Интегрированный урок "Колокольные звоны".
план-конспект урока (3 класс)
Данная разработка может быть использована как основа внеклассного мероприятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki._kolokolnye_zvony.doc | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Колокольные звоны»
Цели урока:
- Познакомить учащихся с колокольными звонами России.
- История появления колоколов на Руси.
- Значение колокольных звонов в повседневной жизни человека.
- Прививать любовь и интерес к русской, классической и современной музыке.
- Способствовать эстетическому воспитанию учащихся.
Оборудование: аудиозаписи, иллюстрации, колокольчики, портреты композиторов, свитки, кроссворд.
Драматургия урока:
- Введение в тему.
- «Вечерний звон» р.н.п. – слушание.
- «Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского – слушание.
- «Однозвучно гремит колокольчик» муз.Сидоровича – слушание.
- «Колокольчик мой хрустальный» - исполнение.
- «Ой, звоны звонят» игра – физ.минутка.
- «Колокольный звон» Храма Христа Спасителя – слушание.
- Колокольня Ивана Великого – беседа.
- «Малиновый звон» А.Морозова - в исполнении учителя.
- «Край родной» М.Е.Гомоновой - исполнение
- Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки – слушание.
Ход урока:
Музыкальное приветствие.
Наш урок посвящается изучению исконно русской традиции – колокольным звонам.
Колокол в древней Руси имел большое значение. Удары колокола отсчитывали время. По их сигналам люди знали, когда вставать, когда за работу приниматься, в какой день – праздник, а в какой беда на Русь нагрянула.
Сергей Есенин написал замечательное стихотворение:
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздаётся голос по лесам…
А вот другие строки из очень известной народной песни:
Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он…
- Кто из вас слышал эту песню?
- Как она называется?
Облик деревянной Руси с её церквами, колокольным звоном дорог близок русской душе. Вечерний звон был частью родного края, он навевал воспоминания о юных днях, мечтах, надеждах…
«Вечерний звон» - слушание песни.
Не только поэты, художники славили колокол в своём творчестве, но и многие композиторы использовали в своих произведениях колокольный звон. С некоторыми из них я вас сегодня познакомлю.
Музыка звонов так красива и необычна! Композиторы всегда стремились передать в своих произведениях подлинное её звучание. Музыканты даже придумали для оркестра специальный инструмент, в состав которого входит набор колоколов, разных по своему звучанию – от звонкого, лёгкого до басовитого, изящного. Этот инструмент так и назвали – колокола (иллюстрация).
Оркестровые колокола – это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей. Значит колокол это какой инструмент? Духовой? Клавишный? Струнный? Ударный? (Дети отвечают)
Модест Петрович Мусоргский – гениальный русский композитор. В своей опере «Борис Годунов» он изобразил Великий колокольный звон. Сейчас мы услышим могучее, тревожное звучание большого колокола и звонкие, перекликающиеся голоса маленьких колоколов. Эта прекрасная музыка не может оставить никого равнодушным, пробуждая в каждом сердце чувство бесконечной любви к нашей Родине. Итак, слушайте! Великий колокольный звон поёт о великой Руси!
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргсого – слушание.
Слово «колокол» произошло от старинного русского слова «коло» - так считают некоторые исследователи. «Коло» - значит «круг, окружность». Другие учёные говорят, что слово «колокол» составилось следующим образом: «кол о кол», то есть от удара одного «кола» о другой. Как бы там ни было, а слово получилось красивое, приятное на слух.
- А как вы думаете, каково значение колокольных звонов в повседневной жизни русского человека? /Ответы/
Колокольные звоны до недавнего времени были неотъемлемой частью в жизни каждого человека. В 16 веке в Москве насчитывалось во всех церквах не менее 5 тысяч колоколов! В каждой церкви, даже сельской, обязательно был свой колокол, и не один. Колокол возвещал о богослужении, созывал к богослужению.
В историю Руси вошли колокола – набаты, собиравшие народ на Вече (народное собрание), возвещали о приближении опасности, о пожарах, нашествии врагов и других событиях.
Чтобы звонарям было легче запомнить, в какой колокол звонить, колоколам давали названия. Например, на колокольне Ивана Великого были такие колокола, как «Медведь» и «Ревун».
- Как вы думаете, какими голосами звонили «Медведь» и «Ревун»? /Ответы/
Правильно, низкими, громкими, тяжёлыми.
Мощные звуки охранного колокола созывали людей на борьбу с врагом, когда тот угрожал русской земле. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. Также был колокол праздничный, воскресный, будничный…
Кроме того, колокола имели и иное применение – в сельских церквах служили для тех, кто в пути (во время вьюг и метелей), давали им знак и направление, чтобы люди не потерялись – спасательный звон.
