Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.
статья по иностранному языку по теме

Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены  педагогам, выполняющим главную роль в формировании личности ребенка, развитию его творческого потенциала. Забота о формировании творческой личности младшего школьника сегодня-это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни завтра. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют как на сформированность волевой сферы, так и на формирование значимости деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие. Метод учебного проектирования, повторяя все этапы творческого процесса, помогает развитию творческого потенциала. А метод проекта на уроках английского языка в начальной школе позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.

Ладик Н.А., учитель английского языка, Ибятова И.Р., учитель английского языка

Лицей №1 г. Киселевска  Кемеровской области.

Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены  педагогам, выполняющим главную роль в формировании личности ребенка, развитию его творческого потенциала. Забота о формировании творческой личности младшего школьника сегодня-это забота о развитии науки, культуры, социальной жизни завтра. Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В этот период закладывается ряд ценностных установок, которые влияют как на сформированность волевой сферы, так и на формирование значимости деятельности, направленной на самообучение и саморазвитие. Метод учебного проектирования, повторяя все этапы творческого процесса, помогает развитию творческого потенциала. А метод проекта на уроках английского языка в начальной школе позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к учебному предмету.

Новая образовательная парадигма XXI века способствует созданию условий для преобразования личности. В связи с этим возрастают требования к развитию творческой личности, обладающей гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения задач любой степени сложности.

Важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. В силу своих возрастных особенностей дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны. Творчеству во всём, как любой деятельности, можно учиться. Для развития творческих способностей детей необходимо лишь создать ситуацию заинтересованности. «Начинать целенаправленное развитие творческого мышления надо  как можно раньше, чтобы не упустить весьма богатые возможности детского возраста»,- пишет М. Н. Скаткин. («Школа и всестороннее развитие детей» М. Н. Скаткин). Ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта, как в процессе познания, так и в создании и преобразовании конкретных ситуаций творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В процессе обучения младших школьников английскому языку все больше внимания привлекают  технологии, которые дают положительный результат, являются экономичными, сопровождаются положительным эмоциональным микроклиматом, происходят в обстановке сотрудничества и повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Такие технологии рассматривают обучение как один из способов реализации личностно - деятельностного подхода к обучению, благодаря которому происходит становление творческой личности.  Исходя из требований, которым должны отвечать современные методы обучения младших школьников иностранному языку, а именно затрагивать личность ребенка, вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции, ощущения, делать ребенка активным действующим лицом в учебном процессе, дать возможность детям активно взаимодействовать друг с другом, предусматривать все возможные формы работы в классе,  мы останавливаем свой выбор на методе проектного обучения. Он позволяет строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуя с его личными интересами и его целями. Проблемы, взятые для решения, значимы и знакомы для ребенка. Чтобы решить их, ученик, совместно с учителем, если это необходимо, применяет имеющиеся уже у него знания и умения из различных областей жизни, а также и новые, которые он приобретет в ходе работы над проектом. Знания необходимы ученику не ради таковых, а для получения реального и ощутимого результата.  Язык при выполнении проекта используется в коммуникативных целях, позволяющих что-то узнать, совместно выполнить, открыть что-то новое и т.д. Работа над проектами не  носит хаотичный характер, не спонтанна, поэтому, прежде всего, мы  пытаемся определить периодичность и качественный состав проектных работ в рамках каждой темы.  На начальном этапе обучения учащиеся знакомятся с методом проектов как видом работы. В силу ограниченности сформированных у детей коммуникативных умений младшие школьники усваивают сначала лишь отдельные этапы проектной работы (работу в парах, группах; демонстрацию выполненной парной и групповой работы; выражение своего отношения к работе, которую выполнили другие учащиеся и т.д.). По мере накопления знаний, развития навыков и умений в различных видах речевой деятельности на английском языке метод проектов используется нами в начальной школе и в более полном объеме. В качестве примера проектов, предлагаемых на первом году обучения, хотелось бы привести следующие:

  • изготовление именных значков “Making name badges” по теме “Hello! English”. Детям предлагается вырезать значок из картона в форме круга или прямоугольника и написать “Hello, I’m …” в центре. Также предлагается украсить его своим портретом и в дальнейшем прикрепить к дневнику, тетради по предмету или плакату, висящему в классе;
  • изготовление поздравительной открытки ко дню рождения ”Making a birthday card”, которую предлагается подписать и подарить другу или родственнику, у которого в ближайшее время день рождения.

Как видим, целью этих работ является изготовление полезных предметов, которые могут быть использованы в реальной жизни. Кроме того, продукт проекта младшие школьники могут использовать для игры, для оформления интерьера кабинета или усовершенствования дизайна дневника. Можно с уверенностью  утверждать, что на данном этапе развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения языком, активизируется взаимодействием обучающихся. В рамках учебной деятельности по УМК “Enjoy English”,  также  организуется  выполнение с детьми таких проектов:

  • “Let me introduce You with My Family”-конечный продукт: учащиеся конструируют альбом, а в последнее время презентацию в программе “Power Point” рисунков, фотографий членов семьи с небольшими рассказами о них.
  • “I Would Like to Have a Zoo”- конечный продукт: экскурсия по зоопарку, где животные нарисованы или изготовлены их фигурки из пластилина, глины и т.д. Опять же в последнее время детям стало интереснее представлять животных посредством компьютерных презентаций.
  • “My First English Book”-конечный продукт: выпуск детской книжки на английском языке - дети придумывают и записывают сказку, красочно иллюстрируя ее содержание
  • “I am a Fashion Designer”-конечный продукт: дети создают коллекцию одежды для Хоббита и других любимых героев для разных времен года, а затем устраивают показ коллекции с комментариями.
  • “Let’s Make a Calendar”-конечный продукт: календарь, который конструируют, рисуют дети. Очень удачный вариант для введения межкультурного компонента. Суть его состоит в составлении календаря основных праздников. Предварительно дети изучают информацию о праздниках, значимых для английских школьников и вносят их в 1-ю колонку, а во вторую вносят информацию о праздниках в своей стране. Можно дать ребятам возможность украсить календарь рисунками и иллюстрациями символов этих праздников. Таким образом, мы развиваем в детях такую важную компетенцию как межкультурную. Кроме того, давая возможность школьникам постепенно знакомиться с реальной жизнью их зарубежных сверстников и, позволяя сравнивать со своей, мы, тем самым, развиваем в них толерантность, кросс - культурную грамотность и способствуем развитию диалогичной личности.
  • “School in Twenty Years”-конечный продукт: макет школы с проведением экскурсии по новым учебным классам, обсуждение предметов, которые будут изучать в будущем, показ и обсуждение новой школьной формы.
  • “School Lunch Menu” –конечный продукт: меню школьных завтраков для столовой Младшие школьники могут также провести исследование о вкусах и предпочтениях. Роль учителя - убедиться, что названия продуктов ученикам знакомы, в последующем следить за работой, не прерывая, а только корректируя правильность произношения и интонацию вопросов. По окончании работы подводятся итоги. Графическое оформление и дизайн меню  должны учитывать возрастные особенности учеников. Результатом изобразительной деятельности при работе над проектом является создание ребенком определенного продукта: аппликации, рисунка.

В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия речи детьми, так как речь приобретает практическую направленность.  Ребенку интересно учиться, когда он понимает, что приобретенные знания можно применить в жизни и получить от них радость и пользу. В УМК “Enjoy English” все информационные проекты построены в этом ключе, что очень ценно. Так, каждая тема заканчивается уроком, изучающим культурные аспекты повседневной жизни английских сверстников в рамках темы, используя рисунки, вырезки, фотографии, сопровождаемые заголовками или краткими комментариями, несущими основную информации. Позже детям предлагается провести соответствующую демонстрацию материала по теме. Например, изучая досуговую деятельность английских сверстников, ребята  создают большую карту Великобритании и прикрепляют принесенные картинки, фотографии, вырезки, сувениры к различным участкам на карте. Также дети могут принести собственные фотографии и провести демонстрацию своей досуговой деятельности на основе карты своего региона.         Четвероклассникам вполне по силам межпредметные проекты. Например, в рамках темы “Animals” дети  выполняют проект о диких животных или животных, находящихся на грани исчезновения в нашей стране или регионе проживания. Для этого им необходимо собрать соответствующую информацию в виде рисунков, вырезок из журналов, фотографий. Помимо навыков работы с энциклопедией и другими источниками информации, для выполнения работы им понадобятся знания, полученные на уроках природоведения и из собственного опыта (наблюдение, просмотренный фильм). Такие проекты ценны еще и тем, что способствуют развитию экологической компетенции. Как мы видим, продуктами проектов в начальной школе могут быть реклама, игра, отчет результатов исследования, выставка, а также изготовленные предметы, которые находят практическое применение в реальной жизни. Многие из этих проектов создавались при  помощи компьютерных технологий, что  формирует и развивает навыки работы с ИКТ (поиск, обработка, обмен), оформления и презентации результатов. Кроме того, работа над проектами способствует развитию креативного мышления, формированию не просто умения, а компетенции, т.е. умения, сопряженного с опытом его применения в практической деятельности. Наполнение проектов содержанием опирается на интересы конкретных учеников и уровень их обученности. Метод проектов, используемый в нашей практике на уроках английского языка, является эффективным этапом в формировании критического мышления, позволяющим переместить акцент с лингвистического аспекта на содержательный, исследовать и размышлять над решением проблем на английском языке. Подводя итог, хотелось бы еще раз подчеркнуть следующее. Организуя проектную деятельность в начальной школе необходимо учитывать   возрастные и психологические особенности детей; системность и сбалансированность по количеству в рамках темы и типам в зависимости от доминирующей деятельности учащегося; усложнение заданий в зависимости от возраста; обязательное включение межкультурного компонента. В целом же работа над проектами на начальном этапе обучения позволяет ребятам прийти в среднюю школу подготовленными к более серьезной работе над долгосрочными проектами. Кроме того, проектную деятельность действительно можно считать хорошей подготовкой к любой профессиональной деятельности, т.к. будучи младшими школьниками, ребята уже имеют возможность почувствовать себя в роли менеджера, создателя рекламы, дизайнера. Ну и, наконец, спектр общеучебных умений и навыков, которые мы развиваем, и о которых было сказано выше, позволяет будущим выпускникам стать самодостаточными, востребованными и успешными.      Проектная деятельность в начальной школе положительно влияет на формирование и развитие всех ключевых компетенций и помогает школьнику раскрыть свои способности и расправить крылья. А вырастит ли из ученика орел или он останется маленькой бабочкой - по сути, не имеет значения. Ведь главное - научить летать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках родного языка.

Статья раскрывает возможности уроков родного языка для развития творчества младших школьников....

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Главная задача начальной школы- обеспечить развитие личности ребёнка на более высоком уровне по сравнению с дошкольным ...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка »

«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»... Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квали...

Обобщение опыта работы: русский язык. Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и во внеурочное время посредством использования элементов устного народного творчества»

В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности. Творческая активность ребенка - это проявление го...

Английский народный фольклор как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках английского языка.

Научная статья о  влиянии изучения английского народного фольклора на развитие творческих способностей младших школьников на уроках английского языка, сквозь призму ФГОС....

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Статья в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции 04 июня 2018 г."ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ"...