Календарно-тематическое планирование для 1 класса по программе Критская
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) по теме
Календарно тематический план для 1 класса по программе Критская, Сергеева, Шмагина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno_tematicheskoe_planirovanie.doc | 165 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования - М.: Просвещение, 2010), рабочих программ Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной по музыке – М.: Просвещение, 2011), утверждённых Министерством образования и науки РФ, в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования.
Цель предмета формирование желания учиться, постоянно расширяя границы своих возможностей массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.
Задачи предмета
- воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения обучающимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров;
- воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности;
- развитие образно-ассоциативного мышления детей, музыкальной памяти и слуха на основе активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего;
- накопление багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний музыки и о музыке, формирование опыта музицирования, хорового исполнительства на основе развития певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского — это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В исполнительскую деятельность входят:
- хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально ритмические движения;
- инсценирование (разыгрывание) песен, сказок, музыкальных пьес программного характера;
- освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
Работа по данному предмету обеспечивается УМК:
1. Учебник для образовательных учреждений – М.. Просвещение, 2011, Музыка 1 класс, Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
2. Рабочая тетрадь - М.. Просвещение, 2011, Музыка. 1 класс., Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение музыки в 1 классе отводится 33 ч (33 недели).
Количество часов в неделю – 1.
Описано ценностных ориентиров содержания предмета:
- Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
- Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями.
- Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
- На начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.
- Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
Предметные
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Содержание учебного предмета
Музыка вокруг нас (16ч.)
Музыка и её роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Музыка и ты (17ч.)
Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова – краски – звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Характеристика видов деятельности учащихся |
I полугодие «Музыка вокруг нас» (16 часов) | 16 | Классы 1А 1Б 1В | Наблюдать за музыкой в жизни человека. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни (соло, ансамблем, хором), играть на детских музыкальных инструментах (в ансамбле, оркестре) Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок. Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов. | |
1 | «И муза вечная со мной» | 1 | 3.09 2.09 | |
2 | «Хоровод муз!» | 1 | 10.09 9.09 | |
3 | Повсюду музыка слышна | 1 | 17.09 16.09 | |
4 | Душа музыки – мелодия | 1 | 24.09 23.09 | |
5 | Музыка осени | 1 | 1.10 30.09 | |
6 | Сочини мелодию | 1 | 8.10 7.10 | |
7 | Азбука, азбука каждому нужна… | 1 | 15.10 14.10 | |
8 | Музыкальная азбука | 1 | 22.10 21.10 | |
9 | «Жанры музыки», «Композитор-исполнитель-слушатель» | 1 | 5.11 11.11 | |
10 | Музыкальные инструменты. «Садко» (из русского былинного сказа) | 1 | 12.11 11.11 | |
11 | Музыкальные инструменты. | 1 | 19.11 18.11 | |
12 | Звучащие картины | 1 | 26.11 25.11 | |
13 | Разыграй песню. | 1 | 3.12 2.12 | |
14 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай страны. | 1 | 10.12 9.12 | |
15 | Добрый праздник среди зимы | 1 | 17.12 16.12 | |
16 | «Музыка вокруг нас» | 1 | 24.12 23.12 | |
II полугодие «Музыка и ты» (17 часов) | 17 | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки. Разучивать и исполнять образцы музыкально – поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке/ Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен/ Моделировать в графике особенности песни, танца, марша. Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять их на выставках детского творчества. | ||
17 | Край, в котором ты живешь. | 1 | 14.01 13.01 | |
18 | Поэт, художник, композитор | 1 | 21.01 20.01 | |
19 | Музыка утра | 1 | 28.01 27.01 | |
20 | Музыка вечера | 1 | 4.02 3.02 | |
21 | Музыкальные портреты. | 1 | 18.02 17.02 | |
22 | Разыграй сказку. (Баба Яга рус.сказка) Музыкальные инструменты | 1 | 25.02 24.02 | |
23 | Мамин праздник. | 1 | 4.03 3.03 | |
24 | У каждого свой музыкальный инструмент. «Музы не молчали» | 1 | 11.03 10.03 | |
25 | Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины | 1 | 18.03 17.03 | |
26 | Музыка в цирке. | 1 | 1.04 31.03 | |
27 | Дом, который звучит. | 1 | 8.04 7.04 | |
28 | Опера – сказка | 1 | 15.04 14.04 | |
29 | «Ничего на свете лучше нету» | 1 | 22.04 21.04 | |
30 | Афиша. | 1 | 29.04 28.04 | |
31 | Программа | 1 | 6. 05 5.05 | |
32 | «Музыка и ты» | 1 | 13.05 12.05 | |
33 | «А музыка звучит» | 1 | 20.05 19.05 |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная:
1 Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина. Музыка. Рабочие программы. 1-4 классы. Пособие
для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
2. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
3. Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Музыка. 1 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2011.
4. Фонохрестоматия 1 класс.
Дополнительная:
Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Фонохрестоматия музыкального материала к учебнику "Музыка. 1 класс". – М.: Просвещение, 2010.Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. Уроки музыки. 1-4 классы. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2010.
