Конспект урока музыки
план-конспект урока по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Музыка - главный герой басни»
ФИО (полностью) | Соколовская Лариса Павловна | |
Место работы | МОУ СОШ села Березина Речка Саратовского района | |
Должность | Учитель начальных классов, учитель музыки | |
Предмет | Музыка | |
Класс | 5 класс | |
Тема и номер урока в теме | «Музыка – главный герой басни» 2 четверть 2 урок | |
Базовый учебник | Т.И. Науменко, В.В. Алеев |
- Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о разновидностях квартета (струнный, вокальный); знакомство со «Струнным квартетом №2» А.Бородина; определение роли музыки в литературном жанре «басня».
9. Задачи:
- личностные развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, навыков сотрудничества с учителем, сверстниками;
развитие эстетических чувств доброжелательности, эмоциональной отзывчивости;
- метапредметные формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации, освоение начальных форм личностной рефлексии.
-предметные формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; формирование представлений о связи музыки и литературы.
10.Тип урока урок открытия нового знания
11.Формы работы учащихся индивидуальная , коллективная
12.Необходимое техническое оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, фортепиано, CD записи музыкальных произведений.
13.Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 5 | 6 | 7 |
1 | Организационный этап. Приветствие | Исполнение песни Я.Дубравина «Добрый день!» | Приветствуют учителя словами из песни «Добрый день!» | 1 |
2 | Актуализация знаний и постановка проблемы | Учитель предлагает рассмотреть иллюстрации к различным басням. СЛАЙД 2 - Из какого литературного жанра пришли к нам эти герои? - Назовите имя известного русского баснописца? СЛАЙД 3 - Какие басни этого автора вам еще известны? - В чем отличие басен от других литературных жанров? | Рассматривают зрительный ряд, отвечают на поставленные вопросы. Актуализируют свои знания, полученные на уроках литературы. | 2 |
3 | Мотивация к учебной деятельности | - Как вы думаете, могут ли герои басен стать героями музыкальных произведений? Учитель предлагает детям музыкальную загадку:прослушать пьесу и догадаться огероях какой басни рассказывается в музыке? СЛАЙД 4 | Высказывают свое мнение, опираясь на литературный опыт, вспоминают басни в которых звучит музыка: «Кукушка и петух», «Осел и соловей», «Скворец». После прослушивания анализируют музыкальное произведение. - | 5 |
Учитель исполняет пьесу Н.Арсеева «Слон и Моська» (ноты прилагаются) - Что помогло вам отгадать мою загадку? | Сначала музыка звучит медленно, широко- это шагает по улице огромный Слон , но вот характер музыки меняется , она становится злой, сердитой, звуки не ладят между собой- это лает, заливается злая Моська. - Композитор музыкальным языком сумел ярко передать образы героев | |||
4 | Этап пробного учебного действия и выявления места и причины затруднения | Учитель предлагает детям представить себя в роли композитора и попробовать сочинить музыку к басне « Квартет» - Скажите, в чем вы испытываете затруднения? | Дети пытаются выполнить задание, но сталкиваются с определенными трудностями. Кто – то из детей не знает или не помнит басню, не совсем понятно слово « квартет» и т.д. | 2 |
5 | Этап выхода из затруднения. | Учитель предлагает вспомнить басню «Квартет» просмотрев видеоролик. - Почему так называется басня? - Как вы поняли слово квартет? - На каких инструментах играли пытались играть герои? | Ученики отвечают на поставленные вопросы | 6 |
Учитель рассказывает об особенностях каждого музыкального инструмента СЛАЙД 5 - Как бы вы назвали этот квартет исходя из инструментов, на которых играют герои? - Почему играя на таких замечательных инструментах музыки не получилось? | Систематизируют уже имеющиеся знания о музыкальных инструментах | |||
- Как вы считаете, что необходимо, для того, чтобы музыка зазвучала? | - Согласие, умение, старание | |||
