составлять предложения по схемам. Смотри, как это делают наши дети. [Воспитатель предлагает две схемы, обращает внимание на количество слов в предложениях и напоминает, что в предложениях обязательно должно быть слово “Снегурочка”].

            Педагог: Вспомним, какой фишкой мы обозначаем гласный [твердый и мягкий согласные] звук? [ответы детей].

Игра “Не ошибись!”.

            Педагог называет звук, дети поднимают нужную фишку: красная фишка – гласный звук, синяя фишка - твердый согласный звук, зеленая фишка – мягкий согласный звук.

Педагог: Снегурочка совсем не знает звуки и буквы. Ребята, чем отличается буква от звука? [ответы детей].

            Педагог: Проведем звуковой разбор слов. У каждого из вас есть предметная картинка. Вы должны самостоятельно обозначить звуки в слове [фишками].

            Воспитатель проводит индивидуальную работу с детьми. У каждого ребенка - конверт с фишками красного, синего, зеленого цвета, мини – фланелеграфы и предметная картинка. [Например: стол, волк, дом, машина, и т.д.].

            Педагог: Вы, ребята, молодцы! Вы научили Снегурочку не только составлять предложения, но и помогли ей найти свою сказку.

2.6. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей.

            Влияние фольклора в развитии и воспитании детей трудно переоценить - это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка, развития его связной речи.

            Поскольку в настоящее время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. К тому же, в конце XX века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре.

            Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова, Е. И. Тихеева и др.). К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевизор, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

           Ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как устное народное творчество – фольклор. Поэтому сегодня хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приемы, которые могут быть использованы в работе с детьми по речевому развитию средствами устного народного творчества. Виды устного народного творчества.

1.        Потешки

2.        Сказки

3.        Загадки

4.        Скороговорки

5.       Пословицы и поговорки

                                             

Потешки.

Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли? (Это зарифмованные короткие истории, стишки и песенки, которые сочетаются с простыми движениями. Они служили для поднятия настроения ребенку,  веселили или «потешали» маленьких детей. Потешки способствуют двигательной активности ребенка,  развитию мелкой моторики, активизируют работу мозга.

- Послушайте, пожалуйста, потешку:

Сидит медведь на колоде - боты подшивает,

А заинька-работничек на скрипочке играет,

А ворона-сторожена  песню припевает,

А сорока-белобока пошла танцевать,

А лисица-молодица пошла в поле жать.

.

Предлагаю объяснить незнакомые слова ( «колода» - короткое толстое бревно; «боты» - так в старину называли ботинки; «ворона-сторожена» - что-то охраняет, сторожит; «молодица» - молодая; «потешает» - развлекает, веселит., жать)

-О каких лесных жителях говорится в этой потешке?

(О медведе, о заиньке-работничке, о вороне-сторожене, о сороке-белобоке, о лисице-молодице.)

-А чем они занимаются? (Демонстрация карточек-зарисовок).

(Медведь – боты подшивает, заинька-работничек на дудочке играет, ворона-сторожена – она припевает, сорока-белобока, лисица-молодица …)

-Давайте с вами выучим эту потешку.

(Повторное чтение.)

Заучивание потешки с демонстрацией построчных зарисовок содержания потешки:

- шёпотом,

- вполголоса с хлопками,

- в полный голос с притопами,

- с масками персонажей – построчное рассказывание, с использованием шумовых и народных инструментов,

- с приплясыванием и пропеванием на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде…»).

Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась в стенах детского сада, она должна носить систематический характер, только тогда мы с вами будем получать положительные результаты и положительные эмоции.

       Загадки.

Систематическая работа по развитию речи у детей навыков речи немыслима без использования на практике загадок. Доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для обоснования отгадки. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

 Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок.

             

Загадки – близнецы.

 Необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца.

1. Нет ног, а хожу,                           1. Кто ходит ночь

  Рта нет, а скажу.                                И ходит день.

  Когда спать,                                       Не зная, что такое лень?

  Когда вставать.

