Правополушарное рисование как прием арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста
статья
Применение правополушарного рисования в коррекционной работе с детьми
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правополушарное рисование как прием арт-терапии в
коррекционно-развивающей работе с детьми младшего школьного возраста
О существовании двух полушарий головного мозга известно всем и каждому. Левое полушарие отвечает за логические связи, критику, правила и стереотипы. Оно является ведущим, руководит нами. На протяжении всей нашей жизни нас учат быть "левополушарными". Это люди долга, они ответственны и принципиальны. Правое полушарие отвечает за пространственно-образное мышление. Оно отвечает за наши творческие способности, позволяет нам мыслить не только формами, но и образами. Именно оно делает нашу жизнь яркой и неповторимой. Благодаря развитому правому полушарию мы можем легко и быстро найти выход из самой сложной ситуации, начинаем мыслить креативно. В правом полушарии головного мозга находятся все ответы на наши вопросы, потому что оно связано с нашим подсознанием и интуицией.
Метод правополушарного рисования – это не обучение изобразительному искусству, а скорее тренинг, позволяющий раскрепоститься, раскрыться, снять барьеры, сковывающие индивидуальность и творческие возможности личности. Правополушарное рисование может выступать и как альтернативный способ обучения рисованию, раскрытия творческих способностей, и как способ релакса, и как средство арт-терапии. И все вышеперечисленные функции одномоментно.
Быстрое обучение рисованию происходит за счет включения в работу правого полушария мозга, которое обладает отличным чувством пространства и формы, чего, в общем-то, и не хватает нашим традиционным методам обучения. Работы, выполненные по данной методике, при обычном простом сюжете, удивляют своей живостью, глубиной, необычностью, излучая эмоциональное состояние. Поверив в свои силы, побывав в ситуации творческого успеха, человек обретает ценные внутренние убеждения: «Я – могу!»; «Мне – можно!».
Изначально у каждого ребенка более развита правая доля мозга – он исследует мир, а не анализирует его, воспринимает каждый образ отдельно от остальных предметов, не умея еще логически их связывать между собой. Но уже старшем дошкольном возрасте эта способность начинает исчезать, уступая место развитию логики.
В процессе занятий правополушарным рисованием дети раскрепощаются, высказывают свои идеи, экспериментируют. Не просто учатся рисовать, а учатся видеть и ценить прекрасное, при помощи нанесения мазков находить духовное равновесие и учиться самовыражаться.
Занятия проводятся в группе не более 15 человек в течение 35-45 минут. За это время дети успевают выполнить специальный комплекс упражнений для активизации правого полушария, нарисовать прекрасную картину, пообщаться между собой и с педагогом. Для занятий обязательно подбирается музыкальное сопровождение в соответствии с темой занятия.
Хорошо быть и правополушарным и левополушарным человеком, но гораздо лучше, когда оба полушария хорошо и гармонично развиты. Этого и позволяет добиться правополушарное рисование. Она помогает стать более раскрепощенными и эмоциональными.
Специалисты считают, что правополушарное рисование является новым методом лечения депрессии, гиперактивности, повышенной тревожности без лекарственных препаратов, что особенно важно для детей начальной школы. Эта методика помогает как взрослым, так и детям.
Гармонизация работы правого и левого полушарий не только раскроет истинный потенциал ребенка, поможет ему в дальнейшем легче усваивать учебный материал в школе, но и сбережет от перегрузок и стрессов. Люди, у которых развиты оба полушария, меньше устают и имеют более высокую работоспособность.
Итак, правополушарное рисование является приёмом арт-терапии и позволяет:
- проявить индивидуальность;
- реализовать свои творческие способности;
- самовыразиться через рисунок;
- получить удовольствие от процесса, улучшить настроение, зарядиться позитивом;
- бороться со стрессами, накопившимися проблемами, душевными переживаниями;
- поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, я не смогу»;
- избавиться от комплексов;
- достичь гармоничного внутреннего состояния.
Перечисленные моменты очень важны для арт-терапии. Но это еще не арт-терапия. Для того, чтобы это стало инструментом арт-терапии, сюда нужно включить цели, направляющие процесс рисования и обсуждение чувств и эмоций, сопровождающих процесс.
Для арт-терапевтических упражнений прекрасно подойдут образы природы (например, погода, времена года, небо, вода). А самое простое – это рисовать абстрактные интуитивные рисунки.
Какие упражнения можно отнести к арт-терапии:
- Закрашиваем весь лист белилами быстро и плотно. (Этот расслабляет, убирает напряжение).
- Пока не высохли белила, закрасьте лист «Моё настроение сейчас». Используйте те цвета, которые вам хочется.
- Возьмите круглую кисть и концом кисти нарисуйте свои проблемы, сложности, страхи .
- Нарисуйте то, , что дает вам силы, внутренние ресурсы (любовь, доброта, сила и т. д.). Выберите цвет и также концом кисти начинайте рисовать.
- Посмотрите на вашу картину. Что вы чувствуете, глядя на картину? Чего больше? Хочется ли что-то добавить? Если хочется что-то добавить – сделайте это. Что это для вас? Что самого главного для вас сейчас произошло?
Любое проявление детского творчества имеет право на существование, а метод правополушарного рисования с использованием приёмов арт-терапии позволяет корректировать не только поведение, но и успеваемость учеников. Что позволяет добиваться больших результатов.
Литература:
1. А. Васильева Техника рисования Тренируем восприятие и осваиваем интуитивное рисование изд.: Манн, Иванов и Фербер, 2019
2. А. Верещагин Эффективный мозг. Правое полушарие VS левое. Изд. ИГ «Весь» 2017
3. Е. Тарарина Практикум по арт-терапии в работе с детьми изд.: АСТАМИР-В, 2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста проявляющими агрессию в поведении».
Современные условия жизни общества с непрерывно растущими нервно-психическими нагрузками, социальными стрессами, при отсутствии четких нравственных ориентиров формируют обстановку, в которой здоровье ...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья посвящена танцевально-двигательной терапии и приемам работы с детьми младшего школьного возраста....
Прием использования логосказки в системе коррекционной работы с детьми младшего школьного возраста с речевыми нарушениями
Цель: представление опыта логопедической работы по устранению речевых нарушений у детей младшего школьного возраста на основе использования логосказок.Задачи:1. Ознакомить педагогов с &laq...
АРТ-ТЕРАПИИ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей – это единственный способ дать миру знать о...
Коррекционно-развивающие игры в работе с детьми младшего школьного возраста.
Известно, что у детей младшего школьного возраста усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преиму...
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.
Коррекционно-развивающее занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Цель: закреплять знания детей о сказках А.С. Пушкина.Вспоминали сказки А. С. Пушкина и отвечали на вопросы викторин....
Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога с детьми младшего школьного возраста с ЗПР в третьем классе.
Воспитательное занятие проводилось в 3 классе школы VII вида.Учеников знакомила с историей освоения космоса и литературой о космонавтах. Отгадывали загадки.Цель: расширять представления учащихся ...