Организация полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки
материал по музыке (2 класс) по теме

Струкова Жанна Тальгатовна

«Организация полихудожественной деятельности учащихся
на уроках музыки во 2 классе по теме:
«Н.А. Римский-Корсаков – композитор - сказочник»

На курсах повышения квалификации по ИОЧ,

вариативный блок

«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovaya_rabota.doc88.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по теме:

«Организация полихудожественной деятельности учащихся
на уроках музыки во 2 классе по теме:
«Н.А. Римский-Корсаков – композитор - сказочник»

На курсах повышения квалификации по ИОЧ,

вариативный блок

«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»

         

Выполнил:
         учитель музыки                  
Струкова Жанна Тальгатовна

                                                                                                                                         

2013

Содержание

Введение        3

1.    Понятие  полихудожественная деятельность        

2.        Особенности организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки        6

3.    Примеры фрагментов урока с учащимися 2-го класса  по теме «Н.А. Римский-Корсаков - композитор - сказочник»        9

Заключение        

Список литературы        

 

Введение

Смена тысячелетий неизбежно приводит к пересмотру ценностных ориентаций в обществе. Как никогда возрастает значимость эстетического развития личности, поскольку воспитание эстетических чувств, идеалов, вкусов, оценок является вместе с усвоением знаний мощным фактором формирования мировоззрения, стимулирует созидающее начало в человеке, влияет на весь облик материальной и духовной деятельности людей. Эстетический опыт ведет к целостности и зрелости личности, помогает росту творческих способностей. Именно данное обстоятельство актуализирует проблему формирования эстетической компетентности личности учащихся, что возможно посредством полихудожественного подхода в системе общего и дополнительного образования.

Цель итоговой работы: формирование полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки во 2 классе по теме: «Н.А. Римский-Корсаков – композитор - сказочник»

Задачи работы:

  1. Охарактеризовать понятие «полихудожественная деятельность».
  2. Рассмотреть особенности организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки.
  3. Привести фрагменты урока с учащимися 2-го класса по теме:               «Н.А. Римский-Корсаков – композитор - сказочник»

1.    Понятие  полихудожественная деятельность

Сам термин «полихудожественный» был предложен Б. П. Юсовым ещё в1987 году. Ученый установил, что полихудожественность тесно связана с понятием «интеграции» и является одним из условий её возникновения. Б. П. Юсов  подчеркивал, что в педагогике интеграция означает сближение, взаимопроникновение отдельных дисциплин учебного процесса друг в друга.

Вопросы использования взаимодействия разных видов искусств в учебном процессе являются предметом особого внимания ведущих исследователей в педагогике искусства (Э. Б. Абдуллин, Л. М. Баженова, А. А. Мелик-Пашаев, В. П. Михалев, Г. П. Нестеренко, В. Г. Ражников и др.). В педагогике искусства установлено, что взаимодействие искусств в содержании учебного процесса способствует более гармоничному развитию школьников, нежели при получении разрозненных художественных впечатлений. Вместе с тем, активные формы деятельности детей в разных искусствах способствуют разностороннему развитию эмоционального поля, росту творческих способностей и художественных потребностей.

Полихудожественная деятельность (“поли” – много, “художеств” – искусств, т.е. много искусств) – это  организация  такого художественного образования детей, которое позволяет ребёнку освоить внутреннее родство разнообразного художественного проявления на уровне творческого процесса. Одновременное восприятие нескольких видов искусств (синтез искусств: живопись, музыка и литература), взаимно влияя друг на друга, вызывает у учеников яркие эмоционально – эстетические переживания и помогает возникновению целостного художественного образа. Восприятие произведений искусства сочетается с собственной творческой деятельностью детей: танцевальная импровизация, пропевание мелодий, театрализация, речетворчество, создание графического, живописного, пластического образа разными художественными средствами. Основой творческой деятельности детей является воображение и образное мышление.

Таким образом, полихудожественная  деятельность  предполагает форму приобщения воспитанников к искусству, позволяющему им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого искусства. Учёными, работающими над принципами полихудожественного подхода, говорилось о развитии творческого потенциала ребёнка в процессе различных видов деятельности, в том числе и художественной. Единая художественная природа всех искусств соответствует врождённой предрасположенности детей к разным видам творческой деятельности. Ученики выражают желание выразить своё внутреннее состояние в песне, танце, слове, рисунке и т.д.

В основе полихудожественного подхода лежит принцип интеграции, который предусматривает углубленное изучение ребенком не одного художественного предмета (изобразительное искусство, музыка, слово и т. п.), а многих. Научная школа Б. П. Юсова выдвинула положение о том, что природа ребенка полихудожественна, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он к ним открыт, способен и творчески направлен. Способность каждого ребенка к занятиям всеми видами художественной деятельности и творчества опирается на природную предрасположенность к восприятию многих искусств. Приобщение детей к искусству позволяет им понять истоки разных видов художественной деятельности и приобрести базовые представления и навыки из области каждого вида.

