Конспект урока музыки во втором классе
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме
«День полный событий». «Танец. Танец. Танец»
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока музыки во втором классе
Учителя музыки Сидоровой Светланы Леонидовны
ГБОУ СОШ № 2044
Тема урока: раздел: «День полный событий». «Танец. Танец. Танец»
Место урока в системе уроков: текущий
Цель урока: Показать многообразие танцевальных жанров на примере: Камаринской, Трепака, Гопака, Бульбы, Лезгинки, Вальса, Полонеза, Польки.
Задачи урока: Закреплять понятие жанр, лад, метр, доля, мелодия. Развивать у детей умение чувствовать характер музыки, высказывать свои впечатления о ней. Развивать творческие способности: внимание, воображение, фантазию, музыкальный кругозор. Способствовать воспитанию люби к инструментальному исполнению. Умению работать в коллективе и уважительному отношению ко всем участникам образовательного процесса.
Тип урока: комбинированный с элементами закрепления материала и систематизации знаний.
Методы: Объяснительно – наглядные.
Формы организации учебной деятельности: Групповая, индивидуальная, коллективная.
Оборудование: Музыкальный центр, ноутбук.
Литература: «Музыкальная литература», В.Владимиров, А.Лагутин. «Музыкальная литература», Д.Сорокотягин, «Музыкальная литература», И.Прохорова
Содержание
Со звонком учащиеся входят в класс, встают около своих парт.
Учитель: Музыкальное приветствие в мажоре. Прозвенел звонок, начался урок, здравствуйте!
Учащиеся: Здравствуйте.
Учитель: Садитесь. Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Танец». Что же это такое в вашем понимании?
Учащиеся: Движения под музыку.
Учитель: Я полностью с вами согласна. Действительно, танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу танец тесно связан с бытом, тем, что каждого из нас окружает. Танцы по – своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей. Разнообразие же танцев родилось из характера народа, его жизни и образа знаний. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок. И так, начинается наше путешествие в страну танцев с камаринской – это русская народная пляска, веселого, задорного характера. Она имеет быстрый темп, мажорный лад, двухдольный размер.
Звучит «Камаринская», р.н.п
Учитель: Ребята, какой характер исполнения этого танца? Какой музыкальный инструмент сопровождает его на протяжении всего звучания?
Учащиеся: Веселый, озорной, звучит балалайка.
Учитель: Правильно, характер задора и веселья, а вот музыкальное сопровождение основывается на звучании балалайки, гармонике, дудке. Теперь я предлагаю вам немного посостязаться между собой в изобретательности и мастерстве.
Под музыку «Камаринской» учащиеся выполняют танцевальные движения «ковырялочка». Садятся за парты.
Учитель: Следуя дальше, я предлагаю вам остановиться еще на одном русском народном танце, который называется - трепак. Как и камаринская, он имеет жизнерадостный характер, быстрый темп, двухдольный размер. Но если камаринской свойственна лукавая грациозность, юмор, то в трепаке преобладают широкий размах, удаль, лихой задор. Мужчины, танцующие эту пляску, как бы состязаются друг с другом в быстроте и ловкости. Давайте послушаем музыку этого танца внимательно.
Звучит «Трепак» из балета «Щелкунчик», П.И.Чайковского
Учитель: Что объединяет эти два танца и чем они отличаются друг от друга?
Учащиеся: Они веселого характера, энергичные.
Учитель: Конечно характер и настроение, вы правы. А еще к концу танца, как это бывает в народных плясках, темп стремительно нарастает. Кажется, что заключительные аккорды прерывают танец в самом его разгаре.
Пришло время нам с вами отправиться в Украину, где зародился танец под название Гопак. Что же это за танец? Гопак – украинский народный танец удалого, веселого характера. Он имеет подвижный темп и двухдольный размер. В основу танца положена мелодия украинской народной песни «На бережку у ставки». Давайте внимательно послушаем и определим, какой танец рисует нам музыка?
Звучит украинский народный танец «Гопак»
Учитель: Кто мне сможет ответить на вопрос?
Учащиеся: Танец начинается сдержанно, но постепенно разгорается, становится все более энергичным и задорным. В музыке мы слышим плавные кружения, прыжки, притопывания и присядку.
Учитель: Предлагаю вам сейчас показать в своих движениях эти особенности.
Звучит украинский народный танец «Гопак», учащиеся исполняют танцевальные движения: полочка и выбрасывание ног вперед. Дети садятся за парты.
Учитель: Продолжаем наше путешествие, которое ведет нас прямо в Белоруссию, где немало увлекательных плясок создал белорусский народ. Очень популярны в Белоруссии такие танцы, как лявониха, крыжачок, бульба. Особенно большой любовью пользуется бульба. Это танец в быстром темпе, двухдольном размере, с острым ритмом, задорной мелодией в мажорном ладу. Слова, которые получили распространение с мелодией бульбы, имеют шуточное содержание. В них воспевается обыкновенная, хорошо всем знакомая картошка:
Из мешка бери картошку
И питайся понемножку.