Но вот у меня в руке вы видите совсем маленький колокольчик. Такие колокольчики делали для того, чтобы прикреплять их к лошадям, запряжённым в ямщицкие повозки. Самыми знаменитыми были колокольчики, которые делали в городе Валдае. О валдайских колокольчиках даже сложили песню в народе:
Вот мчится тройка почтовая
По Волге-матушке зимой,
И колокольчик – дар Валдая –
Звенит уныло под дугой.
Звоном валдайских колокольчиков восхищался А.С.Пушкин, а люди, когда слышали их голоса, заранее знали: мимо едет тройка, везёт то ли почту, то ли гостей. О дорожных колокольчиках русскими композиторами написано немало песен. Вот сейчас прозвучит песня на слова Макарова, музыка Сидоровича «Однозвучно гремит колокольчик». /Внимание на иллюстрацию/
Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка.
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика…
У дорожных колокольчиков было совершенно определённое предназначение: они не позволяли ямщику задремать во время пути.
Вы услышите, как музыка рисует нам бескрайние русские просторы, изображая монотонную ленту дороги и звон ямщицких колокольчиков. Музыка начинается приглушённо, словно тройка едет к нам издалека. Обратите внимание, какой музыкальный инструмент подражает перезвону колокольчиков?
«Однозвучно гремит колокольчик» сл. Макарова, муз.Сидоровича – слушание.
- Какой же инструмент имитировал звон колокольчика?
- Правильно, балалайка.
Вообще существует немало легенд о колокольчиках. Мы узнаём их из старинных рукописей. Вот легенда о том, как появились валдайские колокольчики. / Ученик читает свиток/
«В 1478 году по приказу московского князя Ивана третьего в Великом Новгороде сняли вечевой колокол и повезли его в Москву. Легенда гласит, будто по дороге на одном из крутых склонов Валдайских гор сани с колоколом резко покатились вниз, и колокол разбился на мелкие части. Местные мастера собрали осколки и отлили из них маленькие валдайские колокольчики».
- Красивая легенда, правда?
«Колокольчик мой хрустальный»
А давайте, ребята, попробуем своими голосами изобразить звучание больших и маленьких колоколов в песне-игре «Ой, звоны звонят».
- Все вместе за мной повторяйте по строчке:
Ой, звоны звонят,
Злого волка гонят
По болотам, по оврагам,
Где люди не ходят.
- А теперь пропоём эти слова, а заодно и поиграем.
Ребята, сидящие в первом ряду будут изображать большой колокол: Бом – бом – бом на звуке «ре». /Дети поют/
Второй ряд поёт, как маленький колокол: дили-дон, дили-дон на звуке «соль». /Дети поют/
А ребята третьего ряда поют мелодию со словами. /Дети поют/
Соединяем всё вместе, но сначала поёт первый ряд и продолжает петь до конца «Бом, бом…» По взмаху моей руки присоединяются маленькие колокола. И затем третий ряд поёт уже саму песенку под музыку больших и маленьких колоколов. Должно получиться очень красиво.
Музыкальная игра.
Во время игры дети, изображающие колокола, могут раскачиваться из стороны в сторону ( физ.минутка)
- А знаете, ребята, в нашей игре очень верные слова: «Звоны звонят, злого волка гонят». Ведь в народе до сих пор верят, что колокольный звон отпугивает нечистую силу. Даже есть пословица: «Звон хорош, а грешника приводит в дрожь». Колокольные звоны действительно обладают необыкновенной, таинственной силой. Вот послушайте, как поют колокола Храма Христа Спасителя, который находится в Москве. В наши дни именно эти колокола приветствуют русским трезвоном всех россиян во время больших праздников. В самом названии «трезвон» подчёркнуто, что он звучит как бы на три голоса: ритмичные удары самого большого колокола, благовестника, задают темп звона, средние колокола выводят его основной рисунок, а самые высокие, зазвонные, завершают его орнаментальный наряд.
Колокольный звон – слушание.
Восхождение к вершинам русского колокольного мастерства принято исчислять от 1066 года, когда в Новгородской летописи появилось первое на Руси упоминание о колоколах. На московской земле не сохранилось свидетельства зарождения колокольного дела. Всё было сметено вихрем татаро-монгольского нашествия. Но достоверно известно, что колокол был одним из символов возрождения Русского государства под главенством Москвы. Когда в 1392 году великий князь Иван Данилович Калита ставил в самом центре будущей столицы деревянный храм Иоанна Лествичника – это была «церковь иже под колоколы».
Росла и крепла держава: всё выше возносились над землёй колокола, всё больше становился их вес, всё громче голос. На смену обветшавшему храму Иоанна Лествичника Иван третий ставит в 1505-1508 годах новый, каменный, многоярусный столп. Народ прозвал его Иваном Великим. Мало кто знает, что внутри его есть храм – он больше известен как колокольня. Находится эта колокольня на территории Московского кремля. Здесь разместилось огромное множество самых разных колоколов, включая и самый большой колокол в мире, который никогда не звонил. Колокол – великан с красивым названием Царь-колокол. Весит он 200 тонн.
