Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроках музыки
статья по музыке (3 класс) по теме
Содержание:
1 Понятие УУД - разъяснение
2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;
3 Связь УУД с содержанием учебных предметов;
4 Формирование и развитие УУД на уроках музыки в 3 классе;
5 Резульиаты формирования УУД в начальной школе,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование программы с использованием УУД в 3 классе | 128.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Исследовательский проект
«Универсальные учебные действия -
формирование и развитие на уроке»
Малаховская Анна Сергеевна
Учитель музыки МАОУ СОШ №1 им. Ф.Я. Фалалеева п. Монино
Содержание:
1 Вступление: Понятие «Универсальные учебные действия»
2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;
3 Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:
4 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
5 Формирование и развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий на уроке музыки в начальной школе .
6 Вывод: результаты формирования УУД в начальной школе
8 Литература
\
Цель :
Обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т. е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Задачи :
- Установить ценностные ориентиры начального образования;
- Определить состав и характеристику универсальных учебных действий;
- Выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях .
Вступление
Последовательная реализация деятельностного подхода направлена на повышение эффективности образования, более гибкое и прочное усвоение знаний учащихся, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области, существенное повышение их мотивации и интереса к учебе.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности.
ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:
1 Формирование основ гражданской идентичности личности, включая:
- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за благосостояние общества:
- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;
- отказ от делений на «своих» и «чужих»;
- уважение истории и культуры каждого народа;
2 Формирование психологических условий развития общения, кооперации, сотрудничества:
- доброжелательность, доверие и внимание к людям;
- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается ;
- уважение к окружающим - умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3 Развитие ценностно - смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма;
- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремления следовать им;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
4 Развития умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
5 Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия самоактуальности;
- формирование самоуважения и эмоционально- положительного отношения к себе.
Виды универсальных действий:
1) личностный:
2) регулятивный;
3) познавательный;
4) коммуникативный;
Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий;
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- самообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами,, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
- нравственно - этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личный моральный выбор.
Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно;
- планирование - определение последовательности промнежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий.
Познавательные действия включают;
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации4
- решение конфликтов - выявление , идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
Овладение учащимися УУД происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Связь УУД с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действия:
коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные - определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.
Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планирования и организации образовательного процесса с учетом возрастно - психологических особенностей обучающихся.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах
Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.
Педагогическое сопровождение зтого процесса осуществляется с помошью универсального интегрированного Партфолио ( раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.
Результаты усвоения УУД формулируется для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижений.
Проектирование программы:
«Формирование УУД по предмету «Музыка» 3 - ий класс»
авторы: Г.П. Сергеева; Е.Д. Критская; Т.С. Шмагина
Раздел программы: «Россия - Родина моя»
Музыкальный материал | Виды музыкально- практической деятельности | УУД |
П.И. Чайковский - главная мелодия 2-ой ч. из Симфонии№4 | Пение мелодии с ориентацией на нотную запись: .интонация русской природы. любовь к родной природе, гордость за ее красоту. Слушание произведения: жанрово - стилевой разбор, разделение на 2 группы - формируем вопросы: «образ» -1гр. -«стиль» 2-гр. Самооценка. Письмо к композитору. Обе группы формируют содержание письма. Пластические импровизации, в форме дирижерских жестов, с подчеркиванием контрастной линии . Музицирование: исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» на свирелях . Знать: понятие «мелодия» «мелодическая линия», «образ», «стиль». «жанр». | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
Русские нар. песни: «Славны были наши деды» и «Вспомним , братцы, Русь и славу» | Выразить отношение к прозвучавшим песням: гордость, чувство патриотизма, формирование жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении . Формируем исполнительский план, в котором присутствуют солист и хор. Исполнение песен с воплощением художественного образа героического русского народа К пению мы добавляем пластические импровизации в виде отбивания четкого маршевого ритма шагом и шумовые эффекты в виде барабанной дроби на сильных долях. Знать: Историю создания русских народных песен,. характерные черты русской нар. песни, знать песни о героических событиях истории и исполнять их на уроках и на школьных праздниках «День, полный событий» | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
Музыкальный материал .музыкальный материал. | «День, полный событий» Музыкально - практическая деятельность Музыкально - практическая деятельность | УУД |
«Утро» Э. Григ «Заход солнца» Э. Григ Раздел: | Выразительное, осмысленное исполнение с помощью нотной записи, восхищение красотой , светлой радостью, осознанием пробуждения природы и это все в музыке Слушание музыки , интонационно-образный анализ: делимся на группы, формируем вопросы: образ, стиль, развитие музыки, письмо композитору. Пластические импровизации в форме движения рук - «Солнце встает!» Музицирование: исполнение на свирелях главной темы. Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки, понятия выразительность и изобразительность в музыке, что означает понятие образы природы в музыке. Прослушивание произведения. Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы: интонационно - образный анализ. Хоровое исполнение. Записываем исполнение, затем прослушиваем, даем оценку собственного исполнения. Пластические импровизации в форме плавного движения рук, отражающих интонационно- образный характер, добавляем к исполнению хора шумовые инструменты в виде колоколов. Уметь обладать вокальной исполнительской культурой, владеть во время пения правильным дыханием. Уметь определять в музыке : песенность, танцевальность, маршевость Дом. зад: Выполнить рисунок по теме : «Утро» и «Вечер» «О России петь, что стремиться в храм» | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативное Регулятивные Познавательные |
