Развитие художественного вкуса
статья по изобразительному искусству (изо)
Как важен на сегодняшний день вопрос о художественном воспитании детей. Дети только учатся видеть и понимать мир, может немножко иначе, чем другие, но у них есть хороший ориентир в жизни- русская культура, художественная деятельность, квалификация педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_hudozhestvennogo_vkusa_u_detey.docx | 26.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Развитие художественного вкуса,
творчества, интереса к изобразительному искусству, через нетрадиционно-художественно графические технологии рисования
Вступление
Как важен на сегодняшний день вопрос о художественном воспитании детей. Дети только учатся видеть и понимать мир, может немножко иначе, чем другие, но у них есть хороший ориентир в жизни- русская культура, художественная деятельность, квалификация педагогов.
Изодеятельность - это самый непосредственный и трепетный способ выражения своих мыслей и чувств о мире, это счастливая возможность приблизиться к природе, прикоснуться к её тайне и красоте в мимолетном художественном образе, в магической комбинации красок...
Художественная деятельность развивает чувство цвета, знание особенностей красок, роль света и многое другое.
Младшие дети со своей открытостью и непосредственностью относительно легко входят в необычную сферу художественного воспитания и обучения.
Думаю, что каждого родителя волнует вопрос духовности и нравственного здоровья своего ребенка. Именно мир художественного развития помогает ребенку в естественном состоянии открытости, доброты, умения удивляться. Профессионализм педагогов дополнительного образования требует понимания особенностей работы с детьми, доброго к ним отношения. Здесь начинается постепенное сближение учеников с природой, приходит увлечение, они начинают видеть и сопереживать тому, чего раньше не замечали.
Наиболее ярко и точно отражается важность педагогов в наставлениях Александра !! :
"..Я обращаю особое Моё внимание на дело народного просвещения, видя в нём движущую силу всякого успеха и утверждения тех нравственных основ, на которых зиждутся государства". 1856г.
Развитие интереса к изобразительному искусству
и потребность в нем
Очень важно с детства приучаться видеть мир активно, заразительно и индивидуально.
" У искусства двоякая задача: познавать жизнь и преобразовывать жизнь",-говорил В.А.Фаворский.
Искусство бесконечно сложное и многообразное явление. Понимание искусства – это большая работа, и не только умственная, но и душевная, Способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, проникаться ощущением жизни, свойственным людям иных веков и культур , иного человеческого опыта - всё это не дается какой-либо прочитанной и даже изученной книжкой.
Понимание искусства - это работа души, а не только холодного рассудка, оно оказывается открытым лишь доброжелательному взгляду. Искусство понятно лишь тому, кто готов войти в его мир, проникнуться им, пережить его изнутри, оно не поддается логике.
За труд души искусство щедро обогатит радостями путешествий по далеким и неведомым странам с их чудесами - бывалыми и небывалыми.
И самое главное- искусство "строит" самого человека как свободную, духовно богатую, яркую личность.
Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить его в "большое искусство", становясь посредником между ними и нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.
Ознакомление с миром искусства приводит к положительным сдвигам в целом ряде областей:
- интеграции детской деятельности;
- расширение их кругозора;
- овладение детьми общественно-историческим опытом предыдущих поколений через знакомство с историей вещей, предметов быта в народно- прикладном искусстве;
- активизации деятельности детей;
- увеличении числа форм и методов педагогической деятельности.
Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство.
Огромное значение, для воспитания художественного вкуса у детей в детском саду, имеет ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Очень важно научить ребёнка видеть красоту окружающих предметов, явлений и как по-разному их отображают в своем творчестве художники.
Из занятий по изобразительной деятельности дети знакомятся с различными видами искусства, жанрами изобразительного искусства, средствами выразительности.
Определяем следующие виды изобразительного искусства:
- народное декоративно-прикладное искусство;
- графика;
- скульптура;
- живопись;
- архитектура.
Таким образом, выделяются общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:
1.Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.
2.Различать виды и жанры ИЗО искусства.
3.Знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства.
4.Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
5.Приобщать детей к искусству, знакомя их с экспозициями художественных музеев Санкт-Петербурга. Формировать интерес к подлинникам произведений изобразительного искусства.
6.Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.
Формы работы:
- посещение выставок;
- занятие по ознакомлению детей с искусством;
- занятия по рисованию.
Значение изодеятельности в развитие ребёнка
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Рисуя, ребёнок развивает определенные способности:
- зрительную оценку формы;
- ориентирование в пространстве;
- чувство цвета.
Развиваются также специальные умения и навыки:
- координация глаза и руки
- владение кистью руки.
Главная задача -это содействовать развитию личности ребёнка.
Эта поставленная задача решается в три этапа:
1. Замысел, представление
2. Период ассоциации (1,5-2года) "закаляки".
-по цвету
-по форме
-по ритму
-по расположению на листе
3. Повторение задуманного - это уже начало изобразительной деятельности.
Выполняя задания, дети открывают выразительные возможности таких художественных средств, как цвет, линия, контраст и нюанс, ритм, фактура. Дети познают различие между средствами в изобразительном искусстве, они учатся работать с гуашью, пастелью, акриловыми красками, акварелью, гелевыми ручками, фломастерами и т. п.
Важно, что дети осваивают приёмы создания композиционных решений, различных образов, движений.
Накопление знаний, опыта эстетического (эмоционально-ценностного) отношения к миру осуществляет воспитательную задачу, раскрывает, порой противоречивый внутренний мир маленького человека и формирует в детях:
- умение одухотворять (очеловечивать) "живую" и "неживую" природу;
- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, героями книг;
- готовность почувствовать "боль" и "радость" живых существ, сопереживать им;
- стремление заботиться о слабых;
- умение восхищаться красотой и многообразием природных форм, любоваться природой;
- способность чувствовать характер и изменчивость природных явлений, выражать чувства через рисунки;
- готовность эмоционально переживать образную форму произведений изобразительного искусства и т. д.
