Программа по хоровому пению.
календарно-тематическое планирование по музыке (3 класс) по теме
Программа по хоровому пению разработана для детей начального звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_horovogo_peniya.doc | 186 КБ |
programma_horovogo_peniya.doc | 186 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа хорового пения «Песня»
(программа дополнительного образования детей 9-11 лет, срок реализации программы 2 года)
автор: педагог дополнительного образования Ефимова Татьяна Анатольевна
с. Сотниковское, 2010-2011 год
Пояснительная записка
Важнейшей частью музыкально - эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания мы рассматриваем хоровое пение как самый доступный и активный вид творческой деятельности: в школе, наряду с уроками музыки, создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.
В основе реализации концепции лежат следующие принципы:
- Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
- Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять
творческим процессом;
3. Основу учебного репертуара составляют музыкальные произведения,
которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
* развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- музыкальной памяти;
- умственное и эмоциональное развитие ребенка;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
- приобретение навыков пения по нотам.
Программа хорового коллектива основана на произведениях современных композиторов, народной и джазовой музыке, песен композиторов-классиков.
Поскольку в реализации программы участвуют все дети без исключения, деятельность педагога дополнительного образования, детей и родителей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания, активности сторон.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.
Задачи программы
Образовательные:
- освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
- освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; освоение знаний о воздействии музыки на человека; освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
Развивающие
- развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
- развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
- развивать у детей стремление к творческой деятельности.
Воспитательные
- формировать у детей интерес и любовь к музыкальному искусству;
- воспитывать понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
- способствовать расширению музыкального кругозора;
- формировать навыки общения и культуры поведения.
Принципы обучения:
- доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
- последовательности и систематичности изложения;
- принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности;
• единства художественного и технического развития учащихся, оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса
з
Основные знания, умения, навыки
Программа рассчитана на два года обучения. В случае успешной реализации и сформированное постоянного, стабильного хорового коллектива разрабатывается дополнительная программа.
Программа хорового пения способствует формированию системы специальных знаний и навыков:
звукообразования в различных регистрах,
артикуляции,
дыхания,
слухового внимания и самоконтроля, выразительности пения.
Формирование хоровых навыков - единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотныи диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате воспитательной деятельности учащиеся получат: опыт творческой деятельности;
радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками; навыки коллективного творчества;
возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей. Кроме того, они приобретают опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
На уровне педагога:
- интегративность программы хорового пения с программами «Сольфеджио», «Вокал», «Мировая художественная культура»,
- участие в разного рода конкурсах,
- развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
- проведение открытых занятий,
- участие в семинарах, в курсах повышения квалификации.
На уровне учащегося:
- формирование и поддержание интереса к данному курсу,
- участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,
- качество выполнения учебных заданий,
- объем музыкальной эрудиции.
Способы диагностики результативности:
тесты, беседы с детьми,
наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках,
выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса.
предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения,
наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.
Критерии эффективности обучения хоровому пению
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные занятия, концертная деятельность коллектива. Именно чистота пения, сложность репертуара,
многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы
учащихся и педагога.
Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся первого и второго года обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у
каждого поющего.
- Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
- Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от ре1 - фа2 октавы.
- Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат,
короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
5. Вокальные упражнения:
смена гласных на повторяющемся звуке,
мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
трезвучия вниз и вверх,
небольшие мелодические обороты,
простые поступенные секвенции.
6. Выразительностью исполнения:
выражение глаз, лица, мимика, многообразие тембровых красок голоса, точная и выразительная фразировка, соблюдение темпа, пауз, цезур. Навыки строя и ансамбля:
1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и ноющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
1. Сольфеджирование и транспонирование доступных по трудности песен. 2. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, гамм, звукорядов.
Работа над исполнением хорового произведения
1. Показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания,
разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению
мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства
выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки:
2. Исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие
окончания, кульминации.
По программе хорового пения осуществляются следующие виды контроля:
- предварительный - выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей,
- текущий контроль - систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения.
8
~;
• итоговый контроль - чистота интонирования на концертных мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах.
Формы проверки
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы
являются:
открытые уроки,
сольные выступления,
хоровые конкурсы,
полугодовые и годовые отчетные концерты.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки-концерты, интегрированные уроки, музыкально-литературные композиции.
По окончании первого и второго полугодия проводятся хоровые концерты, на которых исполняются произведении русских и зарубежных композиторов, народные песни.
