"Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках музыки в начальных классах"
учебно-методический материал по музыке (1 класс) по теме
Используемые на уроках музыки творческие задания, делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формируют эмоционально положительное отношение к предмету. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методы и приемы развития творческих способностей на уроках музыки | 84.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Словиковская Елена Владимировна
учитель музыки, высшая категория.
г. Нижний Новгород
«Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках музыки в начальных классах»
Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит раскрытию творческих способностей, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний.
Дети всегда хотят, чтобы у них на уроках происходило что-то необычное, интересное, яркое. А учитель всегда мечтает о том, чтобы ученики проявляли себя во всём блеске своих способностей. И никакой педагог не в силах научить чему-либо ученика, если тот не будет проявлять личного желания, прикладывать личных усилий.
В начале учебного года я всегда провожу с детьми небольшую беседу на тему: «Поговорим о тебе». Чтобы ученик посмотрел на себя в зеркало, посмотрел себе в глаза, очень внимательно посмотрел и задал себе вопросы: Чего хочет достичь в жизни? Что может дать другим людям? С чем он идёт в этот мир? Да, это очень серьёзные вопросы. Не на все дети смогут чётко и грамотно ответить, но задуматься о своем месте в жизни они помогут.
В каждом человеке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно рисует, кто-то хорошо поёт, танцует, сочиняет стихи. Многие же дети и не подозревают, какие богатства в них скрыты. Задача учителей помочь детям на начальном этапе обучения заинтересоваться творчеством, проявить свою фантазию, выдумку – раскрыть себя. Для этого на своих уроках я стараюсь использовать и внедрять ряд творческих заданий, игр, ситуаций, которые способствуют развитию творческих способностей ребёнка. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.
Один философ попросил своих учеников принести ему два абсолютно одинаковых листа клёна, и никто этого задания выполнить не смог. Одинаковых людей тем более нет. Учителя должны знать, что дети все разные, у каждого свой почерк, своё видение мира, свой потенциал, а для занятий творчеством это очень ценно.
Учёные давно заметили, что люди, «вкусившие» творчества, совсем по-другому живут и работают, становятся успешнее в жизни, талантливее в других областях знаний, совершенно не связанных с искусством. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним будет интересно общаться, созидать, творить.
Используемые на уроках музыки творческие задания, делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формируют эмоционально положительное отношение к предмету. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них.
ЗАДАНИЕ №1 «По-разному»:
А) На доске нарисовать длинную прямую линию. Равномерно, без толчков и остановок вести по ней карандашом или указкой и одновременно пропевать гласную «О» всё время на одной высоте: одинаково, монотонно. Не прерывать пения до конца линии:
__________________________________________________________________
О-о-о-о-о-…………….
Б) Теперь на доске нарисовать пунктирную (прерывистую) линию. Равномерно вести по ней карандашом или указкой и тоже пропевать гласную «О», делая мягкие перерывы в звучании. Во время паузы указка тоже равномерно движется по доске:
_______ пауза ________ пауза _______ пауза _______ пауза _______ и т.д.
О-о О-о О-о О-о О-о
В) Нарисовать линию, состоящую из точек. Быстро дотрагиваясь пальцем или указкой до каждой из них, отрывисто и активно пропевать: «О!О!О!»:
. . . . . . . . . . . . . . . .
О! О! О! О! О! О! О! О! О! О! О! О! О! О! О! О! и т.д.
Итак, гласная «О» всё время поётся по-разному. Первый способ пения звучит протяжно, слитно и в музыке именуется словом «ЛЕГАТО»; второй способ – отдельно, не связно – «НОН-ЛЕГАТО»; а третий звучит отрывисто – «СТАККАТО». Постепенно дети учатся извлекать звуки при пении всеми этими способами, с помощью линий-схем, а также без них.
ЗАДАНИЕ №2 «Поём о сосне»
Произнести нараспев двустишие о сосне разными способами: «легато» - пропевая, «нон-легато» - мягко деля слова на слоги, «Стаккато» - коротко и отрывисто. Далее усложнить задание и попробовать сочетать разные варианты, выделяя отдельные слова или слоги. Под словами, для облегчения задания нарисовать ориентиры: прямая линия – легато, прерывистая линия (по слогам) – нон-легато, точки – стаккато.
Например: ……. ………..
- Зимой и летом зелена, рас – тёт красавица сосна.
………………. ……..
