Программа дополнительного образования 1 класс, "Учись учиться"
рабочая программа (1 класс)

Карамнова Светлана Ивановна

Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что у учащихся недостаточно развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Школьники должны иметь мотивацию к обучению. Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно                                       первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uchis_uchitsya_1b_1v_1g_.docx43.61 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы

«Школа № 1552»

 (ГБОУ Школа № 1552)

                                        УТВЕРЖДАЮ

Принята на заседании                                                                   Директор ГБОУ Школа № 1552

педагогического совета  

Протокол №                                                                             _______________И.В. Рафальская

от « 01» 09  2022 года.                                           Приказ № ___- ДО от  «___» _____  2022 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ 

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Учись учиться»

ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Направленность программы: общеинтеллектуальная

Уровень: ознакомительный

Возраст: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Барсукова Е. Е.

Кедыч О. Е.

Карамнова С. И.

Москва, 2022

Дополнительная общеразвивающая программа

 «Учись учиться»

Ознакомительный уровень

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного                     образования «Учись учиться», имеет общеинтеллектуальную направленность. 

    Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения.

     Актуальность данной общеобразовательной программы характеризуется тем, что у учащихся недостаточно развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции. Школьники должны иметь мотивацию к обучению. Данная программа направлена на снятие эмоционального дискомфорта у младших школьников, особенно                                       первоклассников, создание ситуации успеха, а также на коррекцию и развитие школьно-значимых психофизиологических и социальных функций в процессе учебной, изобразительной и игровой деятельности.

     Педагогическая целесообразность данной программы определена тем,

что позволяет решать все три аспекта учебной цели: познавательный,                              

развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания,                                 воображения.

- формирование и развитие общеучебных умений и навыков (умение

самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, умение контролировать и оценивать свою работу).

Развивающий аспект

Развитие речи при работе над словом, словосочетанием, предложением.

Развитие мышления в ходе усвоения детьми таких приёмов мыслительной

деятельности как умение анализировать, сравнивать, синтезировать,

обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать. Развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук). Развитие двигательной

сферы.

Воспитывающий аспект

Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формирование «я-концепции»).

    Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной               сферы ребёнка.  

   Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является                      развитие познавательных способностей через задания не учебного                             характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой                                            деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на                     развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время                            систематическое выполнение данных заданий готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.

    Цель программы заключается в развитии познавательных способностей

учащихся на основе системы развивающих занятий. Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.

Задачи программы нацелены на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие младших школьников.

Образовательные  

Развивающие

Воспитательные

развитие мышления в процессе формирования                основных приемов мысли тельной деятельности:          анализа, синтеза, сравнения, обобщения,                      классификации, умение выделять главное,                     доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

Создание эмоционально-комфортной образовательной среды для успешного формирования и развития учебных, социальных и познавательных навыков учащихся.

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;                                                  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;                формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;                                               развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся.

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности;

охранение жизни и здоровья учащихся.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является      именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и                  навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Возраст обучающихся

Программа рассчитана на возраст детей от 7 до 8 лет.  

Срок реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год, 33 часа. Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Продолжительность занятия составляет 35-40 мин.

Форма и режим занятий.

Форма занятий – занятия проводятся одновременно со всем классом.

Состав группы детей постоянный, набор производится по желанию

детей.    

Основная форма обучения – очная.

Планируемые результаты освоения программы.

Предметные результаты освоения программы

формирование следующих умений:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях.

Метапредметные результаты освоения программы

формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- Определять цель деятельности   с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Личностные результаты освоения программы.                                                                 формирование следующих умений:                                                                                            - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, делать                   выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

II.  Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение в программу (2 ч)

Занятие 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие.