Хоровой коллектив выступает на праздничных концертах, участвует в конкурсах.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы хорового пения «Песня»
№ п.п | Содержание и виды работ | Общее количест во часов | Теория | Практика |
1. | Пение произведений | 92 | 10 | 82 |
2. | Пение учебно-тренировочного материала | 37 | 7 | 30 |
3. | Слушание музыки | 18 | 5 | 13 |
4. | Хоровое сольфеджио | 9 | 3 | 6 |
5. | Итого | 156 | 25 | 131 |
Содержание изучаемого курса I.Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
2.Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости к ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
З.Слушание музыки.
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
4.Хоровое сольфеджио.
Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.
Ресурсное обеспечение дополнительной образовательной программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы хорового пения включает в себя описание: -приемов развития слуха и голоса, -методов вокально-хорового воспитания детей, -форм проведения уроков, -дидактического материала.
Приемы развития слуха и голоса:
Приемы развития слуха и голоса:
- Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз в фальцетном и грудном регистре.
- Словесное описание качества певческого голоса и звука, аншшз и оценка их после прослушивания.
- Использование ручных знаков, нотной записи в пении упражнений, мелодий, песен.
- Пение без сопровождения.
- Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.
- Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.
- Активная артикуляция при мысленном пении, выразительное чтение текста.
- Выразительная фразировка, логические ударения.
- Сознательное управление дыханием, верхним небом, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и активного резонирования.
Ю.Самоконтроль и самооценка в процессе пения.
11 .Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке, юмор.
В работе используются следующие методы вокально-хорового
воспитания детей:
концентрический,
фонетический метод показа и подражания, мысленного пения.
Разнообразные формы проведения урока: урок хорового сольфеджио, урок-праздник, урок-концерт, тематический концерт,
урок - спектакль,
урок - музыкально-литературная композиция, индивидуальные занятия с солистами и ансамблями.
Дидактический материал включает в себя:
хрестоматии вокально-хорового репертуара, хоровые партитуры, материалы о творчестве композиторов, об известных произведениях и т.д., записи музыкальных произведений.
Репертуар хорового коллектива (1 год обучения)
- Г. Струве, сл. К. Ибреева «Школьный корабль»
- Русские народные прибаутки «Скок-поскок», «Барашеньки», «Андрей-воробей».
- Немецкая народная песня «Наш оркестр»
- М. Гретли «В лесу осел с кукушкой»
- М. Красев «Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха»
- Л. Бетховен «Сурок»
- М. Глинка сл. Кукольника «Жаворонок»
- Ю. Слонов сл. Н. Найденовой «За окошком весна»
- В. Шаинский сл. М. Тинича «Когда мои друзья со мной»
- Ю. Юдахина сл. В. Татирнова «Слон и скрипочка»
- Дж. Гершвин сл. А. Гершвин «Хлопай в такт»
- Э. Ди. Капуа «Мое солнышко»
- Е. Птичкин сл. Р. Рождественский «Сладка ягода»
- Итальянская народная песня «Санта-лючия»
Список литературы:
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
- Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
- Дмитриев Л,Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
- Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
- Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
- Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
Струве Г. Школьный хор.//М. «Просвещение», 1981.
Сведения
об организации отдыха, оздоровления и занятости детей
МОУ «СОШ №»
В августе 2011 года
Общее количество учащихся в школе 457
Общее количество учащихся в городе (районе) без учета уч-ся 11 классов ________
Показатели | июнь | июль | август | |||
1. | Всего центров (лагерей) с круглосуточным пребыванием (п. 1.1. + п.1.2.+ п.1.3.): | - | ||||
1.1. | на территории Ставропольского края, в том числе: | - | ||||
Оздоровительных загородных | - | |||||
Санаториев (в том числе санаторных лагерей) на базе КМВ | - | |||||
Палаточных | - | |||||
Спортивных | - | |||||
1.2. | за пределами Ставропольского края, в том числе: | - | ||||
Оздоровительных загородных | - | |||||
Палаточных | - | |||||
Спортивных | - | |||||
Санаторных (в том числе базы отдыха) | - | |||||
1.3. | Семейные формы отдыха | 10 | ||||
2. | Всего лагерей с дневным пребыванием (с питанием), в том числе (п.2.1.+ п.2.2.+ п.2.3.+ п.2.4.+ п.2.5.): | 1 | ||||
