Игровые методики на уроках сольфеджио в начальных классах
статья по музыке
В данной статье рассмотрены основные игровые методики на уроках сольфеджио в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_metodiki_na_urokah_solfedzhio_v_nachalnyh_klassah.docx | 21.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУДО «Городской дворец детского (юношеского)
творчества им. Н.К. Крупской»
Игровые методики на уроках сольфеджио в начальных классах
Выполнила: Вагнер И.А.,
Педагог дополнительного образования
Новокузнецк
2023г.
В настоящее время среди проблем всё большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной экономики, духовной и культурной сферах нашего общества.
Предпочтение в процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания отдаётся тем, которые, во-первых, многофункциональны по своему характеру; во-вторых, способствуют самореализации, самовыражению личности; в-третьих, интересны детям; в-четвёртых, органически вписываются в современные учебно – воспитательные системы.
Как заинтересовать современного информированного ребёнка? На какие методики опереться? Как важно для детей, только начинающих учиться музыке, чтобы первые уроки поразили воображение своей эмоциональностью и увлекательной формой. На занятия, наполненные движением, музыкой, игрой, ребята идут с большим удовольствием, как на концерт или своеобразный праздник.
Предмет сольфеджио играет огромную роль в становлении музыканта любой специальности. Является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определённую систему знаний и навыков, необходимых для их последующей музыкальной деятельности.
Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, эстетического вкуса. 3 Сольфеджио объединяет различные виды музыкальной деятельности, активизирует развитие музыкального слуха, памяти, мышления. В последние годы на уроках сольфеджио наряду с традиционными разделами учебной работы (развитие вокально – интонационных навыков, сольфеджирование, воспитание чувства метроритма, музыкальный диктант, воспитание музыкального восприятия) всё большее внимание уделяется воспитанию творческих навыков.
Новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном занятии. В процессе обучения музыке особое значение имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача увлечь ученика новыми музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития любви и интереса к музыке, создать вокруг ученика атмосферу музыки, развивать в нём способность воспринимать музыку, проникать в её содержание и переживать её – это задача встаёт перед преподавателем сольфеджио с самого начала.
Достижение этих целей позволит вызвать заинтересованность учащихся, что во многом облегчит решение всех последующих задач. Сама музыкальная деятельность, особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте, представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Психолог Д.Узнадзе утверждал, что музыкальное обучение – это особая деятельность – не игра и не труд, но и то и другое. Очень важно, чтобы предмет сольфеджио не стал «собранием» отвлечённых, достаточно сложных и мало интересных законов, правил и понятий. Каждый урок должен трактоваться учителем и восприниматься учениками как урок музыки. Процесс общения с музыкой является процессом её поэтапного 4 познания. Такому подходу способствует структура школьных занятий по сольфеджио, их тематическая обусловленность.
Темы представляют собой систему, выстроенную логически, от простого к сложному, с тенденцией поступательного восходящего движения. Предмет сольфеджио как учебная дисциплина напрямую связан с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания преподавателя. Создание творческой атмосферы – важное условие любого урока.
Именно в процессе творчества легче постигаются понятия, правила и законы музыкальной науки. У большинства детей младшего возраста мотивационная готовность по отношению к учебно – познавательной деятельности ещё не сформировалась. Как правило, только к концу первого года обучения их мотивы с игровой деятельности постепенно перестраиваются на учебно – познавательную. В классе сольфеджио нет необходимости резко менять художественно – образную деятельность на учебно – познавательную, с формальным заучиванием музыкально – теоретических и терминологических сведений. Дети легко воспринимают условные формы, символы, сложные понятия, особенно если они могут опереться на наглядные и слуховые образы или даже на свой жизненный опыт. Богатое воображение легко дорисовывает недостающее.
Большинство сведений, в особенности начальные музыкальные знания, можно и нужно излагать в игровой форме, с максимальным привлечением фантазии и активности самих учащихся. При этом надо помнить, что ещё К.Ушинский призывал не подменять обучение развлечением. Он писал: «Конечно, сделав занимательным свой урок, вы можете не бояться наскучить детям, но помните, что не всё может быть занимательным в учении, а непременно есть скучные вещи, и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что его не занимает, - делать ради удовольствия исполнять свою обязанность». 5 В своей работе я остановлюсь на особенностях обучения и воспитания детей младшего школьного возраста и отчасти в средних классах музыкальной школы.
Опыт многочисленных педагогов, психологов показал, что среди разнообразных форм, методов, приёмов воспитания и обучения, одним из наиболее эффективных способов воспитания и социализации личности является привлечение детей к активному участию в творческой деятельности, каким является игра. Игра как феноменальное человеческое явление наиболее подробно рассматривается в таких областях знания как психология и философия. В педагогике и методике преподавания больше внимания уделяется играм младших школьников (Ф.К.Блехер, А.С.Ибрагимова, Н.М.Конышева, М.Т.Салихова и др.). Это связано с тем, что педагоги рассматривают игру как важный метод обучения для детей именно младшего школьного возраста. Аспекты игровой деятельности в общеобразовательной школе рассматривались С.В.Арутюняном, О.С.Газманом, В.М.Григорьевым, О.А.Дьячковой, Ф.И.Фрадкиной, Г.П.Щедровицким и др. Младшим школьникам трудно понять приказы, запреты, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие, которое быстро утомляет детей.