2. Не портной, а всю жизнь            2. Ползун ползёт,

с иголками ходит.                                Иголки везёт.

3. И комковато,                               3. Меня режут – трут,

И ноздревато,                                      Колотят – бьют,

И мягко, и ловко,                                А я всё терплю-

А всех милее.                                     Людям добром плачу.

4. Ночью не спит,                           4. А у нашей Анютки

Мышей сторожит.                             Зверь в атласной шубке,

                                                            Возле печки греется,

                                                            без водички моется.

5. Красные лапки,                          5. В воде купался,

Длинная шея.                                     Да сух остался.

Щиплет за пятки –

Беги без оглядки.

6. Растёт она вниз головой,          6. Белая морковка

Не летом растёт, а зимой.                 Зимой растёт.

Чуть солнце её припечёт,

Заплачет она и умрёт.

7. Сидел на заборе,                        7. Не ездок,

Пел да кричал,                                 А со шпорами,

А как все собрались,                       Не сторож,

Взял да замолчал.                            А всех будит.

  1. Отгадай.

С целью научить детей самостоятельно загадывать загадки можно проводить такую игру  «Отгадай».

На столе расположены картинки с изображением хорошо знакомых предметов. Ребёнок берёт картинку, не показывая и не называя её, описывает характерные признаки предмета. Остальные дети отгадывают предмет по описанию.

Скороговорки.

Скороговорки – это фразы со специально подобранными труднопроизносимыми звукосочетаниями. Скороговорки учат четко и правильно произносить слова, говорить чисто и понятно, поэтому их так и называли   - «чистоговорки».

Заучивание и произношение скороговорок является интересным занятием для детей. Потребность детей применять формы языка, хорошо звучащие, поддающиеся быстрому произношению удовлетворяется использованием скороговорок.

Как проговаривать скороговорки с детьми?

Существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в работе со скороговорками.

1. Произнесите скороговорку очень быстро и четко. Ребенку должно очень понравиться, как это звучит. Это даст стимул для того, чтобы научиться произносить скороговорку так же, как взрослый.

2. Расскажите ребёнку скороговорку медленно и внятно. Покажите иллюстрацию к ней. Уточните или объясните незнакомые слова. Задайте ребёнку вопросы по содержанию скороговорки. Спросите, какой звук встречается чаще.

 3. Попросите ребенка повторить за вами скороговорку очень медленно и чётко (по слогам). Обращайте внимание на правильное произношение всех звуков. Цель этого этапа – выучить скороговорку.

 4. Предложите ребенку проговорить вместе с вами скороговорку беззвучно (артикулируя языком и губами), затем шёпотом.

 5. Затем попросите ребенка произнести скороговорку вслух, в ровном темпе, отчётливо проговаривая каждый звук, используя логические ударения и правильную интонацию.

6. Предложите ребёнку повторить скороговорку 3 раза подряд.

Запоминанию скороговорок помогают приёмы мнемотехники. Глядя на мнемотаблицу, ребёнок заучивает текст намного быстрее и эффективнее. Мнемотаблицы либо готовые, либо нарисованные детьми.

Для повторения изученных скороговорок можно использовать игры со скороговорками:

- произнести скороговорку, подкидывая мяч на каждое слово;

- произнести скороговорку, отбивая мяч от пола на каждое слово;  

- произнести скороговорку, перекладывая мячик из одной руки в другую на каждое слово;

 - произнести скороговорку удивлённо, радостно, грустно.

 

И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произнести всю скороговорку целиком.

  1. У четырех черепашек четыре черепашонка.

  1. Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

            3. Испугались медвежонка

     Ёж с ежихой и с ежонком,

     Стриж с стрижихой и стрижонком.

4. Сшила Саша Сашке шапку,

    Сашка шапкой шишку сшиб.

5. Два щенка, щека к щеке,

    Щиплют щетку в уголке.

            Игра «Скажи по-русски»

 Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).

Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. / Баба с воза – кобыле легче.

Детская философия. / Устами младенца глаголет истина.