2.1. | Пришкольных | - | ||||
2.2. | На базе УДОД | - | ||||
2.3. | На базе центров соц. защиты | - | ||||
2.4. | Отряды при СОШ за средства соц. защиты | - | ||||
2.5. | На базе ДОУ | - | ||||
2.5. | Из них: Количество профильных лагерей | - | ||||
2.6. | Количество профильных смен | - | ||||
2.7. | Количество профильных отрядов | - | ||||
2.8. | Организовано туристических походов | 1 | ||||
3. | Всего охвачено детей организованным отдыхом с -питанием (п.1 + п.2) | 70 | ||||
3.1. | % от общего количе-ства обучающихся- | 15% | ||||
3.2. | % без учета выпускников 11 классов | 17% | ||||
4. | Отдых по месту жительства, в том числе (п.4.1.+ … п. 4.4.): | 30% | ||||
4.1. | Площадки по месту жительства | - | ||||
4.2. | Клубы по месту жительства | - | ||||
4.3. | Комнаты школьника | - | ||||
4.4. | Площадки при СОШ без питания | - | ||||
5. | Всего охвачено детей всеми видами ЛО (п.1 + п.2 + п.3+ п.4) | 112 | ||||
5.1. | % от общего количества обучающихся | 25% | ||||
5.2. | % без учета выпускников 11 классов | 26% | ||||
6. | Общее количество детей социально-незащищенных категорий | 94% | ||||
6.1. | Количество детей социально-незащищенной категории охваченных ЛО (п. 6.2.1.+…+ п. 6.2.7), в том числе: | 55% | ||||
6.2. | % от общего количества детей данной категории | 59% | ||||
6.2.1 | Воспитанники детских домов (см. расшифровку в Приложении 2.1.) | - | ||||
6.2.2 | Опекаемые (см. расшифровку в Приложении 2.1.) | - | ||||
6.2.3 | Приемные семьи (см. расшифровку в Приложении 2.1.) | - | ||||
6.2.4 | Дети – инвалиды (см. расшифровку в Приложении 2.2.) | 1 | ||||
6.2.5 | Дети - мигранты | - | ||||
6.2.6 | Дети из малообеспеченных семей | 54 | ||||
6.2.7 | Другие категории | - | ||||
7. | Общее количество детей и подростков, состоящих на всех видах профилактического учета | 13 | ||||
7. 1. | Из них, охваченных отдыхом и занятостью, в том числе (п.7.2.1. +… п.7.2.6.) | 8 | ||||
7. 2. | % от общего количества детей данной категории | 62% | ||||
7.2.1. | Трудовой занятостью | 6 | ||||
7.2.2. | Отдыхом в загородных лагерях (Центрах) | - | ||||
7.2.3 | Отдыхом в лагерях с дневным пребыванием | 1 | ||||
7.2.4 | Отдыхом в спортивных, палаточных лагерях | - | ||||
7.2.5 | Отдыхом в санаториях | - | ||||
7.2.6 | Отдыхом по месту жительства | - | ||||
8. | Отдых детей работников бюджетной сферы (кол-во) | - | ||||
9. | Охват детей трудовой занятостью (п.9.2.1.+…+ п. 9.2.8.) | 87 | ||||
9.1 | % от общего количества обучающихся, без учета выпускников 11 классов | 21% | ||||
9.2.1 | Загородные лагеря труда и отдыха | - | ||||
9.2.2. | Ученические производственные бригады | - | ||||
9.2.3. | Ремонтные бригады | - | ||||
9.2.4. | Трудовые объединения школьников | - | ||||
9.2.5. | Вожатые | 6 | ||||
9.2.6. | Трудоустроено через службы занятости | |||||
9.2.7. | Индивидуально трудоустроены | |||||
9.2.8. | Другие виды деятельности | |||||
10. | Всего охвачено отдыхом и трудом (п.5 + п.9) | 199 | ||||
10.1. | % от общего количества обучающихся | 26% | ||||
10.2. | % без выпускников 11 классов | 28% | ||||
11. | Кадровое обеспечение загородных центров (лагерей) (п.11.1.+…+ п.11.6.) | |||||
11.1. | Психологи | - | ||||
11.2. | Преподаватели физической культуры | 1 | ||||
11.3 | Вожатые | 6 | ||||
11.4 | Медицинские работники | 1 | ||||
11.5. | Повара | 3 | ||||
11.6. | Студенческих педагогических отрядов/ в них человек | |||||
12. | Кадровое обеспечение лагерей с дневным пребыванием (п.11.1.+…+ п.11.6.) | |||||
12.1 | Психологи | |||||
12.2 | Преподаватели физической культуры | |||||
12.3 | Вожатые | |||||
12.4 | Медицинские работники | |||||
12.5 | Повара | |||||
12.6 | Студенческих педагогических отрядов/ в них человек | |||||
13. | Детский травматизм в летний период, в том числе: | |||||
13.1 | ДТП | |||||
13.2 | В летнем оздоровительном учреждении | |||||
13.3 | На производстве | |||||
13.4 | Инфекционные заболевания, отравления в оздоровительном учреждении | |||||
13.5 | Случаи укусов клещом | |||||
13.6 | Случаи заболевания КГЛ | |||||
13.7 | Несчастные случаи с летальным исходом | |||||
14. | Финансирование ЛО из средств муниципального бюджета (п.14.1.+…+ п.14.8.) (в тыс. руб.), подается ежемесячно ! | |||||
14.1 | Профилактика КГЛ | |||||
14.2 | Медицинские осмотры педагогов | |||||
14.3 | Развитие материальной базы загородных центров/палаточных лагерей | |||||
14.4 | Развитие материальной базы лагерей с дневным пребыванием | |||||
14.5 | Софинансирование трудовой занятости | |||||
14.6 | Отдых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | |||||