Характерные признаки полихудожественной деятельности:

  • содружество искусств;
  • многообразие художественно-информационного пространства;
  • познание через переживание, творчество и сотворчество;
  • эмоционально богатая партитура занятия;
  • успех, достижения, открытия учеников;
  • индивидуальность ребенка как ценность и др.

  1. Особенности организации полихудожественной деятельности учащихся на уроках музыки        

Обучение музыке в общеобразовательной школе - это не только вокальная работа, но и знакомство с творчеством композиторов, умение характеризовать музыку с использованием терминов, умение различать музыкальные инструменты и импровизировать на некоторых из них. И от того, какие методы и подходы будет использовать преподаватель на своих уроках, во многом зависит то впечатление, которое сложится у детей о музыкальной культуре и останется с ними возможно на всю жизнь. Как донести до детей объем необходимого для усвоения материала, при этом не вызвав у них отрицательных эмоций, как найти время на уроке для музыки, творчества и общения, как привить детям любовь к музыкальной культуре и желание слушать и изучать ее в будущем? Поиски ответов на эти вопросы приводят к поиску методов и форм подачи материала, максимально способствующих оптимизации учебного процесса.

Использование активных методов обучения на уроках позволяет создать условия максимально соответствующие природе восприятия информации ребенком. Дети становятся активными исследователями, мыслителями, критиками, учатся работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.

Ученики интуитивно понимают, что у красоты нет утилитарного назначения, но есть некое положительное эмоциональное наполнение, которое человеку необходимо, необходимо для его души.

Произведения разных видов искусств имеют схожие средства выразительности. Например, такое средство выразительности, как ритм существует и в изобразительном искусстве, и в литературе (в поэзии), и конечно, в музыке. То же самое можно сказать и о динамике, и о гармонии.

Теперь о том, каким образом используется соотношение этих трех видов искусства на уроках музыки:

  • музыка - это предмет изучения;
  • изобразительное искусство - как иллюстративный материал и способ самовыражения;
  • литература - только как иллюстративный материал.

          Из этого следует что, использование полихудожественного подхода, основанного на синтезе искусств, помогает учащимся:

  • получить дополнительные способы усвоения учебного материала;
  • существенно активизировать слуховое восприятие;
  • формировать стремление показать свою индивидуальность;
  • находиться в активной позиции, в состоянии поиска.

          Все вышеперечисленные положительные моменты, безусловно, положительны и для педагога, но для него появляется еще несколько плюсов:

  • приобретенные детьми знания становятся более живыми (не сухими и академичными);
  • на уроке создается ситуация успеха для каждого ребенка;
  • появляются доверительные отношения между учителем и детьми;
  • у учащихся формируется интерес к уроку, к музыке, к искусству.

Музыка отображает реальный мир иначе, чем другие искусства, скажем литература или живопись. Но на уроке музыки все виды искусства тесно взаимосвязаны. Это и слово о музыке: яркое, образное, предельно точное, и стихи песен или романсов, и, конечно, творческие работы детей, созданные под воздействием музыки.

Границы отдельных искусств отнюдь не столь абсолютны и замкнуты…, искусства ежеминутно переходят одно в другое, один род искусства находит свое продолжение и завершение в другом. (Р.Роллан).

Использованием полихудожественного подхода на уроке музыки позволяет детям лучше осознать, что один и тот же образ можно выразить разными художественными средствами.

Характер взаимодействия между видами искусства в процессе полихудожественной деятельности может быть различным.

В освоении полихудожественного пространства Б.П. Юсов предлагает различать 5 способов, которыми ученик может выразить то, что он понял — по возрастающей сложности (в разном возрасте у разных детей эти способы доминируют):

1. Действиями (движением, мимикой, жестами, танцем).

2. Чувствованиями.

3. Понятиями (словами, знаками-текстами).

4. Образами.

5. Символами (обобщенный сенсорный знак).

Б.П. Юсов выделил критерии полихудожественного развития, приемлемые на занятиях любым искусством:

1.Быстрота включения в творческий процесс.

2.Желание и умение работать в коллективе.

3.Вариативность и полихудожественного многообразие образов и действий (много вариантов).

4.Цельность поэтического пространства ребенка.

5.Способность продуктивно завершать работу (приходить к решению от нерешительности).

6.Скорость овладения рабочими навыками.

7.Взаимосвязь смыслового и художественного пространства.

8.Свободное развертывание и свертывание рабочего пространства (развертывание звука в цвет и движение, свертывание цвета, звука и танца до графики).

9.Эффект личного участия в произведении.

10.Учет региональных особенностей культуры.

11.Потребность общения с искусством.

