Духовно-нравственное воспитание детей в хоре
статья (музыка) по теме

Куканова Алла Анатольевна
Говоря о воспитание духовно-нравственнойличности, стоит особо отметить возможности хоровой деятельности.
Песня объединяет всех. Александр Васильевич Свешников (1890—1980) - советский и российский дирижёр, хормейстер, педагог, музыкальный деятель писал: «Хоровое пение-искусство истинно народное».
В хоре воспитание личности  происходит через коллектив. Нельзя красиво исполнять произведение, если в коллективе нет доброжелательной атмосферы, уважения друг к другу.
Младший школьный возраст - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Поэтому  начинать такую работу необходимо уже в младшем хоре. Нравственное воспитание в хоре должно происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям в процессе различной деятельности.
Роль дирижёра в хоре велика. «Каждый поющий в хоре должен устанавливать непрерывное общение с дирижером, видеть и понимать его указания, точно исполнять их» (Чесноков). Необходимо так же добавить, что дирижёр должен быть не только хорошим музыкантом, но и чутким педагогом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kukanova_a.a.dukhovnl-nravstv.vospit._v_khore.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное воспитание детей  в хоре.

Куканова А.А.

Педагог дополнительного образования, ЦВР Калининского района Санкт-Петербурга «Академический»

«…Нация, утратившая свою духовно-нравственную, национально-культурную идентичность, оказывается беззащитной перед вызовами истории. Настоящее и будущее российского общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа».

                              (Из концепции государственной политики).

В конце 80-х, начале 90-х были разрушены многие духовно-нравственные ценности.

Сейчас мы пожинаем плоды тех лет. Разрушены нравственные представления о браке и семье, фактически полностью разрушена иерархия семейных взаимоотношений, всё чаще молодые люди расставляют приоритеты в пользу карьеры, а не семьи. В семьях детям не хватает родительского внимания, царит культ господства материальных ценностей над духовными, велико число детей с отклонениями в здоровье (в том числе и психическими). В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе, занятиям с репетиторами, упуская нравственный и духовный аспект воспитания. В обществе отсутствуют чёткие представления о пороке и добродетели, нет уважения к людям старшего поколения.

В одной известной песни поётся: «Детство начинается с маминой улыбки».

Конечно, основой духовно-нравственного воспитания является семья, но сейчас только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства можно преодолеть сложившуюся ситуацию.

            Вспомним понятия: духовности и нравственности. Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа. Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека. Говоря о воспитание такой личности, стоит особо отметить возможности хоровой деятельности.

            Песня объединяет всех. Александр Васильевич Свешников (1890—1980) - советский и российский дирижёр, хормейстер, педагог, музыкальный деятель писал: «Хоровое пение-искусство истинно народное». Павел Григорьевич Чесноков  (1877-1944) - русский советский хоровой дирижер, композитор, педагог, в своём труде «Хор и управление им» даёт понятие хора: «Хор-это коллектив исполнителей, в звучности которого есть строго уравновешенный ансамбль, точно выверенный строй и художественные, отчетливо выработанные нюансы». Его книга положила начало развитию хоровой науки и стала настольной для всех дирижеров.

            В хоре воспитание личности  происходит через коллектив. Нельзя красиво исполнять произведение, если в коллективе нет доброжелательной атмосферы, уважения друг к другу.

Младший школьный возраст - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Поэтому  начинать такую работу необходимо уже в младшем хоре. Нравственное воспитание в хоре должно происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям в процессе различной деятельности. Воспитывать необходимо не только музыкой, но и  проводя беседы на этические темы, обсуждения положительных и отрицательных поступков детей, ознакомление детей с нравственными нормами. Необходимо формировать гуманные отношения между детьми.

         Роль дирижёра в хоре велика. «Каждый поющий в хоре должен устанавливать непрерывное общение с дирижером, видеть и понимать его указания, точно исполнять их» (Чесноков). Необходимо так же добавить, что дирижёр должен быть не только хорошим музыкантом, но и чутким педагогом. Уровень музыкальных способностей у детей разный. Очень важно, чтобы педагог не создавал у детей негативного отношения к тем, кто-то поёт хуже, делая им постоянные замечания, а формировал у них чувство коллективизма, готовности придти на помощь. Одним из способов воспитания может быть такая практика, когда на занятии старшие и более опытные хористы садятся рядом с младшими. Они помогают малышам  петь по партитурам, следят  за нотами, водя по ним пальчиком и правильно интонируя.

        В современном мире, где материальные ценности вытесняют духовные, происходит искажение представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Педагог должен на занятиях касаться таких понятий, как «скромность», «честность», «порядочность» и др. Зачастую, дети не могут дать  правильный ответ на вопрос, что значит скромный человек? У ребят размыты понятия о том, что такое хорошо, а что плохо, что нравственно, а что безнравственно.