14.7 | Отдых детей «группы риска» | |||||
14.8 | Организация питания в лагерях с дневным пребыванием детей/ на одного ребенка | |||||
15. | Средства родителей (тыс.руб.) | |||||
15.1 | Приобретение путевок в лагеря с дневным пребыванием | |||||
15.2 | Приобретение путевок в загородные лагеря | |||||
16. | Спонсорские средства (тыс.руб.) | |||||
16.1 | Приобретение путевок | |||||
16.2 | Организация питания | |||||
16.3 | Развитие материально-технической базы ЛОУ | |||||
16.4 | Транспортные услуги | |||||
16.5 | Другое |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4»
Программа хорового пения «Песня»
(программа дополнительного образования детей 9-11 лет, срок реализации программы 2 года)
автор: педагог дополнительного образования Ефимова Татьяна Анатольевна
с. Сотниковское, 2010-2011 год
Пояснительная записка
Важнейшей частью музыкально - эстетического воспитания в школе является формирование и развитие у ребенка понимания произведения искусства, постижение языка музыки. В своей концепции музыкального воспитания мы рассматриваем хоровое пение как самый доступный и активный вид творческой деятельности: в школе, наряду с уроками музыки, создана система музыкально-эстетического воспитания детей на основе собственно хорового пения, в процессе которого освещаются вопросы истории и теории музыки, эстетики и культуры.
В основе реализации концепции лежат следующие принципы:
- Обучение всех детей без отбора в условиях общеобразовательной школы;
- Методика вокальной работы с детьми строится на понимании физиологических механизмов звукообразования в различных голосовых регистрах и позволяет педагогу произвольно управлять
творческим процессом;
3. Основу учебного репертуара составляют музыкальные произведения,
которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:
* развитие музыкальности образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- музыкальной памяти;
- умственное и эмоциональное развитие ребенка;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке, музыкального вкуса учащихся, устойчивого интереса к музыке;
- приобретение навыков пения по нотам.
Программа хорового коллектива основана на произведениях современных композиторов, народной и джазовой музыке, песен композиторов-классиков.
Поскольку в реализации программы участвуют все дети без исключения, деятельность педагога дополнительного образования, детей и родителей строится на принципах сотрудничества, взаимопонимания, активности сторон.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы: содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению их музыкального кругозора, воспитанию личностных качеств, учитывая индивидуальные возможности детей, заложенный в них творческий потенциал; научить петь каждого ребенка, независимо от его природных данных.
Задачи программы
Образовательные:
- освоение знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка;
- освоение знаний о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; освоение знаний о воздействии музыки на человека; освоение знаний о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
Развивающие
- развивать музыкальные способности обучающихся, их исполнительские навыки;
- развивать творческую активность и творческие способности учащихся;
- развивать у детей стремление к творческой деятельности.
Воспитательные
- формировать у детей интерес и любовь к музыкальному искусству;
- воспитывать понимание народного, классического и современного музыкального творчества;
- способствовать расширению музыкального кругозора;
- формировать навыки общения и культуры поведения.
Принципы обучения:
- доступности содержательного материала в соответствии с возрастными особенностями детей, тщательный подбор музыкальных произведений для каждой ступени обучения, обучение пению по нотам всех детей без исключения;
- последовательности и систематичности изложения;
- принцип сбалансированного сочетания разнообразных форм и видов мыследеятельности;
• единства художественного и технического развития учащихся, оптимального сочетания индивидуальной, групповой и коллективной форм организации педагогического процесса
з
Основные знания, умения, навыки
Программа рассчитана на два года обучения. В случае успешной реализации и сформированное постоянного, стабильного хорового коллектива разрабатывается дополнительная программа.
Программа хорового пения способствует формированию системы специальных знаний и навыков:
звукообразования в различных регистрах,
артикуляции,
дыхания,
слухового внимания и самоконтроля, выразительности пения.