- Зимой и летом зелена, растёт красавица со - сна.
ЗАДАНИЕ №3 «Сказочное заклинание»
Вспомнить, как пели дети о сосне в задании №2. А теперь представить себе, что это сказочное заклинание. Произнести двустишие о сосне на разные лады: то громким и страшным голосом, как злодей; то печально и жалобно, как сестрица Алёнушка; то пропищать тоненько, как Мышка-норушка. Иначе говоря, использовать разные интонации. Попробовать произнести завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, говорить в нос. Очень интересное сочетание даёт чередование говорения и пропевания.
ЗАДАНИЕ №4
Спросить детей, чем отличаются эти линии:
- __________________________________________________
О-о-о…….
- _______ ______ _______ _______ _______
О-о-о….
Если вести пальцем по первой из них, палец движется всё время на одной высоте, горизонтально. Если же вести пальцем по второй линии, палец поднимается сначала снизу вверх, а потом спускается сверху вниз. Такой же путь должен проделать и голос ребёнка.
Ведя пальцем по первой линии, тянуть гласную «о-о» на одной высоте, без повышений и понижений, до конца линии.
Теперь надо изменять голос с более низкого до более высокого, и в обратном направлении, как показано на второй линии-схеме. Желательно проделать этот путь несколько раз. Такое упражнение расширяет певческий диапазон ребёнка. Попутно можно дать определение слова диапазон.
ЗАДАНИЕ №5 ««Вверх-вниз»
Зная задание №4, ребёнку будет легко ответить, чем отличаются эти линии:
1. _______ ______ _______ _______ _______
2. _______ _______ _______ ______ ________
Одинаково ли будет звучать голос, если пропевать гласную «О» и вести пальцем сначала по первой, а потом по второй линиям-схемам? Показать на схеме, где голос будет звучать наиболее высоко, тоненько. А где у голоса будет самая низкая точка звучания. Петь, двигая пальцем по схемам. Можно придумать свою схему, нарисовать её и спеть по ней.
Эти упражнение можно проделать сначала способом «легато», потом «нон-легато» и, наконец, «стаккато».
ЗАДАНИЕ №6. «Вверх-вниз»
Закрепив четвертое и пятое задания, шестое можно усложнить, объединив линии-схемы, приведенные выше. Голос поднимается сначала снизу вверх, потом спускается сверху вниз и отражается зеркально в низком звучании. Можно предложить любой вариант - как решит ваша фантазия.
______ ______ _____ _____ _____ _____ _____
ЗАДАНИЕ №7 «Горка».
Это задание для голоса наглядно показывает линия-схема, приведенная ниже:
______
Зачем нужна такая работа? Для того чтобы поупражнять голос в переходах от низкого звучания к более высокому и наоборот. Это облегчает не только выразительное пение, но и чтение.
ЗАДАНИЕ №8 «Копилка чувств».
Содержание музыкального произведения иногда детям трудно выразить словами. Тем не менее, можно попытаться описать, какие чувства и настроения пробудила в ребенка та или иная музыка. На протяжении учебного года у детей будут появляться любимые произведения и просто хорошо знакомые, которые тоже узнаваемы и нравятся. Можно попробовать побыть исследователем и составить таблицу, где было бы видно: какие чувства и настроения несут человеку музыкальные произведения?
НАСТРОЕНИЕ КОМПОЗИТОР НАЗВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ
Грусть
Радость
Мечтательность
Героические чувства
Трагические чувства
(горе, страдание)
Раздумья о жизни
Шутливое настроение
Тревога
Ощущение сказочности,
нереальности.
Волнение
другое
В таблице окажутся фамилии композиторов живших очень давно. Но их музыка по-прежнему продолжает волновать людей. И тогда и сейчас человечество одинаково грустит и смеётся. Человек с его чувствами, настроениями, раздумьями, надеждами – вечная тема искусства.
Желаю всем творческих успехов, вдохновения, радости созидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.
Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены педагогам, выполняющим главную роль в формировани...
Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по п...
развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС
развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС...
Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках фгос
Пути и способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки ...
Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы
Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Статья в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции 04 июня 2018 г."ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ"...
Статья "Драматизация как один из методов развития творческих способностей на уроках литературного чтения в начальных классах"
Компетентностный подход в обучении наделяет ученика рядом компетенций- способностей эффективно действовать за пределами учебных ситуаций. Поэтому наибольшую актуальность в современном уроке, в ч...