Занимательная музыка
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему
Мир Музыки - волшебный и сложный мир, он полон тайн, загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если учиться постигать язык искусства - осваивать музыкальную грамоту, развивать внимание, память, художественный вкус.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnaya_muzyka.doc | 816 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Занимательная музыка».
Цель: организовать совместную музыкально-творческую деятельность учащихся начальных классов.
Задачи:
- Создать игровую ситуацию для применения музыки как средства коммуникации детей.
- Развивать творческие и музыкальные способности при исполнении песен и разгадывании мелодий, мышление при разгадывании загадок и ребусов, внимание при игре "Хлопки".
- Воспитывать культуру работы в группе, интерес к музыкальному искусству.
Оборудование: магнитофон, музыкальные записи + минусовки, ребусы, музыкальные домики, две магнитные доски + набор букв, магниты, ноты, шкатулка.
Ход мероприятия.
- Организация внимания.
- Основная часть.
Беседа о возникновении ударных музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты. Без них невозможно композиторское творчество. Без них невозможно музыкальное исполнительство (исключение - вокальное искусство, но и оно тесно связано). Иными словами, без музыкальных инструментов музыки практически не существует.
На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных инструментов, о которых мы с вами говорили, и будем говорить в дальнейшем.
О чем может сказать простой камень?
Люди уже очень давно умели танцевать. Танцы первобытных людей, конечно, отличались от вальсов, полек, мазурок. Это были танцы-заклинания, танцы-рассказы, изображающие окоту, торжество победы над врагом или какие-нибудь занятия, домашние дела. Танцы были длинными - ведь порой приходилось рассказывать подробно об окоте или погоне, которая длилась много дней. Древние зрители были одновременно и участниками таких танцев: они изображали оркестр, сопровождая танцы ритмичными хлопками. Попробуй-ка поаккомпанировать, таким образом, танцу, который длится несколько часов, от этих хлопков ладони вспухнут. Нашли выход: взяли два плоских камешка и стали постукивали» друг о друга. Чем не оркестр? Потам попробовали «поаккомпанировать» на растянутой дня сушки коже - совсем хорошо получилось. Отсюда уже недалеко и до барабана.
Камень - это первый ударный инструмент.
Но какими бы разными не были все существующие инструменты, их можно условно разделить по способу звукоизвлечения на три группы:
- Струнные инструменты (источник звука - натянутая струна).
- Духовые инструменты (звук извлекается благодаря вдуванию воздуха в инструмент).
- Ударные инструменты (звук извлекается с помощью удара по инструменту). С наиболее яркими представителями этих групп мы с вами будем знакомиться на протяжении всего года. Возможно, какой-нибудь из них станет вашим любимым инструментом.
Разгадывание загадок.
Загадки.
Кто в оркестре вам поможет?
Сложный ритм стучать он сможет,
Ритм любой, из разных стран.
Кто же это? (Барабан)
Как будто девушка запела,
И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко,
Затихло всё. Играет: (Скрипка)
Звучит сигнал, на бой зовёт,
Вставай, солдат, она поёт! (Труба)
- Струн дано мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я, отгадай-ка!
Озорная (Балалайка)
Разгадывание ребусов.
Ребусы.
Ответ: скрипка.
Ответ: гитара.
Ответ: рояль.
Музыкальная викторина
Я ваша подруга,
Я ваша попутчица,
В пути без меня
Ничего не получиться.
Со мною, друзья,
Всегда интересно,
Узнали, кто я?
Ну, конечно же: (песня)
Итак, нужно определить, какая песня звучит, по одному-двум словам из ее текста. Но прежде эти слова надо узнать. А для этого придется ответить на вопросы-загадки музыкальной викторины. Первые слова:
- Они растут в южных странах на деревьях.
- Ими любят лакомиться обезьяны.
- Это любимая еда жителей острова Чунга - Чанга. (Кокосы и бананы.)
Второе слово:
1. Он круглый и упругий, как маленький мячик.
2. Из него можно сделать вкусный сок.
3. Его цвет - это цвет солнца. (Апельсин.)
Вопрос: в какой популярной эстрадной песне поется о бананах, кокосах и апельсинах? Конечно, это
«Апельсиновая песня» в исполнении группы «Блестящие». Слушаем музыку, поём и танцуем!
«Апельсиновая песня»
Игра «хлопки»
Попугай - руки назад.
Обезьяны - прыгают, двигают руками.
Крокодил - присесть.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 1.
Первое слово:
- Это моллюск.