12.Воображение и фантазия (широта, гибкость, вариативность), опережающее значение мечты.

13.Взаимоналожение: способность совмещения возможностей разных искусств.

14.Неожиданность и индивидуальность образа.

15.На всех искусствах: активность цвета, фонетики слова, интонации, пространственных представлений, чувство художественной среды.

16.Динамичность и интонация речи, словесная находчивость.

17.Связь региональных особенностей с глобальными и общечеловеческими проблемами культуры.

Под полихудожественной деятельностью мы подразумеваем, прежде всего, деятельность в которую учащиеся входят с позиции творцов, в которой они, пользуясь элементарными, доступными им средствами, могут импровизировать, активно проявлять и выражать свои эмоциональные переживания в процессе общения с музыкой.

Музыкально-игровая полихудожественная деятельность - феномен творческой активности детей, реализующий многие психические функции, важные для целостного развития личности ребенка. Именно поэтому музыкальные полихудожественные игры представляются эффективным средством не только креативного развития, но и диагностики развития эмоциональной сферы ребенка, в частности его эмоциональной отзывчивости на музыку.

Дети любят рисовать и двигаться под музыку, экспериментировать со звуками музыкальных инструментов и окружающих звучащих предметов, воспринимая это как увлекательное игровое действо, возможность для самовыражения, воплощения своих настроений, чувств и фантазий. Музыка в таких играх воздействует на эмоциональную сферу детей и является мощным стимулом к рождению ярких образов их фантазии.

Известно, что творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного мышления, логики и интуиции, творческого воображения и активности, способности принимать быстрое решение и мыслить аналитически.

3. Примеры фрагментов урока с учащимися 2-го класса  по теме «Н.А. Римский-Корсаков - композитор - сказочник»

Цель урока:

  • обучающая: знакомство с творчеством композитора - Н.А. Римского-Корсакова;
  • развивающая: развитие творческих способностей, умение анализировать, сравнивать и обобщать;
  • воспитательная: развивать слушательскую культуру и эмоциональное восприятие музыки.

Оборудование:

  • Портрет Н.А. Римского-Корсакова
  • Фонохрестоматия - Три чуда (фрагменты из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакого - Белочка, Богатыри, Царевна Лебедь).
  • Пушкин “Сказка о царе Салтане” (с иллюстрациями)
  • Изображение кадра из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакого
  • Отрывок из мультфильма “Сказка о царе Салтане”

Тип урока: знакомство с новым материалом.

Уже начиная с подготовки к уроку можно увидеть, что занятие не пройдет без синтеза искусств. И если  переплетение музыки и литературы очевидно, на примере оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова и одноимённой сказки А.С. Пушкина, то при рассмотрении этой темы мы наблюдаем и связь изобразительного искусства. Будь то репродукция Врубеля «Царевна Лебедь», декорации на сцене или рисованный мультфильм. На таких урока можно достаточно ярко организовать полихудожественную деятельность. Здесь всё очевидно. И главное не перегрузить, ведь основа урока не  сказки, а музыка

Краткий конспект урока:

Дети входят в класс и поют музыкальное приветствие “Добрый день”.

Учитель:

- Вы любите сказки? А что такое сказка?

- Кто их сочиняет?

а) народ – народные сказки: “Царевна-лягушка”, “Хаврошечка”, “Иван-царевич и серый волк”; арабские – “Тысяча и одна ночь, “Али Баба”; датские “Свинопас”, “Русалочка”;

б) писатели – братья Гримм, Ш.Перро, Афанасьев;

в) поэты – А.С. Пушкин, П. Ершов.

- Где можно услышать (увидеть) сказку?

Устный рассказ, прочитать в книге, увидеть спектакль, мультфильм, фильм-сказку; музыкальный спектакль (балет Чайковский “Щелкунчик”, Р. Щедрин “Конек-Горбунок”, опера “Сказка о царе Салтане”, “Садко””, “Кощей бессмертный” - Н.А. Римский-Корсаков, симфоническая сказка “Петя и волк” С. Прокофьев; картины художников – Васнецов “Три богатыря”, “Иван царевич на сером волке”, “Аленушка”и др.).

- А песни бывают со сказочным содержанием? Какие вы пели на уроках музыки? (Л. Книппер “Почему медведь зимой спит”, А. Филиппенко “Веселый музыкант”)

- Что их объединяет? – нереальность ситуации, вымысел, фантастические образы.

Исполнение песни Л. Книппер “Почему медведь зимой спит” с движениями.

-  Откройте, пожалуйста, учебник на странице 12. Прочитайте тему урока.

- Да, ребята, сегодня мы познакомимся с необычным композитором, его называют композитор – сказочник. Это Н.А. Римский-Корсаков – русский композитор (портрет композитора). Как вы думаете, почему сказочник?

Дети размышляют.