Начальная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия (28 ч)

Занятие 2.1 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам». (Т. с.8-9)

Занятие 2.2 Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

«Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру». (Т. с.10-11)

Занятие 2.3 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам». (Т. с.12-13)

Занятие 2.4  Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова». (Т.с.14-15)

Занятие 2.5 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам». (Т.с.16-17)

Занятие 2.6 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам». (Т.с.18-19)

Занятие 2.7 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Замени одним словом», «Найди общее название», «Нарисуй по точкам». (Т.с.20-21)

Занятие 2.8  Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам». (Т.с.22-23)

Занятие 2.9  Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».(Т.с.24-25)

Занятие 2.10 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам». (Т.с.26-27)

Занятие 2.11 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.28-29)

Занятие 2.12 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

 «Допиши по аналогии», «Допиши наоборот», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.30-31)

Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.32-33)

Занятие 2.14 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.34-35)

Занятие 2.15 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.36-37)

Занятие 2.16 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Допиши «наоборот», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».(Т.с.38-39)

Занятие 2.17 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Выбери правильный ответ», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.40-41)

Занятие 2.18 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Вставь по аналогии», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру». (Т.с.42-43)

Занятие 2.19 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Найди лишнее слово», «Раздели на группы», «Раскрась картинку».(Т.с.44-45)

Занятие 2.20  Упражнения на развитие  внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

«Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку». (Т.с.46-47)

Занятие 2.21  Упражнения на развитие внимания.

«Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку».(Т.с.48-49)

Занятие 2.22 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Подчеркни «наоборот», «Найди слова», «Раскрась картинку». (Т.с.50-51)

Занятие 2.23 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку». Т.с.52-53)

Занятие 2.24 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку». (Т.с.54-55)

Занятие 2.25 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку». (Т.с.56-57)

Занятие 2.26 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Допиши по аналогии», «Соедини выражения», «Раскрась картинку». (Т.с.58-59)

Занятие 2.27 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Допиши по аналогии», «Вставь числа», «Раскрась картинку».(Т.с.60-61)

Занятие 2.28 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Найди пару», «Найди слова», «Раскрась картинку». (Т.с.62-63)

Раздел 3. Подведение итогов (3 ч)

Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».

III. Формы контроля и оценочные материалы

Способы определения результативности  

Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце.  Такую диагностику может провести учитель и школьный психолог.  Данные заносятся в таблицу, чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся класса в течение учебного года, и в течение реализации программы.  Диагностику можно проводить, используя, разные методики. В таблице приводятся «примерные» известные методики.

Сроки

Вид

диагностики

Задачи

Содержание

Формы

Сентябрь

Входящая

Определить     уровень                               сформированности                       мыслительных процессов.

Диагностика внимания: 

-методика «Корректурная             проба» (изучение уровня               распределения, концентрации, устойчивости внимания);

- методика «Шифровка»                  (изучение уровня                      переключения  внимания);

Диагностика памяти:

- методика «Определение коэффициента логической и               механической памяти»;

- методика «Логическая память» (изучение уровня              опосредованного                    запоминания).

Диагностика мышления:

- Тест  Равена (изучение           уровня интеллектуального          развития);

- методика «Сравнение понятий» (изучение процессов         анализа и синтеза);

- методика «Исключение              понятий» (изучение процессов обобщения и отвлечения);

- исследование вербально-логического мышления

Диагностика зрительно-моторной координации:

- гештальт-тест Бендер

Тестирование

Май

Итоговая

Определить                 уровень                  сформированности мыслительных процессов к концу учебного года

Тот же набор диагностик, для проведения сравнительного анализа уровня развития                 познавательных процессов в течение года.

Тестирование

Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:

-  сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении четырех лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей;

-– степенью помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения заданий на разных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальных марафонах и т.п.,   при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно и насколько эффективно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

- отзывы учителей и родителей.

IV. Организационно-педагогические условия

реализации Программы

 Методическое обеспечение реализации программы

При реализации программы используются следующие группы форм организации обучения:

- по дидактической цели — вводное занятие, практическое занятие,  по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей -  мастерская, конкурс, фестиваль, отчетный концерт, занятие – игра, открытое занятие. 