Формирование хоровых навыков - единый педагогический процесс. Они формируются относительно одновременно, обуславливая друг друга. Существенным признаком их формирования являются качественные изменения основных свойств голоса ученика. Развитие основных свойств звучания голоса должно происходить в следующих направлениях: звуковысотныи диапазон, динамический диапазон, тембр, дикция, подвижность голоса.
В результате воспитательной деятельности учащиеся получат: опыт творческой деятельности;
радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками; навыки коллективного творчества;
возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей. Кроме того, они приобретают опыт эмоционально-волевого отношения к окружающему миру, который вместе со знаниями и умениями формирует систему ценностей ребенка.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
На уровне педагога:
- интегративность программы хорового пения с программами «Сольфеджио», «Вокал», «Мировая художественная культура»,
- участие в разного рода конкурсах,
- развитие новых форм учебно-воспитательной работы,
- проведение открытых занятий,
- участие в семинарах, в курсах повышения квалификации.
На уровне учащегося:
- формирование и поддержание интереса к данному курсу,
- участие всех детей в проводимых мероприятиях, конкурсах,
- творческое выполнение учебных заданий, заинтересованность в личном росте,
- качество выполнения учебных заданий,
- объем музыкальной эрудиции.
Способы диагностики результативности:
тесты, беседы с детьми,
наблюдение за участием детей в общешкольных музыкальных конкурсах и праздниках,
выполнение учащимися самостоятельных творческих заданий во время учебного процесса.
предоставление самостоятельного выбора произведений для разучивания и исполнения,
наблюдение и беседы с учащимися и их родителями на музыкальных праздниках и конкурсах.
Критерии эффективности обучения хоровому пению
Основной объективной оценкой эффективности работы педагога являются открытые учебные занятия, концертная деятельность коллектива. Именно чистота пения, сложность репертуара,
многоголосное пение, сольное пение является оценкой качества работы
учащихся и педагога.
Для определения эффективности обучения важно, чтобы учащиеся первого и второго года обучения должны получить следующие вокально-интонационные навыки:
1. Певческая установка при пении сидя и стоя, постоянное певческое место у
каждого поющего.
- Певческое дыхание, умение следить за дирижерским показом одновременного вступления и окончания пения, спокойный, бесшумный вдох, смена дыхания между фразами, задержка дыхания, быстрая смена дыхания между фразами в быстром темпе.
- Звуковедение. Пение без напряжения, «мягким» звуком, правильное формирование и округление гласных, ровное звуковедение. Развитие певческого диапазона от ре1 - фа2 октавы.
- Дикция. Элементарные приемы артикуляции, собранные уголки губ, артикуляционные упражнения, «разогревающие» голосовой аппарат,
короткое произнесение согласных в конце слова, раздельное произнесение одинаковых согласных, соблюдение единой позиции для всех согласных, выделение логических ударений, скороговорки.
5. Вокальные упражнения:
смена гласных на повторяющемся звуке,
мажорная гамма в нисходящем и восходящем движении.
трезвучия вниз и вверх,
небольшие мелодические обороты,
простые поступенные секвенции.
6. Выразительностью исполнения:
выражение глаз, лица, мимика, многообразие тембровых красок голоса, точная и выразительная фразировка, соблюдение темпа, пауз, цезур. Навыки строя и ансамбля:
1. Чистота унисона - слитность голосов, умение слушать себя и ноющих, не выделяться из общего звучания, фермата, ударения, правильное воспроизведение ритмического рисунка.
1. Сольфеджирование и транспонирование доступных по трудности песен. 2. Упражнения на развитие ладового чувства, пение отдельных ступеней, интервалов, трезвучий, гамм, звукорядов.
Работа над исполнением хорового произведения
1. Показ - исполнение песни педагогом, общая характеристика содержания,
разбор текста и музыки: сопоставление музыкальных фраз по направлению
мелодии и ее строения, показ движения мелодии рукой; средства
выразительности: темп, размер, ритм, динамические оттенки:
2. Исполнение - передача художественного образа, фразировка, нюансы, мягкие
окончания, кульминации.
По программе хорового пения осуществляются следующие виды контроля:
- предварительный - выявляющий подготовленность группы детей к слуховой и певческой деятельности, развитие интонационных, ритмических способностей,
- текущий контроль - систематическая проверка развития мелодического, вокального и ритмического слуха, интонации, результативности обучения.
8
~;
• итоговый контроль - чистота интонирования на концертных мероприятиях, участие в открытых уроках, итоговых конкурсах.
Формы проверки
Формами проверки работы педагога по реализации данной программы
являются:
открытые уроки,
сольные выступления,
хоровые конкурсы,
полугодовые и годовые отчетные концерты.
В конце каждой четверти проводятся контрольные уроки-концерты, интегрированные уроки, музыкально-литературные композиции.