Без страдания нет наград. /Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Первый из них всегда обречён. / Первый блин комом.

Один старый и два новых. / Старый друг лучше новых двух.

Кредиторы ждать не любят. / Долг платежом красен.

Все пошли – и ты догоняй. / Семеро одного не ждут.

Чужая рубашка опасна для жизни. / Своя рубаха ближе к телу.

Будней – то пять, а выходных – два. / Делу время – потехе час.

Конфликт поколений в курятнике. / Яйца курицу не учат.

Слушая и обсуждая содержание пословиц и поговорок, мы совершенствуем активную речь и развиваем мышление. Они знакомят детей с морально-этическими нормами, формируют навыки культурного поведения, учат быть вежливыми, скромными, ответственными.

1. Творческое задание «Составить правила к поговорке».

 «В правде сила»

-говори всегда правду;

-не рассказывай тайну своего друга без его согласия;

-не обращай свою вину на других;

-помогай говорить правду своим близким;

-учи говорить правду младших по возрасту.

«Не учи безделью, а учи рукоделью»

- не бездельничай;

- учи и учись сам;

- не бездельничай с другими;

- помогай своим друзьям;

- учи младших по возрасту.

«Кончил дело – гуляй смело»

- не бросай начатое дело;

- закончи дело, потом отдыхай;

- доводи начатое до конца;

- начал какое-то дело – доделай;

- не ленись.

«Один за всех и все за одного»

- поддержи своего ближнего;

- всегда и во всех случаях помогайте друг другу;

- стойте горой друг за друга в беде.

«Труд кормит, а лень портит;

- не ленись трудиться;

- трудом ты заработаешь на хлеб и еду;

- ленивый не добьется успеха в жизни;

- трудись и добьешься целей в жизни;

- учи младших по возрасту трудолюбию.

«На обиженных воду возят»

- не обижайся без оснований;

- не сердись из-за пустяка;

2. Инсценировка пословиц (для более старших школьников).

Задание : показать мимикой и жестами то, как они понимают пословицы.

Например такие:

-слышали звон, да не узнали, где он.

-задрал нос, что кочергой не достанешь.

3. Иллюстрирование пословиц.

Дети очень любят рисовать и им нравится что-то придумывать, поэтому данное задание для них очень интересно.

Например, такие пословицы:

«Без труда, не вынешь и рыбку из пруда», «Не имей сто рублей. А имей сто друзей».

           2.7. Пение — уникальное средство для формирования развития ребёнка.

В настоящее время современная педагогика становится ориентированной на коррекционную работу при помощи различных видов искусства. Музыка является одним из важнейших средств развития и воспитания личности ребёнка с дизартрией как варианта тяжелого нарушения речи и активным его включением в культурно-образовательный социум.

В специальных дошкольных группах и классах ТНР для детей с нарушениями речи коррекционно-развивающая работа по развитию просодической стороны речи, музыкально-ритмических способностей с использованием музыкально-вокальных упражнений осуществляется в разных организационных формах — на логопедических, логоритмических, музыкальных занятиях, а также на различных воспитательских занятиях и в свободной досуговой деятельности.

В связи с этим актуальной и важной является проблема изучения у детей с нарушениями речи особенностей развития музыкально-ритмических способностей, разработка системы формирования у них музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической структуры речи при реализации основных положений воспитания и обучения.

Музыкально-вокальные упражнения и особенности их организации у детей дошкольного возраста с дизартрией в коррекционно-педагогической работе, отсутствие системы целенаправленного формирования у этих детей музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и просодики являются актуальными на сегодняшний день и требуют разработки.

Пение — уникальное средство для формирования развития ребёнка. Оно влияет на вегетативную нервную систему, помогает создать атмосферу доверия, взаимопонимания, радостного общения.

