Сизикова С. Д. Конспект урока музыки П.И.Чайковский.Времена года.(Декабрь.Январь.Февраль.)
план-конспект урока (музыка, 3,4 класс) по теме

Конспект  урока музыки (П.И.Чайковский. Времена года).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_p.i._chaykovskiy._vremena_goda..docx819.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сизикова Светлана Дмитриевна, учитель начальных классов, школа при Посольстве РФ в Чили

Тип урока:

Урок – знакомство с картинами русских художников, слушание музыки П.И.Чайковского.

Задачи урока:

  1. Привитие интереса к изучаемому предмету.
  2. Формирование культуры слушателя и рассказчика.
  3. Воспитание у учащихся чувства взаимоуважения и взаимопомощи, терпимости к чужому мнению, формировать умение работать в коллективе и индивидуально.
  4. Развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, языковой догадки.
  5. Формирование навыков правильной речи, развитие общей эрудиции учащихся, воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию, заложить основы эстетическому восприятию окружающей жизни.
  6. Овладение учащимися практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

Цели урока:

  1. Развитие культуры общения.
  2. Дать возможность почувствовать, что каждый может услышать в мыслях то, что на самом деле не звучит в этот момент, сопоставив по настроению картины, музыку, стихи.

Задачи ИКТ:

  1. Активизировать работу учащихся на уроке, поощрять правильные ответы.
  2. Повысить интерес к изучению предмета за счёт яркой наглядности на слайд-шоу и модернизации процесса обучения.

Методы обучения:

Словесный, наглядный, коммуникативный, репродуктивный.

Средства обучения:

Интерактивная доска, компьютер, проектор, фонограмма музыки П.И.Чайковского. Времена года. Январь, Февраль, Декабрь.

Структура урока:

  1. Организационный момент. Приветствие.
  2. Повторение.
  3. Тема. Основная часть. Фортепианное творчество П.И.Чайковского «Времена года. Январь. Февраль».
  4. Физминутка.
  5. Слайд-шоу «Картины русских художников» с музыкальным сопровождением музыки Чайковского «Времена года. Декабрь».
  6. Итог урока.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Приветствие учителя с учениками под музыку П. И. Чайковского. Дети садятся на свои места.

Слово учителя:

Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой –
Это музыка торопит
И ведет нас за собой.
Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней!
Не спугнуть бы нам его.

II. Повторение изученного материала.

– Кем написана музыка, которая сейчас звучит, и к которой мы сегодня пришли в гости?

– Музыку написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

III. Фортепьянное творчество П.И. Чайковского.

То, о чём вы сейчас узнаете, произошло очень-очень давно.

Издатель популярного Петербургского журнала «Нувеллист» Николай Матвеевич Бернард обратился к Чайковскому с просьбой написать двенадцать пьес –  по числу месяцев в году – специально для ежемесячного опубликования их в этом журнале в течение 1876 года. Чайковский дал своё согласие. Когда пьесы были уже написаны Чайковским и отосланы в журнал, Бернард, стремясь облегчить восприятие музыки, дал ей поэтическое истолкование в виде стихотворных эпиграфов. Композитор не возражал против эпиграфов и со времени первой публикации они остаются почти неотъемлемой частью цикла. Месяц за месяцем появлялись новые пьесы Чайковского. Музыкальная публика с нетерпением ждала очередного номера. Критика помалкивала, не снисходя до столь невинных «пустячков», а сам композитор, чем дальше, тем больше понимал, что рано или поздно его новый фортепианный цикл займёт достойное место в истории русской музыкальной литературы.

Цикл – это несколько произведений, связанных между собой по смыслу.

В цикл «Времена года» П. И. Чайковского вошли 12 пьес – по числу месяцев в году. (На доску прикрепить ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Январь – «У камелька»

Июль – «Песнь косаря»

Февраль – «Масленица

Август – «Жатва»

Март – «Песнь жаворонка»

Сентябрь – «Охота»

Апрель – «Подснежник»

Октябрь -  «Осенняя песнь»

Май – «Белые ночи»

Ноябрь – «На тройке»

Июнь – «Баркарола»

Декабрь – «Святки»

 «Времена года» Чайковского - это дневник композитора, где он запечатлел дорогие сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Позднее его брат Модест Ильич Чайковский вспоминал: «Пётр Ильич  любил жизнь. Каждый день имел для него значительность, прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа». Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею наполнена музыка одного из   шедевров Чайковского, фортепианного цикла "Времена года".

Музыка этого альбома очаровывает нас своей напевностью, красотой и выразительностью. Слушая ее, мы представляем и зимний лес, одетый белым пушистым снегом, и весеннее пробуждение природы с беззаботным пением жаворонка высоко в синем небе, и хмурую унылую осень, и перезвон колокольчика на тройке…

Сегодня мы с вами послушаем только некоторые пьесы из этого альбома на тему «Зима», и расскажем о них.

Итак, я начинаю вас знакомить с музыкой Чайковского.

Вечер зимний в небе синем
Звезды яркие зажёг.
Ветви сыплют снег пушистый
На подсиненный снежок.
Сказка тихо в дверь стучится.
Ты впусти ее, дружок!

