Сказочные персонажи в музыке
методическая разработка по музыке (3 класс) по теме

Соколова Ольга Викторовна

Предлагаю интересный и насыщенный урок по музыке. Учащимся очень нравятся такие уроки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_3_klasse.docx17.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сказочные персонажи в музыке.

Цель: способствовать формированию навыков слушания анализирования музыки, создавать условия для формирования УУД;

 1) личностных: мотивация учения;

2) познавательных: формирование познавательной цели, анализ с целью выделения признаков, выбор основания для сравнения;

3) коммуникативных: обмен информации, оценка действий партнёра;

 4) регулятивных: целеполагание, способность к мобилизации сил и энергии, создание условий для воспитания интереса и любви к музыке.

Материальное техническое обеспечение: компьютерная презентация, проектор, экран, магнитофон, диски с музыкой на урок.

Литература: Давыдова «Праздники в школе», Агапова «30 занимательных занятий по музыке», сайт: www.musikshool.ru

Ход урока

1.Организационный момент.

 а) Льётся музыка рекою,

 Закружила всё вокруг.

 И кораблики мелодий

 Выплывают из-под рук.

Их волна крутая гонит,

Но унять не может, нет

В царство музыки волшебной

 Поплывём за ними вслед?

 б) Приветствие.

2. Определение темы.

а) В некотором царстве, в некотором государстве, за тридевять земель...

- Ребята, какой литературный жанр начинается с этих слов? (сказка)

-Правильно!

-Какие сказки вы знаете?

- Назовите писателей-сказочников?

-А какие сказочные персонажи вам известны?  Слайд №1.

-Кто из персонажей вам нравится?

-Почему?

-Давайте определим  тему урока. (сказочные персонажи).

- На какой урок вы пришли? (музыка).

- Тема нашего урока: Сказочные персонажи в музыке.  Слайд №2.

З. Изучение нового материала.

а) - Многие композиторы писали музыку о сказочных героях. Вот, например, Пётр Ильич Чайковский. И сейчас вы услышите музыкальное произведение, название которого вы ещё не знаете. И рисует оно также облик сказочного персонажа, а кого? Догадайтесь сами.  Слайд №3.

- Я вам дам подсказку: это загадка, разгадав которую вы узнаете название музыкальной пьесы.

Метод. указания: читаю загадку, разгадав которую учащиеся назовут сказочного персонажа и название музыкальной пьесы.  Слайд №4.

- В облаках, не по земле,

Летит баба на метле. Страшная и злая. Кто она такая? (Баба-Яга). Слайд №5.

б) - Внимательно послушайте музыку и скажите:

-Как композитор передал в своей пьесе черты этого героя?

 -Закрываем глаза и представляем себе сказочный персонаж.

(Звучит пьеса П.И Чайковского «Баба-Яга»).

 -Узнали злую волшебницу из русских народных сказок? (Баба-Яга)

-Какой вы представили Бабу-Ягу? (злая, коварная, жестокая…)

- Какие звуки присутствовали в музыке?( короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся)

-Каков темп в музыке? (быстрый, живой, не останавливается)

 -На каком инструменте исполняют пьесу? (фортепиано)

 -Какое настроение вызвала эта музыка?

 -Обобщение: Молодцы, вам удалось понять характер Бабы-Яги.

в) - Ребята, а как вы думаете, может ли Баба-Яга быть смешной? Слайд №6.

-Оказывается и такое может быть - смешная Баба-Яга! Про неё в народных играх даже сложена забавная прибаутка-дразнилка. Слайд №7.

Баба-Яга,

 Костяная нога,

 С печки упала,

Ногу сломала,

Побежала в огород,

Напугала весь народ,

Побежала в баньку,

Напугала зайку.

- Какие вы ещё знаете дразнилки?

-Давайте теперь вспомним мультфильмы или детские художественные фильмы, где мы бы встречали смешную Бабу-Ягу?

-Например, мультфильм «Летучий корабль» живёт не одна, а целая многоэтажная избушка таких весёлых лесных старушек. Они даже называются смешно - Бабки-Ёжки. И поют они забавные частушки. Музыку этих частушек и всего мультфильма в целом сочинил М.Дунаевский. Слайд №8.