Также певческая деятельность оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма. Занятия пением помогают также исправить ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твердых; гармонизуют работу левого и правого полушарий мозга. В результате укрепляется голосовой аппарат ребёнка. Голос человека является инструментом общения. Так как значительная часть вибрации нашего голоса идёт внутрь организма, то он еще воздействует и на внутренние органы говорящего, являясь своеобразным самомассажем. Поэтому значение голоса и пения огромно, а проблема обучения дошкольников вокальным навыкам чрезвычайно важна.

Особенно это относится к детям с различными нарушениями речи. Дизартрия — тяжелое нарушение речи, сопровождаемое расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, вследствие которых речь утрачивает свою членораздельность и ясность.

При дизартрии в первую очередь нарушена полнота функциональной системы экспрессивного речевого образования — искажен фонетический строй речи (тон, громкость, высота голоса, фонетическая окраска речевых звуков и ритмико-интонационный уровень высказывания).

У детей с дизартрией всегда снижена интонационно-выразительная окраска речи , может наблюдаться носовой или хриплый оттенок голоса, отсутствует мелодичность и выразительность речи. Детям сложно передать голосом эмоциональный окрас речи (испуг, удивление, волнение), голоса животных и сказочных персонажей (страшный волк, осторожная лиса). Тембр голоса напрямую связан с эмоциональным состоянием. При преобладании процесса торможения — голос тихий, слабый, немодулированный, если же преобладают процессы возбуждения, то голос громкий, резкий, крикливый .

Речевое дыхание недостаточно развито, поэтому речь дизартриков зачастую носит захлебывающий характер. Это выражается в резких вдохах посреди повествования предложения или строчки стихотворения. Темп речи является одним из выразительных средств устной речи. Замедляя темп своего высказывания, человек подчеркивает важность, особую значимость того, что он сообщает.

И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. У детей с дизартрией темп речи либо ускоренный, либо замедленный. Речь при дизартрии у детей смазанная, нечёткая.

 Обычная методика музыкального воспитания в детском саду не совсем подходит для работы с детьми, страдающими нарушениями речи из-за особенностей развития этих детей. Это связано с тем, что, помимо речевых нарушений у воспитанников наблюдаются ухудшение мелкой и артикуляционной моторики, дефицит таких процессов, как внимание, речеслуховое восприятие, память, зрительно-пространственная ориентация.

С учетом выявленных в результате наблюдения нарушений речи у детей с дизартрией определены основные направления коррекционно-развивающей работы:

- развитие дыхательных функций;

- формирование ритмической организации высказывания с помощью специальной системы упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, усвоение ритмики слова и предложения;

- формирование представлений об интонационной выразительности речи;

- формирование умений выражать свои эмоции средствами интонационной выразительности и развития эмоциональной лексики, позволяющей вербализовать эмоциональную выразительность.

Первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом важно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным. Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.

Затем предлагаются музыкально-вокальные упражнения на изменение высоты голоса. Предлагаются упражнения на изменение высотной модуляции, которые способствуют развитию интонации, гибкости и постепенно расширяют объем голоса, а именно: — пение отдельных слогов — «ма, мо, му, на, но, ну» по хроматической гамме в наиболее удобной для ребёнка тональности на опоре дыхания и в «маске»; — пение несложных мелодий, в которых сначала пропеваются только гласные, а затем все полностью.

Подбор вокальных упражнений индивидуален для каждой группы детей, так как детский голос требует максимально щадящего отношения.

Диапазон песен должен быть удобным, соответствовать возрасту, необходимо использование крайних нот; мелодии с короткими певческими фразами.

Интонировать следует негромко, без напряжения.

Удобная тесситура песен очень важна для дошкольников с речевыми нарушениями.

Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма; пренебрежение правилами ведет к нарушению голосовой функции. Система занятий по развитию вокальных навыков предполагает начинать с развития речевого голоса, так как речью дети уже владеют. На этом этапе можно почувствовать динамику и высоту голоса.

В речевой этап входят артикуляционная гимнастика и игры с голосом, развивающие мимику, артикуляционную моторику, речевой и музыкальный слух. Это способствует развитию дыхания, дикции, выразительных навыков правильной речи. В результате занятий происходит плавный переход к развитию вокальных навыков детей и их музыкальных способностей.