      Важно сформировать  у ребенка представление о самом себе, воспитывать в нём уверенность, умение анализировать поступки, чувства, мысли, научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным. Одним из важнейших нравственных качеств, необходимым для дальнейшего формирования личности, является патриотизм. Быть патриотом это значит осознанно любить  свой город, край, Родину.

      В этой связи хочется сформулировать основные задачи работы педагогов хора по духовно–нравственному воспитанию детей:

  • Воспитывать уважение к нравственным нормам морали. Учить различать добро и зло.
  • Пресекать (в разных формах) безнравственные проявления в стремлениях и действиях ребенка.
  • Формировать чувство любви к Родине, в том числе и через правильно подобранный  репертуар.
  • Развивать музыкальную культуру (посещение абонементных концертов, концертов с участием других коллективов). Прослушивание и просмотр аудио и видио записей Русской народной, Классической музыки.
  • Прививать любовь к русскому языку через литературный текст хоровых произведений, обогащать словарный запас (чтение вслух и анализ текста). Учить выражать свои чувства и эмоции  во время исполнения (образное исполнение произведений).
  • Воспитание воли и выносливости (участие в конкурсах, концертах).
  •  Прививать трудовые навыки (участие в субботниках, украшение класса к Новому году, помощь педагогу (вымыть доску для занятий и др.)).    

Содержание и формы работы с детьми.

1. Знакомство с традициями и русской культурой

 через репертуар (это заложено в программе):

- народная песня (попевки, обработки русских и современных композиторов);

- русская классика;

- западная классика;

- песни современных композиторов.

тематические концерты:

концерт студии «Рождественское чудо», концерт современных композиторов, «Посвящение маме» в младшем хоре, выступление на «Дне семейного отдыха» и т.д.

2.Слушание русской, классической, духовной музыки, знакомство с творчеством и

биографией русских композиторов из рассказа педагога или ребёнка (видео картотека портретов русских и зарубежных композиторов).

3. Просмотр видеофильмов и мультфильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения (нотная грамота, классика в мультипликации, м.ф. про музыку).

4. Беседы с детьми духовно нравственного содержания. (Анализ поступков детей в хоре, беседы о поведение героев песен и мультфильмов, беседы о правилах поведения на занятиях, концертах и др.). Этические беседы на занятиях по хору (о правилах этикета).

5.Чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике на занятиях по хору (дети это очень любят).

6. Экскурсии: по пригородам Петербурга с посещением дворцов-музеев: г. Павловск, г. Петродворец.

7. Поездки по святым местам: (о. Валаам), монастырям,  концерты в воскресных школах

8. Концертные поездки за рубеж (Чехия, Финляндия, Франция), где дети знакомятся с бытом и культурой другого народа.

9. Посещение музеев: музыкальных инструментов, дельфинария, океанариума и др.

10.Выставка рисунков детей по сюжетам выученных произведений «Я стараюсь», «Глупый поросёнок», «Ябеда - корябеда», «Святочный вечер» и др.

 Проведение совместных праздников, «Отчётный концерт в Капелле»

11.День рождения певцов «Посвящение в студийцы».

Формы работы с родителями.

  •  Родительские собрания.
  •  Лекторий для родителей . 1-я: «Детский голос, его особенности и развитие»;
  •  Открытые показы воспитательно-образовательного процесса.
  • (открытые занятия-концерты  младшего хора «Рождественская фантазия » и «Посвещение маме»);
  •  Беседы с психологом. Индивидуальные консультации психолога;
  •  Наглядные виды работы: стенгазеты по поездкам хора, хоровые дневники;

Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

  • Совместные экскурсии и поездки.  
  • Проведение «Огоньков».
  • Совместные хоровые репетиции (для проведения «35-летия Галактики») и помощь в организации концертов.
  • Индивидуальная работа с детьми дома (ведение «Творческого дневничка» ребенка, методические пособия по сольфеджио, создание эскиза будущего костюма);
  • Совместные с родителями праздники: «Новогодние огоньки», «Ура, каникулы!» и др.
  • Помощь родителей хору в оформлении классов (переносная доска) и пособий для хорового сольфеджио, участие в моделировании концертных костюмов, участие и помощь в подготовке праздников (огоньках, юбилее «Галактики»).

Специфика музыкального коллективного вида деятельности в том, что в хоре работа по духовно-нравственному воспитанию не прекращалась и не прекращается. Но только совместные усилия семьи, учреждений образования государства по этому направлению могут привести к значимым результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...