Календарно - тематическое планирование по музыке для 1 класса
календарно-тематическое планирование по музыке (1 класс) на тему

Тавасиева Алёна Вячеславовна

Планирование составлено по программе "Школа -2100" "Музыка" В.П. Усачева, Л.В. Школяр с учетом ФГОС второго поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1566_muzyka-1.doc159 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по программе «Школа-2100»

«Музыка»   В.П.Усачева , Л.В.Школяр

1 класс


дата проведения

Тема урока

 Музыкальный материал 

Тип урока

Информационная  компетенция

Развитие универсальных учебных действий (УУД).


1.


 «Как можно услышать музыку»

Введение в проблему рождения музыки.
Цель: помочь учащимся задуматься: почему человек запел, заиграл на инструментах, затанцевал, взял в руки кисть?

 Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор». 

Введение

Осознать роль музыкального искусства в жизни вообще и в каждого человека.


Личностные: проявлять наличие эмоционального отношения к искусству

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни и искусства.

2.

Что значит «слышать музыку»?
Цель: помочь ребятам понять, что «слышать музыку» - это значит внимать, открывать, погружаться, прикасаться, переживать, следить, различать, познавать и  т.д.

Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».

 

Введение

Уметь переживать, мыслить, чувствовать, слушая музыку


Личностные: проявлять наличие эмоционального отношения к искусству: эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; наблюдение за различными явления жизни и искусства.

3.

Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни.
Цель: выявить жанровое начало (песня) как способ передачи состояния человека.

Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А. Майкова

«Колыбельная»,

В.Усачева «Зыбка поскрипывает…».
Выявление музыкальных интонаций из речевой праосновы

Урок - беседа

Выявление музыкальных интонаций из речевой праосновы

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями; 

умение сравнивать, сопоставлять.

4.

Родные корни: родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, cкороговорок, закличек.
Цель: развитие образно-игрового видения, слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.

Загадки, скороговорки, заклички.

Урок - знакомство

Музыкант, творец, без которого музыка вообще существовать не может. Способность к размышлению об истоках происхождения музыки.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять

5.

Родные корни. Родная речь, родной музыкальный язык – интонирование и озвучивание народных загадок, скороговорок, закличек, хороводов, прибауток.
Цель: развитие образно – игрового видения; слушание поэтических строк народного творчества в процессе исполнения.

Хороводы, заклички, прибаутки.

Урок введения в тему

Роль человека, значение его способности музыкой воспроизводить явления окружающего мира.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; выражение в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять

6.

В мире сказочных мелодий русских композиторов.
Цель: введение учащихся в сферу народного, композиторского музицирования с целью воссоздать сам музыкально – созидательный  процесс.

А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок».

Урок - беседа

Умение выявлять жанровое начало (песни, танца, марша).

Личностные: ценностно-смысловая ориентация; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

7.

Играем в сказку.
Цель: развитие образно – игрового восприятия музыки

Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской,

«Теремок» р.н. игра

Урок театральных импровизаций

Правильно
определять характер героев, обыгрывать героев, опираясь на образную природу музыки

Личностные: ценностно-смысловая ориентация; эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

8.

Идем в поход.
Цель: Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения

.Б.Кабалевский «Кавалерийская».

Урок - импровизация

Уметь различать характер музыки

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные:

наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

9.

Музыкальные краски осени.
Цель: помочь ребятам вслушаться, вглядеться в музыку осени; обобщить музыкально-жизненные впечатления детей.

.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой).

Урок введения в тему

Научить импровизировать

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; деятельности;

Познавательные: соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;  наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

10.

Звучащий образ Родины
Цель: познакомить с символами нашей Родины.

П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России».

Урок - беседа

Находить интонации для характеристики слов и выражений.

Личностные: понимание этических и эстетических ценностей  отечественной музыкальной культуры;

Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию; принимать участие в импровизациях, в коллективных инсцени-ровках, в обсуждении музыкальных впечатлений;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности;

Познавательные:

реализация творческого потенциала

11.

Былина, былинность как художественное явление.
Цель: проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.

«Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна».

Урок-концерт

Умение озвучивать ситуации в рамках творческих заданий.

