урок музыки во втором классе по теме "Лад"
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Фатеева Татьяна Геннадьевна

данный урок из раздела "Музыкальная речь или средства музыкальной выразительности". поможет детям разобраться в понятиях мажор и минор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pervyy_urok_bolshoy.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Лад» (весело-грустно) во 2 классе по программе Школяр.

Урок предназначен для освоения темы “Средства музыкальной выразительности” на основе интеграции предметов “Музыка”, “Литературное чтение” и “Изобразительное искусство”. Освоение понятия “лад” происходит посредством участия в различных видах деятельности на уроке: хоровом пении, слушании музыки, выполнении творческих заданий.

Цели:

  • создание условий для формирования элементов аналитического отношения к средствам выразительности разных видов искусства;
  • развитие образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; музыкального вкуса обучающихся;
  • освоение знаний об особенностях музыкального языка; о воздействии музыки на человека; о её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

Учебные задачи: научиться

  • определять мажорный и минорный лады в музыкальных произведениях;
  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
  • выразительно исполнять попевки,песни;
  • устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.

  1. Организационный момент. Здороваюсь с ребятами в мажоре (нисходящее трезвучие в до мажоре).
  2. Сейчас я пропою вам две народные песни, а вы послушайте и скажите, чем они друг от друга отличаются.

(исполняю отрывки из песенок: русская народная песня  «Как под горкой под горой» и белорусскую народную песню «Перепелочка» - по одному куплету из них).

 (одна веселая, другая грустная)

Как звучит первая? (легко и задорно)

А вторая? (жалостливо и грустно).

Может быть,  кто-то сможет сказать, о чем мы будем говорить на уроке?

(о веселой и грустной музыке).

  1. Послушайте сказку.

Два брата.

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин - дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать и скучать.

       Бывало сядет он на свой трон и скучает.

       От скуки ногами поболтает.

       От скуки прикажет печенье поддат,

       А солдатам -песню запевать.

       Солдаты были у него необычные-

       Все, как один , песцы отличные.

       И за это, кстати сказать,

       Стал Дин - дон их Звуками звать.

 

       Споют звуки королю одну песню, другу.

       Король захрапит, а звуки тоже на боковую.

       Спят себе до утра.

       Утром встанут, крикнут: «Ура!»

       Король проснётся,

       С боку на бок повернётся

       И всё заново начнётся:

       Скука, печенье, солдатское пение.

       От этой жизни звуки до того обленились,

       Что петь как следует, совсем разучились.

       Король был ужасно огорчён.

       Даже скачать перестал он.

       Заставляет их петь и так и сяк.

       А они не хотят никак.  Но вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата-Лада. Давайте с ними познакомимся. Какой был первый брат по характеру? (веселый, прыгучий, танцующий….). какую музыку любил он слушать? (веселую, отрывистую, яркую, громкую….).

А второй брат какой был по характеру? (плаксивый, грустный….). какую музыку любил слушать он? (грустную, печальную….).

Весёлого звали Мажор, а грустного Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему.

       Во дворец явились,

       Королю, как положено, поклонились.

       -Здравствуй, Дин - дон, - говорят,-

       Хотим послушать твоих солдат.

       -А ну, -скомандовал Звукам король,-

       Запевать все изволь!

       Раз, два! Раз, два!

       Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

       Не выдержали этой музыки братья,

       Закричали на два голоса: «Хватит!»

       -Давай, - говорят,- Дин - дон, мы тебе поможем,

       Из Звуков твоих песню ладную сложим.

       Выстроил Мажор Звуки в ряд-

       Получился звукоряд.

       - Запевай! - скомандовал Мажор. Звуки запели.

(Пропевается мажорный звукоряд – со словами: «К нам весна уже приходит, солнца луч глядит в окошко» - тональность «До мажор») – СЛОВА В ПРЕЗЕНТАЦИИ..

 Все мы дружно встали в ряд,

Получился звукоряд.

       Не простой- мажорный, радостный, задорный.

       Кончили Звуки петь - шагнул вперёд Минор.

       Звуки сразу почему-то загрустили.

       -Запевай!- скомандовал Минор. Звуки запели.

(Пропевается минорный звукоряд – со словами: «К нам весна уже приходит, солнца луч глядит в окошко» - тональность «Ля минор с повышенной седьмой нотой» «соль диез».).

Мы минорный звукоряд

Грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную поём и сейчас мы заревём.

       С тех пор наступил порядок в Звуклянии

       Дин - дон по-другому жить стал,

       Под новую музыку спать перестал.

       Загрустит он - Минор явится,

       Захочет веселиться - Мажор появится.

       Стали звуки жить ладно,

       И песни зазвучали складно.

Значит, звуки между собой стали ладить. Подберите, пожалуйста, слова, похожие по смыслу к слову «Ладить».

------работа по группам. В группах даны слова (напечатаны на отдельных листочках): дружить, понимать, любить, уважать, воевать, драться, жить мирно, не разговаривать друг с другом и другие). Правильные слова прикрепляются на лист форматом А4 и после этого один представитель от группы выходит к доске и защищает работу группы.

Молодцы!

  1. И сегодня, два брата Мажор и Минор пришли к нам в гости, чтобы вместе с нами повеселиться и погрустить.

Хочу обратить ваше внимание на то, что имена братьев Мажор и Минор пишутся с заглавной буквы. Почему?

А вот музыкальные термины «мажор» и «минор» с маленькой.