Основные методы работы с обучающимися

На занятиях используются следующие методы работы:

  • словесный (устное изложение материала)
  • иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов)
  • репродуктивный (практическое изучение материала по образцу педагога)

По источнику знаний используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-наглядный (репродуктивный) -  
  • словесный метод -
  • практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся

Список литературы, используемой при написании программы

1. УМК "Развивающие задания: тесты, игры, упражнения" 1 класс. Автор: Е.В. Языканова Жанр: курс развивающих занятий Издательство: "Экзамен", 2016

2. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2014

3. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. 2-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2012

4. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ – ПРЕСС, 2014

5. Зак  А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. 2-е изд., испр. И доп. М.: АРКТИ, 2013

6. Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2012.

7. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2015.

V. ПРИЛОЖЕНИЕ

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не         одного какого-то процесса.

Тема

Количество часов

Дата

проведения

1.1

Введение в программу.

Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

1

1.2

Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.

1

2.1

Развивающие занятия.

Упражнения на развитие умения                      классифицировать предметы и слова.

1

2.2

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1

2.3

Упражнения на развитие умения владеть      операциями анализа и синтеза.

1

2.4

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

2.5

Упражнения на развитие понятийного            мышления (умение обобщать).

1

2.6

Упражнения на развитие способности к          классификации, абстрагированию.

1

2.7

Упражнения на развитие понятийного      мышления (умение обобщать).

1

2.8

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

2.9

Упражнения на развитие умения                  устанавливать связи между понятиями.

1

2.10

Упражнения на развитие понятийного        мышления (умение обобщать).

1

2.11

Упражнения на развитие умения                   устанавливать связи между понятиями.

1

2.12

Упражнения на развитие умения                   устанавливать связи между понятиями.

1

2.13

Упражнения на развитие способности к           классификации, абстрагированию.

1

2.14

Упражнения на развитие понятийного          мышления (умение обобщать).

1

2.15

Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1

2.16

Упражнения на развитие способности к             классификации, абстрагированию.

1

2.17

Упражнения на развитие понятийного            мышления (умение обобщать).

1

2.18

Упражнения на развитие умения                    устанавливать связи между понятиями.

1

2.19

Упражнения на развитие умения                    классифицировать предметы и слова.

1

2.20

Упражнения на развитие  внимания,            наблюдательности, навыков устного счёта.

1

2.21

Упражнения на развитие внимания.

1

2.22

Упражнения на развитие умения                    устанавливать связи между понятиями.

1

2.23

Упражнения на развитие умения владеть              операциями анализа и синтеза.

1

2.24

Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1

2.25

Упражнения на развитие внимания,                  ассоциативной памяти.

1

2.26

Упражнения на развитие умения                    устанавливать связи между понятиями.

1

2.27

Упражнения на развитие умения                      устанавливать связи между понятиями.

1

2.28

Упражнения на развитие умения владеть           операциями анализа и синтеза.

1

3.1

Подведение итогов

Итоговая диагностика и тестирование.

2

3.2

Выставка-конкурс «Лучшая книга».

1

Итого:

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися: "Учимся решать задачи повышенной сложности"

Авторская программа дополнительного образования для работы с одаренными и способными учащимися. Программа расчитана на детей 7-10 лет. Срок реализации 4 года. Автор Резакова Ольга Николаевна....

Программа дополнительного образования "Учусь оценивать себя" 3 класс

Рабочая программа кружка "Учусь оценивать себя" для учащихся 3 класса (ОС "Школа 2100")...

Программа дополнительного образования детей (для детей 5-6 лет) "Учимся играя. Адаптация к школьной жизни".

Эта программа включает в себя следующие разделы: "Развитие речи и чтение", "Занимательная математика", "Развитие графических навыков", "Изобразительная деятельность"....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Программа дополнительного образования "Учимся играя" 5-7 лет

Заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо начинать  в дошкольном возрасте. Как было выяснено в ходе исследований крупнейших учёных, таких как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев и других...