По окончании первого и второго полугодия проводятся хоровые концерты, на которых исполняются произведении русских и зарубежных композиторов, народные песни.
Хоровой коллектив выступает на праздничных концертах, участвует в конкурсах.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы хорового пения «Песня»
№ п.п | Содержание и виды работ | Общее количест во часов | Теория | Практика |
1. | Пение произведений | 92 | 10 | 82 |
2. | Пение учебно-тренировочного материала | 37 | 7 | 30 |
3. | Слушание музыки | 18 | 5 | 13 |
4. | Хоровое сольфеджио | 9 | 3 | 6 |
5. | Итого | 156 | 25 | 131 |
Содержание изучаемого курса I.Пение произведений.
Беседа о разучиваемых произведениях яркой, лаконичной, доступной для школьников форме с привлечением материала из школьной программы, из других видов искусств. Краткий экскурс об исторической эпохе, в которую жил и творил композитор-классик. Рассказ о творчестве, доступный данному возрасту. Анализ музыкального и поэтического текста, а также стилевых, жанровых, национальных и других особенностей произведения. Показ-исполнение песни педагогом. Разбор его содержания. Разучивание произведения с сопровождением и a capella. Доведение исполнения песни до уровня, пригодного для публичного выступления.
2.Пение учебно-тренировочного материала.
Раскрытие роли и смысла каждого нового упражнения для музыкально-певческого развития ребенка. Рассказ об упражнениях для развития дыхания, гибкости к ровности голоса. Показ упражнений, их разучивание и впевание. Контроль над качеством исполнения. Формирование у учащихся самоконтроля.
З.Слушание музыки.
Слушание вокально-хорового материала, осваиваемого учениками на занятиях хора, а также инструментальных произведений для расширения кругозора учащихся, введения их в многообразный мир художественных образов. Формирование умения грамотно оценивать музыкальные произведения.
4.Хоровое сольфеджио.
Пение сольфеджио упражнений, сначала одноголосных, затем многоголосных. Музыкальное «озвучивание» правил, изучаемых на уроке «Сольфеджио». Пение сольфеджио канонов, отрывков песен. Все упражнения по хоровому сольфеджио исполняются вокально, напевно, с хорошей дикцией и дыханием.
Ресурсное обеспечение дополнительной образовательной программы
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы хорового пения включает в себя описание: -приемов развития слуха и голоса, -методов вокально-хорового воспитания детей, -форм проведения уроков, -дидактического материала.
Приемы развития слуха и голоса:
Приемы развития слуха и голоса:
- Вслушивание в показ учителя и повторение отдельных звуков, мотивов, фраз в фальцетном и грудном регистре.
- Словесное описание качества певческого голоса и звука, аншшз и оценка их после прослушивания.
- Использование ручных знаков, нотной записи в пении упражнений, мелодий, песен.
- Пение без сопровождения.
- Транспонирование мелодий, секвенций, песен с целью развития диапазона голоса и определения более удобной тональности для певцов.
- Вокализация песен и упражнений с целью выравнивания тембра, достижения кантилены, выразительной фразировки.
- Активная артикуляция при мысленном пении, выразительное чтение текста.
- Выразительная фразировка, логические ударения.
- Сознательное управление дыханием, верхним небом, лицевыми мышцами для воспроизведения более высокого и мягкого звука, приближения вокальной позиции и активного резонирования.
Ю.Самоконтроль и самооценка в процессе пения.
11 .Одобрение и поощрение учеников учителем, положительные эмоции на уроке, юмор.
В работе используются следующие методы вокально-хорового
воспитания детей:
концентрический,
фонетический метод показа и подражания, мысленного пения.
Разнообразные формы проведения урока: урок хорового сольфеджио, урок-праздник, урок-концерт, тематический концерт,
урок - спектакль,
урок - музыкально-литературная композиция, индивидуальные занятия с солистами и ансамблями.
Дидактический материал включает в себя:
хрестоматии вокально-хорового репертуара, хоровые партитуры, материалы о творчестве композиторов, об известных произведениях и т.д., записи музыкальных произведений.
Репертуар хорового коллектива (1 год обучения)
- Г. Струве, сл. К. Ибреева «Школьный корабль»
- Русские народные прибаутки «Скок-поскок», «Барашеньки», «Андрей-воробей».
