Статья "Воспитание художественного вкуса на уроках музыки"
статья по музыке по теме

В этой статье представлен материал о формировании художественного вкуса учащихся средствами музыкального искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья Вольновой Н.А. на тему

«Воспитание художественного вкуса учащихся на уроках музыки»

Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Отсутствие полноценных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве рядом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним всю красоту музыки, дать возможность ее почувствовать.

Доказано, что музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие человека, а может быть, уже формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музыки. Важно уже в раннем и дошкольном возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Постепенно дети приобщаются к музыкальному искусству в процессе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, исполнительства (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах), творчества, музыкально-образовательной деятельности.

Восприятие является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируются на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке тоже даются в опоре на «живое» ее звучание. Развитое восприятие обогащают все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. Необходимо развивать в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнообразных природных задатков развить общие и специальные музыкальные способности, склонности к каким-либо видам музыкальной деятельности.

Основными задачами музыкального воспитания детей являются следующие:

- развить музыкальные и творческие способности с помощью различных видов музыкальной деятельности, учитывая возможности каждого ребенка;

- сформировать начала музыкальной культуры, способствовать формирования общей духовной культуры.

Понятие «культура» не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле под культурой понимается то, что создано людьми в процессе их деятельности. Выделяют материальную, духовную и художественную области культуры. Уровень овладевания человеком опыта культурного наследия определяется его природными задатками, воспитанием и образованием, поэтому многие современные педагогические концепции строятся на формировании личности через культуру – воспитании человека, который способен ценить, творчески усваивать, сохранять и приумножать ценности родной и мировой культуры.

Музыкальная культура является частью художественной культуры. Формирование индивидуальной музыкальной культуры, а через нее – воздействие на формирование личности в целом является ядром педагогической концепции Д.Б. Кабалевского.

Основой понятия «музыкальная культура школьника» является музыкально-эстетическое сознание, которое формируется во всех видах музыкальной деятельности при овладевании определенными знаниями, умениями и навыками.

Музыкально-эстетическое сознание ребенка рассматривается как эстетическое отношение к музыке, включая в себя три компонента:

  1. эстетическую установку, интерес к музыке;
  2. эстетические эмоции, переживания;
  3. эстетическую оценку, музыкальный вкус.

Представляется целесообразным дополнить структуру музыкально-эстетического сознания ребенка компонентами «музыкальное мышление» и «воображение».

Музыкальное мышление школьника – это осознание ребенком выразительности музыкального образа на основе различия музыкальных интонаций, их смены и развития. Оно формирует в опоре на приобретаемый детьми музыкальный опыт в различных видах музыкальной деятельности, знания о музыке различных эпох и стилей. Важно степенно, в образной форме дать представление детям о музыке, способствовать накоплению первоначальных ориентировок в ее языке, осознанию возможностей музыкально-выразительных средств. Разные виды деятельности обладают возможностями в формировании музыкального мышления детей. При восприятии музыки дети различают ее настроения, их смену, элементы изобразительности, наиболее яркие средства музыкальной выразительности, жанровые особенности произведения в теснейшей связи эмоций и мышления.

В других видах деятельности дети должны согласовывать свои действия с характером звучащей музыки, сменой настроения.

Двигательные реакции на изменения характера, темпа, регистра, динамики, фактуры способствует развитию интереса детей к музыке, помогают формированию музыкального мышления во взаимосвязи с эмоциональным ее восприятием.

При воспитании музыки у человека возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активна деятельность воображения. Воображение обогащает все творческие проявления детей.

Только развивая эмоции, интересы, музыкальное мышление, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Школьный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладевания музыкальной культурой.

Помимо нравственного аспекта музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует человека в выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Человечество сохранило, отобрало, донесло до нашего времени все наиболее ценное, яркое, талантливое, художественное. У современного человека имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

И эту возможно я, как учитель использую на своих уроках. Вместе с детьми мы часто обращаемся к музыку различных композиторов-классиков: И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л.Бетховена, П.И. Чайковского и многих других. Я заметила, что слушание классической музыки вызывает у школьников положительные эмоции. Наряду с изучением лучших образцов классической музыки, ребята с большим удовольствием знакомятся с народной и современной музыкой: композиторской и популярной. Используя в своих уроках лучшую старинную и современную музыку, я формирую у учащихся хороший музыкальный вкус, что очень важно для становления личности ребенка.

«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научаемся, а в том, какими мы, благодаря ему, становимся!»   О.Уальд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Создание художественного образа вокально-хорового произведения на уроке музыки

В статье освещаются отдельные вопросы создания художественого образа при работе над вокально-хоровыми произведения на уроке музыки....

Развитие художественного вкуса

Как важен на сегодняшний день вопрос о художественном воспитании детей. Дети только учатся видеть и понимать мир, может немножко иначе, чем другие, но у них есть хороший ориентир в жизни- русская куль...

Формирование эстетического вкуса на уроках музыки в начальной школе

Формирование эстетическог вкуса на уроках музыки в начальной школе....

Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»

Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...