Конспект урока музыки во втором классе
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки во  втором  классе

Учителя музыки Сидоровой Светланы Леонидовны

ГБОУ СОШ № 2044

Тема урока:  раздел: «День полный событий». «Танец. Танец. Танец»

Место урока в системе уроков: текущий

Цель урока:  Показать многообразие танцевальных жанров  на примере:  Камаринской,  Трепака, Гопака, Бульбы, Лезгинки, Вальса, Полонеза, Польки.

Задачи урока: Закреплять  понятие жанр, лад, метр, доля, мелодия. Развивать у детей умение чувствовать  характер музыки, высказывать свои впечатления о ней. Развивать творческие способности: внимание, воображение, фантазию, музыкальный кругозор. Способствовать воспитанию люби к инструментальному  исполнению. Умению  работать в коллективе и уважительному отношению ко всем участникам образовательного процесса.

Тип урока: комбинированный с элементами закрепления материала и систематизации знаний.

Методы: Объяснительно – наглядные.

Формы организации учебной деятельности: Групповая, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: Музыкальный центр, ноутбук.

Литература: «Музыкальная литература», В.Владимиров, А.Лагутин. «Музыкальная литература», Д.Сорокотягин, «Музыкальная литература», И.Прохорова

Содержание

Со звонком учащиеся входят в класс, встают около своих парт.

Учитель: Музыкальное приветствие в мажоре. Прозвенел звонок, начался урок, здравствуйте!

Учащиеся: Здравствуйте.

Учитель: Садитесь. Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Танец». Что же это такое в вашем понимании?

Учащиеся: Движения  под музыку.  

Учитель: Я полностью с вами согласна. Действительно, танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу танец тесно связан с бытом, тем, что каждого из нас окружает. Танцы  по – своему  отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей. Разнообразие же танцев родилось из характера народа, его жизни и образа знаний. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. И так, начинается  наше путешествие в страну танцев с камаринской – это русская народная пляска, веселого, задорного характера. Она имеет быстрый темп, мажорный лад, двухдольный размер.

Звучит «Камаринская», р.н.п

Учитель: Ребята, какой  характер исполнения  этого  танца? Какой музыкальный инструмент сопровождает его на протяжении всего звучания?

Учащиеся: Веселый, озорной, звучит балалайка.

Учитель: Правильно, характер задора и веселья, а вот музыкальное сопровождение основывается на звучании балалайки, гармонике, дудке. Теперь я предлагаю вам немного посостязаться  между собой в изобретательности и мастерстве.

Под музыку «Камаринской» учащиеся выполняют танцевальные движения «ковырялочка». Садятся за парты.

Учитель: Следуя дальше, я предлагаю вам остановиться еще на одном русском народном танце, который называется  - трепак. Как и камаринская, он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. Но если камаринской свойственна лукавая грациозность, юмор, то в трепаке преобладают широкий размах, удаль, лихой задор. Мужчины, танцующие эту пляску, как бы состязаются друг с другом в быстроте и ловкости. Давайте послушаем музыку этого танца внимательно.

Звучит «Трепак» из балета  «Щелкунчик», П.И.Чайковского

Учитель:  Что  объединяет эти  два  танца и чем они отличаются друг от друга?

Учащиеся: Они веселого характера, энергичные.

Учитель: Конечно характер и настроение, вы правы. А еще к концу танца, как это бывает в народных плясках, темп стремительно нарастает. Кажется, что заключительные аккорды прерывают танец в самом его разгаре.

Пришло время нам с вами отправиться в Украину, где зародился танец под название Гопак. Что же это за танец? Гопак – украинский народный танец удалого, веселого характера. Он имеет подвижный темп и двухдольный размер. В основу танца положена мелодия украинской народной песни «На бережку у ставки». Давайте внимательно послушаем и определим, какой танец рисует нам  музыка?

Звучит украинский народный танец «Гопак»

Учитель: Кто мне сможет ответить на вопрос?

Учащиеся: Танец начинается сдержанно, но постепенно разгорается, становится все более энергичным и задорным. В музыке мы слышим плавные кружения, прыжки, притопывания и присядку.

Учитель: Предлагаю вам сейчас  показать в своих движениях эти особенности.

Звучит  украинский народный танец «Гопак», учащиеся исполняют танцевальные движения: полочка и выбрасывание ног вперед. Дети садятся за парты.

Учитель: Продолжаем наше путешествие, которое ведет  нас прямо в Белоруссию, где немало увлекательных плясок  создал белорусский народ. Очень популярны в Белоруссии такие танцы, как лявониха, крыжачок, бульба. Особенно большой любовью пользуется бульба. Это танец в быстром темпе, двухдольном размере, с острым ритмом, задорной мелодией в мажорном ладу. Слова, которые получили распространение с мелодией бульбы, имеют шуточное содержание. В них воспевается обыкновенная, хорошо всем знакомая картошка:

Из мешка бери картошку

И питайся понемножку.