- Немецкая народная песня «Наш оркестр»
- М. Гретли «В лесу осел с кукушкой»
- М. Красев «Заключительный хор из оперы «Муха-Цокотуха»
- Л. Бетховен «Сурок»
- М. Глинка сл. Кукольника «Жаворонок»
- Ю. Слонов сл. Н. Найденовой «За окошком весна»
- В. Шаинский сл. М. Тинича «Когда мои друзья со мной»
- Ю. Юдахина сл. В. Татирнова «Слон и скрипочка»
- Дж. Гершвин сл. А. Гершвин «Хлопай в такт»
- Э. Ди. Капуа «Мое солнышко»
- Е. Птичкин сл. Р. Рождественский «Сладка ягода»
- Итальянская народная песня «Санта-лючия»
Список литературы:
- Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения а общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
- Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
- Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
- Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
- Дмитриев Л,Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
- Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
- Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
- Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
Струве Г. Школьный хор.//М. «Просвещение», 1981.
Сведения
об организации отдыха, оздоровления и занятости детей
МОУ «СОШ №»
В августе 2011 года
Общее количество учащихся в школе 457
Общее количество учащихся в городе (районе) без учета уч-ся 11 классов ________
Показатели | июнь | июль | август | |||
1. | Всего центров (лагерей) с круглосуточным пребыванием (п. 1.1. + п.1.2.+ п.1.3.): | - | ||||
1.1. | на территории Ставропольского края, в том числе: | - | ||||
Оздоровительных загородных | - | |||||
Санаториев (в том числе санаторных лагерей) на базе КМВ | - | |||||
Палаточных | - | |||||
Спортивных | - | |||||
1.2. | за пределами Ставропольского края, в том числе: | - | ||||
Оздоровительных загородных | - | |||||
Палаточных | - | |||||
Спортивных | - | |||||
Санаторных (в том числе базы отдыха) | - | |||||
1.3. | Семейные формы отдыха | 10 | ||||
2. | Всего лагерей с дневным пребыванием (с питанием), в том числе (п.2.1.+ п.2.2.+ п.2.3.+ п.2.4.+ п.2.5.): | 1 | ||||
2.1. | Пришкольных | - | ||||
2.2. | На базе УДОД | - | ||||
2.3. | На базе центров соц. защиты | - | ||||
2.4. | Отряды при СОШ за средства соц. защиты | - | ||||
2.5. | На базе ДОУ | - | ||||
2.5. | Из них: Количество профильных лагерей | - | ||||
2.6. | Количество профильных смен | - | ||||
2.7. | Количество профильных отрядов | - | ||||
2.8. | Организовано туристических походов | 1 | ||||
3. | Всего охвачено детей организованным отдыхом с -питанием (п.1 + п.2) | 70 | ||||
3.1. | % от общего количе-ства обучающихся- | 15% | ||||
3.2. | % без учета выпускников 11 классов | 17% | ||||
4. | Отдых по месту жительства, в том числе (п.4.1.+ … п. 4.4.): | 30% | ||||
4.1. | Площадки по месту жительства | - | ||||
4.2. | Клубы по месту жительства | - | ||||
4.3. | Комнаты школьника | - | ||||
4.4. | Площадки при СОШ без питания | - | ||||
5. | Всего охвачено детей всеми видами ЛО (п.1 + п.2 + п.3+ п.4) | 112 | ||||
5.1. | % от общего количества обучающихся | 25% | ||||
5.2. | % без учета выпускников 11 классов | 26% | ||||
6. | Общее количество детей социально-незащищенных категорий | 94% | ||||
6.1. | Количество детей социально-незащищенной категории охваченных ЛО (п. 6.2.1.+…+ п. 6.2.7), в том числе: | 55% | ||||
6.2. | % от общего количества детей данной категории | 59% | ||||
6.2.1 | Воспитанники детских домов (см. расшифровку в Приложении 2.1.) | - | ||||
6.2.2 | Опекаемые (см. расшифровку в Приложении 2.1.) | - | ||||
6.2.3 | Приемные семьи (см. расшифровку в Приложении 2.1.) | - | ||||
6.2.4 | Дети – инвалиды (см. расшифровку в Приложении 2.2.) | 1 | ||||
6.2.5 | Дети - мигранты | - | ||||
6.2.6 | Дети из малообеспеченных семей | 54 | ||||
6.2.7 | Другие категории | - | ||||
7. | Общее количество детей и подростков, состоящих на всех видах профилактического учета | 13 | ||||
7. 1. | Из них, охваченных отдыхом и занятостью, в том числе (п.7.2.1. +… п.7.2.6.) | 8 | ||||
7. 2. | % от общего количества детей данной категории | 62% | ||||
7.2.1. | Трудовой занятостью | 6 | ||||
7.2.2. | Отдыхом в загородных лагерях (Центрах) | - | ||||
7.2.3 | Отдыхом в лагерях с дневным пребыванием | 1 | ||||