- использование различных средств и техник в изображении;
- умение давать оценку продуктам своей и чужой деятельности, иметь свою точку зрения;
- проявление инициативы в свободные темы;
- развивается творческая индивидуальность.
Окружающая среда также работает на всестороннее развитие дошкольника. Это прежде всего- окружение в группе должно отражать возрастные особенности, среда должна открывать приоритетное направление работы педагогов (группы), среда должна отражать уровень развития детей.
ИЗО в группе (студии):
1.Аудивизуальные средства (диапроектор, ДВД, магнитофон, компьютер).
2.Репродукции картин.
3.Альбомы для накопления детских впечатлений (тематические папки, картотеки)
4.Скульптура малых форм из различного материала (металл, фарфор, плюш и т. п. )
5.Предметы народно-прикладного искусства.
6.Дидактические игры.
7.Иллюстрации художников-иллюстраторов.
8.Изобразительные материалы (различные виды бумаги, краски, карандаши и т.п. )
9.То, что проходили вчера, сегодня и будут проходить завтра.
Детское творчество занимает особое место в общем пространстве искусства. По силе выразительности и чистоте ему нет равных. Искусство детей примиряет всех, помогает переносить трудности и невзгоды.
Как правило, детское творчество пользуется немалым успехом во всем мире. Ведь именно дети в своих работах искренни, правдиво отображают окружающую жизнь, романтику действительности. Открытые, откровенные, пронизанные искренней любовью к Родине, рассказывающие о героических событиях и повседневной действительности, о красоте природы, их акварели, гуаши, рисунки вызывают огромный интерес, восторг, гордость, служат делу взаимопонимания между взрослыми и детьми, дружбе.
Язык изобразительного творчества поистине интернационален, понятен маленьким и большим, грамотным и не умеющим читать и писать. На этом языке дети рассказывают о радости жизни, о своих мечтах, о желании дружить со сверстниками и взрослыми.
Задачи художественно-творческого развития
В каждом занятии изобразительного искусства решаются следующие задачи:
1. Передача и накопление эстетического отношения к миру, формирование экологической культуры ребенка, воспитание духовно богатой личности.
2. Передача и приумножение опыта творческой деятельности, формирование "культуры творческой личности" (самореализация).
3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительно-декоративных видах творчества, обучение "языку изобразительного искусства" (использование многообразие художественных техник с целью эффективного развития детской художественной одаренности).
4. Сообщение с учетом возрастных особенностей детей знаний в области изобразительного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.
Формирование творческой личности- одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Отечественные педагоги и психологи рассматривают творчество как создание человеком объективно и субъективно нового.
Особенности организации процесса восприятия
Наблюдение за природой может многому научить юного художника, делающего свои первые шаги в мире изобразительного искусства.
Организованное восприятие, созерцание родной природы и окружающей среды человека, любование объектами реального мира, восприятие и сравнение многообразных форм художественного воплощения разных культур - составляющее каждого занятия.
Педагог побуждает детей для более тщательного, внимательного сравнения, сопоставления увиденных образов, запечатленных художниками и реальным миром. Зрительный обзор должен побуждать детские воспоминания о том, что они когда-то видели, слышали или делали.
Удивление возникающее у ребенка в процессе рассматривания знакомых ему вещей, стимулирует активность восприятия.
Рассматривание с детьми картин (посещение музея), слайдов, фотографий, собственных рисунков педагога формирует у детей образ наставника - настоящего художника, профессионала.
Восприятие будет более глубоким, если органично сольется с игровыми действиями дошкольника. Игры на "цветовосприятие", "живые картины", "викторины", беседы о мастерах искусства и т.п.
Показ приемов работы должен быть вариативным, не замыкаться на каком-то конкретном образце. Педагог должен помочь детям выявить свойства художественных материалов и методов работы с ними.
Формировать заинтересованность и чувство ответственности к результатам практической деятельности помотают коллективные виды работ, когда над одним замыслом работает группа детей. Коллективные работы, созданные всей группой, как правило, больших размеров, красочны, декоративны и выразительны.
Педагог организует ход занятий и добавляет импровизацию. Создание коллективных работ и панно вызывает у детей живой интерес: каждый хочет, чтобы его планета, деревце или животное присутствовали на картине и он мог показать их своим родителям и воспитателям.
На коллективных занятиях появляется возможность создавать благоприятные условия для формирования у детей таких качеств, как ответственность, организованность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание художественного вкуса на уроках музыки"
В этой статье представлен материал о формировании художественного вкуса учащихся средствами музыкального искусства....
Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения"
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. В этом деле бо...
Мастер-класс "Развитие художественно-творческих способностей путем целенаправленного и организованного обучения. Работа с фольгой"
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Жизнь станови...
Родительское собрание «Роль семьи в развитии эстетического вкуса ребенка».
Каждому человеку хочется реализоваться в жизни, раскрыть свои возможности, почувствовать себя полноправным участником событий, а не пассивным наблюдателем, потребителем продукции массовой...
Конспект занятия по образовательным областям "Речевое развитие", Художественно- эстетическое развитие" (лепка) "Волшебная сказка"
Конспект итогового, интегрированного занятия по образовательным областям "Речевое развитие", "Художественно- эстетическое развитие" (лепка) по теме "Волшебная сказка"...
«Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»
Статья на тему «Развитие эстетического вкуса младших школьников при изучении сказок»...