Конспект комбинированного урока обучения грамоте и внеклассного чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Конспект комбинированного урока по обучению грамоте и внеклассному чтению "Буква Й. Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?  Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комбинированный   урок  обучения  грамоте и  внеклассного  чтения   в  1  классе

                     

                                     Тема  урока:  Буква  «й»,  звук  й.

                                     Слова,  отвечающие  на  вопросы

                              Какой? Какая?  Какое?

                                                             Внеклассное  чтение:  

                                                             Корней  Иванович  Чуковский.

                                                             Английские  народные  песенки.

     

                                      Учитель:  Медведева  Марина  Витальевна.

Цели  урока:

Продолжить  работу  по  формированию  фонетических  знаний:

научить  выделять  звук  й'  в  конце  слова,  обозначение  его  на  письме  буквой  «й»;  наблюдение  над  йотированными  гласными  в  конце  слов,  где  звук  й' - составная  часть  звукового  обозначения  букв  е,  я.

Формирование  навыка  грамотного  чтения  слов  с  буквой  «й».

Наблюдение  над  словами,  отвечающими  на  вопросы  какой?  какая?  какое?

Расширить  представление  детей  о  творчестве  Корнея  Ивановича  Чуковского;  учить  понимать  идею  произведения:  развивать  поэтический  слух.

Поддерживать  и  развивать  интерес  к  творчеству  К.И.Чуковского.  Формировать  навыки  выразительного  чтения,  чтения  по  ролям,  учить  инсценировать  произведение.

         Воспитывать  внимательного  и  вдумчивого  читателя.  

Ход  урока:

Объявление  темы  урока.  Характеристика  звука  й'.  Проверка  домашнего  задания.

- Ребята,  утром  в  класс  пришло  письмо.  В  нём  написана  история,  которая  произошла  с  буквой  «и».  Хотите  послушать  её?                                                                                                                                 /Инсценировка  сказки  детьми/

                                           

                                                 Сказка  буквы  «И».

          На  окраине Буквенного  города  в  маленьком  домике  жила – была  буква  «И».  Однажды  подул  сильный  ветер.  Прямо  к  домику  прикатился  большой  шар.

          Буква  «И»  испуганно  спросила:

- Кто  там  в  шаре  сидит?

- Это  я – буква!

          Буква  «И»  подошла  поближе,   дотронулась  до  шара  и  удивилась:

- Какой  шар,  мягкий – мягкий!

- Согласна! – ответила  буква  из  шара. – Ведь  я   обозначаю  мягкий   звук! – А  потом  звонко – звонко  засмеялась.

- Какой  у  тебя  звонкий  смех!

 - А  почему  ты  со  всем  согласна?! – снова  спросила  буква  «И».

- А  на  этот  вопрос  пусть  ответят  ребята! – сказала  загадочная  буква.

- Назовите  звук,  который  обозначает  буква  «Й»

      - Дайте  характеристику  этому  звуку. /согласный,  мягкий,  звонкий/

- Попробуйте  определить  тему  урока.

        Продолжение  изучения  буквы  «Й»  и  звука  Й'.

- Дома  вам  нужно  было  нарисовать  предмет,  в  названии  которого  есть  Й'.  Некоторые  из  них  я  повесила  на  доску. /Например: майка,  линейка,  чайка,  якорь,  лейка/

- Ребята,  чьи  работы  на  доске,  назовите  по  слогам  нарисованный  вами  предмет,  выделяя   голосом  звук  Й'.

- В  этих  словах  звук  Й'  слышим  в  начале  слова  или  в  середине.    Сегодня  на  уроке  мы  будем  наблюдать  за  этим  звуком  в  конце  слов.  А  каких  слов,  вы  сейчас  узнаете.

Работа  над  темой  урока «Звук  Й'  в  конце  слов,  отвечающих  на  вопросы  Какой?  Какая?  Какое?»

- Ребята,  буква  «Й»  тоже  принесла  свои  рисунки.  Давайте  посмотрим  их.

- Кто  узнал  этого  героя? /Айболит/

                   (слайд №2)        

- У  него  в  руке  какое – то  слово.  Прочитайте. /Какой?/

- А  есть  ещё  и  второе  слово.  Прочитайте. /добрый/

- Подходит  ли   слово  «добрый»  нашему  герою?  /Да/

- Почему?