Музыкальный материал | Музыкально- практические действия | УУД |
«Богородице Дево, радуйся» №6 из «Всенощного бдения» С. Рахманинов «Аве, Мария» Ф Шуберт «Аве, Мария» Ф. Шуберт | Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Песнопения и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро. Осмысленное прослушивание, Определить образный строй музыки с помощью «словаря эмоций» Хоровое пение. Разделить класс на 4 содружества. Исполняется произведения каждым содружеством по очереди. Оценка слушателей. В исполнение вводятся шумовые инструменты - колокола, которые изображают церковные перезвоны. Знать произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь проводить интонационно- образный анализ произведений искусства. Знакомиться жанрами церковной музыки(тропарь, молитва, величание) Образ матери. Все самое дорогое. Родное, святое связано с мамой. Отношение . уважение к матери в русской семье. Слушание произведение в исполнении Р.Лоретти. Жанрово- стилевой разбор произведения. Формирование эстетического отношения к миру, образу матери, стремление к гармонии и красоте обеспечивается приобщением к вершинным достижениям отечественной и мировой музыкальной культуры в исполнении выдающихся музыкантов. Класс делится на 3 содружества. «Письмо из прошлого» - таково задание всем трем содружествам. Исполнение на свирелях произведения. Одна группа исполняет вокализ, другая исполняет на свирелях главную тему произведения «Аве, Мария» Ф Шуберта Обнаружить сходство и различие русских и западноевропейских произведений религиозного искусства. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Музыкальный материал | Музыкально - практические действия | УУД |
Римский-Корсаков «Третья песня Леля» | Исполнение произведения с помощью нотной записи, осмысленно ,выразительно. Мы погружаемся в мир волшебных сказочных героев. Представьте, что вы находитесь в сказке, что все. что в ней происходит, происходит с вами. Ваши ощущения? Нарисуйте, напишите, поделитесь. Мы разыгрываем сказку, выбираем главного героя, творческие импровизации. Музицирование - на свирелях исполняем песню Леля. Обладать умением ыявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального народного творчества .Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки. | Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
Раздел : «В музыкальном театре»
Музыкальный материал | Музыкально - практические действия | УУД |
Опера «Руслан и Людмила» Увертюра М. И. Глинка | Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах) | Личностные Коммуникативные Познавательные |
Раздел: «В концертном зале»
Музыкальный материал | Музыкально - практические действия | УУД |
Концерт№1 П.И. Чайковский «Сурок»Л.В.Бетховен | Визитная карточка России. Гордость за Гения, чувство патриотизма, раскрывается жизненный смысл, интонация созидания. Какими средствами Чайковский все это передал? Колокола, солнечный луч. Вместе «поют» гимн. Слушая концерт - встанем, применяем пластические импровизации, отражающие эмоциональный характер произведения. В диалоге с друг другом учащиеся выражают свои впечатления, чувства, мысли . Знать: - понятие: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие, «язык музыки»: лад, динамика, ритм, темп, тембр, и т. д.. История создания произведения. Слушание, исполнение с помощью нотной записи. Чувство сопереживания, жалоба, доброта, любовь, готовность отдать последнее, чтобы помочь ближнему, слабому. К каким средствам композитор прибег, чтобы все это раскрыть? Письмо из прошлого. Работаем над содержанием. Вопрос: а актуальна ли эта тема сегодня? Как бы ты повел себя в подобной ситуации? Делимся на две группы , ищем и находим ответ. Музицирование - исполняем произведение на свирелях. Уметь проводить интонационно-образный анализ. | Личностные Регулятивные Коммуникативные Познавательные Личностные Коммуникативные Регулятивные Познавательные |
Выводы:
В результате формирования УУД в начальной школе по предмету «Музыка»-
В сфере личностных УУД будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.
В сфере коммуникативных УУД учащиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях.
В сфере регулятивных УУД учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных УУД учащиеся научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие его компоненты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования..
Литература:
1 «Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях» Г.П. Сергеева - уч. пособие. Педагогическая академия , 2010
2. Лекции на тему: «Новые стандарты 2011г.»
3 «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли»: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская.И.А. Володарская и др. под редакцией А.Г. Асмолова --М,: Просвещение, 2008-151с;
4 «Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки». Руководители проекта: О.Б. Логинова; В.В. Фирсов; М.Р. Леонтьева.
5 «Методика работы с учебниками «Музыка»» пособие для учителя авторы: Г.П. Сергеева; Е.Д.Критская; Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2008г.
6 «Методическое пособие 1-4 кл. «Музыка»» авторы: Г.П. Сергеева; Е.Д. Критская; Т.С. Шмагина Москва, изд.« Просвещение» 2008г.
7 «Пособие для учителей общеобразовательных учреждений: « Рабочие программы 1- 4 кл.» авторы: г.П. Сергеева; Е. Д. Критская; Т.С. Шмагина Москва изд. «Просвящение» 2011г.
8 «Планируемые результаты начального общего образования», авторы:
П.П.Алексеева; с.В. Анащенкова; М.З. Биболетова и др.; под редакцией Г.С. Ковалевой; О.Б. Логиновой - «Просвещение , 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальные учебные действия-формирование и развитие на уроке.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего поте...
Универсальные учебные действия — формирование и развитие на уроке.
Содержание. 1. Введение...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автореферат...
Выступление на ММО учителей начальных классов "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке."
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникла необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.К...
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Статья оо особенностях развития младших школьников и необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже в начальной школе....
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ
laquo;УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕИ РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»...
Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...