Календарно - тематическое планирование по музыке для 4 класса
календарно-тематическое планирование (музыка, 4 класс) по теме
Календарно - тематическое планирование по программе "Музыка" В.П. Усачевой, Л.В. Школяр без УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
13-14_muzyka_4.doc | 112.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по музыке и на основе авторской программы Л.В. Усачевой, В.О. Школяр.
Данная программа учитывает позитивные традиции в области музыкально- эстетического образования школьников.
Цель предмета:
Формирование основ духовно- нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Для достижения поставленной цели изучения музыки в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине, уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
- освоение музыкальных произведений и первоначальных знаний о музыке;
- развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации.
Реализация задач осуществляется через различные виды деятельности: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально- пластическое движение, драматизацию музыкальных произведений.
II. Общая характеристика учебного предмета.
Курс нацелен на изучение целостного представления о мировом музыкальном искусстве, постижения произведений золотого фонда русской и зарубежной классики, образцов музыкального фольклора, духовной музыки, современного музыкального творчества. Изучение музыкального искусства в начальной школе направлено на развитие эмоционально-нравственной сферы младших школьников, их способности воспринимать произведения искусства как проявление духовной деятельности человека; развитие способности эмоционально-целостного восприятия и понимания музыкальных произведений; развитие образного мышления и творческой индивидуальности; освоение знаний о музыкальном искусстве и его связях с другими видами художественного творчества; овладение элементарными умениями, навыками и способами музыкально-творческой деятельности; воспитание художественного вкуса, нравственно-эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям и героическому прошлому, к ее многонациональному искусству, профессиональному и народному музыкальному творчеству.
Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слушания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения». Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние.
В качестве главных методов программы избраны метод междисциплинарных взаимодействий, стилевой подход, творческий метод, системный подход, метод восхождения от частного к общему.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным планом и примерной программой по музыке предмет « Музыка» изучается с 1 по 4 класс по одному часу в неделю.
1 класс-33ч,
2-4 кл. -34ч
Общий объем учебного времени составляет 135 часов.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание 1 класса раскрывает картину звучащего мира, окружающего ребенка. Рассказывается, что музыка звучит повсюду - в природе, в дни праздников, в сказках, обрядах, в мультфильмах и театральных постановках.
Во 2 классе содержание углубляется за счет привлечения более широкого контекста музыкальных и других художественных явлений.
В 3 классе акцентируется проблема, связанная с многообразием содержания музыкальных произведений.
В 4 классе аккумулируется вышеназванная проблематика; школьники знакомятся с музыкальной культурой России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.
Теоретический раздел программы включает сведения из области теории музыки и музыкальной грамоты. Изучение нотной грамоты не определяется как самоцель. Необходимые теоретические понятия введены в образные названия содержательных тем ( « Тембры - краски», « Знаки препинания в музыке» ), другие представлены в рисунках и фотографиях, третьи даны в форме текстов на страницах учебника. Таким образом, теория как будто растворяется в общем содержательном потоке.
V. Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
- наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;
- наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Регулятивные УУД:
- умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- установление простых причинно-следственных связей.
Познавательные УУД:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
- умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
- осуществление элементов синтеза как составление целого;
- понимание основ смыслового чтения художественного текста.
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально- творческих задач;
- участие в музыкальной жизни класса, школы.
Предметными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Выпускник научится:
- узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
- продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
- продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
- высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
- продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
- эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
- охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
- исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение).
Выпускник получит возможность научиться:
- показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
- выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение);
- передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
- соотносить образцы народной и профессиональной музыки.
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная.
Методы реализации программы:
- наблюдение;
- практический;
- объяснительно- иллюстративный;
- информативный;
-частично- поисковый.
Способы и средства:
- технические средства;
- дидактические материалы;
- портреты и таблицы
V. Содержание программы
4 класс (34ч)
№ п/п | Наименование раздела | Содержание программы |
1. | Музыкальное путешествие(9ч) | Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. С.Рахманинов. Концерт № 2. Д.Тухманов. Россия. Е.Теличеева. Родина моя. М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке. С няней. Вечерняя песня. Гопак. Н.Римский-Корсаков. Тема Шахриара. А.Бородин. Половецкая пляска. Н.Лысенко. Элегия. Есть в лесу калина. Укр. Нар. Песня. А.Пахмутова. Белоруссия. Бульба. Кума. Реченька. Белорусские народные песни. Шопен. Концерт №1. О.Девочкина. Осень. В.Серебренников. Осенняя песня. М.Глинка. Полонез. Венецианская ночь. М.Огинский. Полонез. Г.Струве, ст. В.Викторова. Полонез дружбы. Санта Лючия. Итальянская народная песня. |
2. | Великие композиторы, великие произведения(10ч) | Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Различные виды музыки: вокальная, сольная Дж.Верди. марш. Й.Гайдн. Квартет. Мы дружим с музыкой. В.Моцарт. Ария царицы ночи. Симфония №40. Хор «Звуки хрустально чисты». Л.Бетховен. Соната №8. Свободный человек. Ф.Шуберт. В путь. Два вальса. Музыкальный момент. Ave Maria. И.Бах. Токката ре минор. Осень. Зима. Э.Григ. В пещере горного короля. Заход солнца. Волшебный смычок. Камертон. Норвежская песня. П.Чайковский. Симфония №1. А.Алябьев. Зимняя дорога. Ф.Шопен. Ноктюрн. Весна. Этюд до минор. Б.Броневицкий. Сердце Шопена. |