- Люди считают, что они передвигаются очень медленно.
- У них есть домик, закрученный в спираль. (Улитка.)
Второе слово:
- Они живут в жарких странах.
- Люди говорят, что их можно сделать из муки.
- Одного из них облаяла собака по кличке Моська. (Слон.)
Отгадка: улитка + слон = песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 2.
Первое слово:
- Они бывают на небе, но не каждый день.
- Ночью их не увидишь.
- Они очень похожи на белую вату. (Облака.)
Второе слово:
- У маленьких детей она бывает деревянной.
- Она была верным другом каждого былинного богатыря.
- А. Барто в одном из своих стихотворений признается ей в любви. (Лошадка.)
Отгадка: облака + лошадки = пёсня «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 3.
Первое слово:
- У него уши на коленках
- Он умеет прыгать.
- На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке. (Кузнечик.) Второе слово:
- Она мягкая и зеленая.
- Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле, на огороде.
- Её любит, есть корова. (Трава.)
Отгадка: трава + кузнечик = песня «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 4.
Первое слово:
- Он похож на стрекозу.
- Но сделан он из металла.
- И у него, как у Карлсона, есть пропеллер. (Вертолет.)
Второе слово:
- Это холодное и сладкое.
- Его нельзя есть, когда болит горло.
- Держать его нужно за палочку. (Эскимо.)
Отгадка: вертолет + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского,сл. А. Тимофеевского).
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 5.
Первое слово:
Когда он маленький, то желтенький и пушистый.
- Он любит плавать и нырять в воде.
- Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку со счастливым концом.
Второе слово:
Ещё раз произнесём уже отгаданное слово!
Отгадка: утёнок + утёнок = композиция «Танец маленьких утят» (муз. народная,
сл. Ю. Энтина).
Песня «Танец маленьких утят». (Дети исполняют танец).
Резерв времени.
Музыкальные вопросы.
- Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (До-ми-к)
- Назовите пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в названиях, которых есть нота "РЕ". (Черепаха, тетерев, гречиха)
- Птицу, в названии которой есть нота "МИ". (Фламинго)
- Растение, в названии которого есть нота "СОЛЬ" и еще одна нота? (Фасоль)
- Птицу, плодовое растение и растение-сорняк, в названии которых есть нота "СИ". (Синица, персик, василек)
- Порода домашних собаки растение. (Бульдог, подорожник)
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 6.
Веселая викторина про музыку и животных.
1. Какой музыкальный инструмент напоминает гигантское крыло бабочки?
(Арфа.)
2. Волосы какого животного используют для изготовления скрипичного смычка?
(Коня.)
3. Какое произведение Сергея Прокофьева в Америке посчитали пропагандой экологического насилия и отказались исполнять?
(Симфоническая сказка «Петя и волк».)
4. Какой духовой музыкальный инструмент носят на голове многие животные?
(Рог.)
5. Каких птиц Алексей Фатьянов призывал не тревожить солдат во время сна?
(Соловьёв.)
6. Кто не ловится и какой орех не растёт на острове Невезения?
(«Крокодил не ловится, не растёт кокос».)
7. Если крокодил-дил-дил плывёт, то этот зверь идёт. Кто он?
(Носорог-рог-рог.)
8. Назовите дерево, родившееся в лесу?
(Ёлочка.)
9. Какой овощ звали копать в песне Антошку?
(Картошку.)
10. Докажите, что большинство овощных растений из всех нот предпочитают ноту ре
(Репа, редька, редис, перец, огурец, хрен, сельдерей, ревень, порей.)
III.Итог занятия.
Мир Музыки - волшебный и сложный мир, он полон тайн, загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если учиться постигать язык искусства - осваивать музыкальную грамоту, развивать внимание, память, художественный вкус.
Если вам было интересно на занятии, и вы хотите в дальнейшем постигать тайны музыки, возьмите нотки и опустите их в волшебную шкатулку.
Успехов вам, начинающие музыканты!
ЛИТЕРАТУРА.
- Гармаш И. И. Игры и развлечения. Киев, 1996.
- Зайцева О.В.На досуге. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,2007.
- Кулагина Г. А. Сто игр по музыке. Пособие для учителя. М.: Просветцение,2003.
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов .Ярославль: Академия развития,1997.
- Соколов А. В. Посмотри, подумай и ответь. Проверка знаний по музыке. М.: Просвещение, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия
План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...
Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки
Технологическая карта урока "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Занимательная музыка
Примеры музыкальных произведений....