Формы и методы развития логического мышления на уроках математики у младших школьников
материал по математике (3 класс)

Я работаю учителем начальных классов в сельской школе, где в основном дети со средним уровнем обучаемости и обученности.

   Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации для начальных классов, по УМК «Школа России». Количество часов по предмету предусмотрено учебным планом школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_i_metody_logicheskogo_myshleniya.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

   Формы и методы развития логического мышления  на уроках математики у младших школьников

   Я работаю учителем начальных классов в сельской школе, где в основном дети со средним уровнем обучаемости и обученности.

   Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации для начальных классов, по УМК «Школа России». Количество часов по предмету предусмотрено учебным планом школы.

    Последние три года работаю над темой «Развитие логического мышления младщих школьников на уроках математики». Выбор темы не случаен, так как в результате наблюдений, пришла к выводу, что обучающиеся моего класса не владеют приёмами логического мышления.

   Эффективное использование логических заданий в процессе обучения в значительной мере определяет не только качество обучения математике, но и воспитание детей, развитие их индивидуальных особенностей и степень их практической подготовленности к жизни.

   Согласна с мнением известных математиков, что именно математика вносит большой вклад в развитие логического мышления детей, воспитания таких важных качеств мышления, как обобщённость, формирование способности к анализу и синтезу. Математикой воспитываются такие качества ума и речи, как точность, чёткость и ясность.

   Для успешного решения поставленных задач в своей деятельности использую элементы современных педагогических технологий: проблемного обучения, уровневой дифференциации, коллективного способа обучения (Ривин А. Г., Дьяченко В. К.),элементы ИКТ и игровых технологий.

    С помощью разнообразных форм и средств психолого-педагогической диагностики выявила индивидуальные особенности школьников (приложение) и уровни их обученности и обучаемости провела мониторинг овладения логическим мышлением. Изучила нормативные документы содержания образования, программу, методический аппарат программы.

   Решению намеченных задач, я считаю, что способствуют следующие дидактические принципы: доступность, системность и последовательность в обучении, активность и сознательность школьников в овладении знаниями.

   В учебниках по математике есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на развитие логического мышления. Однако я пришла к тому, что необходимы дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера. Такие задания включаю в урок математики. Учить подмечать закономерности, сходство и различие начинаю с простых упражнений, постепенно усложняя их. С этой целью подбираю серию упражнений с постепенным повышением уровня трудности.

  Разнообразие логических задач очень велико. Я считаю, что наиболее удачной классификацией логических задач, является классификация предложенная Лавлинской Е. Ю. Она выделяет классификацию логических задач по способу действия. Для начального курса математики комбинаторные задачи тоже являются логическими, так как детям не даются общие правила, а решаются такие задачи: задачи на установление соответствий между элементами множеств; комбинаторные задачи; задачи на упорядочивание элементов множества; задачи на установление временных, пространственных отношений; задачи на активный перебор вариантов отношений.

   Изучив  учебно-методическую литературу я выделила следующие классификации логических задач: по содержанию мыслительной операции (это задачи на сравнение, анализ и синтез и т.д.); по характеру требований (нахождение искомого, построение или преобразование) по приёмам, используемых в процессе решения (с помощью рассуждений, таблиц, графов, схем и т.д.). Известно несколько приёмов решения логических задач: словесное рассуждение; построение графов; построение схем; построение таблиц.

   Для реализации поставленной цели, использую различные методы обучения: наглядные, словесные, частично поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные и формы обучения: фронтальную, индивидуальную, групповую, индивидуальную.

   Применяю также и разные приёмы обучения: контроль, самоконтроль, самообучение учащихся; постановка проблемных вопросов;  игровые и занимательные компоненты урока; учёт индивидуальных особенностей развития обучающихся; создание ситуации успеха, поощрение.

   Образовательный стандарт нового поколения ставит перед начальным образованием новые цели. Теперь в начальной школе ребёнка должны научить не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно. Ему должны привить две группы новых умений. Речь идёт, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих умения учиться: навыках решения творческих задач и навыка поиска, анализа и интерпретации информации. Во-вторых, речь идёт о формировании у детей мотивации к обучению, саморазвитию, самопознанию. Учителю, который до этого занимался с ребятами просто математикой как таковой, теперь придётся на знакомом ему материале решать ещё и новые нестандартные задачи. Следует, уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения, анализа и др.).      Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие самостоятельной логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания. Математика именно тот предмет, где можно в большой степени это реализовывать.

   

    Мышление ребёнка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению.

  На каждом уроке, я ввожу специальные задания и задачи направленные на развитие познавательных возможностей и способностей детей. Использую дополнительные задания развивающего характера, задания логического характера, требующие применения знаний в новых условиях.

 

   Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Формирование логического мышления – важнейшая составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в  

полной мере проявить свои способности развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Умение мыслить логически, выполнять умозаключение без опоры  на наглядность, сопоставлять суждения по определенным правилам необходимое условие успешного усвоения учебного материала.     Главная цель работы по развитию логического мышления состоит в том, чтобы дети научились делать выводы из тех суждений, которые им предлагаются в качестве исходных. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от формирования у учащихся познавательных интересов. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.