- Да, он написал много сказок, но необычных, а музыкальных. Эти произведения называют «опера».

(Опера – музыкальный спектакль, в котором персонажи не говорят, а поют.)

- Что такое спектакль? Что нужно для создания спектакля?

Рассматриваем изображение кадра из оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакого. Выясняем, что важны и декорации, и костюмы.

- Николай Андреевич написал разные сказочные оперы: «Снегурочка», «Золотой петушок», «Садко», «Сказка о царе Салтане», вот на последней мы и остановимся сегодня. Вы знаете эту сказку? Где видели или слышали? (мультфильм) Кто её написал? (А.С. Пушкин)

(Вспоминаем сюжет сказки и отрывок «Три чуда», читаем в учебнике, рассмотриваем иллюстрации из книги.)

- Давайте послушаем музыку из этой оперы.

Задание: определить, в каком музыкальном фрагменте композитор описывает каждое из чудес.

Слушание.

- Вы правильно все узнали, а что вам подсказало? (музыка)

- Давайте поподробнее остановимся на отрывке «Белочка», вспомните слова Пушкина: «Белка песенки поёт, да орешки всё грызёт…». Слышали ли вы музыкальную тему белки? (Наигрываю тему на фортепиано и напеваю) Что это за песня? (Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»)

Разучиваем куплет песни, изображаем движениями белочку.

- Вы сказали, что есть мультфильм созданный по этой сказки, давайте посмотрим отрывок.

- Ребята, кто создаёт мультфильмы? (художники) А из чего ещё состоит мультфильм, без чего он был бы скушен? (музыка)

Подводим итог нашего урока: все виды искусств тесно переплетаются между собой и сегодня мы это увидели на примере сказки – оперы замечательного русского композитора - сказочника – Н.А. Римского-Корсакова.

Творческие задания (на выбор): нарисовать декорации, костюмы, иллюстрации к данному фрагменту оперы Римского-Корсакова (впечатления после слушания музыки)

Заключение

В заключении своей работы я сформулировала такие выводы:

1. Полихудожественная деятельность – это активный процесс освоения детьми не только музыкальной культуры. Специфика музыкальной деятельности младших школьников проявляется в том, что музыкальная деятельность осознается и воспринимается ими в единстве всех составляющих ее элементов: восприятие музыки, вокально-хоровое исполнительство, инструментальное исполнительство, импровизация и творчество. Объединение различных видов музыкальной деятельности на основе музыкально ориентированной полихудожественной деятельности и синтезе разных видов искусств мотивирует эмоционально-ценностное отношение к музыке.

2. Эмоционально-ценностное отношение младших школьников к музыкальной деятельности представляет собой мотивированные личностные ориентиры, основанные на:

– знаниях в области музыкально ориентированной полихудожественной деятельности, проявляющейся в познавательном интересе к музыке;

– устойчивых эмоционально окрашенных музыкальных предпочтениях, способности ярко и образно переживать музыкальные произведения;

– умении характеризовать музыкальные произведения  с привлечением других видов искусства, в частности с помощью методов «литературного прочтения музыкальных произведений» и «живописной подтекстовки музыкальных образов»;

– готовности к  исполнительской деятельности;

– способности осознавать и оценивать собственные результаты в данной деятельности.

Список литературы и источников

  1. Юсов Б. П. Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование//Материалы науч.-практ. конф. — Астрахань, 25–29 авг. 1997. — 256 c.
  2. Коренистова Н. Г. Формирование эстетической компетентности учащихся в процессе взаимодействия семьи и школы: автореф. дисс. … канд.пед.наук. — Екатеринбург, 2009.
  3. Барышева Т.А. Творчество на уроках искусства в начальной школе // Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - С. 308-314 С.
  4. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 174 с.
  5. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак, «Музыка»-программа для    общеобразовательных учреждений, М. «Дрофа», 2010.
  6. В.В.Алеев, Т.Н.Кичак «Музыка»-Учебник для   общеобразовательных учебных заведений, 2 класс, М. «Дрофа», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения (УМК «Школа России»)

Опыт реализации ФГОС. Организация проектной деятельности в урочной деятельности младших школьников....

Организация проектной деятельности на уроках русского языка

Проектная деятельность – педагогическая технология, ориентированная а на применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и пед...

Организация исследовательской деятельности на уроках в начальной школе

Практика проведения учебных исследований с младшими школьниками рассматривается как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированно...

Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций

В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...

Организация проектной деятельности на уроках русского языка в 3 классе. Фрагмент урока.

Тема «Наши проекты. Рассказ о слове»Цель: создать условия для обучения составлению рассказа о слове по аналогии, защиты  обучающимися своих достижений....

творческая и игровая деятельность на уроках музыки и кружковой деятельности

творческие задания на уроках музыки, игры, музыкально- ритмические упражнения,кроссворды....