- Разделите  слово  «добрый»  на  слоги /доб – рый/.

- Назовите  первый  слог.  Второй.  Последний  звук? /Й'/

- Какой  буквой  в  слове  «добрый»  обозначается  этот  звук,  покажите  карточку. /Й'/ Сделайте  вывод,  какой  буквой  в  конце  слова  обозначается  звук  Й'?

Итак:   если  в   конце  слова  мы  слышим

                  звук  Й',  то  пишем  букву  «Й»

- Ребята,  посмотрите – из  шара  буквы  «Й»  выглядывает  монетка = 1  копейка.  Возможно,  кто – то  из вас  догадается,  кто  изображён  на  втором  рисунке? /Муха – Цокотуха/  

        

      Й

   

           - Прочитайте  слова  Мухи – Цокотухи. /какая?  добрая/

                                    (слайд №5)

- Разделите  слово  «добрая»  на  слоги.

- Назовите  первый  слог.  Второй.  Последний  слог.

- Покажите  обозначение  звуков  этого  слога.  / Й'А/

- Покажите,  какой  буквой  обозначим  эти  звуки  на  письме.  /я/

- Почему  буква  «я»  в  слове  «добрая»  обозначает  два  звука?  

/стоит   после  гласной  буквы  «а»/

- В  каком  ещё  случае  буква  «я»  обозначает  два  звука?

/если  она  стоит  в  начале  слова/

- А  когда  она  обозначает  один  звук?

/когда  стоит  после  согласной  буквы/

- Попробуйте  сделать  вывод,  какой  буквой  обозначаются  на  письме  звуки  Й'А?

Итак:   если  в  конце  слова  мы  слышим  звуки  Й'А,

             то  на  письме  их  обозначаем  буквой  «я»

- Ребята,  у  вас  на  парте  лежит  жёлтый  круг.  Возьмите  его  и  прочитайте  загадку.  Вы  узнаете  третьего  героя.

                   Круглое,  яркое,    жёлтое,  жаркое?     / солнце/

- Почему  загадка  написана  на  круге  жёлтого  цвета?

- Посмотрите  на  рисунок,  прочитайте  слова.  /Какое?  доброе/

- Разделите  слово  «доброе»  на  слоги.

- Назовите  первый  слог.  Второй.  Третий.

- Покажите  обозначение  звуков  этого  слога. /Й'Э

- Покажите,  какой  буквой  обозначим  эти  звуки  на  письме.

- Почему  буква  «е»  в  слове  «доброе»  обозначает  два  звука?

/стоит  после  гласной  «о»/

- В  каком  ещё  случае  буква  «е»  обозначает  два  звука?

/когда  стоит  в  начале  слова/

- А  когда  она  обозначает  один  звук?

/когда  «е»  стоит  после  согласной  буквы/

- Сделайте  вывод,  какой  буквой  обозначим  на  письме  звуки  Й'Э?  

Итак:    если  в  конце  слова  мы  слышим  звуки  Й'Э, то  на  письме  их  обозначаем  буквой  «е»

Самостоятельная  работа,  самопроверка.

/у  каждого  ребёнка  конверт  с  карточкой/

- Ребята,  у  вас  на  парте  лежат  карточки,  на  каждой  из  которых  рисунок.  Около  каждого  рисунка  написано  слово,  прочитайте  эти  слова.

Телефон                    синий,  старый

Метла                   старая,  лохматая,  шустрая

Солнце                   ласковое,  тёплое,  нежное

Самовар                     горячий,  пузатый,  круглый

Федора                        бедная,  грустная

Одеяло                        пушистое,  чудесное,  мягкое

Комар                          сильный,  смелый,  маленький

Жаба                             зелёная,  быстрая,  смешная

-Возьмите  красный  и  зелёный  карандаш.

Задание:  Обведите  последнюю  букву  в  зелёный  кружок,  если  она  обозначает   один  звук.  Если  последняя  буква  обозначает  два  звука,  то  обведите  её  в  красный  кружок.