У детей с речевыми нарушениями одной из проблем является работа над дыханием. Поэтому мы проводим на занятиях специальные дыхательные упражнения. Воспитание певческого дыхания требует выработки навыков бесшумного, глубокого вдоха.

Особое внимание надо обратить на продолжительность выдоха. Она воспитывается постепенно, начиная с коротеньких попевок до более длинных музыкальных фраз. Показателями эффективности освоения детьми музыкально-вокальных упражнений будет выступать улучшение характеристик темпо-ритмической организации движений и речи.

Средства музыкально-вокальных упражнений можно представить как систему постепенно усложняющихся ритмических, логоритмических и музыкально- вокальных упражнений и заданий, лежащих в основе самостоятельной двигательной, музыкальной и речевой деятельности людей с речевой патологией.

Систематическое применение упражнений способствует развитию вокальных навыков и коррекции речевых нарушений у детей.

Но в работе необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и подбирать упражнения, ориентируясь на его голосовые возможности, чтобы не допустить дополнительных нарушений голоса.

2.8. Примеры музыкально-вокальных упражнений  и игр для развития речи.

            Вокально-хоровые игры.

  1. Прыг-скок.

Преподаватель ударяет мяч об пол, дети проговаривают «Прыг», подбрасывает мяч вверх, дети говорят через октаву тоненьким голосом «Скок». Педагог неравномерно чередует «Прыг» и «Скок», дети должны быстро сообразить, как говорить в верхнем или в низком регистре. Это упражнение подходит для координации слуха и голоса, вырабатывает быстроту реакции голоса.

  1. Самолет.

Преподаватель берёт игрушечный самолёт (или любой другой наглядный материал), дети разводят руки в стороны, изображая крылья самолета. Это упражнение способствует увеличению продолжительности выдоха, развивает силу и гибкость голоса, развивает грудной резонатор.

Дети поют на свободной высоте звук «У-у-у-у-у».

1. Просто гудим.

2. Громко, тихо. Самолёт отводить дальше, ближе.

3. Самолёт заболел. Дети интенсивно ударяют себя рукой по грудной клетке.

4. Летим вверх, вниз. Выполняем глиссандо вверх, вниз.

5. Полетели на стульчики. Расправив руки как крылья, дети «летят».

3.        Нарисуй звук.

Цель игры: закрепить понятие долгие, короткие звуки. Научить детей экономно расходовать свое дыхание.

Оборудование: чистый лист бумаги, цветные маркеры, синтезатор.

Ход игры: педагог предлагает детям взять правильно дыхание и спеть по очереди долгий звук, любую ноту в пределах октавы. Воспитанники рисуют «звук». Методом «зрительного контроля» педагог и дети делают анализ – присваивают призовые места. Можно разнообразить игру – выдыхать звуки (З - З,С-С, Ж-Ж). Педагог играет на инструменте интервал секунду, а детей назвать «Лена – пчела», «Оля – комарик».

4.        Светофор поет песенки.

Цель игры: развитие вокально – хоровых навыков, зрительного внимания.

Оборудование: круглые цветные карточки (цвета - зелёный, желтый, красный).

Ход игры: педагог предлагает спеть знакомую песню, обращая внимание на светофор. На зелёный свет – дети поют вслух, на жёлтый свет – поют тихо, на красный свет – поют про себя. Главное – исполнить все фразы песни и вслух, и про себя, вступив точно, продолжая тест и мелодию.

5.        Ходит Ваня.

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Слова : Ходит Ваня. ходит Ваня

                Ищет Ваня, ищет Ваня,

                Для себя дружочка

                Нашел Ваня. нашел Ваня

                Для себя дружочка

Движения Дети становятся в круг, и ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова: Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка . Стоя в кругу они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем меняют ведущего игра продолжается.

6. Игра с мячом.

