календарно-тематическое планирование по музыке
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) на тему

 Чигрина Анна Сергеевна

планирование по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka.doc124 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

 Глуховская средняя общеобразовательная школа

              Согласовано «____»_________ 2013  

                                        Зам. директора по                            

                                       УВР АнкудиноваС.В.                  

        Утверждена приказом

        От « « _____ 2013  №

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА МУЗЫКА

  В 1   КЛАССЕ

специального коррекционного общеобразовательного класса (VIII вида)

 НА 2013– 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

 (0.5часа в неделю)

                                        Учитель        А.С.Чигрина

                        

Пояснительная записка.

             Рабочая программа по музыке в 1 классе составлена на основе программы курса музыки для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида И. В. Евтушенко. Курс рассчитан на 17 часа- 0,5 часа в неделю.

Музыкально-эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно-воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для умственно отсталого ребенка. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.

Отличительной чертой музыки от остальных видов искусства, по утверждению Л. С. Выготского, является отсутствие прямого подтверждения ее воздействия на деятельность человека непосредственно в момент восприятия. Наряду с осознаваемыми процессами в ходе музыкального восприятия имеет место возникновение бессознательных психических реакций. Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.

Целью музыкального воспитания является овладение детьми музыкальной культурой, развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальное деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.

Исходя из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач, стоящих перед преподавателем на уроках музыки и пения.

Задачи образовательные:

  • формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкально-исполнительской деятельности;
  • формировать музыкально-эстетический словарь;
  • формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
  • совершенствовать певческие навыки;
  • развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально-исполнительские навыки.

Задачи воспитывающие:

  • помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкальной деятельностью;
  • способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
  • содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
  • активизировать творческие способности.

          Задачи коррекционно-развивающие:

  • корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
  • корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.

Основной формой музыкально-эстетического воспитания являются уроки пения и музыки. В процессе занятий у учащихся вырабатываются необходимые вокально-хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность нения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанров учатся воспринимать музыку.

Программа по пению и музыке состоит из следующих разделов: «Пение», «Слушание музыки» и «Элементы музыкальной грамоты». В зависимости от использования различных видов музыкальной и художественной деятельности, наличия темы используются доминантные, комбинированные, тематические и комплексные типы уроков.

Основной задачей подготовительной части урока является уравновешивание деструктивных нервно-психических процессов, преобладающих у детей в классе. Для этого подбираются наиболее адекватные виды музыкальной деятельности, обладающие либо активизирующим, либо успокаивающим эффектом. Тонизирующее воздействие оказывает на детей прослушивание бодрой, веселой музыки танцевального характера, выполнение танцевально-ритмической разминки, совместное пение любимой песни, несложная игра на простейших музыкальных инструментах. Успокаивающее, расслабляющее воздействие на детей оказывает совместное пение или слушание спокойной, любимой всеми музыки лирического содержания, близкой по характеру к колыбельной. Дополнительно применяются методы прямого коррекционного воздействия — убеждение и внушение.

После достижения состояния готовности класса происходит плавный переход к основному этапу урока, в ходе которого используются все традиционные разделы музыкального воспитания, каждый из которых многосоставен.

Раздел «Слушание музыки» включает в себя прослушивание и дальнейшее обсуждение 1—3 произведений. Наряду с известными звучат новые музыкальные сочинения. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия воспитанников.

Формирование вокально-хоровых навыков является основным видом деятельности в разделе «Пение». Во время одного урока обычно исполняется 1—3 песни. Продолжая работу над одним произведением, класс знакомится с другим и заканчивает изучение третьего. В течение учебного года учащиеся выучивают от 10 до 15 песен.

Объем материала для раздела «Элементы музыкальной грамоты» сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно-логическое мышление. Класс, в котором проводятся уроки музыки и пения, оборудуется:

  • техническими средствами обучения (магнитофон, проигрыватели для виниловых и компакт-дисков, видеоаппаратура, диапроектор);
  • музыкально-дидактическими пособиями (аудио- и видеозаписи, компакт-диски, диапозитивы, звучащие игрушки, музыкально-дидактические игры, нотная и методическая литература).

Музыка в повседневной жизни является новой формой музыкального воспитания детей. Она включает в себя использование музыки в быту (самостоятельное музицирование детей; слушание радио- и телепередач, музыкальных сказок, грамзаписей и магнитофонных записей; утренняя зарядка, подготовка ко сну в сопровождении музыки).