7.2.4 | Отдыхом в спортивных, палаточных лагерях | - | ||||
7.2.5 | Отдыхом в санаториях | - | ||||
7.2.6 | Отдыхом по месту жительства | - | ||||
8. | Отдых детей работников бюджетной сферы (кол-во) | - | ||||
9. | Охват детей трудовой занятостью (п.9.2.1.+…+ п. 9.2.8.) | 87 | ||||
9.1 | % от общего количества обучающихся, без учета выпускников 11 классов | 21% | ||||
9.2.1 | Загородные лагеря труда и отдыха | - | ||||
9.2.2. | Ученические производственные бригады | - | ||||
9.2.3. | Ремонтные бригады | - | ||||
9.2.4. | Трудовые объединения школьников | - | ||||
9.2.5. | Вожатые | 6 | ||||
9.2.6. | Трудоустроено через службы занятости | |||||
9.2.7. | Индивидуально трудоустроены | |||||
9.2.8. | Другие виды деятельности | |||||
10. | Всего охвачено отдыхом и трудом (п.5 + п.9) | 199 | ||||
10.1. | % от общего количества обучающихся | 26% | ||||
10.2. | % без выпускников 11 классов | 28% | ||||
11. | Кадровое обеспечение загородных центров (лагерей) (п.11.1.+…+ п.11.6.) | |||||
11.1. | Психологи | - | ||||
11.2. | Преподаватели физической культуры | 1 | ||||
11.3 | Вожатые | 6 | ||||
11.4 | Медицинские работники | 1 | ||||
11.5. | Повара | 3 | ||||
11.6. | Студенческих педагогических отрядов/ в них человек | |||||
12. | Кадровое обеспечение лагерей с дневным пребыванием (п.11.1.+…+ п.11.6.) | |||||
12.1 | Психологи | |||||
12.2 | Преподаватели физической культуры | |||||
12.3 | Вожатые | |||||
12.4 | Медицинские работники | |||||
12.5 | Повара | |||||
12.6 | Студенческих педагогических отрядов/ в них человек | |||||
13. | Детский травматизм в летний период, в том числе: | |||||
13.1 | ДТП | |||||
13.2 | В летнем оздоровительном учреждении | |||||
13.3 | На производстве | |||||
13.4 | Инфекционные заболевания, отравления в оздоровительном учреждении | |||||
13.5 | Случаи укусов клещом | |||||
13.6 | Случаи заболевания КГЛ | |||||
13.7 | Несчастные случаи с летальным исходом | |||||
14. | Финансирование ЛО из средств муниципального бюджета (п.14.1.+…+ п.14.8.) (в тыс. руб.), подается ежемесячно ! | |||||
14.1 | Профилактика КГЛ | |||||
14.2 | Медицинские осмотры педагогов | |||||
14.3 | Развитие материальной базы загородных центров/палаточных лагерей | |||||
14.4 | Развитие материальной базы лагерей с дневным пребыванием | |||||
14.5 | Софинансирование трудовой занятости | |||||
14.6 | Отдых детей, находящихся в трудной жизненной ситуации | |||||
14.7 | Отдых детей «группы риска» | |||||
14.8 | Организация питания в лагерях с дневным пребыванием детей/ на одного ребенка | |||||
15. | Средства родителей (тыс.руб.) | |||||
15.1 | Приобретение путевок в лагеря с дневным пребыванием | |||||
15.2 | Приобретение путевок в загородные лагеря | |||||
16. | Спонсорские средства (тыс.руб.) | |||||
16.1 | Приобретение путевок | |||||
16.2 | Организация питания | |||||
16.3 | Развитие материально-технической базы ЛОУ | |||||
16.4 | Транспортные услуги | |||||
16.5 | Другое |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Хоровое пение»Автор: Е.В. Жарова музыкально-хоровая школа «Радость»...
Рабочая образовательная программа ансамбля народного хорового пения «Росинка».
АНОТАЦИЯдополнительной образовательной программы педагога муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» Представляемая...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «Хоровое пение» (срок обучения 5 лет)
Программа учебного предмета «Хоровое пение» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искус...
Программа внеурочной деятельности по музыке " Хоровое пение"
Программа внеурочной деятельности по музыке...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Хоровое пение»
Рабочая программа имеет пояснительную записку, цели,задачи, планируемые результаты....
Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению»
Мастер – класс по хоровому пению: «Применение здоровьесберегающих технологий, на занятиях по хоровому пению» Описание: Дыхательная разминка, артикуляционные упражнения, распевание, и...
Программа дополнительного образования "Хоровое пение"
Данная программа реализуется в классах, работающих в технологии здоровьесбережения В.Ф.Базарного, а также будет интересна тем, кто заботится о гармоничном развитии и воспитании детей младшего школьног...