Поем, и одновременно катаем по столу мячик, стараемся петь так же ровно и протяжно, как катится мячик. Для формирования навыка отрывистого пения мячик можно подбрасывать, и петь так же упруго и отрывисто. Как прыгает мячик.

Игры на формирование певчески-правильного дыхания.

1. Ах, какой аромат!

Мы стоим на полянке, видим перед собой цветочек, срываем его и коротко, но глубоко вдыхаем его аромат. Необходимо следить, чтобы дети вдыхали носом, а выдыхали ртом.

2. Береги огонь.

Берем свечку, дуем на пламя тихо и медленно, чтобы она не погасла. У кого получится дольше всех дуть на свечу, и не потушить ее при этом, тот победил.

3. Надуваем шарик!

Ставим руки возле губ – это импровизированный шарик. Делаем вдох и медленно вдыхаем его в «шарик» (дуть надо очень осторожно, чтобы «шарик не лопнул»). У кого получится дуть дольше всех, а соответственно и надуть больший шарик, тот молодец. Это упражнение также способствует формированию короткого и глубокого вдоха.

4. Шарик лопнул!

Встать ровно, в руках (между ладоней) держать воображаемый шарик. Затем в шарике образуется маленькая дырочка. На звук «с-с-с-с» шарик медленно сдувается. Задача воспитанников – максимально экономить выдох, постепенно приближая ладони друг к другу (шарик уменьшается).

5. Аквалангисты!

Представили себя в бассейне. «Нырнули под воду» (вдох носом, и сразу же его зажать пальцами, присесть на корточки), и потихоньку выдыхаем, у кого дыхание закончилась – «всплывает» (встает на ноги).

Игры на развитие мимики, на перевоплощение, на внимание.

 Перед игрой мы разминаем мышцы лица: «часики» (круговые вращения языка при сомкнутых губах), «укольчики» (уколоть языком правую, левую щеку), «улыбка Буратино»(максимально растянуть сомкнутые губы, собрать губы в трубочку), произношение звуков И-У-А-У (активная работа губ, сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом),

упражнения на раскрепощение челюсти, мышц лица.

1.        Цирк.

Дети закрывают ладошками глаза – это ширмочки. Педагог или ребенок - ведущий говорит, какой на сцену выходит клоун, а дети изображают его выражение лица. По очереди появляются грустный, злой, хитрый, удивленный и веселый клоуны.

  1. Какое у меня настроение?

 Ребенок передает свое настроение при помощи мимики, остальные должны угадать.

  1. Угадай вкус.

Берем в руки кружку с чаем, а там лимон плавает, вылавливаем его, смотрим на свет какой красивый, желтенький, вкусненький, давайте "лизнём "его . "Пробуем" лимон и показываем мимикой, какой он кислый, затем выбрасывают кусочек и запивают чаем. (дети придумывают свои варианты).

  1. Перевоплащение.

            По определенному знаку, ребята узнают от педагога кем или чем они стали, и в совместном творчестве исполняют образ. Это могут быть сосульки, снежный ком, одуванчик, морские обитатели, листопад, грибная поляна, байкеры, бабочки, обезьяны, лягушата, снежинки, тролли, стая птиц и многое другое. Можно в качестве подсказки включить им музыку, это даст полет их фантазии и больше заинтересует.

  1. Обезьянки.

Проснулись утром обезьянки, потянулись, улыбнулись, зевнули, покорчили в зеркало рожицы, помахали друг другу. Решили почистить зубы. Сорвали банан, пожевали, и вдруг обезьянка Чи-чи отняла банан у обезьянки Чу-чу. Чи-чи стало весело (веселые губы), а Чу-чу стало грустно (грустные губы). Затем обезьянки стали щелкать орешки, спрятали их за щечку, потом за другую. Потом они увидели ёжика и стали дышать как он. Ёжик подарил им по цветку, и они захотели его понюхать. Тут подъехал крот на автомобиле и предложил им покататься. От радости обезьянки стали целовать свой носик, щечки, подбородок, лобик и все вокруг. Обезьянки стали пускать мыльные пузыри. Потом обезьянки стали качаться на качелях (голосом глиссандо) и раскачали старый баобаб (покряхтеть голосом).