-Послушайте и скажите какими вы представили Бабок-Ёжек?  Слайд №9.

-А теперь посмотрим и покажем движениями весёлый характер Бабок-Ёжек.

(Звучат частушки и выполняется пластичное интонирование – физминутка)

г) — А вот последняя наша Баба-Яга, самая волшебная. Пьесу с таким названием написал М.П. Мусоргский. Слайд №10.

-Сейчас мы с вами послушаем эту пьесу. После прослушивания вы расскажите мне о картинах, которые возникли в вашем воображении.

Пьеса будет звучать достаточно долго, поэтому сядьте удобно, закройте глаза и помните, что музыка это - волшебство и если шуметь, то всё волшебство исчезнет.

Звучит «Баба-Яга» М.П Мусорского. Слайд №11.

1)        Первичное слушание.

 - Всегда ли музыка звучала одинаково?

 -Как она менялась? ( в начале, в середине, в конце)

 -Какое настроение вызвала эта музыка?

Обобщение: Эта пьеса состоит из 3-х частей. Первая часть рисует образ Бабы-Яги злой, хромой, которая опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Бабой-Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер и рисует картину зачарованного леса, над которыми ступа пролетает. В последней же части музыка вновь рисует портрет Бабы-Яги, которая, ворча и хромая, забирается в свою ступу и улетает.

2) Вторичное слушание.

Звучит «Баба-Яга» М.П. Мусорского.

-Итак, сейчас мы с вами ещё раз прослушаем эту пьесу и договоримся с вами: когда вы услышите, как музыка изображает волшебный лес, то прикроете глаза ладонями и представите себе этот лес в волшебном утреннем тумане или в лучах восходящего солнца.

4.Закрепление.

а) Творческая работа. Рисование образа Бабы-Яги.  Слайд №12.

б) Анализ рисунков детей.

 -Почему такой образ изобразили?

 -А почему такие краски выбрали?

-Что вы чувствовали, представляли, когда изображали образ Баба-Яги?

 5.Итог.

-Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую сочинили композиторы, вдохновлённые волшебными сказочными образами. Вы вновь встретились с творчеством авторов, чьи имена вам знакомы - это композиторы П.И Чайковский, М.П Мусоргский, М.И. Дунаевский.

Но сказок много. Надеюсь, в следующий раз мы поговорим о новых сочинениях этих и других композиторов.

6. Рефлексия.

-Что интересного и нового вы узнали на уроке?

-Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему сегодняшнему настроению на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка. Презентация ppt - тест-игра на французском языке по теме "Знаешь ли ты сказочных персонажей?" 4уровня сложности.

Данная презентация - тест-игра  имеет три уровня сложности и требует знания лексики и понимания заданий, сформулированных на французском языке.Презентация 1 - по высказыванию сказочного персонажа...

Игра-путешествие« В мире сказочных персонажей»

Мы совершаемпутешествие в мир наших любимых мультипликационных героев....

Урок по теме «Сказочные персонажи»

Урок по теме «Сказочные персонажи»по учебнику немецкого языка И.Л.Бим, Л.И.Рыжовой «Первые шаги» 2 класс Цели урока: 1. Совершенствование лексических навыков по теме; навыков  диал...

Сказочные персонажи (сценарий игры «Поле чудес»)

Обобщение знаний и расширение представлений о русских народных, зарубежных и авторских сказках....

Конспект открытого урока по музыке В коррекционной школе 8 вида 3 класс «Сказочные персонажи в музыке»

Конспект открытого урока по музыкеВ коррекционной школе 8 вида 3 класс«Сказочные персонажи в музыке»...

Конспект урока по теме: Образ человека и его характер. Образ матери через изображение сказочных персонажей.

Конспект урока по теме: Образ человека и его характер. Образ матери через изображение сказочных персонажей.Тип урока: смешанный урокЦель: формирование изобразительных навыков в технике акварели; выпол...

Презентация "Загадки о сказочных персонажах"

Презентацию можно использовать для внеклассного занятия. Презентация содержит в себе загадки о сказочных персонажах....