Личностные: понимание этических и эстетических ценностей  отечественной музыкальной культуры;

Коммуникативные: принимать участие в импровизациях, в коллективных инсцени-ровках, в обсуждении музыкальных впечатлений; принимать другое мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации;

реализация творческого потенциала

12.

«…дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ».
Цель: дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора.

Урок-сказка

Предназначение марша.

Личностные: понимание этических и эстетических ценностей  отечественной музыкальной культуры;

Коммуникативные: принимать другое мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: 

реализация творческого потенциала;  осуществлять поиск нужной информации;

13.

Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.
Цель: вслушаться в богатейшие интонации детского говора, подметить тончайшие нюансы человеческих чувств, воплотив в музыкально – интонационную форму свои детские ощущения.

Д.Кабалевский «Клоуны», М.П. Мусоргский «В углу», «С няней», «С куклой».

Урок - иллюстрация

Умение определять характер героев и их настроение.

Личностные: понимание этических и эстетических ценностей  отечественной музыкальной культуры;

Коммуникативные: принимать участие в импровизациях, в коллективных инсцени-ровках, в обсуждении музыкальных впечатлений;  принимать другое мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные: 

реализация творческого потенциала

14.

Поход в музыкальный зоопарк.
Цель: проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

К.Сен-Санс «Карнавал животных» («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).

Урок - путешествие

Осознание того, что музыка умеет изображать характеры животных и птиц.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности; умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации;

наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

15.

Детская жизнь, «подслушанная» и отраженная композиторами в своих произведениях.
Цель: показать жизнь ребенка, воссозданную языком музыкального искусства.

П.И.Чайковский «Детский альбом».

Урок - беседа

Иметь представление о жизни детей в прошлом.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

16.

И шелест к шороху спешит (бумажная симфония).
Цель: развитие музыкальности детей и способности к импровизационному творчеству в совместном музицированнии

«Танец бабочек» в обр. Чо Гир-Сока, «Шуточка» В.Селиванова.

Урок - импровизация

Умение спеть, ощутить внутри себя, услышать и передать другим людям.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать.

17.

Что может музыка?
Цель: помочь детям почуствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни.

П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Урок введения в тему

Определять многообразие отражения мира в многообразии жанров.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности;

Познавательные: умение

обобщать, классифицировать

18.

Зима в музыке.
Цель: помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».

А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз».

Урок - иллюстрация

Понимание того, что музыка умеет изображать картины природы.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации; умение

обобщать, классифицировать

19.

Музыка и движение
Цель: показать способность музыки передавать движение.

Р.Шуман «Смелый наездник», муз. В.Калистратова, сл. В.Приходько «Пешком шагали мышки».

Комбинированный урок

Осознать способность музыки передавать движения.

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации; умение

обобщать, классифицировать

20.

Где живут ноты.
Цель: познакомить с нотами, нотным станом, звукорядом

Муз. В.Герчик, сл.Н.Френкель «Нотный хоровод», муз. В. Дроцевич, сл. В.Сергеева «Семь подружек».

Урок - беседа

Знать названия нот, определять темп (быстро-медленно), динамику (громко-тихо).

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: коррекция при выполнении различных видов музыкальной деятельности;

Познавательные: умение

обобщать, классифицировать

21.

Музыка передаёт характер сказочных героев.
Цель: показать способность музыки описывать характер сказочных героев

В.Кикта «Баба Яга» (песенка-дразнилка), «Баба Яга», обработка М.Иорданского, «Деревянный поезд» из сборника Г.Ванагайте «Мы и игрушки».

Урок - беседа

Узнавать по изображениям рояль, пианино, скрипку, флейту, арфу. Народные инструменты: гармонь, баян, балалайка

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

22.

Музы не молчали.
Цель: показать способность музыки воспевать силу и храбрость русских солдат.

«Вспомним ,братцы , Русь и славу», «Славны были наши деды», «Соловьи» В.Соловьёв-Седой, «Богатырская симфония» А.Бородин (фрагмент ч.1).

Урок - путешествие

Умение увидеть в музыке отважных,  сильных богатырей.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи; осуществлять поиск нужной информации

23.

Русские обряды – масленица.
Цель: показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке

«Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни.

Урок введения в тему

Почуствовать обновление природы и выражения этого состояния в музыке.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

24.

