Программа по сольфеджио в эстетическом классе
рабочая программа (музыка, 1 класс) по теме

Богатых Татьяна Владимировна

Программа по сольфеджио в эстетических классах, с 1-го по 4-й классы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры городского округа «Город Чита»

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центральная детская музыкальная школа

им. Б.Г. Павликовской

        

Образовательная программа дисциплины «Сольфеджио» для учащихся эстетического отделения

г. Чита, 2008

Образовательная программа составлена в соответствии с Учебными планами 2005г. на основе образовательной программы для инструментальных и хоровых отделений ДМШ и ДШИ, составители В.С. Попов, М.Р. Иодко, П.В. Халабузарь (Москва, 1988).

Утверждена цикловой комиссией эстетического отделения

Протокол №    от    

Директор ЦДМШ___________Ю.И. Писарев

Составитель: Молоствова Т.В.

Рецензент:         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

         Обучение музыке можно назвать одной из центральных  составляющих эстетического воспитания, оно играет ведущую роль во всестороннем развитии личности ребёнка. Система эстетического воспитания детей направлена как на выявление талантов, так и на повышение культурного уровня подрастающего поколения.

        По праву считают основой основ музыкального обучения сольфеджио, т.к. этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкальных представлений.

         Развитый слух музыканту просто необходим, какой бы направленности он ни был. Очень важными являются слова Л. Когана, замечательного скрипача и педагога: «Научить слышать, воспитать ухо, выработать у ученика интонационно и тембрально тонкий слух – вот первая задача педагога – музыканта, сквозной стержень его работы».

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

развитие музыкальных способностей детей через освоение ими основ музыкальной грамотности.

Для достижения поставленной цели решаются следующие обучающие и воспитательные задачи:

- дать учащимся необходимые теоретические сведения в области музыкальной грамоты и элементарной теории музыки;

- содействовать развитию музыкального слуха, памяти, чувства ритма;

- повысить уровень знаний детей в области музыкальной культуры и расширить на этой основе их общий музыкальный кругозор;

- способствовать формированию музыкальных представлений и художественного вкуса;

- воспитать настойчивость, целеустремлённость и ответственность за достижение творческих результатов.

ЦЕЛЬ ПРЕДМЕТА:

         - развивать музыкальные способности в начальных классах;

         - развивать ритмические способности;

         - освоение музыкальной грамоты;

         - обогатить  духовный потенциал ребенка;

         - воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном значении;

         - выявление талантов среди учащихся общеобразовательных школ.  

         

ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА:

      - расширение музыкального кругозора учащихся через ознакомление с репертуаром различных эпох,  направлений и жанров;

      - усовершенствование навыков  точного интонирования;

      - развитие музыкально-эстетического вкуса;

      - выработка у учащихся слуховых представлений;

      - воспитание творческих навыков;

      - воспитание чувства метроритма;

      - воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);

      - усвоение теоретических сведений.

Основные разделы урока:

  1. Воспитание чувства метроритма.
  2. Воспитание музыкального восприятия (анализ на слух).
  3. Теоретические сведения.
  4. Пение с листа.
  5. Воспитание творческих навыков.

       В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной детям игровой форме, например: теорию закреплять в форме ребусов и кроссвордов; придумывать с детьми ритмоформулы на карточках, играть в игру «Музыкальный инструмент» и т.д.

                   В результате изучения данного предмета ученик должен:

  1. Иметь представление о предмете сольфеджио.
  2. Знать:

- основы музыкальной грамоты:

   местоположение нот;

   длительности нот;

   размер;

   тональности и знаки;

   лад: мажор и минор.

           3.   Овладеть следующими умениями и навыками:

                 - умение слушать других;

                 - умение интонировать;

                 - умение читать с листа ритмические формулы;

- умение петь с нужными динамическими оттенками.                      

   ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

             Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с 1го по 4й классы включительно.

         Программа обучения на отделении общего эстетического образования рассчитана на четыре года в соответствии с четырёхлетним обучением в начальной общеобразовательной школе. По окончании эстетического отделения дети при желании переходят учиться в ЦДМШ им. Б.Г. Павликовской на народное  отделение во 2 класс.

                    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

        С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной деятельности применяются следующие формы контроля:

          - концерт – родительское собрание для родителей;

          - отчётные уроки-концерты эстетического отделения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

      Воспитание активного музыкального восприятия – фундамент всех форм работы на уроках сольфеджио. Поэтому все теоретические положения-понятия должны быть обобщением большой практической работы, проделанной детьми. Этот принцип лежит в основе лучших традиций отечественной педагогики.