Можешь есть ее вареной
Иль в мундире запеченой.
Давайте сейчас послушаем музыку этого танца.
Звучит белорусский народный танец «Бульба»
Учитель: Какое настроение дарит нам музыка этого танца?
Учащиеся: Она легкая, изящная.
Учитель: Вы правы, настроение легкости и полетности, где – то присутствует напоминание музыки веселой польки.
Следуем дальше. Следующая наша с вами остановка на Кавказе. Что же это такое?
Учащиеся: Кавказ – это местность, обнесенная горами.
Учитель: Правильно, живет там кавказский народ, который очень любит свой национальный танец – лезгинка. Таней этот очень живописен: бурная, огненная стремительность чередуется с мягкой грациозностью. При этом быстрые, энергичные движения присуще пляске мужчин, а плавные – женщинам. Давайте послушаем музыку этого танца, и постараемся услышать женскую и мужскую партию исполнения.
Звучит Лезгинка
Учитель: А теперь я попрошу всех встать в круг, который составляет основу этого танца.
В центр мы попросим выйти солиста (выходит желающий), который будет исполнять характерные для этого танца движения.
Звучит музыка Лезгинки, учащиеся танцуют, затем садятся за парты.
Учитель: Вот и подошло время нам с вами заглянуть в далекую Европу, где с давних пор известен вальс. Свое происхождение вальс ведет от неторопливого и плавного крестьянского танца лендлера. Он был распространен в Австрии, Германии, Чехии. В 19 веке вальс стал популярным во всей Европе. Музыка вальса очень разнообразна. Давайте с вами послушаем ее и определим, какая она.
Звучит вальс из оперы К.М. Вебера «Волшебный стрелок».
Учащиеся: Музыка вальса веселая, выразительная.
Учитель: Совершенно верно, она имеет всего одну тему, которая звучит несколько раз на протяжении пьесы. Давайте теперь пригласим на вальс пару наших одноклассников, которые передадут через движения все настроение и красоту этого танца.
Звучит вальс из оперы Вебера «Волшебный стрелок», пара одноклассников танцует, затем садится за парту.
Учитель: Остальным вальсам свойственны мелодическая напевность, плавность движения, искренность и непосредственность в передаче чувств, а также простота выразительных средств, что сделало его по сравнению с другими танцевальными жанрами особенно популярным среди слушателей. Всем известно, что вальс всегда присутствовал на балах, как парный танец. Но не стоит забывать и полонез – польский национальный танец, торжественный, величавый танец – шествие. Его музыкальный размер также трехдольный, но движение спокойное, неторопливое, с акцентом на сильной, первой доле такта. Композиторы создавали полонезы как самостоятельные инструментальные пьесы, и охотно включали их в свои оперы и балеты. Сейчас мы с вами послушаем полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки
Звучит полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какой музыкальный язык этого танца – шествия?
Учащиеся: Торжественный, строгий, гармоничный.
Учитель: Совершенно верно, все пришедшие гости на бал следовали под музыку полонеза строго, торжественно, неторопливо. Вот и мы сейчас с вами попробуем представить себя на балу.
Под музыку полонез из второго действия оперы «Иван Сусанин», М.И.Глинки учащиеся парами движутся по классу, садятся за парты.
Учитель: Скажите мне, пожалуйста, какие танцы вы исполняли в детском саду?
Учащиеся: Польку.
Учитель: Правильно. А вы знаете, что полька – это чешкий танец живого, бодрого характера. Польке свойственны задор, юмор. Музыкальный же размер польки две четверти, темп – подвижный, иногда даже быстрый. К жанру польки обращались в своем творчестве многие композиторы, в том числе и Сергей Васильевич Рахманинов. Давайте послушаем музыку его польки.
Звучит полька С.В.Рахманинова
Учащиеся: Музыка этой польки веселая, жизнерадостная, полетная.
Учитель: Правильно, эта полька захватывает своей жизнерадостностью и искрящимся весельем. Основная тема танца легкая и изящная. Давайте теперь вспомним основные движения этого танца и исполним их.
Звучит полька С.В.Рахманинова, учащиеся выполняют танцевальные движения, садятся за парты.
Учитель: Ну что ж, ребята, вот и подошло к концу наше путешествие в страну танца. Сегодня мы с вами услышали много танцевальной музыки, вспомнили и разучили характерные движения отдельных танцев. Убедились, что танцевальные ритмы можно услышать в песенных, инструментальных и музыкально – театральных сочинениях. А самое главное – сделали вывод, что танцевальная музыка сыграла большую роль в развитии всей музыкальной культуры.
Музыкальное прощание в миноре: Прозвенел звонок, кончился урок. До свиданья.
Учащиеся: До свиданья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим муз...
Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"
Урок музыки в первом классе с элементами театрализации. Тема: "Осенние краски в музыке"....
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...