Природа просыпается. Весна в музыке.
Цель: показать способность музыки изображать просыпающуюся природу

Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка»

Урок-игра

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности. Умение вовремя начинать и заканчивать песни.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять поиск нужной информации

25.

Музыка и стихи о маме.
Цель: сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести обучающихся к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

Г. Гладков «Колыбельная», колыбельные народов мира.

Урок введения в тему

Услышать в музыке урока: тепло, нежность, ласку, доброту и чувство покоя

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков;

Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять

26.

Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.
Цель: показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг»

Урок-беседа

Умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, четко и ясно произносить текст при исполнении, понимать дирижёрский жест.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;

формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: осуществлять поиск нужной информации

27.

Как можно «услышать» музыку? В детском музыкальном театре (балет).
Цель: способствовать осознанию учащимися, что для композитора сочинять музыку – это значит полноценно прожить жизнь.

C.С.Прокофьев «Гавот» (из «Классической симфонии»), «Танец Шутиных дочерей» (из «Сказки про шута, семерых шутов перешутившего»), «Девушки с лилиями» (из балета «Ромео и Джульетта»).

Урок-беседа

Умение создавать свою импровизацию на услышанную тему. Ярко представить все характеры, cобытия, танцевальные движения

Личностные: проявлять интерес к новому учебному материалу; представление о музы-кальной культуре родного края;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: планировать свои действия, осуществлять пошаговый контроль;

Познавательные: реализация творческого потенциала в процессе музицирования;

28.

В детском музыкальном театре (опера).
Цель: познакомить детей с оперой и правилами поведения в театре.

C.Прокофьев. Опера «Великан».

Урок- импровизация

Усвоение правил поведения в оперном  театре.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

29.

Легко ли стать музыкальным исполнителем? (Симфония).
Цель: помочь обучающимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. 

И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1)

Урок углубления в тему

Усвоение знаний о том, что такое музыкальный театр, артисты, оркестр, дирижёр

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

30.

Русские народные инструменты.
Цель: познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).

 «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

Урок введения в тему

Знать, что такое опера, балет, хор, солисты.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

31.

На концерте.
Цель: познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».

.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон».

Театральная импровизация

Концерт, исполнитель. Правила поведения в театре.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

32.

Музыкальная прогулка по выставке.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»),

Урок - импровизация

Усвоение понятий музыкальность, мелодия

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

представление о нравственном содержании музыкальных произведений;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать

33.

Легко ли стать музыкантом?
Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор»

Урок углубления в тему

Главный критерий – артистизм.

Личностные: ориентироваться в нравственном содержании поступков; эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: умение сравнивать, сопоставлять, обобщать.

34.

Что значит услышать музыку?
Цель: обобщение темы года.

Ф.Шуберт  «К музыке», Г.Струве «Музыка», сл. И.Исаковой,  И.-С.Бах «Прелюдия  До-мажор».

Урок - концерт

Музыка обогащает наши знания о мире и о человеке.

Личностные: ценностно-смысловая ориентация;

Коммуникативные: умение выражать свои мысли;

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные: наблюдение за различными явлениями жизни, умение обобщать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование по музыке, 1 класс

Данное тематическое планирование было разработано для 1 классов по программеобразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Музыка».  «Баласс», 2011 годАвторы: Усачёва В.О, Школяр Л.В. Включает в с...

Календарно-тематическое планирование по музыке. 2 класс.

Календарно-тематическое планирование по музыкеСистема Л.В. Занкова2 класс 34 часа (1 час в неделю)Автор курса Г.С.Ригина...

календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс, автор программы Т.В.Челышева  УМК "Перспективная начальная школа".  Учебник:«Музыка» 1 класс Т.В.Челышева     М.: ...

календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс

Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено по программе Челышевой, Кузнецовой по новым стандартам 2 поколения, с указанием УУД...

календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс

Календарно-тематическое планирование для 2 класса составлено по программе Челышевой, Кузнецовой по новым стандартам 2 поколения, с указанием УУД...

Календарно-тематическое планирование по музыке 1 класс. Е.Д. Критская.

Календарно-тематическое планирование по  музыке 1 класс Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. УМК "Перспектива"...