Представьте же себе тихий зимний вечер в уютном доме. Чуть слышно потрескивают дрова в камине. Тепло разливается по всей комнате. Ласковый, негромкий голос рассказывает сказку, умную и добрую. Мягкая и нежная мелодия уводит нас за собой, в волшебный мир сказки.

Первой пьесе альбома П. И. Чайковский дал ещё одно название «У камелька». ( На доску учитель прикрепляет изображение камина с огнём. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)

«Камелёк» – уютное, ласковое слово. Слушаешь неторопливое звучание мелодии и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате. Тепло, уютно, тихо. В комнате полутемно, вечереет. Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у затухающего камина. Но вот рояль зазвучал тревожно и таинственно.

Вместе с музыкой хорошей
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его.

Что нарушило тёплый, уютный покой? Может быть, в сказке, которую бабушка рассказывает в сумерках своим внукам, говорится о чём- то тревожном и таинственном? Затихает, успокаивается музыка – улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Послушайте внимательно эту музыку.

Звучит мелодия П.И.Чайковского. Времена года. Январь.

Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.

А теперь мы окажемся на второй страничке альбома. Февраль «Масленица».

«И от грусти, и от скуки
Могут вылечить нас все
Озорных мелодий звуки,
Песни, пляски, шутки, смех.
Золотой волшебной рыбкой
Может музыка блеснуть.
И по-дружески, с улыбкой
Вдруг в глаза нам заглянуть.
Может песней – полусказкой
Нас, шутя развеселить,
И рассыпаться вдруг пляской,
В хороводе закружить».

Каждый знает, что такое масленица. Это весёлый, яркий, шумный праздник. Всюду слышны песни, пляски, смех. Народ провожает зиму. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы.

Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям. Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушайтесь в неё – словно не рояль звучит, а играет русский народный оркестр, по-настоящему весёлая пляска.

Звучит пьеса П.И.Чайковского. Времена года. Февраль.

Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.

IV. Физминутка:

Мы немножко отдохнём.

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Дети по лесу гуляют,

За природой наблюдают.

Вверх на солнце посмотрели,

И лучи детей согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали маленькими дети.

А потом все дружно встали

И большими разом стали.

Мы прислушались: как тихо!

Взрослые дети, прошу вас, садитесь.

Сейчас мы перевернем несколько страниц этого замечательного журнала и окажемся сразу на двенадцатой странице.

– Кто догадался почему?

Ответы детей.

– Да, сегодня мы с вами говорим только о зиме и слушаем зимний цикл пьес П.И.Чаковского «Времена года», с остальными музыкальными зарисовками обязательно познакомимся на следующих уроках. Мы представляли себе много картин, после прослушивания музыки, а я хочу вас познакомить с картинами, которые нарисовали русские художники.

Слайд-шоу «Картины русских художников» с музыкальным сопровождением П.И.Чайковский. Времена года. Декабрь.

Дети делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке и картинах.

После слайд-шоу, заранее подготовленные учащиеся читают стихотворения разных авторов, выбирая наиболее подходящую картину. Учитель выводит на экран картину по желанию ученика.

IV. Итог урока. 

Изучив творчество П.И. Чайковского, подвести учащихся к вопросу: Можно ли музыку этого композитора назвать современной? Класс разделить на две группы: одна должна привести доводы положительного ответа, другая отрицательного. Дискуссия с помощью учителя закончится выводом о том, что П.И. Чайковский - великий наш современник.

Во все времена музыка не только развлекала людей, но и утешала, помогала справиться с душевными переживаниями, вселяла надежду. П.И. Чайковский мечтал о том, чтобы люди полюбили природу, полюбили друг друга, всегда стремились только к Добру. Музыка Чайковского живет всегда в сердцах людей, сколько бы лет ни прошло. Потому что она вечна.

«Он желал бы всеми силами души,
Чтобы музыка его распространялась,

Чтоб она баюкала в тиши,
Чтобы с нею вместе улыбались,

Чтоб она печали отвела,
Напоила путника в дороге.

Он хотел, чтоб музыка была
Утешеньем, радостью, подмогой.

Пусть музыка всегда живёт,
И радость всюду побеждает!
Пусть сердце русское поёт!
Чайковского повсюду знают…»

Музыка П.И.Чайковского отличается особой теплотой и задушевностью, она понятна миллионам людей разных стран. Эта музыка популярна и в наши дни.

Сегодня наш урок окончен. Всем спасибо и до свидания!

Выставление оценок в журнал и дневник.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Январь    

«У камелька»

Февраль

«Масленица»

Март

«Песнь жаворонка»

Апрель

«Подснежник»

Май

«Белые ночи»

Июнь

«Баркарола»

Июль

«Песнь косаря»

Август

«Жатва»

Сентябрь

«Охота»

Октябрь

«Осенняя песнь»

Ноябрь

«На тройке»

Декабрь

«Святки»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?

Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....

Конспект урока музыки для 4 класса по теме: «Между музыкой моего народа и народов мира, нет не переходимых границ»

Конспект урока  разработан  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Оно адресовано учителям, работающим  муз...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...

Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"

Конспект урока музыки для 4 класса на тему: "П. И. Чайковский "Времена года"...