Сценарий урока 3 класс
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

Матрос Елена Витальевна

 

Сценарий урока      3 класс

Русские колокольные звоны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_3_klass.docx18.91 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                       Сценарий урока      3 класс

                           Русские колокольные звоны.

     Интонации колоколов России в композиторском творчестве.

       Цель урока – знакомство с «колокольностью» в музыке русских композиторов.

Задачи: приобщение учащихся к шедеврам музыкальной культуры, воспитание уважения к духовным традициям и истории России.                                                                                    Значение колокола в жизни русского человека. Обсуждение значимых для человека явлений жизни и искусства. Знакомство с русской историей.

* Видеоряд: портреты композиторов М.И.Глинки и С.С.Прокофьева;  П.Корин  триптих  «Александр Невский», иконы с изображением А.Невского, колокол  набат, колокольня Ивана Великого, храмы и соборы (слайд- шоу).

*Видеофрагмент:  Хор  «Славься!» из оперы М.И.Глинки  «Иван Сусанин».

   Урок начинается с исполнения песни Ю.Антонова «Родные места».

          Родные места, родные Мытищи, музыка Родины.

Россия – страна древней и высокой художественной культуры. Неповторимо самобытны памятники ее архитектуры: мощные, суровые и прекрасные храмы Московского Кремля, Ростова Великого, Суздаля, Владимира. Неповторимо самобытны живопись, великое искусство слова. Пленяет нас своей ясностью и гармонией русская музыка. Может потому, что музыка России началась с народной песни?, в которой воспеваются образы-символы нашей страны.   Какие символы вам знакомы?                       Дорога, белая береза, Волга-матушка, храм, колокола…

    ----------------------          звучат колокола       ------------------------

  Одни любили звонить, а другие любили слушать, и среди слушателей находились композиторы, включавшие звоны колоколов в свои произведения. С именем одного из них вы знакомы.

---------------  просмотр видеозаписи   хора «Славься!» -----------------

                  Учащиеся называют композитора и название произведения.                                      Как гимн звучит хор «Славься!» и передает торжество и ликование русского народа. Что в звучании симфонического оркестра усиливает торжественность заключительного хора?        Колокола.                    А что такое колокол для русского человека?                                                         Инструмент православного храма, символ веры, призыв, оповещение…..

Колокол – единственный музыкальный инструмент, который разрешен в  православном храме. Каждый колокол должен быть освящен (испрашивается Божие благословение). Звоном колокола освящался воздух, и прогонялись из него вредоносные силы. Звоном утишались и прекращались бури и прочие бедствия. Слыша его, люди укреплялись в благочестии и вере.                              Колокола – русское чудо! Колокольные звоны – это голос нашей Родины!  

  Колокола постоянно звучат в жизни русского человека: праздничные перезвоны колоколов в дни побед и народных торжеств; тревожный набатный колокол в моменты опасности перед лицом врага; многоликие перезвоны колоколов в дни церковных праздников; колокольные погребальные звоны, сопровождающие человека в его последний путь.
Сегодня мы познакомимся с музыкой, в которой композитор использует  колокольный звон. Вы услышите его сразу, с первого же такта. Попробуйте определить, какое у него предназначение?

------------звучит вступление хора   «Вставайте, люди русские» --------------

  Как звучал колокольный звон? Много колоколов или один? Куда зовет такой колокол? Тревожно, взволнованно; один колокол; на войну…

  Звучал тревожный колокол, который зовет народ на защиту своего Отечества. Это набат.

   А кто исполняет эту музыку в сопровождении набата? (слушаем первую  часть хора).

                                     Хор и симфонический оркестр.

 В каком характере прозвучала музыка? Героическом, призывном….

Изменится что-либо в музыке, если мысленно убрать набат?  …….

---разучивание хора (слова на экране), пение  мелодии по нотам, акценты ---

 ---------------------    Играю тему средней части хора  -------------------------

Меняется ли характер музыки? Как вы думаете, кто должен петь эту мелодию?                 Женщины. Мелодия  протяжная, нежная, лирическая.

            ----------------       слушаем среднюю часть       ---------------

Итак, среднюю часть исполняют сначала женский хор, затем мужской. Воины как бы подтверждают слова жен, матерей…

Что сближает эту мелодию с русской народной песней?              Певучесть, привольность, широта.

Попробуем спеть эту тему, как нежную лирическую песню вокализом, внимательно слушая друг друга.  /Можно пропеть мелодию про себя, исполняя движением руки фразировку. Рука меняет направление там, где хочется взять дыхание. Сколько фраз?/

Ну, а теперь споем со словами, как у автора – сначала девочки - нежно, затем мальчики - более мужественно.

