Универсальные учебные действия-формирование и развитие на уроке.
методическая разработка на тему
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала общего среднего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uud-formirovanie_i_razvitie_na_uroke.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВВЕДЕНИЕ
Обращение к разработке программы развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному обществу, основанному на знаниях. Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться. Выделение фундаментального ядра общего образования, включающего помимо совокупности наиболее существенных идей науки и культуры, знакомство с которыми должно входить в образовательный багаж современного выпускника школы, и программу развития универсальных учебных действий, позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе. В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных действий. Концепция УУД рассматривает компетентность как «знание в действии» (А. Г. Асмолов). Эта концепция учитывает опыт реализации компетентностного подхода, в частности его правомерный акцент на таких компонентах «знания в действии», как способность применять на практике полученные знания и навыки, а также мотивация к эффективным действиям. Таким образом, программа развития УУД основывается на положениях культурно-исторического системно-деятельностного подхода, интегрирующего достижения педагогической науки и практики, в том числе компетентностный подход и подход, основанный на знаниях, умениях и навыках (так называемых ЗУНах).
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем
сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.
Функции УУД состоят:
- в обеспечении возможностей учащегося самостоятельно осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- в создании условий для развития личности и ее самореализации в системе
непрерывного образования, формирования «компетентности к обновлению
компетенций» (Я.И. Кузьминов), толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;
- в обеспечении успешного усвоения знаний, умений и навыков,
формировании картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
УУД выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и
процесса усвоения, а именно, в соответствии со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности, с этапами процесса усвоения, с формой реализации учебной деятельности — в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
- личностный;
- регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
- познавательный;
- коммуникативный.
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию
учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между
целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого
содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе
социальных и личностных ценностей.
Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной
деятельности. К ним относятся следующие:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей
с учетом конечного результата; составление плана и последовательности
действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его
временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и
способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и
его реального продукта;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что
еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
способность к волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного
конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
К общеучебным УУД относятся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов
информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические: моделирование — преобразование объекта из
чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-
символическую модель, где выделены существенные характеристики
объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной
и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и ре-
зультатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение
основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного, научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка
средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера.
Логические УУД предполагают:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
В УУД постановки и решения проблем входят следующие:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет
позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и
оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Развитие системы УУД осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных УУД — уровень их сформированности, соответствующий нормативной стадии развития и «высокой норме» развития.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают,
во-первых, соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям; во-вторых, соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям. Свойства действий, подлежащие оценке, включают уровень (форму) выполнения действия, полноту (развернутость), разумность, сознательность (осознанность), обобщенность, критичность и освоенность. Психолого-педагогические условия формирования личности в соответствии современными ценностями образования очерчены рамками
культурно-исторической и системно-деятельностной концепциями.
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями.
1. Формирование УУД как цель образовательного процесса определяет его
содержание и организацию.
2. Формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
3. УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного
процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося.
Учащиеся овладевают основными видами УУД в процессе изучения разных учебных предметов. Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью — будь то ценностно-моральный выбор в решении моральной дилеммы, определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии.
Планируемые результаты формирования УУД
Личностные и метапредметные результаты.
В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности само-
стоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и
компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания. Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на знания в определенных предметных областях, а также выделение качественных показателей сформированности УУД применительно к ценностно-личностному и познавательному развитию являются существенными условиями их формирования. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.
Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения учебной программы по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности. Процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий является Портфолио достижений планируемых результатов учащихся
Формирование УУД с помощью портфолио:
Познавательные (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблемы).
Коммуникативные (умение эффективно сотрудничать с другими людьми).
Регулятивные (умение ставить цели, планировать, коррекция своих действий, оценка своей деятельности, полноценно использовать личностные ресурсы).
Личностные (осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, принятие нравственных норм и правил, выработка своей жизненной позиции).
IV. Список литературы:
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия, Москва «Просвещение» 2011
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения / В.В.Давыдов. – М.,1996.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения/ В.В Рубцов. – М., 1987
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Д.Б. Эльконин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроках музыки
Содержание:1 Понятие УУД - разъяснение2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;3 Связь УУД с содержанием учебных предметов;4 Формирование и развитие УУД на урока...
Универсальные учебные действия — формирование и развитие на уроке.
Содержание. 1. Введение...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автореферат...
Выступление на ММО учителей начальных классов "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке."
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникла необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.К...
Доклад по теме: Познавательные универсальные учебные действия. Формирование умения решать задачи"
Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлят...
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Статья оо особенностях развития младших школьников и необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже в начальной школе....
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ
laquo;УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕИ РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»...