Универсальные учебные действия — формирование и развитие на уроке.
методическая разработка по теме
Содержание.
1. Введение 3
2. Ключевые понятия УУД. 4
3. Условия и средства для формирования и развития
УУД на уроках. 6
4. Заключение 10
5. Список литературы 11
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnye_uchebnye_deystviya_-_formirovanie_i_razvitie_na_uroke.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия — формирование и развитие на уроке.
Выполнила: Туфлейкина Е.М. учитель начальных классов МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школы Одинцовского муниципального района Московской области.
Москва 2012 год
Содержание.
- Введение 3
- Ключевые понятия УУД. 4
- Условия и средства для формирования и развития
УУД на уроках. 6
- Заключение 10
- Список литературы 11
Введение.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоении которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.
Цель исследования:
- изучить формирование и развитие УУД на уроке.
Задачи:
- Изучить определения УДД, их виды
-Рассмотреть условия для формирования и развития УУД на уроках.
- Выявить средства, обеспечивающие реализацию поставленной цели.
Объект исследования: процесс обучения и воспитания учащихся на уроке.
Предмет исследования: формирование и развитие УУД на уроке.
Ключевые понятия универсальных учебных действий (УУД)
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, - это освоение учениками универсальных учебных действий (далее -УУД): совокупности способов действий, обеспечивающих самостоятельное усвоение учащимися новых знаний, формирование умений. УУД носят метапредметный характер и выполняют следующие функции:
• формируют:
- установку на непрерывное образование;
- умения, навыки и компетентности в любой предметной области;
- психологические способности учащихся в контексте усвоения учебного содержания;
- целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития учащихся;
• создают возможность самостоятельной организации учащимися своей деятельности (учебной и внеучебной);
• обеспечивают преемственность всех ступеней образования.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока:
1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают
ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция
Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.
Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Критериями оценки сформированности УУД у учащихся, соответственно, выступают:
- соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
- соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Условия и средства для формирования и развития УУД на уроках.
Для формирования УДД нужно создать следующие психолого-педагогические условия :
1. Необходимо в образовательном процессе четко выделять цели формирования УУД, их функции , их содержание в соответствии с возрастом и психологическими особенностями учащихся.
2. Определить основы каждого УУД, которые обеспечивают его успешное выполнение.
3. Поэтапно отрабатывать универсальные УУД. Сначала обеспечить переход от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной форме выполнения действия, а потом от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.
4. Выделить предметные дисциплины наиболее благоприятные для формирования конкретных видов УУД и создающие для них зону ближайшего развития. А также разработать системы задач, решение которых обеспечит формирование заданных свойств УУД.
5. Должна быть разработана система рекомендаций разработчикам и авторам учебников и учебных пособий по школьным предметам с целью обеспечить формирование конкретных видов и форм УУД в данной предметной дисциплине.
6. Должны быть разработаны для учителей учебно-методические пособия, с целью обеспечения формирования УУД.
Ведущую роль в формировании УУД у учеников играют педагоги школы. При этом очевидно, что с изменением требований к результатам образовании меняются требования и к педагогам.
При традиционной дидактике ученик следует за учителем, деятельность ученика опосредована деятельностью учителя, учитель - единственный
источник знания, он выступает в роли "мастера", "гуру", "непререкаемого авторитета". В новой дидактике ученик и учитель - равные субъекты учебное и внеучебной деятельности, деятельность ученика сопровождается и организуется учителем с целью получения ребенком своего собственного ОПЫТА. Учитель в этом случае является координатором, консультантом, экспертом, старшим партнером (но чем взрослее ребенок, тем более равным становится партнерство).
В связи с изменением роли учителя изменяются также цели, содержание и средства урока. Если в традиционном варианте урок - это учебно-воспитательное мероприятие с функцией познавательной и социальной подготовки и административного надзора, ограниченное во времени (35-45 мин), то в условиях внедрения ФГОС урок превращается в развивающее учебное занятие, которое по своим целям выходит за границы одного урока. Вместо цели урока на передний план выходит цель индивидуальной или коллективной деятельности учеников. Используются разнообразные источники информации: слово учителя, самостоятельное наблюдение, учебные пособия, ресурсы Интернета, приборы и приспособления и т.п. Структура урока динамична, присутствует целый набор разнообразных действий и операций, средств объединенных в целесообразную деятельность. Учитель поддерживает инициативу ученика, следит, чтобы его работа велась в нужном направлении, и обеспечивает приоритет его деятельности по отношению к собственной.
Средствами достижения учителем формирования УУД являются:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
-создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
-стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;
-использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
-оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;
-поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи); анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;
Для развития УУД очень важны такие формы работы, как работа в парах, работа в группах.
Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например робкие или слабые ученики. Для обеспечения плодотворной работы в группе недостаточно лишь грамотно сформулировать учебное задание или призвать учащихся быть терпеливым к собеседнику. Нужно определить четкий и последовательный порядок действий учащихся, обеспечивающий их сотрудничество.
Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под руководством школьного психолога и т.п.
Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в отдельном классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и
заинтересованности. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку
зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.
Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных — в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов.
Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.
Заключение.
В результате моей работы были выявлены условия, которые способствуют развитию и формированию универсальных учебных действий, определяющих эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
Рассмотрела средства, которые способствуют реализации формирования и развития УУД, обеспечивающие формирование способностей учащихся, что в свою очередь определяет условия высокой успешности учебной деятельности и освоения предметных дисциплин.
Концепция развития универсальных учебных действий для школьного образования рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
УУД формируются и развиваются на всех этапах обучения в соответствии с психолого-педагогическими особенностями школьников.
Список литературы
- А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская под ред. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Научно-практический журнал «Завуч» № 2. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006
- Справочник заместителя директора школы № 2. М.: ЗАО «МЦФЭР», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Универсальные учебные действия-формирование и развитие на уроке.
Программа формирования универсальных учебных действий направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего поте...
Универсальные учебные действия - формирование и развитие на уроках музыки
Содержание:1 Понятие УУД - разъяснение2 Характеристика ценностных ориентиров содержания начального общего образования;3 Связь УУД с содержанием учебных предметов;4 Формирование и развитие УУД на урока...
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Автореферат...
Выступление на ММО учителей начальных классов "Универсальные учебные действия – формирование и развитие на уроке."
С первого сентября 2011 года вступили в силу стандарты второго поколения, в связи с этим возникла необходимость пристального изучения новых требований, которые выдвигало общество и время.К...
Формирование познавательных универсальных учебных действий средствами технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Статья оо особенностях развития младших школьников и необходимости введения приёмов технологии РКМЧП уже в начальной школе....
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ
laquo;УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ – ФОРМИРОВАНИЕИ РАЗВИТИЕ НА УРОКЕ»...
Статья на тему: «Формирование универсальных учебных действий через технологию развития критического мышления»
Одной из образовательных технологий, которая отвечает всем требованиям ФГОС и способствует формированию Универсальных Учебных Действий, является Технология развития к...