И вновь звучит тема «Вставайте, люди русские» в сопровождении набатного колокола, придавая хору форму……?      трехчастности.

----  пропеваем  музыку  под звучание  хора «Вставайте, люди русские» ----

Сегодня мы познакомились с фрагментом  из произведения Сергея Сергеевича Прокофьева, посвященного замечательному русскому полководцу, Благоверному князю Александру Невскому.

       Кто может рассказать, какие подвиги прославили князя?   Ответы.

Более семи веков живет память народная о национальном герое, народном заступнике. После победы над шведами в 1240 году (Невская битва) народ прозвал Александра Ярославича – Невским. А через два года произошло знаменитое Ледовое побоище, о котором повествует кантата «Александр Невский».

Новый жанр музыки – кантата, родственный знакомому нам жанру – канту (сравнивали хор «Славься!» с кантом времен Петра1). Термин «кантата» происходит от итальянского «кантаре» - петь. Это произведение для хора, солистов и симфонического оркестра, состоящее из нескольких частей, обычно торжественного  и величественного характера. В этой кантате 7 частей.

Интересно, что первоначально Прокофьев писал музыку к одноименному фильму замечательного режиссера Сергея Эйзенштейна, созданного незадолго до Вов. Во время войны хор «Вставайте, люди русские» часто звучал по радио, как призыв к бою за русскую землю. Фильм показывали на фронтах солдатам Советской Армии.

Образ великого А.Невского мы видим и на картине художника П.Корина. Как изображен полководец? /Во всю высоту полотна стоит прославленный военачальник в шлеме и рыцарских латах, с огромным мечом в руках на страже земли русской. Уверенная горделивая постановка фигуры, грозное лицо полководца передают чувство величайшей стойкости, отваги русского народа. Низкий горизонт пейзажа придает фигуре монументальность/.

Совпадает ли настроение картины и музыки?

         ------------    исполняем 4 часть кантаты   ---------

    Как вы думаете, кто изображен на этой иконе? …..

Да, Невского в 1380 г.,(после победы над Ордой князя Дмитрия Донского, правнука Александра) православная церковь причислила к лику Святых.

В 1725г. в России был утвержден орден Святого А.Невского, а в разгар Великой Отечественной войны в 1942г. Орденом А.Невского 3-х степеней стали награждать командиров, наиболее отличившихся в борьбе с фашизмом.

  Истинно патриотическая направленность сюжета, творческое отношение к национальному песенному материалу определили успех кантаты и ее значение для развития музыкального искусства.

Что объединяет русских композиторов? Пронизывает колокольность. Каково их отношение к Родине? …………………………….

Итак, какие же колокольные звоны мы услышали ?                Праздничный трезвон. Набат.

Мы не раз еще встретимся на наших уроках с «колокольностью» в музыке русских композиторов, с их трепетным отношением к нашей Родине. Давайте еще раз споем песню Ю.Антонова.

---------------         исполнение песни «Родные места»   --------------

Изменилось ли ваше отношение к песне?   ...........

Материалы  могут использоваться не в полном объеме,  а добавляться на последующих уроках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока на 1 сентября в 3 классе «День занимательных уроков».

«День занимательных уроков». Сценарий урока на 1 сентября в 3 классеУчитель МБОУ СОШ №6: Аверина Любовь Владимировна Цели:Сделать незабываемым начало учебного года, помочь плавно перейти от летне...

Сценарий урока ОПК в 4 классе. Тема урока №28 "Защита Отечества"

Подробный конспект урока №28 по учебнику А.В. Кураева "основы православной культуры". К уроку прилагается тренажёр и контроль с электронного приложения....

Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (1 урок "Нравственный и материальный аспекты понятия "добро")

Тема о добре и зле раскрывается на двух уроках. На первом уроке идет работа над понятием "добро". Урок составлен в технологии деятельностного метода....

Сценарий урока ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")№ 13 в 4 классе .Тема урока "Золотое правило этики"

В сценарии урока представлена технологическая карта. Прописаны личностные, предметные и метапредметные результаты, духовно-нравственное развитие.Имеется приложение. Сценарий составлен по учебнику ...

Урок Знаний в первом классе. Сценарий урока.

Сценарий урока Знаний в первом классе разработан в форме беседы с элементами соревнования и игры.Тема урока "1 сентября. Здравствуй, школа!"Цель: введение учащихся в мир знаний, формирование положител...

Сценарий урока в 1 классе «Путешествие по русским народным сказкам» Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание. (интегрированный урок-обобщение математики и внеклассного чтения ).

Предметные УУД: закреплять знания нумерации от 1 до 10;совершенствовать навыки сложения и вычитания в пределах 10;отрабатывать знания геометрических фигур и линий и их отличительных особенностей;форми...