      Пение – основная форма деятельности учащихся  на начальном этапе обучения сольфеджио. Это исполнительская практика, развивающая эмоционально-волевую сторону психики и внимание, вырабатывающая навыки самоконтроля. Именно через пение происходит самовыражение ребёнка.

      Необходимый фундамент на уроке сольфеджио – это, конечно, новый материал, теория. Новый материал  легко запоминается детьми, если он преподнесён в форме сказки или игры.      

Годовые требования по классам.

    Требования рассчитаны на четырехлетний курс обучения. Требования могут сокращаться, если что-то окажется сложным для детей со слабыми музыкальными данными в классах эстетического воспитания.

1 класс.

1 полугодие

      Прежде, чем приступить к изучению нового материала, предлагается ряд несложных упражнений, способствующих развитию чувства ритма, различного рода ритмические хлопки, удары, притопы. Упражнения желательно проводить под аккомпанемент.

      Знания: названия нот, мажор, минор, скрипичный ключ, басовый ключ, размер  2/4,   высокие и низкие звуки.

2 полугодие          

     Знания: длительности, освоение четвертных и восьмых нот, написание нот во 2 октаве, размер 4/4, динамика, темп, фразы.

2 класс.  

1 полугодие  

Знания: фразы, структура, длительности, динамика, тоника, темп, размер ¾, тембр, интервалы.

2 полугодие

Знания: интервалы, аккорды, паузы, тон, полутон, диез, бемоль, бекар, тональность.

3 класс.

1 полугодие  

Знания: обращения интервала, размер 6/8, обращения трезвучия, реприза.  

 2 полугодие

Знания: инструменты и их тембры, синкопа, септаккорд, трезвучия главных ступеней (тоника, субдоминанта, доминанта).  

4 класс.

1 полугодие

 Знания: трезвучия главных ступеней (тоника, субдоминанта, доминанта), четверть с точкой, сочетания четвертных, половинных, восьмых, шестнадцатых.

2 полугодие

Знания: триоль, переменный размер, модуляция, секвенция.    

Рекомендуемые учебные пособия

  1. Абелян Л. Как Рыжик научился петь. М., 1989.
  2. Абелян Л.Песни, танцы, игры, шутки для моей малютки. М., 1990.
  3. Андреева М. От примы до октавы: 1 класс. М., 1994.
  4. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Вып. 1,2. М., 1996.
  5. Баева Н., Зебряк Т. Сольфеджио для 1 -2 классов ДМШ. М., 1996.
  6. Барабошкина А. Сольфеджио: 1 класс ДМШ. М., 1988.
  7. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М., 1984.
  8. Металлиди Ж. Чудеса в решете. М., 1995.
  9. Перунова Н. Музыкальная азбука. Л., 1990.
  10. Тургенева Э., Малюков А. Пианист-фантазёр. Ч.1. М., 1990.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»

Пилотная площадка 1 класс.  Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления. Студия «Театральная»...

Контрольный урок по "Сольфеджио" для 3 класса по теме "Интервал"

Контрольный урок по "Сольфеджио" для 3 класса по теме "Интервал" для ДШИ, ДМШ. Уро содержит контрольное тестирование по теоретическому материалу,  практические задания по изученной теме....

Контрольный урок по "Сольфеджио" для 4 класса по теме "Трезвучие и его обращения"

Контрольный урок по "Сольфеджио" для 4 класса по теме "Трезвучие и его обращения" для учащихся ДМШ, ДШИ. урок включает в себя тестирование по изученному материалу, практические задания....

Открытый урок на тему: "Использование разнообразных методов и способов закрепления учебного материала на уроках сольфеджио в 1 классе"

Тип урока:  комбинированный.Вид урока:  урок – игра.Цель:  Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологии  на основе  практических форм р...

"Развитие чувства ритма на уроках сольфеджио в младших классах ДШИ"

В ритмическом учебном пособии для младших классов ДШИ   показаны разнообразные формы работы при отработке ритмической группы четверть с точкой и восьмая.  В пособии пять ...

Игровые методики на уроках сольфеджио в начальных классах

В данной статье рассмотрены основные игровые методики на уроках сольфеджио в начальных классах....