Какими символами можно обозначить музыку мажорную, которая заставляет нас улыбаться? (солнышко).  А минорную, которая заставляет нас слегка грустить? (тучка).

Давайте попробуем сами определить, в каком ладу звучат следующие произведения.

  1. «Резвушка» Д.Кабалевского
  2. «Плакса» Д.Кабалевского

По одному представителю от групп выходят к доске и к первому произведению вывешивают на доску солнышко, а ко второму – тучку.

Почему вы так решили? (дети доказывают).

  1. Кроме настроения человека, где мы еще можем встретиться с мажором и минором в окружающей действительности? (погода, природа….)

- Рассмотрите иллюстрации. Что на  них изображено? ( времена года). Какие? (зима, весна, лето и осень).

- по каким признакам вы определили времена года?

- одинаковые ли по настроению иллюстрации? (весна, например, с хорошей, солнечной погодой, осень – с дождями, зима с холодными снегами и т.д.)

Если бы вы были композиторами, какую бы вы музыку сочинили к иллюстрации весна, например? (дети отвечают).

Георгий Васильевич Свиридов, русский композитор, очень любил свой край, любовался красотами природы. И много своих произведений посвятил именно ей.

Мы сейчас послушаем одно из его произведений. Мне очень интересно будет услышать ваше мнение о нем.

------------слушаем произведение Свиридова «Весна. Осень»-----

(далее после прослушивания – дети высказываются).

Для меня:

 Одинаково ли звучала музыка? Сколько частей? (2). Какой характер этих частей? (светлый и радостный у весны, тоскливый и грустный у осени).определите музыкальный лад? (весна – мажор, осень – минор). Какими красками передано состояние природы? (мажор – яркими и солнечными, минор – темными).

  1. Ну, а сейчас у меня к вам предложение – упражнение «Танцующие ручки».

Если музыка зазвучит весело – ручки танцуют задорно, игриво – показ учителя.

Если музыка зазвучит грустная – движения ручек становятся  плавными, спокойными – из стороны в сторону – показ учителя.

---------упражнение выполняется под музыку Л.Бетховена «Весело. Грустно» (используется две части из трех) -----------------

  1. Работа над попевкой «Игра в слова».

Исполняю попевку детям.

Каким был характер музыке в начале? (громким)

Как он изменился потом? (стал тихим).

Для меня:

Обратить внимание на резкое произношение слов при чтении и пении. Например, при чтении в слове «гром» звук «о» не тянется. А при пении его надо протянуть, несколько утрированно. Произнося при этом согласный «гр», что усилит звучание последующей долгой гласной и поможет создать при исполнении имитацию раската грома.

- что еще изменяется? (настроение, окраска). То есть меняется лад – должны ответить дети).

Мажор – в первой фразе знак «диез» увеличивает расстояние между звуками «ми» и «фа». Поэтому музыка начинает звучать светло.

Минор – поется про мышей….знак «бекар» уменьшает расстояние между «ми»и «фа», что создает ощущение более мягкой, приглушенной окраски.

- почему композитор сочинил первую часть попевки громко и в мажоре, а вторую – тихо и в миноре? (ГРОМ и МЫШИ) – изменяется музыка, изменяется текст.

  1. Спасибо братьям Мажору и Минору. В завершении урока мы исполним сейчас для них их любимую песню.

---------поем с детьми всю песню «Улыбка» (используем при этом презентацию с текстом)--------------

Кто из вас догадался, почему у двух братьев именно эта песня – самая любимая? (если не ответят – даю начало запева и даю начало припева. (Запев – в мажоре, припев – в миноре).

Если остается время, предлагаю детям исполнить песню всю целиком (без остановок) – кто как запомнил (стоя). Или я пою запев, а дети все – припев.

  1. О чем же мы сегодня узнали на уроке? За что отвечают мажор и минор? А ведь музыка – это, прежде всего, искусство, которое выражает чувства, мысли, настроение. Лад – является одним из важных элементов музыкальной речи.

Сегодня вы все – молодцы! Можно вам поставить «пятерки».

Какое у вас сейчас настроение?

И по традиции – домашнее задание.

Вношу музыкальную шкатулку – в ней задания для каждого ученика (найди стихотворение в мажорном ладу, в минорном ладу, нарисуй рисунок в мажорном ладу, в минорном ладу, найди песенку в мажоре или в миноре, или в разных ладах.

Мне очень понравилось как вы сегодня на уроке ладили друг с другом. Пускай всегда в вашей жизни – дома, в школе  - все буде ладно!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Конспект урока музыки во втором классе

«День полный событий». «Танец. Танец. Танец»...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Урок музыки в 4 классе Тема урока:«Музыка главное действующее лицо многих сказок народов мира».

прививать учащимся любовь к музыке через сюжетырассказов и сказок. Показать воздействие музыки на жизнь человека.Раскрыть взаимосвязь сюжетов рассказов и сказок с правдоподобными случаями в жизни чело...

Урок музыки во втором классе.

Урок во втором классе по программу "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина, 1 четверть, 2 урок. Тема урока "Здравствуйте, Родина моя!"...

Урок по музыке для второго класса. Тема:"Звучит нестареющий Моцарт!"

Урок по музыке во классе во втором по учебнику Критской, Сергеевой, Шмагиной.  Тема урока "Звучит нестареющий Моцарт"...

Урок музыки во втором классе на тему "В королевстве маршей"

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Форма урока: путешествие.Цель: Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учеников для понимания интонационно-обра...