В заключении хочется сказать: играйте с детьми на уроках как можно больше, ведь если создать ребенку игровую ситуацию, красочно описать то, что ему нужно сделать, то и учебный процесс будет происходить гораздо быстрее и легче.

Игры на развитие речевого дыхания.

1.        Подбери по цвету.

Цель: Учить детей слитно произносить фразу из двух- трех слов.

Оборудование:  картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета

Ход игры: Детям раздают картинки, на которых нарисованы предметы разного цвета. Показывая  кубик,  воспитатель говорит:

Инструкция: У кого картинки такого же цвета, как кубик, подойдите сюда.

Дети выходят, показывают свои картинки, называют их («Красная машина», «Красный шар» и т. д.) и складывает этот кубик. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не сложат свои картинки в кубики.

  1. Сдуй шарик.

Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Ход игры: предложите малышам поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся.

Инструкция: Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны - вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик! Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

3.        Рыбка.

Цель: формированию диафрагмального дыхания  из положения лежа

Оборудование: мягкая игрушка рыбка

Ход игры: Положить ребенка на спину, поставить ему на живот легкую мягкую игрушку-рыбку. Делая вдох носом живот выпячивается, а значит игрушка стоящая на нем поднимается. При выдохе через рот живот втягивается, и игрушка опускается.

Задание можно выполнять под стихотворение

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

4.        Бегемотики.

Цель: формированию диафрагмального дыхания  из положения сидя

Ход игры:Ребенок сидит перед большим зеркалом, кладет ладонь на область диафрагмы и контролирует себя зрительно и тактильно.

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается,

То животик опускается.

5.        Вьюга.

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Оборудование: Сюжетная картинка "Вьюга".

Ход игры: Педагог показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер.

По сигналу воспитателя "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у...; по сигналу "Вьюга кончается" говорят тише; по сигналу "Вьюга закончилась" замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2—3 раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх — дети говорят громче, плавное движение руки вниз — дети говорят тише.

6.        Эхо.

Цель: Развитие силы голоса и речевого дыхания.

Ход игры: Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа детей то тихо, то громко произносит: а, другая тихо отзывается: а.

Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания ау, уа, иа, ио и т. Д.

7.        Ракета.

Цель: развить у детей умение изменять высоту голоса.

Оборудование: специального оборудования не требуется.

Ход игры: Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начинают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяжно произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

8.        Большой и маленький.

Цель: развитие силы голоса.

Ход игры: ребенок голосом изображает, как лает большая собака и как ей отвечает маленький щенок.

Инструкция: Давайте представим, что мы с вами собачки. Когда я буду тихо хлопать в ладоши, вы будите тихо лаять, а  когда буду громко хлопать вы будите громко лаять.

                                                         3.   Заключение.

         Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в детстве и рассматривается в современном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и педагогов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность, поэтому важное значение в педагогическом процессе отводиться речевому развитию детей.

           В работе по развитию речи детей младшего дошкольного возраста ведущее значение имеет не только формирование фонетической и грамматической сторон речи, но и формирование лексического запаса ребенка, на основе которого проводиться работа по развитию правильной устной речи.

          Художественные произведения объединяют в себе специфическую область творчества, объединяющую в себе мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально- поэтических жанров.

           Из того, что описано в работе, можно сделать вывод, что формирование детской речи невозможно без художественной литературы. Дети- дошкольники наиболее восприимчивы к поэзии. Особенно интересны малышам произведения, в которых главные действующие лица – дети, животные, описываются игровые и бытовые ситуации.

          А как показывают наблюдения, даже школьники более старшего возраста более охотно берутся за упражнения, если требуется придумать что-то интересное, что-то нарисовать или раскрасить. Поэтому все педагоги, работающие с детьми, должны быть творческими людьми, постоянно изобретать новые методы и приемы для достижения наиболее оптимального результата, всегда опираться на то, что важно ребёнку. Тогда и дети вырастут творческими личностями, им будет интересно общаться, создавать новое и неповторимое, прогрессировать в своём развитии, они всегда смогут найти себе полезное занятие по душе.