3. | Сказочные и былинные образы в музыке(7ч) | Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра. Звучащие картины. Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей Н.Савичева. Песня о цирке. Н.Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Р.Щедрин. Вариация золотых рыбок. Г.Фиртич . Песня о кораблях. О.Мессиан. Пастухи. Ликование звезд. Г.Фрид. Ветер. В.Шаинский. Облака. Б.Бриттан. Вариации и фуга. А.Сальери. Втроем как один. Е.Адлер. Наш оркестр. А.Скрябин. Прометей. Кода. Р.Шуман Арлекин; Пьеро. |
4. | Жанры в музыке(6ч) | Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений школьников об особенностях разных жанров музыкальных произведений.. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в произведениях. . Особенности музыкального языка, манеры исполнения. Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Я.Дубравин. Джаз. Р.Бойко. Дело было в Каролине. Р.Роджерс. Звуки музыки. В.Семенов. Когда я стану миллионером. В.Косма. Музыка к к/ф «Игрушка», «Папаши». Э.Морриконе. Музыка из к/ф «Профессионал». Пастушка. Французская народная песня. П.Чайковский. Май. Белые ночи. Увертюра «1812 год». О.Газманов. Москва, звенят колокола. А.Петров. Я шагаю по Москве. Г.Свиридов. Песня о Москве. М.Ройтейштерн. У Кремлевской стены. Дж..Гершвин. Песня Порги. |
5. | Россия любимая наша страна(2ч) | Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Государственный гимн Российской Федерации. Р.Тульбович. Детям мира. С.Смирнов. Не грусти, улыбнись и пой. А.Александров, ст. С.Михалкова. |
VI. Тематическое планирование
№ | Тематическое планирование | Характеристика деятельности обучающихся |
1-9 | «Музыкальное путешествие»(9ч). «Россия – любимая наша страна. Великое содружество русских композиторов. Тема Востока в творчестве русских композиторов. Музыка Украины. Музыка Белоруссии. Музыкант из Желязовой Воли. Блеск и мощь полонеза. Музыкальное путешествие в Италию. | Взаимодействовать в коллективе при воплощении различных музыкальных образов. Исполнять, инсценировать песни,танцы, фрагменты из произведений музыкально_театральных жанров (опера, мюзикл и др.). Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность Воплощать художественно-образное содержание музыкального народного творчества в песнях, иг_ рах, действах. |
10-19 | Великие композиторы, великие произведения (10ч). «Народный» композитор Италии Джузеппе Верди. Музыкальная Австрия. Знаменитая сороковая. Героические образы Л.Бетховена. Песни и танцы Ф.Шуберта. «Не ручей- море ему имя». Суровая красота Норвегии. «Так полюбил я древние дороги». Ноктюрны Ф.Шопена. «Музыка Ф.Шопена – это пушки прикрытые цветами». | Распознавать многозначность музыкальной речи, ее смысл. Использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. Выражать собственные мысли,настроения и чувства с помощьюмузыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах. Приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание. Исполнять, инсценировать песни Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира. Исследовать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. |
20-26 | Сказочные и былинные образы в музыке (7ч). Арлекин и Пьеро. В подводном царстве. Цвет и звук. Вознесение к звездам. Симфонический оркестр. Поэма огня «Прометей». | Наблюдать за музыкой в жизни человека и звучанием природы. Исследовать звучание настроений,чувств и характера человека. Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства. Воплощать в звучании голоса,инструмента собственные мысли и чувства. |
27-32 | Жанры в музыке (6ч). «Жизненные правила для музыкантов». Р.Шумана. Джазовый оркестр. Что такое мюзикл? Под небом Парижа. Петербург. Белые ночи. «Москва. Как много в этом звуке». | Взаимодействовать в коллективе при воплощении различных музыкальных образов. Исполнять, инсценировать песни,танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров (опера, мюзикл и др.). Распознавать многозначность музыкальной речи, ее смысл. |
33-34 | «Россия – священная наша держава» (2ч) | Использовать музыкальную речь как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках. Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэти_ ческого творчества своего народа. Участвовать в коллективных народных играх, инсценировках обрядов на основе полученных знаний. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов. Исполнять, «играть» народные песни. Выражать в исполнении образно-эмоциональные «интонации духа». Импровизировать в народной манере |
VII. Учебно - методическое обеспечение программы:
- фонотека и хрестоматии;
-учебно- методический комплект «Музыка 1-4 кл.». В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак
- иллюстративный материал;
- инструментальный материал;
- дидактический материал;
- набор обучающих и контролирующих материалов.
-примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010
- программа для общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4кл». В.В.Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н.Кичак, 2011
VIII. Справочный блок программы
Список используемой литературы.
- «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
- «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
- Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
- «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
- Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
- Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
- Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
- Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
- «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
- Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
- «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
- Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
- Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
- Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
- Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс
Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка». «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...
Календарно-тематическое планирование по музыке. 2 класс.
Календарно-тематическое планирование по музыкеСистема Л.В. Занкова2 класс 34 часа (1 час в неделю)Автор курса Г.С.Ригина...
календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс, автор программы Т.В.Челышева УМК "Перспективная начальная школа". Учебник:«Музыка» 1 класс Т.В.Челышева М.: ...
календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс
Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено по программе Челышевой, Кузнецовой по новым стандартам 2 поколения, с указанием УУД...
календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс
Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено по программе Челышевой, Кузнецовой по новым стандартам 2 поколения, с указанием УУД...
Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс. Е.Д. Критская.
Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. УМК "Перспектива"...