6 | Этап реализации построенного проекта | Учитель предлагает учащимся выполнить задание , которое в начале урока вызвало затруднение. Сочинить музыку к басне И. Крылова «Квартет» Учитель по желанию опрашивает 2- 3 человек устно, остальные сдают листки. Учитель обращает внимание детей на то, что тема урока им не была озвучена и путем активизации знаний учащихся просит их попробовать назвать тему урока - Как вы думаете, чему посвящен наш сегодняшний урок? Как бы вы определили тему урока? | Дети с опорой на знания, полученные на уроке, выполняют задания на листках. Ученики ставят перед собой задачу, используя ассоциации называют тему урока. | 5 |
7 | Этап сравнения с эталоном | Учитель предлагает вниманию детей послушать произведение известного им композитора А.П.Бородина СЛАЙД 6 - Вслушайтесь внимательно в музыку, что интересного вы в ней услышите? - Какие инструменты звучали в произведении? - Как звучала музыка? - Вспомните, где мы сегодня пытались услышать звучание струнной группы? - Постарайтесь дать название этому произведению. Выслушивает мнения детей и называет правильное название произведения. - Что объединяет произведение Крылова и Бородина? - Что их отличает? | Учащиеся слушают «Струнный квартет №2»А.Бородина Дети приходят к осознанию того, что звучали инструменты струнной группы И проведя аналогию с басней предполагают как вариант название «Квартет» Музыка крыловского квартете не удалась, а второй квартет звучал мелодично, задушевно в гармонии. | 9 |
8 | Вокально- хоровая работа | - Как вы считаете, могут ли в согласии, гармонии звучать 4 голоса певцов, т.е могут ли быть вокальные квартеты? Предлагаю послушать в исполнении вокального квартета «Аккорд» песню, которую мы с вами сегодня будем разучивать - Понравилась ли вам песня? - Что скажете о характере, настроении этой песни? Предлагаю разучить 1 куплет с припевом Оценивает исполнение. | Отвечают на вопросы Слушают песню «Четыре таракана и сверчок» Разучивание песни. Коллективно- исполнительская деятельность, работа над образом. | 8 |
9 | Подведение итогов | - Что нового с этого урока вы вынесли для себя? - Какую роль играет музыка в литературных жанрах? Предлагает домашнее задание на выбор: 1.Нарисовать героев сегодняшнего урока. 2.Узнать какие существуют современные вокальные квартеты. 3.Составить кроссворд об инструментах, звучащих на уроке. | Актуализируют полученные знания | 4 |
10 | Рефлексия | Учитель организует рефлексию. Закончите фразу: Своей работой на уроке я…. Урок мне показался… За урок я… Материал урока… | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. Доволен/ не доволен Коротким/ длинным Устал /не устал Полезен/не полезен Интересен/скучен | 3 |
Задания для самостоятельной работы
1.Перечень тем для проектной деятельности в 5 классе:
- «Где музыка берет начало…» (краткосрочный, парный)
- «Музыка и литература - друзья или соперники?» (межпредметный, долгосрочный, групповой)
- «Наиболее популярные образы сказочных героев в музыкальных произведениях». (межпредметный, долгосрочный, групповой).
- «Почему у нот такие названия?» (краткосрочный, индивидуальный).
- «Классическая музыка в рекламах.» (долгосрочный, групповой).
- «Влияние музыки на живую природу» (межпредметный, групповой, долгосрочный).
2.Перечислите направления и возможные формы организации внеурочной деятельности:
Внеурочная деятельность организуется:
по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, общественно-полезная и проектная деятельность;
по видам: игровая, познавательная, досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение), проблемно-ценностное общение; художественное творчество, социальное творчество (социальная преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество (трудовая) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность; краеведческая деятельность;
формы: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, консультации, тренинги, дискуссионные клубы, деловые игры, диспуты, экскурсии, конференции, дебаты, образовательные ток-шоу, поисковые исследования, общественно-полезные практики, через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим муз...
Конспект урока музыки для 1 класса "Осенние краски в музыке"
Урок музыки в первом классе с элементами театрализации. Тема: "Осенние краски в музыке"....
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...