           Развитие речи дошкольников и младших школьников имеет важное значение. Фольклорные жанры так же позволяют наиболее полно развивать связную речь детей. Так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

                                   

                                     4. Рекомендуемая литература

1.     Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. — М.: В. Секачев, 2016 — 16с.

2.    Касаткина Е. И. Дидактические игры для детей раннего возраста. — М.: Цветной мир, 2019 — 80с.

3.   Костина Е. В. Занятия по изобразительной деятельности как средство коррекции у детей с общим недоразвитием речи в логопедической группе детского сада. — 2010.

4.      Пьянкова С. Н. Изо терапия в работе с детьми с ОНР//Молодой учёный. — 2015 — №15. — С. 604-606

5.     Матвеева Е. А. Дидактические игры для дошкольников. — 2013. Учитель-логопед Вершина Александра Игоревна

  1. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков.- Москва, 1972г.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений, том 4. Москва, 1982 г.
  1. Река Л. О занятиях по развитию речи. / Дошкольное воспитание 1990 г. № 10
  2. Швайко С. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва, 1988г.
  3. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии / Е. Ф. Архипова — М.: АСТ: АСТРЕЛЬ, 2010.
  4.        Бабушкина Р. Л. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р. Л. Бабушкина, О. М. Кислякова; под ред. Г. А. Волковой. — СПб.: КАРО, 2005.
  5.        Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия / Л. И. Белякова, Н. Н. Волоскова — М.: Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2009. — 287 с.
  6.        Гогоберидзе А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  7.        Зенн Л. Б. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики.
  8.         Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. Руководителя/Н. Г. Кононова. — М.: Просвещение, 2008. — 212 с.
  9.          Краснолепова Т. Развитие музыкально-ритмических способностей детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в коррекционно-педагогической работе / Т. Краснолепова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Ростов-на-Дону -2006.
  10.          Лопатина Л. В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: учеб. пособие / Л. В. Лопатина. СПб., 2005. Флоренская Ю. А. Логопедическая ритмика. / Ю. А. Флоренская. — Москва, 2007, С. 53–73. Cantarella G, Viglione S, Forti S, Pignataro L. Voice therapy for laryngeal hemiplegia: the role of timing


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестирование - как новая форма выявления уровня освоения материала при работе с детьми, имеющими проблемы чтения и письма

Презентация  к   мастер-классу  по  теме:   "Тестирование -   как   новая форма  выявления   уровня  освоения...

Педмастерская. Педагогические приёмы работы с детьми, имеющими проблемы в обучении

Вступительная часть педагогической мастерской по теме....

Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ.

«Организация работы с обучающимися имеющими проблемы в обучении и воспитании: Особенности работы с детьми с ОВЗ....

консультация родителей детей младшего школьного возраста имеющих проблемы в развитии речи. «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».

Конспект консультации-практикума Образцовой Г.В.  для родителей детей младшего школьного возраста, имеющих проблемы в развитии речи.«Развиваем речь ребёнка с помощью сказки».Лите...

Работа с обучающимися, имеющими проблемы в развитии. Использование стандартов ФГОС на занятиях

Актуальность проблемы психического здоровья детей в последнее время значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различные функциональные расстройства коррелируют ...

Использование игровых технологий в работе с учащимися, имеющими нарушения развития

Обучение и воспитание детей с ОВЗ необходимо строить таким образом, чтобы у них проявился интерес к знаниям, появилась потребность в глубоком усвоении учебного материала, развивалась инициатива и само...

Особенности работы логопеда с различными категориями детей, имеющих проблемы в развитии

Информация представлена в виде таблицы, дается описание направлений логопедической работы с такими категориями детей, как дети с нарушениями слуха, дети с нарушениями зрения, дети с ДЦП, дети с ЗПР, д...