- Кто  выполнил  задание,  обменяйтесь  карточками  друг  с  другом,  проверьте,  верно  ли  сделал  задание  ваш  сосед.

/взаимопроверка/

 Проверка:  зелёным  карандашом  должны  были  воспользоваться  ребята,                                                                                                                             у  которых  на  карточках  нарисованы  самовар,  телефон,  комар.  Остальные  ребята  работали  красным  карандашом.

- На  карточке  около  рисунка  поставьте  звёздочку,  если  задание  выполнено  верно. Кто  из  вас  выполнил  задание  верно?

Внеклассное  чтение.

- На  доске  изображения  различных  героев:  Айболит,  Муха – Цокотуха,   Солнце,   Федора,   самовар,   телефон.  Из  каких  они  сказок?

/Айболит»,  «Краденое  солнце»,  «Муха – Цокотуха»,  «Федорино  горе»,  «Телефон»/

- Кто  автор  этих  сказок?  /Корней  Иванович  Чуковский/

        (слайд 13)

- Посмотрите  на  портрет.  Что  вы  можете  сказать  о  характере  Чуковского  по  этому  портрету?

- Мы  знаем  К.И.Чуковского  как  поэта  и  сказочника.  Сегодня  на  уроке  мы  познакомимся  ещё  с  одной  стороной  творчества  К.И.Чуковского.  А  вот  с  какой  вы узнаете  чуть  позже.

 

Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А:

                   «Жил  на  свете  человек –

                     Скрюченные  ножки  …»

- Это  не  стихотворение,  а  песенка,  причём  народная  английская  песенка.  Называется  она  «Скрюченная  песня»

- Кто  же  её  написал?  /английский  народ/

- А  вот  перевёл  для  вас  эту  песню  с  английского  на  русский  язык  Корней  Иванович  Чуковский.

- Таких  песенок  несколько. Напечатаны  они  в  сборнике  «Храбрецы»  Эта  книга  у  вас  на  парте.  Возьмите  книгу,  давайте  рассмотрим  её.

Рассматривание  книги.

Работа  над  содержанием  книги.  Анализ  произведения.

- Рассмотрите  книгу.  Прочитайте  названия  песенок  в  книге.  Как  называется  песенка,  которая  дала  название  всему  сборнику?  /Храбрецы/

- Найдите  её  в  книге,  прочитайте  молча.  А   теперь  вслух.

- Кто  такие  портные?

- А  кого называют  храбрым?  Подберите  слова,  близкие  по  значению.  /смелые,  отважные/

- Действительно  ли  портные  были  храбрецами?  /нет/

- Почему?  Докажите  словами  текста.

- Обратите  внимание  на  лица  портных,  которые  нарисовал  художник.  Какие  они?

- Какие  же  качества  человека  высмеиваются  в  этой  песенке?  /трусость,  хвастовство/

- Другие  качества  характера  высмеиваются  в  песенке  «Катауси  и  Мауси»  Давайте  посмотрим  какие.

- Прочитайте  песенку  молча.  Как  зовут  главных  героев?

- Почему  Котауси?

- Прочитайте,  какие  у  кошки  глазауси,  зубауси.

- Посмотрим  на  иллюстрацию.  Какой  Котауси  изобразил  художник.

/в  чём  одета,  какие  глаза,  какие  краски  использовал  художник/

-Почему  Котауси  нарисована  яркими  красками,  а  глаза  злые,  зубы  острые?

- Прочитайте,  как   Котуси  уговаривала  Мауси  подойти  к  ней?

- Что  слышится  в  голосе?  /ласка,  нежность,  но  ложные,  обманчивые  слова/

- Почему  на  рисунке  Мауси  улыбается?

- Прочитайте,  как  она  ответила  кошке. Прочитайте  песенку  по  ролям.

- А  теперь  из  конверта  возьмите  книжку – малышку.  Прочитайте  её  название.  Рассмотрите  этот  сборник.

- Найдите  в  этой  книжке  песенку  «Котауси  и  Мауси».  А  какая  кошка  на  иллюстрации  в  этой  книжке?