Они стремятся к игровой деятельности, которая требует от них сообразительности, внимания, учит выдержке, вырабатывает умение быстро ориентироваться и находить правильное решение. Во время игры ребёнок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Кроме того, игра создаёт особую соревновательную атмосферу, в которой весь учебный материал усваивается быстрее и прочнее. Именно в игре ребёнок живёт наиболее яркой, интенсивной творческой жизнью. В.С.Мухина очень точно подчёркивает: «Если с приходом ребёнка в школу сразу поставить его в условия собственно учебной деятельности, 6 это может привести к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнёт негативно относиться к школе и к учению, а возможно «уйдёт в болезнь»». Игра для ребёнка – это доступная ему форма активной деятельности. Как ученик ребёнок может быть и невнимателен, неусидчив и не с полной отдачей работать на уроке. Но выполняя какую – либо роль в творческой игре, он приобретает (хотя бы на время) многие положительные качества. «Целый ряд качеств можно воспитать игрой, которая имеет громадное значение с воспитательной точки зрения». «В игре… раскрываются творческие способности личности… Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Игровые ситуации на уроке, яркие наглядные пособия – всё это способствует тому, чтобы учёба не становилась скучной обязанностью и не отнимала у детей счастливого ощущения жизни.
Наглядные пособия – это такие средства обучения, которые создают у детей необходимые зрительные представления для лучшего усвоения учебного материала, активизируют процесс запоминания. К ним относятся различные картины, рисунки, схемы. Они разнообразны по своему содержанию, способу изображения, технологии изготовителя, назначения. Использование наглядных пособий позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представление о музыке, её выразительных возможностей; научить различать разнообразную гамму чувств, настроений, переданную музыкой; активнее развиваются – ладовысотный слух, чувство ритма; у детей возникает интерес к музыке. Музыкальные задания, выполняемые с помощью наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребёнка, развивают его самостоятельную музыкальную деятельность, которая 7 приобретает творческий характер.
К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально – дидактические игры, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное воспитание в целом. Игра – это постоянная и неизменная спутница детства, органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых, способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Дети любят на уроках не только узнавать всё новое, они любят также повторять то, что им уже знакомо и то, что хоть однажды принесло удовлетворение. Это свойство детской психики по наблюдениям специалистов, является основой успешного обучения.
Организация процесса в учебно – игровой форме способствует развитию творческих способностей. По данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% сведений, глядя – 25% видимой информации, слушая, глядя одновременно – 65%, а если добавляется закрепление этой информации действием, то процесс запоминания протекает быстрее, а освоении становится ещё более эффективным. Главное отличие современных методов обучения от традиционных – создание игровых ситуаций на уроке как естественной формы существования ребёнка. Детей привлекает игровая форма подачи материала, возможность включения в знакомую и любимую сферу деятельности. Но игра на уроках сольфеджио не является самоцелью. Это не развлечение, а серьёзная, увлекательная, требующая полного духовного соучастия учащихся деятельность. При этом необходимо постоянно помнить о специфике музыкально – игровой деятельности младших 8 школьников, которая заключается в том, что она подчинена единой учебной задаче – теме.
На первом году обучения программа по сольфеджио предлагает довольно обширный перечень тем, которые необходимо пройти. Если на уроке по специальности весь новый материал подтверждается конкретными музыкальными примерами и игрой на инструменте, то предмет сольфеджио выглядит абстрактно. И здесь очень важно, буквально с первых шагов, заинтересовать ребёнка, не перегрузить его информацией, дать новый материал незаметно, в форме игры, сказки, загадки, ребуса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая деятельность на уроках математики в начальных классах
Здесь даются наиболее часто употребляемые игры на уроках...
Использование игровых моментов на уроках технологии в начальных классах
Нет необходимости убеждать вас в том, что игра для младших школьников – это частица их жизни и, причём очень значимая. Каждый учитель начальной школы имеет в своём арсенале набор игр по различным пред...
Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах
Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах...
"Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классах как средство реализации системно- деятельностного подхода в школе"
Применение игровых технологий на уроках математики в начальных классахкак средство реализации системно- деятельностного подхода в школе...
игры и игровые моменты на уроках математики в начальных классах
Одним из эффективных средств активизации позновательной деятельности смладших школьников на уроках является дидактическая игра. Эффективность повышения позновательной...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Любые технологии обладают средствами, активизирующими деятельность обучающихся. К таким можно отнести игровые технологии. Задача учителя – сделать процесс обучения занимательным, интересным....
Статья «Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах»
Статья «Использование игровой технологии на уроках математики в начальных классах»...