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка,1989
Васина-Гросман В. «Книга о музыке и великих музыкантах» – «Детская литература» Москва 1986. Великие музыканты XX века – «Мартин» - Москва 2003 г. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
Оборудование и приборы
Фортепиано
Музыкальный центр «Samsung»
Компьютер
Перечень оснащения кабинета музыки
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Необх. кол-во | Примечания |
книгопечатная продукция | ||
Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство» | Д | Рабочие программы Музыка (Предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской), М., Просвещение, 2011г. |
Примерная программа основного общего образования по музыке | Д | |
Авторские программы по музыке | Д | |
Хрестоматии с нотным материалом | Д | Для каждого года обучения |
Сборники песен и хоров | Д | Для хорового пения в классе и школьном хоре (с учетом разных возрастных составов) |
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки) | Д | Пособия освещают различные разделы и темы курса. |
Методические журналы по искусству | Музыка в школе | |
Учебно-методические комплекты к программе по музыке, выбранной в качестве основной для проведения уроков музыки. Учебники по музыке | К | целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете музыки, по несколько экземпляров учебников из других УМК по музыке. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. |
Рабочие / творческие тетради / | К | |
Учебное пособие по | Ф | В перспективе |
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству | П | Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности. |
Справочные пособия, | Д (П) | Музыкальная энциклопедия, музыкальный энциклопедический словарь, Энциклопедический словарь юного музыканта, Словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства») |
Таблицы: – нотные примеры; – признаки характера звучания – средства музыкальной выразительности | Д Д Д | Таблицы, схемы представлены в индивидуально- раздаточном варианте |
Схемы: – расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров; – расположение партий в хоре;
| Д Д | |
Транспарант: нотный и поэтический текст Гимна России | Д | |
Портреты композиторов | Д | Комплекты. |
Портреты исполнителей | Д | |
Атласы музыкальных инструментов | Д | |
Дидактический раздаточный материал: | ||
Карточки с признаками характера звучания | К | Комплект |
Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств | К | Комплект |
Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности | К | Комплект |
III. Информационно-коммуникационные средства | ||
Мультимедийные обучающие | Д | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники носят проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. Эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
Электронные учебники | Д | Программы – музыкальные конструкторы: Dance Machine, ACID, Music Generator, Программы-автоаранжировщики: Visual Aranger, The Gammer, Band-in-a-Box$ Midi-секвенсеры: Cakewalk Pro Audio, Cubase Audio VST Аудио-редакторы: Sound Forge, WaveLab, Cool Edit Pro Нотный редакторы: NoteWorthiComposer, Finale и др. |
Электронные библиотеки | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек входят электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (музыка, изобразительное искусство), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. |
Игровые компьютерные | Д | Рекомендуются для внеклассной работы |
IV. Технические средства обучения (ТСО) | ||
Музыкальный центр | Д | аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей |
CD / DVD-проигрыватели | Д | |
Мультимедийный компьютер со звуковой картой | К | Тех. требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт-дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном, наушниками, соединен с клавишным синтезатором. С пакетом прикладных программ (текстовых, графических, нотных и аудио-редакторов и др.). |
Мультимедиапроектор | Д | Мультимедиапроектор мвходит в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
Слайд-проектор | Д | |
Экран (на штативе или навесной) | Д | Минимальные размеры 1,25х 1,25 |
V. Экранно-звуковые пособия | ||
Аудиозаписи и | Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал для слушания и исполнения. Песенный материал может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся основной школы |
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов | Д | |
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей | Д | |
Видеофильмы с записью фрагментов из балетных спектаклей | Д | |
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов | Д | |
Видеофильмы с записью известных хоровых коллективов | Д | |
Видеофильмы с записью известных оркестровых коллективов | Д | |
Видеофильмы с записью фрагментов из мюзиклов | Д | |
Слайды (диапозитивы): – произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений | Д | |
– эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к литературным первоисточникам музыкальных произведений) | Д | |
– нотный и поэтический текст песен; – изображения музыкантов, играющих на различных инструментах; – фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры | Д Д Д | |
Музыкальные инструменты: Фортепиано (пианино, рояль) Баян Гитара Клавишный синтезатор | Д Д Д Д Д | Два инструмента – для кабинета музыки и школьного зала Для учителя |
Комплект детских музыкальных инструментов: – блок-флейта, – глокеншпиль /колокольчик, – бубен – барабан – треугольник – румба, – маракасы, – кастаньетты – металлофоны – ксилофоны; – народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки и др.; – дирижерская палочка | П П П П П П П П П П П П П П П | Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно расширен. |
учебная мебель: столы и стулья для учащихся | К | |
Стеллажи для наглядных пособий, нот, учебников и др. | ||
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики) | В комплекте: не менее трех микрофонов и двух динамиков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование 1 класс по программе "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по новым ФГОСам 1 класс, программа "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование 1 класс по программе "Школа России"
Календарно-тематическое планирование по новым ФГОСам 1 класс, программа "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Школа-2100"
математика №п/п Тема урокаКол-вочасов Тип урока Элементысодержания Требования к уровнюподготовкиобучающихся Видконтроля ДомашнеезаданиеДатапроведен...
Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Школа-2100"
Окружающий мир №ДатаТема урокаУмения и навыки Опыты и наблюдения Домашнее задание І четвертьКак устроен мир (7 ч)1,2...
Календарно-тематический план для 2 класса по программе ОС "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования и в соответствии с авторской программой "Школа 2100" под редакцией А.Л. Леонтье...
Календарно-тематическое планирование 3 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).
Календарно- тематическое планирование составлено на основе программы "Гармония" для общеобразовательных учреждений. В русском языке и математике соблюдены все требования по колличеству контрольных руб...
Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе "Гармония" (Русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО, кубановедение).
Календарно-тематическое планирование 4 класса составлено по программе "Гармония" для общеобразовательных школ по: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, ИЗО....