- Подумайте,  почему  к  одному  и  тому  же  произведению  мы  видим  такие  разные  иллюстрации?  /разные  художники,  разное  восприятие  произведения  художником/

- Прочитайте  имена  художников.  /Жигарев – Сутеев/

- В.Г.Сутеев  оформлял  не  только  свои  книги,  но  и  книги  К.И.Чуковского.

- Что  же  высмеивает  песенка  «Котауси  и  Мауси»?

/обман,  хитрость  и  т.д./

- А  какими  положительными  качествами  обладала  Мауси?

/осторожность,  находчивость,  сообразительность/

- Прочитайте  другие  песенки.  Сначала  молча,  затем  по  желанию  вслух.

- Что  в  песенках  осуждается  или  приветствуется?

          «Дженни»  =  рассеянность

          «Курица»  =  хозяйственность,  забота

          «Барабек»  =  обжорство  

- А  почему  К.И.Чуковский  перевёл  именно  эти  песенки?  Может  быть  потому,  что  хочет  видеть  вас,  детей,  удивительными  и  добрыми.  Будьте  такими!

Домашнее задание.

- Дома  внимательно   прочитайте  ещё  раз  все  песенки.  Наиболее  понравившуюся  песенку  выучите  наизусть.  По  желанию  можно  нарисовать  рисунки  к  прочитанным  произведениям.

Подведение  итогов.

- К.И.Чуковский – поэт,  сказочник,  переводчик.  А  какое  мнение  у  вас  сложилось  о нём,  как  о  человеке?

- Я  приготовила  для  вас  сюрприз.  Много  лет  назад,  когда    ваши  бабушки  и  дедушки  сидели  за  партами,  как  вы  сейчас,  на  экраны  телевизоров  вышел  фильм  по  произведениям  К.И.Чуковского.  Сказку  «Телефон»  К.И.Чуковский  читал  сам.  Этот  фильм  сохранился.  Вы  сейчас  услышите  голос  К.И.Чуковского,  увидите  его  жесты,  мимику.

/фрагмент  фильма  1944  года  «Телефон»/

- Совпало  ли  ваше  первичное  мнение  о  нём?  Каким  же  человеком  был  К.И.Чуковский?

- Весёлым, интересным,  добрым, с  хорошим  чувством  юмора.  Эти  качества  характерны  и  для  произведений  К.И.Чуковского.  Поэтому  его  книги  читать  интересно  и  увлекательно.  Книги  Чуковского  можно  взять  в  любой  библиотеке.  Читайте  и  получите  огромное  удовольствие.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и внекл чтения "Буква Й. Английские песенки в переводе К.И. Чуковского"

Презентация к комбинированному уроку обучения грамоте и вн чтения в 1 классе "Буква Й. Слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? Английские песенки в переводе К.И.Чуковского"...

Комбинированный урок обучения грамоте и письма.

Урок обучения грамоте и письма на тему : "Упражнения в чтении и письме. Наблюдение над однокоренными словами. Заглавная и строчная буквы С.С....

Урок обучения грамоте и внеклассного чтения в 1классе.

Урок обучения грамоте и внеклассного  чтения в 1классе по традиционной системе обучения....

Повторение. Опасные при письме места. Комбинированный урок (обучение грамоте + письмо)

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении в действии на уроке обучения грамоте. Опережающее введение понятие опасных при письме мест....

комбинированный урок обучения грамоте на тему: "Гласный звук А. Буквы Аа. Строчная буква а."

Урок комбинированный. Проводится в 1 классе при изучени звука и буквы а. Можно проводить с презентацией....

Комбинированный урок обучение грамоте (2 часа). Тема: Разделительный ь, его роль в слове.

Комбинированный урок обучения грамоте (2 часа). Тема: Разделительный мягкий знак, его роль в слове.Цель урока: §  продолжить знакомство с буквой Ь;§  познакомить с разделительной функци...

Конспект открытого урока обучение грамоте по теме: «Чтение слов и предложений с буквами П п». В 1-а классе (24.10.18) Тип урока: урок закрепления изучаемого материала (развития умений и навыков).

В основу урока была заложена «тактика сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Также урок планировала и строила в форме, где за основу берется формирование универсальных учебных действий уч...