Благотворное воздействие классической и детской музыки проявляется в формировании положительных эмоций, которые активизируют мышление, память, воображение, снижают возбудимость, агрессивность. Негативное воздействие на умственно отсталого ребенка оказывает музыка, предельно эмоционально напряженная, трагедийная, мрачная, имеющая эротическую направленность. Отрицательно влияют на эмоционально-поведенческую сферу детей такие стили, как рок- и рэпмузыка, вызывающие у них состояния, по внешним и внутренним проявлениям сходные с аффективными реакциями депрессии, немотивированной агрессии совместно со снижением контроля со стороны сознания.

Главными требованиями, предъявляемыми к музыкальным произведениям, являются: художественность, доступность и коррекционно-развивающая направленность. Обязательным условием является учет как образного содержания, так и художественной формы музыкальных произведений. Умственно отсталым учащимся наиболее близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом. Образный мир музыки для детей, воспитывающихся в специальных учреждениях, достаточно специфичен: игры и игрушки, примитивно воспринимаемые образы животных, сказочно-героические персонажи и ситуации, картины природы - это наиболее любимые детьми объекты, отраженные в музыке.

На выбор репертуара для пения оказывают влияние определенные ограничения, возникающие при работе с детьми данного контингента:

  • это небольшой диапазон голосов,
  • затрудненность воспроизведения детьми даже несложного ритмического рисунка мелодии,
  • общее недоразвитие,
  • фонетико-фонематическое недоразвитие речи и т. д.

В связи с этим репертуар для пения детьми младшего школьного возраста должен удовлетворять следующим требованиям доступности: иметь диапазон мелодии, удобный для ее воспроизведения детьми, несложный ритм, понятный и простой для произношения текст. Однако дети часто легче усваивают трудные для воспроизведения песни, если они отличаются яркими образами, художественной привлекательностью, эмоциональностью, чем более доступные, но с маловыразительной мелодией.

Музыка, рекомендуемая для обучения умственно отсталых школьников, большей частью создана для детей. Однако диапазон музыкального репертуара, доступного им, гораздо шире. Ознакомление учащихся с музыкой, сочиненной не специально для детского возраста, значительно обогащает их общее развитие, оказывает положительное воздействие на познавательные способности, является естественной формой овладения богатством музыкальной культуры.

Содержание программы  учебного курса.

Пение.

Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием.

Певческий диапазон (ре1 — си1).

Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях.

Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах.

Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера.

Продолжение работы над пением в унисон. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков.

Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников.

Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста.

Получение эстетического наслаждения от собственного пения.

Слушание музыки.

Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.

Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению.

Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание.

Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная.

Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба.

Развитие умений передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений.

Игра на музыкальных инструментах.

Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).

Примерный музыкальный материал для пения

Осень. Музыка Ц.Кюи, слова А. Плещеева.

Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского.

Колыбельные Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Крылова, слова Яковлева.

Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г.Горбовского.

Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь».Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе.

Три белых коня. Из телефильма «Чародеи». Музыка Е. Крылатова, слова Л. Дербенева.

Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова.

Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И Вахрушевой.

Пусть всегда будет солнце! Музыка А.Островского, слова Л. Ошанина.

Ужасно интересно всё то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцатьвосемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера.

Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. Маленький ковбой. Музыка и слова В. Малого.

Родная песня. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

Во кузнице. Русская народная песня.

Белые кораблики. Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Музыка» к концу первого года обучения

Основные требования к знаниям я умениям учащихся.

Учащиеся должны звать:

  • характер и содержание музыкальных произведений;
  • музыкальные инструменты и их звучание (труба, баян, гитара).

Учащиеся должны уметь:

  • петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
  • выразительно и достаточно эмоционально исполнять выученные песни с простейшими элементами динамических оттенков;
  • одновременно начинать и заканчивать песню: не отставать и не опережают друг друга, петь дружно; слаженно, прислушиваться друг к другу;
  • правильно формировать при пении гласные звуки и отчетливо произносить согласные звуки в конце и середине слов;
  • правильно передавать мелодию в диапазоне ре1— си1;
  • различать вступление, запев, припев, проигрыш, окончание в песне;
  • различать песню, танец, марш;
  • передавать ритмический рисунок подпевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
  • определять разнообразные по содержанию и характеру музыкальные произведения (веселые, грустные и спокойные)

Календарно – тематическое планирование

№ п./п 

Наименование разделов и тем

Кол- во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Лабораторные и практические работы

Контрольные работы

Дата проведения

Слушание музыки.  Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера.  И. Бах. «Прелюдия до мажор» Из «Хорошо темперированного клавира», т. 1.