Можешь есть ее вареной

Иль в  мундире запеченой.

Давайте сейчас  послушаем музыку этого танца.

Звучит белорусский народный танец «Бульба»

Учитель: Какое настроение дарит нам музыка этого танца?

Учащиеся: Она легкая, изящная.

Учитель: Вы правы, настроение легкости и полетности, где – то присутствует   напоминание  музыки веселой  польки.

Следуем дальше. Следующая наша с вами остановка на Кавказе. Что же это такое?

Учащиеся: Кавказ – это местность, обнесенная горами.

Учитель: Правильно, живет там кавказский народ, который очень любит свой национальный танец – лезгинка. Таней этот очень живописен: бурная, огненная стремительность чередуется с мягкой грациозностью. При этом быстрые, энергичные движения присуще пляске мужчин, а плавные – женщинам. Давайте послушаем музыку этого танца, и постараемся услышать  женскую и мужскую партию исполнения.

Звучит Лезгинка

Учитель: А теперь я попрошу всех встать в круг, который  составляет основу этого танца.

В центр мы попросим выйти солиста  (выходит желающий), который будет исполнять характерные для этого танца движения.

Звучит музыка Лезгинки,  учащиеся танцуют, затем садятся за парты.

Учитель: Вот и подошло время нам с вами заглянуть в далекую Европу, где с давних пор известен  вальс. Свое происхождение вальс ведет от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространен в Австрии, Германии, Чехии. В 19 веке вальс  стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна. Давайте с вами послушаем ее и определим, какая она.

Звучит вальс из оперы К.М. Вебера «Волшебный стрелок».

Учащиеся: Музыка вальса веселая, выразительная.

Учитель: Совершенно верно, она имеет всего одну тему, которая звучит несколько раз на протяжении пьесы. Давайте теперь пригласим на вальс пару наших одноклассников, которые  передадут через движения все настроение и красоту этого танца.

Звучит вальс из оперы Вебера «Волшебный стрелок», пара одноклассников танцует, затем садится за парту.

Учитель: Остальным вальсам свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным среди слушателей. Всем известно, что вальс всегда присутствовал на балах, как парный танец. Но не стоит забывать и полонез –  польский национальный танец, торжественный, величавый танец – шествие. Его музыкальный размер также трехдольный, но движение спокойное, неторопливое, с акцентом на сильной, первой доле такта. Композиторы создавали полонезы как самостоятельные инструментальные пьесы, и охотно включали их в свои оперы и балеты. Сейчас мы с вами послушаем полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки

Звучит полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какой музыкальный язык этого танца – шествия?

Учащиеся: Торжественный, строгий, гармоничный.

Учитель: Совершенно верно, все пришедшие гости на бал следовали под музыку полонеза строго, торжественно, неторопливо. Вот и мы сейчас с вами попробуем представить себя на балу.

Под музыку полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки учащиеся парами движутся по классу, садятся за парты.

Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какие танцы вы исполняли в детском саду?

Учащиеся: Польку.

Учитель: Правильно. А вы знаете, что полька – это чешкий танец живого, бодрого характера. Польке свойственны задор, юмор. Музыкальный же размер польки две четверти, темп – подвижный, иногда даже быстрый. К жанру польки обращались в своем творчестве многие композиторы, в том числе и Сергей Васильевич Рахманинов. Давайте послушаем музыку его польки.

Звучит полька С.В.Рахманинова

Учащиеся: Музыка этой польки веселая, жизнерадостная, полетная.

Учитель: Правильно, эта полька захватывает своей жизнерадостностью и искрящимся весельем. Основная тема танца легкая и изящная. Давайте теперь вспомним основные движения этого танца и исполним их.

Звучит полька С.В.Рахманинова, учащиеся выполняют танцевальные движения, садятся за парты.

Учитель: Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну танца. Сегодня мы с вами услышали много танцевальной музыки, вспомнили и разучили характерные движения отдельных  танцев. Убедились, что танцевальные ритмы можно услышать в песенных, инструментальных и музыкально – театральных сочинениях. А самое главное – сделали вывод, что танцевальная музыка сыграла большую роль в развитии всей музыкальной культуры.

Музыкальное прощание в миноре: Прозвенел звонок, кончился урок. До свиданья.

Учащиеся: До свиданья.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"

Урок музыки в первом классе с элементами театрализации.  Тема: "Осенние краски в музыке"....

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...