- Почему же Царь-колокол никогда не звонил? Послушайте эту удивительную историю.
(Ученик читает свиток)
«По царскому заказу и распоряжению исполинский колокол отлил колокольный мастер Михаил Моторин в самом начале 18 века. Колокол находился в земляной яме, в которой и проходил весь процесс отлития. Над ямой был сооружён деревянный сарай для прикрытия колокола. Стали сооружать леса для подъёма, но в Москве случился страшный пожар. Загорелась вся деревянная постройка над ямой. Сбежавшийся народ стал заливать колокол водой, чтоб не расплавился. Раскалённый металл треснул, и отвалился 700-пудовый кусок.
Царь-колокол пребывал в земле почти сто лет. Не раз его пытались извлечь из литейной ямы, сначала, по приказу императрицы Екатерины , потом, в 1812 году Наполеон хотел увезти московскую диковинку в Париж в качестве трофея, была попытка поднять колокол и при Александре Первом. Но ничего не получалось. И лишь в 1836 году Царь-колокол был, наконец, поднят и установлен на гранитном пьедестале у подножия колокольни Ивана Великого».
У каждого колокола, как у человека, есть своя биография, своя судьба. Сегодня в нашей стране всё чаще слышится звон колоколов. Вот и в нашей станице совсем недавно произошло радостное событие: звонницу колокольни Свято-Покровского Храма торжественно увенчали 9 колоколов. Ранним утром в воскресные дни плывёт над нашей любимой станицей прекрасный малиновый звон.
«Малиновый звон» А.Морозова - в исполнении учителя.
Эту песню наверняка знают и любят ваши мамы и папы. В ней поётся о родной земле, о красоте русской природы, о нашей любви к Родине.
- А теперь я предлагаю исполнить замечательную песню «Край родной». Думаю, каждый из вас будет петь её с душой, выразительно и красиво.
«Край родной» М.Е.Гомоновой
Итог урока:
- Итак, что же нового вы узнали сегодня на уроке, что больше всего понравилось и запомнилось? /Ответы детей/
Колокольные звоны – это голос нашей Родины. Искусство этих звонов стало важной частью русской музыки и придало ей ярко национальный колорит.
Завершить этот урок мне бы хотелось на высокой мажорной ноте. И поможет мне в этом музыка композитора, которого по праву считают основоположником русской классической музыки. Вы, конечно, догадались, о каком композиторе я говорю? /М.И.Глинка/
Славься, славься, Русь моя!
Славься русская наша земля!
Да будет вовеки веков сильна
Великая наша, родная земля!
Так начинается знаменитый хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин», который часто звучит по телевидению и радио в дни особых торжеств и великих праздников. Этот хор – светлый гимн русскому народу, выдающийся художественный памятник народному патриотизму. Его исполняют сразу три хора, два оркестра и, конечно же, колокола!
Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нам поёт пасхальный звон песнь о жизни вечной
Сценарий детского праздника.Действующие лица:Бабушка.Внук Денис 13 летВнучка Аня,11 летВнучка Лена,7 лет.Я нарисую Божий храмВнарядно украшенном цветами и зелёными ветками зале стоит стол.На столе ваз...
Интегрированное занятие кружка "Колокола,колокольный звон и житие Серафима Саровского"
Занятие будет посвящен очень хорошему человеку – преподобному Серафиму Саровскому и замечательному явлению- колокольному звону и его значению в жизни русского человека....
Интегрированный урок по музыке и ИЗО во 2 классе. Тема "Великий колокольный звон"
Технологическая карта урока музыки во 2 классе. II четверть. Раздел: «О России петь – что стремиться в храм». Тема: «Великий колокольный звон».Программа: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С....
Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"
Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"...
Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"
Образовательный проект по ОПК "Звонят, звонят колокола!"...
Конспект урока литературное чтение "И. Козлов «Вечерний звон». И. Левитан «Вечерний звон» (УМК "Перспектива"4 класс)
Тип урока : Изучение новых знанийЦели: Знакомство с произведением И.И. Козлова «Вечерний звон»Планируемые результаты: Предметные: -Уметь анализировать содержание произведении, читать ...
Методическая разработка урока по речевой практике на тему: Ролевые игры: «Я звоню другу», «Я звоню в поликлинику», «Я звоню бабушке», «Я звоню учителю»
Цель урока: создать условия для закрепления умения вести разговор по телефону в различных ситуациях. Задачи: Образовательные-закрепить правила общения по телефону;-уточнение и расширение словарного за...