   Всегда на каждом уроке математики отвожу 5 - 10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение заданий.          Система работы по развитию логического мышления учащихся направлена на формирование умственной деятельности детей. Дети учатся выявлять математические закономерности и отношения, выполнять посильное обобщение, делать выводы. В результате систематической работы по развитию логического мышления учебная деятельность моих учеников активизировалась, качество их знаний заметно повысилось.    Целенаправленная работа по развитию логического мышления у четвероклассников уделяется развитию основных характеристик мышления. Так большое значение придается отработке умений проводить полноценное сравнение с указанием сходства и различия геометрических фигур, чисел, примеров, задач, величин, уравнений.

   Нестандартные задачи ввожу уже с 1 класса. Использование таких задач расширяет математический кругозор младших школьников, способствует математическому развитию и повышает качество математической подготовленности.

   Предлагая учащимся нестандартные задачи, я  формирую у них способность выполнять логические операции и одновременно развиваем их. Критерием отбора таких задач является их учебное назначение; соответствие теме урока или серии уроков. Такие задачи можно решать и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного.

   При решении занимательных задач, у обучающихся поддерживается интерес к предмету, к учебной деятельности, познавательная активность, усидчивость, самостоятельность.

   На уроках математики, для развития логического мышления, я использую различные задания: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания со счётными палочками, логические задачи со временем, весом,

 числовые ребусы и головоломки, задания на переливание.  

Обучая маленьких детей нужно стремиться к тому, чтобы учение было радостным. Дети в моём классе любят задания подобного вида.

      Я считаю, что, формирование логического мышления – это важная составная часть педагогического процесса. Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. Успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся логического мышления.

   Проблема развития логического мышления очень актуально на данном этапе с переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Стандарт второго поколения в математической подготовке младших школьников не предполагает революции. Он поддерживает традиции начального обучения математике, но расставляет иные акценты и определяет иные приоритеты. Определяющим в целеполагании, отборе и структурировании содержания, условиях его реализации является значимость начального курса математики для продолжения образования вообще и математического в частности, а также возможность использования знаний и умений при решении любых практических и познавательных задач. В стандарте обозначено, что в ходе освоения  школьник должен получить возможность овладеть «основами логического и алгоритмического мышления, записи и выполнения алгоритмов». Очевидно, что одной лишь работы с готовыми алгоритмами арифметических действий, эпизодического решения логических задач, что обычно предлагается в учебниках математики, недостаточно для создания реальной основы для развития логического мышления. К сожалению, как правило, учитель не создает ситуаций для успешного формирования логического мышления. Поэтому очень важно, чтобы современные формы и методы обучения математике способствовали формированию умения следовать инструкции, правилу, алгоритму; учили рассуждать, правильно использовать математическую терминологию, строить высказывание, проверять его истинность, формулировать вывод.

   Считаю, что выбранные мной формы и методы развития логического мышления учащихся младших классов, на уроках математики, способны развивать самостоятельность логики мышления, которая позволила бы детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывания, логически связанные между собой, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания, а также  активнее использовать эти знания в повседневной жизни.

   Поэтому использование учителем начальной школы этих форм и методов развития логического мышления на уроках математики является не только желательным, но даже необходимым элементом обучения математике.

   Система моей работы над развитием логического мышления обучающихся даёт положительный результат:

  1. Сохраняется процент абсолютной и качественной успеваемости (100 и 40%)
  2. Обучающиеся подтверждают свои знания при переходе в среднее звено.
  3. Повышается интерес обучающихся к предмету.
  4. Активное участие школьников в мероприятиях в рамках школьной недели начальных классов.
  5. Сформированы навыки самооценки и самоконтроля.
  6. Позитивная динамика уровня сформированности социальных компетенций.
  7. Обучающиеся принимают активное участие в конкурсах математической направленности  и дистанционных олимпиадах из сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Статья с приложением, включающим в себя упражнения, задания, задачи по развитию логического мышления на уроках математики для младших школьников....

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования: Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Выступление на МО учителей начальных классов по теме самообразования:  Развитие логического мышления  на уроках математики  у младших школьников...

Развитие логического мышления на уроках математики у детей младшего школьного возраста по ФГОС НОО.

Презентация для методичекого объединения учителе начальных классов....

Статья: Развитие логического мышления на уроках математике и внеурочных занятиях кружка "Занимательная математика"

В последние годы вопрос о необходимости специальной работы учителя начальных классов над развитием логической составляющей мышления ребёнка приобретает особую остроту по нескольким причинам:во-первых,...

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников.

В статье описано какие задания способствуют развитию логического мышления на уроках математики. На какие группы делятся эти задачи, учитывая их воздействие на мыслительную деятельногсть учащихся....

Развитие логического мышления на уроках математики у младших школьников

Развитие логического мышления у школьников на уроках математики – сложный и трудоёмкий процесс. Он требует терпения и грамотного подхода. Но как поступать учителям в наши дни, когда образователь...

Сборник дидактических игр для развития логического мышления и активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках математики

Материал  сборника представлен двумя блоками : Дидактические игры для учащихся 1-го класса;  Дидактические игры для учащихся 2-го класса.   В каждый блок входит по три раздел...