1

Пение. Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. «Урожай собирай.» Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

1

Слушание музыки.  Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. К. Вебер. «Хор охотников». Из оперы «Волшебный стрелок» .

1

Пение. Обучение певческой установке. Работа над напевным звучанием на основе элементарного овладения певческим дыханием. «Во поле береза стояла». Русская народная песня.

1

Слушание музыки.   Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Е. Крылатов, Ю. Энтин. «Песенка о лете». Из мультфильма «Дед Мороз и лето».

1

Пение. Певческий диапазон (ре1 — си1). «Савка и Гришка». Белорусская народная песня.

1

Слушание музыки.   Развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению. Д. Кабалевский. «Клоуны».

1

Пение. Певческий диапазон (ре1 — си1). «Веселые гуси». Украинская народная песня.

1

Слушание музыки.   Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. М. Мусоргский. «Гопак». Из оперы «Сорочинская ярмарка»

1

Пение. Развитие умения напевного звучания при точном интонировании мотива. Активизация внимания к единой правильной интонации. «Что за дерево такое? » Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой.

1

Слушание музыки. Развитие умения дифференцировать различные части песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание. И. Бах. «Шутка. »Из сюиты 2,1067  

1

Пение. . Развитие слухового внимания и чувства ритма на специальных ритмических упражнениях. « Елочка». Музыка А.Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с украинского А. Ковальчука).

1

Слушание музыки.   Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная. А. Вивальди. « Аллегро». Из концерта для скрипки с оркестром. Ля минор

1

Пение. Развитие умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы, отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах. « К нам гости пришли». Музыка А. Александрова, слова М. Ивенсен.

1

Слушание музыки. Развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения: марш, танец, песня — веселая, грустная, спокойная. М. Глинка. «Полька. »  

1

Пение. Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера. «Частушки-топотушки». Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой.

1

Слушание музыки.   Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба. П. Чайковский. «Танец маленьких лебедей. » Из балета «Лебединое озеро».

1

Пение. Развитие умения петь легким звуком песни подвижного характера и плавно — песни напевного характера. «Ракеты». Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.

1

Слушание музыки. Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: баян, гитара, труба. «Неприятность эту мы переживем». Из мультфильма «Лето кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

1

Пение.   Продолжение работы над пением в унисон. «По малину в сад пойдем». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

1

Слушание музыки.  Развитие умений передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. «Если добрый ты. » Из мультфильма «День рождения Кота Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

1

Пение. Выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков. «Песня друзей». Из мультфильма «Бременские музыканты». Музыка Г. Гладкова, слова Ю. Энтина.

1

Слушание музыки.   Развитие умений передачи словами внутреннего содержания музыкальных сочинений. «На крутом бережку». Из мультфильма «Леопольд и Золотая рыбка». Музыка Б. Савельева, слова А. Хаита.

1

Пение. Развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников. « Все мы делим пополам». Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского.

1

Слушание музыки.   Игра на музыкальных инструментах. «Бескозырка белая». Музыка В. Шаинского, слова 3. Александровой.

1

Пение. Развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста. «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В. Коркина.

1

Слушание музыки.   Игра на музыкальных инструментах. «Белые кораблики. » Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина.

1

Пение. Получение эстетического наслаждения от собственного пения. «Песенка про кузнечика». Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.

1

Слушание музыки. Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).  

1

Пение. Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку различного характера. «Песенка про кузнечика». Из мультфильма «Приключения Незнайки». Музыка В. Шаинского, слова Н. Носова.

1

Слушание музыки. Обучение детей игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, румба, бубен, треугольник).  

1

Пение. Узнавание и называние песни по вступлению.

1

Урок-концерт «В мире музыки».

1

Литература:

  1. Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы. Под ред. В.В. Воронковой- М.: Просвещение,2006г 
  2. Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по музыке

Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина   3 класс...

Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс

Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка».  «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...